Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные идеи христианства



Раннее христианство. Значимость явления Христа в идеологии христианства становится понятной при рассмотрении христианской концепции жизни человечества. Творцом всего является Бог, создавший весь мир и самого человека. Грехопадение Адама и Евы, попавших под влияние сил зла и, в нарушение запрета Бога, отведавших плоды с запретного дерева познания добра и зла, повлекло за собой их изгнание из рая. Это и было началом истории человечества. На Адаме и Еве и на всем их потомстве, на всех людях лежит несмываемая печать первородного греха. Первородный грех обрекает каждого на гибель, на вечную адскую муку, но роковая цепь была прервана искупительной жертвой Христа. Бог дал человечеству возможность спасения: через Духа Святого, вошедшего в лоно Девы Марии. Он пришел к людям как Сын Божий, облеченный в человеческую плоть, совершил искупительную жертву, приняв крестную смерть, и тем самым снял с людей проклятие первородного греха. Воскреснув на третий день после смерти, Христос только на сороковой день после Воскресения вознесся на небо и должен будет окончательно прийти еще раз на землю. Первый приход Христа воссоединил человека с Богом: в лице Христа человечество заключило новый договор с Богом – Новый Завет. Это и было началом христианства, основанием христианской церкви. Второй же приход Христа будет знаменовать конец света, наступление Страшного суда: над всеми людьми, и умершими и живыми, в «конце времен» будет совершен суд Божий, после которого праведники обретут жизнь вечную в царстве Божьем, а грешники навсегда будут ввергнуты в геенну огненную.

Основные идеи христианства: идея единого всемогущего Бога, идея прихода Мессии, учение о конце света (эсхатология). Эти идеи христианства не были оригинальными – они принесены из иудаизма.

Христианство и иудаизм. В XX в. было найдено доказательство существования в иудаизме общины, которая была как бы промежуточным звеном между иудаизмом и христианством. Речь идет о найденных в 1947 г. (в двух километрах западнее берега Мертвого моря) документах, которые получили название Кумранских рукописей. Они рассказывают о жизни общины ессеев, одного из религиозно-политических движений в иудаизме, возникшем во II в. до н. э. Ессеи исповедовали иудаизм, но, считая, что жречество исказило Закон, осквернило Храм, порвали с Храмом и стали называть себя Новым Заветом, ушли в пустыню и основали там замкнутую, изолированную от всех общину. Кумраниты называли себя «сынами света» в противоположность «сынам тьмы», к которым относили все остальное человечество, и, кроме того, «простецами» и «нищими».

Кумранская община, существовавшая со II в. до н. э. до I в. н. э., была общиной абсолютного социального равенства, для которой были характерны общность имущества, обязательный труд для всех, совместные трапезы с благословением хлеба и вина. Во главе общины стоял епископ (греч. «надзиратель»).
В общине были приняты ритуальные омовения, которым предшествовало духовное очищение – внутреннее покаяние. Совершенно очевидно повторение некоторых принципиальных положений кумранитов и их обрядовой практики в деятельности раннехристианских общин. Кумранитам был свойственен дуализм, т. е. представление о борьбе в мире двух начал – добра и зла (Света и Тьмы), эсхатология, мессианизм. Особое место в учении кумранитов занимало почитание «Учителя праведности». Большинство ученых считают, что «Учитель» – это реальный человек, живший во II в. до н. э., основатель общины, сформировавший учение кумранитов, преследуемый «нечестивым жрецом» – первосвященником Иерусалимского Храма. Кумраниты верили в воскрешение Учителя после смерти и возвращение его в «конце дней». Преданность заветам Учителя, полученным им непосредственно «из уст Бога», должна была спасти его сторонников во время последнего суда.

Однако все эти совпадения учений кумранитов и христиан, близость их обрядовой практики не означает, что кумранская община – это уже община христианская, ее можно обозначить как иудео-христианскую, как переходную от иудаизма к христианству. Основное и решающее отличие учения кумранитов от христианского заключается в том, что первые верили в грядущий приход Мессии, тогда как возникновение христианства связано с верой в уже состоявшийся приход Мессии – Христа. Мессия кумранитов еще не наделен специфическими чертами спасителя, тогда как Христос – прежде всего, избавитель и спаситель всего человечества, пришедший в мир, чтобы жертвенно принять на себя его грехи и своей кровью искупить их. Кроме того, кумранская община в течение всего времени своего существования была замкнутой, даже конспиративной организацией. Кумраниты ограждали себя от людей ущербных, с физическими недостатками, таили свое учение от мира, ненавидели его.

Христианство складывалось как секта, как течение внутри иудаизма. Оно проделало сложный и противоречивый путь развития, в котором можно выделить три этапа. Первый – период возникновения христианства, охватывающий
I в. н. э.; второй – распространение христианства, относящийся ко II–III вв. н. э.; третий – этап превращения христианства в официальную религию Римской империи в IV в., и его дальнейшее существование в этом качестве.

Возникновение христианства. Римское государство накануне возникновения христианства – колоссальная держава, включавшая в себя весь эллинистический мир и быстро раздвигавшая свои границы, – сотрясалось внутренними противоречиями. Во-первых, это было противоречие Рима и национальных окраин, римских граждан и жителей провинций: национально-освободительные движения, постоянные войны становились повседневной реальностью римского государства. Второе противоречие – между бедными и богатыми. Земли и богатства сосредоточивались в руках узкого круга лиц. Свободные бедняки, требовавшие «хлеба и зрелищ», представляли собой взрывную массу, вся сила недовольства которой грозила обрушиться на олигархов. И наконец, основное противоречие – между рабами и рабовладельцами. Рабы, которые не считались людьми, переходили от единичных выступлений против своих хозяев к широким восстаниям, направленным против самой системы рабовладения.

Все эти противоречия могли взорвать Римское государство. Но Римская империя сущестовала в форме военной монархии, которая опиралась на наемную армию и жесточайшие репрессии, которыми императорская власть отвечала на любые движения протеста. Укрепление Рима порождало в общественном сознании настроения подавленности и безысходности. Невозможность изменить жизнь своими силами заставляла людей обращаться к религии, тяга к которой усиливалась. Старые религии, не обещавшие освобождения от мира зла, не давали необходимого массам утешения. В такой обстановке возрастал интерес к магии, гаданиям, мистической практике восточных религий. По дорогам империи бродило множество людей, объявлявших себя пророками, спасителями, и среди них – один, по имени Иисус, воспринятый последователями как Христос. Его проповедь привлекла к нему людей, отвечала их ожиданиям.

Иисус и его проповедь. О жизни Иисуса Христа и деятельности его учеников рассказывают книги Нового Завета, дополняющие Ветхий Завет (список с иудейского – «Танаха»), и составляющих вместе с ним Библию (греч. – «книги»). Новый Завет включает в себя четыре Евангелия (греч. – «благая весть»), Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Церковная традиция считает авторами Евангелий Матфея, Иоанна, Марка, и Луку. Евангелия содержат детальное описание жизни Иисуса, творимых им чудес, его проповеди, его страшной крестной смерти и, наконец, его Воскресения.

В рассмотрении личности Иисуса в религиоведении сложились две школы – мифологическая и историческая. Сторонники первой считают, что нет никаких достоверных данных об Иисусе как о реально существовавшей личности. Исторические источники начала I в. н. э. не содержат сведений ни о тех событиях, о которых рассказывают Евангелия, ни о деятельности Иисуса. Евангельские же сказания не имеют реальной исторической основы, содержат множество географических и исторических ошибок, противоречий, что подрывает доверие к ним. Историческая школа считает Иисуса реальным лицом, проповедником новой религии, создателем христианства. Аргументом в защиту этой точки зрения выступает действительная историчность евангельских персонажей, непосредственно связанных с Иисусом, – Иоанна Крестителя, апостола Петра и др. Кроме этого, последние находки опровергли ранее бытовавшее мнение о том, что упоминание об Иисусе Христе в «Иудейских Древностях» Иосифа Флавия (I в. н. э.) является всего лишь позднейшей вставкой переписчиков.

Самый яркий мотив христанского веручения – это эсхатологическое Откровение Иоанна – утверждение близкого конца света, приближающегося крушения этого мира. Апокалипсис – это воплощение мечты о конце царства зла. Конец света в Откровении Иоанна представляет собой длительный процесс, который включает несколько этапов: прежде всего, гибель города, речь идет о гибели Рима. Далее наступает период тысячелетнего царства без дьявола – дьявол скован ангелом на тысячелетие. По истечении этой 1000 лет власть над миром будет отдана дьяволу. Но затем наступит день Страшного суда, когда будет каждый судим по делам его. Наконец, возникнет новая действительность – новая жизнь, новое небо и новая земля, и новый город – Новый Иерусалим. В этой новой жизни «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21; 4).

Но, наряду с такой многоступенчатой картиной Страшного суда, в раннем христианстве сложилась и другая концепция. О ней повествуется в так называемой эсхатологической проповеди второго пришествия Христа. Приход Мессии будет совершенно неожиданным. Христианство обещает конец света в самом скором времени. Вместе с тем раннехристианская проповедь оговаривает и условие спасения – это вера в Христа, страдание за Него. Центральным в христианстве становится учение о бессмертии души и загробном воздаянии, которое более связано с этической доктриной христианства, нежели с учением о конце света. Суд над отдельной душой после смерти, представления о рае и аде оттесняют на задний план идею одновременного «судного дня» для всех.

Моральные принципы христианства, основные правила поведения, выполнение которых обеспечивает посмертное вознаграждение, заключены в знаменитой Нагорной проповеди Христа. Все они устанавливают совершенно новые для того времени формы взаимоотношений между людьми. В противоположность старым религиям Греции и Рима, которые были религиями без морали, в которых нравственная жизнь – это прежде всего выполнение долга по отношению к государству, христианство выступает как религия любви, как религия морали, в которой высшая ценность – человек, и поэтому все люди равны, независимо от социального положения и этнической принадлежности. Это учение привлекало тех, кто оказался в наихудших условиях как в материальном, так и в духовном отношении. Раннее христианство – это религия обездоленных, религия угнетенных, религия социальных низов.

В I в. н. э. возникают первые христианские общины, разнородные, не связанные организационно, но тем не менее имеющие общие характеристики. Анализ имен в «Деяниях апостолов» показывает, что первые христиане – это евреи и греки; малочисленные общины существовали в городах; социальный состав общин фактически одинаков – свободные бедняки, рабы, а также калеки, нищие, сироты, вдовы, блудницы, т. е. презираемые в античном мире люди. Образованные и выходцы из состоятельных слоев были исключением. Общины не имели специальных помещений для своих собраний, первые христиане собирались в катакомбах, в домах кого-либо из членов общины. Общины имели открытый характер, но не публичный: собирались тайно, в ночное время, ощущая себя избранными, отделенными от остального мира. Членство в общине предполагало посильные денежные взносы.

Первые христианские общины не фиксировали количество таинств, не почитали иконы и т. п. Собираясь, христиане совершали омовение ног (знак гостеприимства в античном мире), благословляли хлеб и вино в общей трапезе и говорили о том общем, что объединяло их всех. Главным в первых общинах был не обряд, а духовное общение единоверцев.

Распространение христианства. С конца I в. н. э. начинается процесс распространения христианства, который охватывает период II и III вв. Христианство превращалось в мощное идейное течение, остановить которое уже не могла никакая сила. Во-первых, христианство не было чуждым, абсолютно новым вероучением, которое могло быть отвергнуто в силу этой своей незнакомости. Оно впитало в себя основные идеи той эпохи – от идейных концепций иудаизма, древнейших восточных религий до философских воззрений античности. Заметное влияние на формирование христианства оказало учение Филона Александрийского (I в. до н. э. – I в. н. э.) о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Логосе – Слове как посреднике между Богом и людьми; учение римских стоиков (Сенека, Марк Аврелий) о подчиненности жизни человека Судьбе, о подлинной свободе – свободе духа, о подлинном равенстве – не социальном, а равенстве духа, о приоритете духовного богатства и маловажности социального статуса, о бедности земного существования человека. Христианство создало единое монолитное учение, что позволило ему получить широкое признание.

Во-вторых, успех христианской проповеди обеспечен ее надэтническим характером. В невероятно пестрой по своему этническому составу Римской империи прежние религии разъединяли людей по этническому признаку, тогда как общность судьбы, естественно, заставляла людей объединяться. Требование национального равенства христианство дополняло и требованием равенства социального. Оно стало своеобразной критикой рабства, признавая раба равным перед Богом со всеми другими людьми. Среди других причин распространения христианства можно назвать и допущение в христианские общины женщин наравне с мужчинами, признание их равноправия. В значительной степени именно это обстоятельство обеспечило победу христианства над митраизмом. Культ Митры был широко распространен в Римской империи, но в митреумы – храмы Бога Митры – женщины не допускались. Естественно, что они потянулись к христианству, а веру в Христа передавали и своим детям.

Но главное, конечно, заключалось в том, что христианство давало утешение всем: бедные и зависимые ожидали награды после смерти за все земные страдания, богатые и образованные примирялись с этой жизнью, в которой они зависели от произвола императорской власти. И всех привлекала нравственная чистота христианства. В конечном итоге, быстрое распространение христианства было обусловлено тем, что в нем сложились принципы, отвечавшие условиям превращения религии в мировую. Такими условиями являются абстрактность, наднациональность и гуманистическое нравственное содержание религии.

Христианство представляет собой крайнюю степень абстрактности. Это дополняется и абстрактным пониманием человека – это человек вообще, «раб
Божий». Наднациональный характер христианства проявился и в том, что оно не знало никаких вносящих разделение обрядов. Христианство строилось не снизу вверх, как ранние религии, от обряда к учению, а сверху вниз – от учения к обрядам. И наконец, христианство – это религия морали. Оно сформировало нравственный идеал, который, в силу абстрактности, неподвластен времени и может быть принят любым поколением. Отсюда совершенно не следует, что христианство превратилось в действенную силу гуманизации общества. Оно не изменило в моральном плане историю человечества, не уничтожило насилие. Но эта сторона христианского учения привлекала и привлекает к нему людей.

Одновременно с распространением христианства, превращением его в мировую религию шел и процесс становления христианской церкви. Раннехристианские общины превращались в экклесии (греч. – «собрание») с более или менее постоянным составом прихожан, с установившимся клиром. Прежнее управление общинами учителями и проповедниками уступает место правлению епископов, диаконов, пресвитеров, которые избирались на определенный срок, но затем стали избираться пожизненно. Должности эти стали занимать представители образованных и зажиточных слоев населения. Приток к христианству состоятельных лиц превращал экклесии в богатые организации. Формирование церкви осуществлялось по принципу централизации: среди епископов стали выделяться епископы главного города провинции, руководившие всей жизнью церквей. К концу III – началу IV в. выделились епископы Рима, Александрии, Антиохии, а позднее Иерусалима и Константинополя. Сложилось и учение о церкви. Это уже не просто объединение единоверцев, а всеобщая Церковь, мистически связанная с Богом, которая является непогрешимой: ошибаться могут отдельные христиане, но не сама Церковь.


Превращение христианства в официальную религию Римской империи. На протяжении трех столетий христианство было для Рима нежелательной и преследуемой религией. Первые два века христианство преследовалось из-за самого вероучения. В третьем же веке христиане подвергались особо жестоким и массовым гонениям не из-за сущности вероучения, а в связи с укреплением церковной организации, ростом богатства церкви. Императоры, приходившие к власти с помощью армии и политических заговоров, видели в христианской церкви опасного соперника. В 303 г. появилось постановление, запрещавшее христианские богослужения во всей империи. Повсюду сносились церковные здания, имущество христиан конфисковывалось, книги сжигались, множество христиан было казнено. Но все эти репрессии лишь увеличивали количество самих христиан и сочувствующих им. В духовной жизни общества не было никакой альтернативы христианству: оно проникало даже в армию и государственный аппарат. Все это заставляло императорскую власть пересмотреть свое отношение к христианству. К тому же христианское вероучение не представляло реальной угрозы императорской власти, проповедуя смирение и покорность.

В 313 г. императором Константином был принят так называемый Миланский эдикт, который легализовал христианскую церковь, признал равноправие христианства наряду с другими религиозными культами. Повсюду возобновлялись христианские богослужения, возвращалось конфискованное имущество. Деятельность Константина, которого позднее церковь канонизировала и объявила святым, способствовала превращению христианства в официальную религию Римской империи. Константин освободил христианских священнослужителей от уплаты податей и отправления государственных повинностей. Христианские церкви стали признаваться юридическими лицами, им было даровано пассивное наследственное право, т. е. любой подданный империи мог завещать свое имущество церкви. Во всех частях империи по приказу Константина возводились христианские храмы.

По его инициативе в 325 г. в городе Никее прошел Первый Вселенский собор христианских церквей, который прошел под его председательством. Цель Никейского собора – добиться единства церкви, которая раздиралась внутренними противоречиями. Идея – одна церковь, одна вера и один порядок – соответствовала идее одной и единой империи. Никейский собор принял так называемый Символ Веры, который утверждал догматическое положение о триединстве Бога. Единый Бог выступает в трех лицах (ипостасях) – Бога Отца, единосущего Ему Бога Сына и Бога Духа Святого. Одновременно Никейский собор объявил еретиками (здесь: ложное учение) и отстранил от церковной власти инакомыслящих христиан. Однако споры по проблеме соотношения ипостасей Троицы, так называемые христологические споры, продолжались. Символ Веры был принят не всеми христианскими церквами.

В 381 г. Второй Вселенский церковный собор (Константинопольский) подтвердил и дополнил Никейский Символ Веры и вновь осудил многие ереси. Формирование вероучения христианства продолжалось до VIII в. В течение пяти столетий состоялись семь Вселенских соборов, на которых вырабатывались христианская догматика, учение о таинствах и обрядах, происходило становление христианского культа. В конечном итоге сформировалось учение о семи таинствах. Это таинства крещения, причащения, миропомазания, елеосвящения, брака, покаяния и сопутствующей ему исповеди, священства. Христологические споры привели к возникновению в христианстве двух направлений. Согласно первому, у Иисуса Христа две природы – божественная и человеческая, и, следовательно, его мать Дева Мария является Богородицей. Второе направление утверждает, что у Христа только божественная природа, которая как бы поглотила человеческую, поэтому приверженцы этой позиции называются монофизитами. Позицию монофизитов восприняли армяно-григорианская, коптская и другие церкви.

Только в середине VI в. закончился спор о том, как изображать Христа: Шестой Константинопольский Вселенский собор постановил изображать Христа не в виде агнца, а в виде человека. Крест как символ Христа получил распространение в V–VI вв., спустя сто лет после отмены императором Константином распятия как способа казни. По поводу икон также велись бесконечные дискуссии: первоначальное христианство запрещало какое бы то ни было изображение прославленных христиан и Бога. На Седьмом Никейском Вселенском соборе было утверждено правило о необходимости изображения священных ликов и поклонения им.

Особое место в становлении христианского культа и вероучения занимала проблема соотношения членов Святой Троицы, так называемая проблема филиокве (термин появился в VI в., происходит от лат. filioque – «и от Сына»). Это вопрос о том, от кого исходит Дух Святой: только от Бога Отца или же и от Бога Сына. Именно решение этого вопроса стало теоретическим основанием распада христианства на западное и восточное. Но проблема филиокве стала лишь религиозно-теоретической оболочкой действительных социально-экономических причин разделения церквей. Раскол христианства назревал несколько столетий.

Разделение христианских церквей. В V в. Римская империя распалась на две части – Восточную и Западную. Христианская церковь оказалась в совершенно разных условиях существования. На Востоке церковь оказалась полностью подчиненной государству, власти императора. На Западе – церковь стала независимой от светской власти, завоевала себе господство во всех сферах жизни общества, в том числе и в политике. В VI в. Константинополь освободил Рим от варваров. Глава Восточной церкви патриарх Константинопольский объявил себя главой всего христианства и стал именовать себя Вселенским патриархом. Однако престиж Римской церкви и ее главы – Римского Папы – был достаточно велик, Западная церковь стала столь влиятельной экономической и политической силой, что ни о каком ее растворении в восточном христианстве не могло быть и речи.

В VIII в. Италия освобождается от Византийской зависимости, образуется светское государство римских пап – папская область, и западная церковь полностью освобождается от опеки Византии. Противоречия между ними усиливаются и, наконец, территориальные споры – претензии на Сицилию и Южную Италию – приводят к разрыву отношений. Внешней причиной разрыва стали теоретические споры по проблемам филиокве, безбрачия духовенства, поста в субботу и т. п. Византийский патриарх Михаил Керулларий и Папа Римский
Лев IX не искали примирения. Противостояние дошло до взаимных обвинений в ереси и закончилось взаимным анафематствованием (церковным отлучением). 16–25 июля 1054 г. произошел окончательный разрыв Западной и Восточной церквей.

Западная церковь присвоила себе название католической – (от греч. католикос – «вселенский»); Восточная – православной (православие – перевод с греч. ортодоксия – «правильное учение», «правильное слово»). Анафема XI в. обозначила начало многовекового перерыва в общении католицизма и православия. Общение церквей возобновилось только в XX в. 7 декабря 1965 г. Папа Павел VI в Риме и Константинопольский патриарх Афинагор в Стамбуле одновременно зачитали заранее согласованное заявление о взаимном снятии анафемы 1054 г. Однако это не означало слияние двух христианских конфессий: православие осталось православием, католицизм – католицизмом.

Различия этих двух направлений христианства при одинаковости основных положений вероучения – о триединстве Бога, о создании Богом мира и человека, об искупительной жертве богочеловека Иисуса Христа, о загробной жизни, о грядущем конце света и т. д. – содержатся во всех трех сферах церковной жизни: догматической, литургической и канонической. Догмат – основное положение вероучения, официально провозглашенное церковью в качестве обязательного для всех ее последователей. Среди догматических различий следует прежде всего назвать разное понимание главного положения Символа Веры – догмата о Троице. Православие утверждает, что Бог Дух Святой исходит только от Бога Отца, тогда как католицизм признает источником Бога Духа Святого не только Бога Отца, но и Бога Сына. В догмате о загробном мире католическая церковь утверждает существование не только рая и ада, но и чистилища. В 1870 г. в католицизме был принят догмат о папской непогрешимости. Кроме прямых догматических различий существуют и различия в толковании догматов.

Вторая группа различий – литургические – это различия в обрядах, в культовой практике, разное отправление таинств. Так, в католицизме в таинстве причащения, или евхаристии, «кровь Христову», как и «тело Христа» в виде облатки (хлебца особой выпечки), вкушают только священнослужители, мирян причащают лишь хлебом. В православии причастие под двумя видами (и вино, и хлеб) принимают и священнослужители, и миряне. Различно и отправление таинства крещения: в православии младенца окунают в воду, в католицизме – кропят или обливают водой. В православии крещение совершается одновременно с таинством миропомазания, в католицизме миропомазание совершается отдельно и известно как конфирмация (лат. – «укрепление, упрочение»). В православном храме верующие молятся стоя, в католическом – сидя; в православии богослужение сопровождается только хоровой музыкой, в католицизме добавляется и инструментальное сопровождение (орган, фисгармония). Существуют и литургические отличия в убранстве церкви и т. д.

Третья группа различий – канонические. Канон – это правило, постановление церкви, имеющее силу закона. В отличие от догматов, каноны регулируют организационную сторону функционирования церкви, не затрагивая сущностную сторону вероучения. Среди канонических различий следует отметить различное отношение к браку священнослужителей. В православии четко различают две группы духовенства: «белое» – духовенство, состоящее в браке, и «черное» духовенство, т. е. монашествующее. В церковной иерархии православия все высшие позиции занимает «черное» духовенство, «белое» не может подняться выше настоятеля благочинного округа, объединяющего несколько приходских церквей. В католицизме брак для священнослужителя вообще невозможен, как и интимные отношения вне брака: все духовенство католической церкви без исключения дает обет целибата (целомудрия). Важным каноническим различием в католицизме и православии является принцип организации церкви: православие не имеет единого мирового центра, оно разделяется на ряд самостоятельных (автокефальных) церквей. Католическая церковь представляет собой единую мировую организацию, главой которой является Папа Римский, а центром (сегодня) – государство Ватикан.

Контрольные вопросы для самопроверки:

  1. Какие предпосылки способствовали возникновению и утверждению христианства в Римской империи?
  2. Как в религиоведении решается спор историчности Иисуса Христа?
  3. Благодаря чему и когда христианство стало официальной религией Римской империи?
  4. Что такое Символ веры? Что содержится в 12 его членах?
  5. Определите основные причины разделения христианских церквей.





Православие

Православные Церкви. Сегодня православное направление христианства представляет собой совокупность поместных (региональных) религиозных организаций. Существует официальный перечень глав православных Церквей – «диптих чести». По этому списку Церкви располагаются следующим образом – Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия и Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Церковь Чешских земель и Словакии, Православная церковь Америки. Это так называемые канонические и автокефальные Церкви. Во главе Церквей стоят митрополиты, архиепископы, патриархи или митрополиты. Вселенским патриархом считается патриарх Константинопольский, но он не обладает правом вмешиваться в деятельность других православных Церквей.

Вероучение и культ. Основой православного вероучения являются Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание (Библия) – краеугольный камень Священного Предания, «содержит полноту Богооткровения». Священное Предание включает в себя решения первых семи Вселенских соборов (т. е. состоявшихся до разделения церквей), труды Отцов Церкви и древние богослужебные книги. Последующие дополнения Священного Предания православие, в отличие от католицизма, считает невозможным и потому догматы, провозглашенные впоследствии католической Церковью (догмат филиокве, о непорочном зачатии Девы Марии и др.), рассматривает как ошибочные, противоречащие и Священному Писанию и Священному Преданию. Центральным в православном вероучении является Никео-цареградский Символ Веры.

Общность культа (обряды, таинства, литургическая практика) в целом присуща всему православию, но есть и различия, обусловленные национальной принадлежностью Церкви. Это касается прежде всего культа святых, почитаемых данной церковью, и праздников, в которых наряду с общехристианскими отмечаются и местные. Русская православная церковь, о которой пойдет речь в этом разделе, так же, как и Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви до сих пор живет по юлианскому календарю, остальные – по григорианскому. Главных праздников двенадцать, поэтому их называют двунадесятыми. Богослужебный год в православии начинается осенью, с сентября месяца. Особое место среди христианских праздников занимает Пасха – праздник Воскресения Иисуса Христа. Этот праздник, как и праздники, сопряженные с ним, является подвижным и не имеет строго фиксированной даты. На Первом Вселенском соборе в 325 г. Церковь установила, что Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. От времени празднования Пасхи зависит и время празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), Вознесения и Троицы.

Кроме двунадесятых праздников Русская православная церковь отмечает и великие праздники. Среди праздников, посвященных святым, Русской православной церковью особо почитаются праздники, посвященные Николаю Чудотворцу, пророку Илье, Георгию Победоносцу (Егорьев день) и др.

Принятие христианства Киевской Русью. История Русской православной церкви начинается с X в. Нуждаясь в идеологическом обосновании своей власти и новых общественных порядков, князь Владимир ищет учение, которое соответствовало бы этой цели. «Повесть временных лет» рассказывает о предпринятом Владимиром «выборе веры». Церковная же традиция утверждает, что христианство в этом регионе появилось в результате миссионерской деятельности апостола Андрея Первозванного уже в I в. н. э., что и создало предпосылки для последующего принятия христианства князем Владимиром. Однако причины принятия христианства кроются в том, что именно оно более всего соответствовало потребностям княжеской власти.

Летом 988 г. по приказу князя Владимира византийские священники совершили над жителями Киева обряд православного крещения. Христианизация русских земель продолжалась несколько столетий, вызывая иногда активное неприятие: в Новгородской летописи говорится, что Путята крестил новгородцев огнем, а Добрыня – мечом. Сохраняющиеся в сознании людей старые религиозные верования в результате длительного сосуществования с православным христианством породили так называемое двоеверие – своеобразный сплав христианства и исконных славянских верований. Возникло то, что называется «народным православием» – православно-языческий синкретизм: Перун и Ярило растворились в Илье Пророке и Георгии Победоносце, Велес – в Николае Чудотво­р­це и т. д. Праздник Пасхи стал сопровождаться катанием яиц, Великому посту стала предшествовать Масленица с ее блинами и катанием на конях с гор и т. п.

С принятием православия пришла и новая, более развитая культура – появилась письменность на основе кириллицы, что способствовало формированию национальной литературы, национального нормированного языка. Были написаны знаменитые литературные памятники «Слово о полку Игореве», «Задонщина»; развивалась архитектура – строились замечательные храмы, появилась русская иконопись, развивалось хоровое пение. Но вместе с тем светская живопись, скульптура, инструментальная музыка, развитие театрального искусства находились под церковным запретом. Получив христианство не на латинском языке, как в Западной Европе, а на староболгарском, который не знал ни светской литературы, ни философии, Киевская Русь оказалась в ситуации культурной изоляции, оторванности от Европы.

Православная церковь в Московском государстве. Православная церковь на Руси подчинялась Константинопольскому патриарху, ее митрополиты «поставлялись» Византией. Кафедра митрополита, сначала находившаяся в Киеве,
в конце XIII в. была перенесена во Владимир-на-Клязьме, а в 1325 г. митрополит Петр переносит ее в Москву. В январе 1559 г. митрополит Иов стал первым патриархом Московским. У Константинопольской патриархии буквально вырвали разрешение на создание русской православной автокефалии. Собор православных патриархов, созванный в 1590 г., утвердил создание Московской патриархии.

Возникновение автокефальной Русской Церкви имело неожиданные последствия: разделение прежде единой русской митрополии, в результате чего возникла самостоятельная Киевская митрополия. В 1696 г. Киевский митрополит Михаил (Рагоза) заключил договор (унию) с Папой Римским. А результатом унии было возникновение новой церкви, сохранившей литургические особенности православия, но имевшей католическое подчинение – Римскому Папе.

Монашество в русском православии появилось уже в XI в. В XI–XIII вв. на Руси было около 70 монастырей, основывались они преимущественно в городах и играли значительную роль в экономической жизни. В XI в. был основан и знаменитый Киево-Печерский монастырь, постепенно богатевший землями, дарованными монастырю князьями. В начале XII в. монастырь получил статус лавры: так называют большие и особо значимые монастыри. В России позднее четыре монастыря имели статус лавры – Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская и Почаевско-Успенская. Особенно активный рост монастырей начался в XIV в. Монастыри занимались хозяйственной деятельностью, готовили духовенство, вели летописи, поддерживали князей или вступали в оппозицию. Через их основание осуществлялась колонизаторская деятельность Русской православной церкви.

В православных монастырях стала развиваться мистическая традиция русского монашества – эта исихастская (от греч. – «внутреннее спокойствие, отрешенность») линия православия, возникшая когда-то в Афонском монастыре, развивалась в деятельности и проповедях Нила Сорского и Сергея Радонежского, оказавших колоссальное влияние на развитие русского монашества. На Афоне возникло и старчество: признание за некоторыми монахами-старцами (независимо от возраста) способности исцеления, чудотворения, прозорливости. Эта способность рассматривалась как результат получения благодатных даров Святого Духа благодаря аскетическому и подвижническому образу жизни этих монахов. Особенно было распространено старчество в России в XVIII–XIX вв.

Церковный раскол. XVII в. – особенный в истории русского православия. С 1652 г. предстоятелем Церкви стал митрополит Новгородский Никон (Никита Минов, 1605–1681). С его именем связана реформа Церкви, которая имела трагические последствия: церковный раскол и конфликт между Церковью и государственной властью. Любимец царя Алексея Михайловича, которого чрезвычайно привлекала идея «Москва – третий Рим», Никон хотел осуществить через Москву «Вселенское православное Царство». Для этого прежде всего было необходимо провести унификацию богослужения.

Основные изменения, внесенные Никоном, были следующие: совершение крестного знамения тремя перстами вместо двух, замена земных поклонов поясными, замена многоголосия (когда два, а то и три священника читали различные тексты) одноголосием, замена обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу – обхождением против движения Солнца; сама служба была сокращена, имя Исус было изменено на Иисус, была установлена регулярность проповеди, книги и иконы переписывались по новогреческим образцам. Были и другие изменения, но все они только литургические. Реформа не касалась ни догматической, ни канонической сфер православия. В сути вероучения не произошло никаких изменений. И тем не менее реформы эти вызвали протест, а затем и раскол.

Против реформ выступила часть самого духовенства. И у священников, и у мирян сохранилось языческое отношение к культу как к магическим, колдовским действиям, а в магии ничего менять нельзя. Возникло убеждение, что вводится «новая вера», представляющая собой отход от истинного христианства, подлинного православия, сохраняющегося только в России. Реформа воспринималась как проявление сатанинского начала. Движение протеста против реформы расширялось, выходило за рамки внутрицерковных отношений. По сути, возникновение старообрядчества было социальным протестом, выраженным в религиозной форме. В 1658 г. Московский поместный собор предал старообрядцев анафеме. Церковное проклятие в адрес старообрядцев было отменено русской православной Церковью только в XX в. – поместным собором 1971 г.

Церковная реформа, предпринятая Никоном, сочеталась в его деятельности с попыткой установления такого соотношения церковной и светской власти, при котором светская власть находилась бы в зависимости от церковной. Однако попытка Никона подчинить себе светскую власть провалилась. Он был низложен решением собора 1667 г., выразившим царскую волю, и сослан в один из северных монастырей. Впоследствии Алексей Михайлович простил Никона и разрешил ему вернуться в Москву. В дороге Никон умер.

Церковь после реформы XVIII в. Вопрос о взаимоотношении церковной и светской власти, решенный в пользу государственной власти, окончательно был снят с повестки дня при Петре I. После смерти в 1700 г. патриарха
Адриана Петр I «временно» запретил выбирать патриарха. Во главе Церкви был поставлен местоблюститель патриаршего престола, сторонник Петра Стефан Яворский. В 1721 г. Петр утвердил «Духовный регламент», согласно которому был создан высший церковный орган – Святейший Синод, возглавляемый обер-прокурором – светским чиновником с правами министра, назначаемым государем.

Синодальный период Русской православной церкви продолжался до 1917 г. Государственная православная церковь занимала привилегированное положение, все другие вероисповедания либо просто преследовались, либо допускались, но находились в неравном положении. Февральская революция 1917 г., ликвидация монархии поставили перед Церковью проблему ее укрепления. Был созван Поместный собор, на котором решался главный вопрос – восстановление патриаршества или сохранение синодального управления. Дебаты завершились в пользу восстановления патриаршего управления. В ноябре патриархом был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин).

В январе 1918 г. был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Рассматривая религию как идейного противника, мешающего строительству нового общества, советское правительство стремилось разрушить структуры Церкви. Легально существовали лишь церковные приходы, имеющие право заключать договоры с исполкомами о бесплатном пользовании церковными зданиями. Любая внебогослужебная деятельность Церкви, вплоть до благотворительной, была запрещена. Храмы закрывались и разрушались, так что к 1939 г. в Советском Союзе было лишь сто действующих православных храмов.

В январе 1918 г. патриарх Тихон предал советскую власть анафеме. В 1922 г. после опубликования декрета ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей» Тихон призвал верующих препятствовать этому, ссылаясь на недопустимость изъятия из храмов утвари, использование которой для мирских целей канонически запрещено. В ответ власти привлекли Тихона к уголовной ответственности. С мая 1922 г. патриарх Тихон находился под домашним арестом в Донском монастыре, а через год, в мае 1923 г., помещен в тюрьму. Но уже в июле этого года центральные газеты опубликовали заявление Тихона, в котором он осуждал всякую агитацию, явную или тайную, против нового государственного строя.

Разрушенная Церковь все же не стала маргинальной организацией, что стало очевидным во время Великой Отечественной войны. Государственная политика по отношению к Церкви была изменена: в сентябре 1943 г. в Кремле состоялась встреча Сталина с тремя церковными иерархами – местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием, экзархом Украины митрополитом Никодимом и митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием. Церковь получила разрешение на открытие храмов и монастырей, духовных учебных заведений, предприятий, обслуживающих богослужебные потребности Церкви, и, главное, на восстановление патриаршества. Поместный собор 1944 г., кроме избрания патриарха, восстановил Синод как коллегиальный орган управления Церковью, при котором были созданы Учебный комитет, Издательский отдел, Хозяйственное управление и Отдел внешних церковных сношений.


В конце 1958 г. Н. С. Хрущев выдвинул задачу «преодоления религии как пережитка капитализма в сознании людей». Задача эта решалась не столько в форме идейной борьбы с религиозным мировоззрением, сколько в форме гонения на Церковь. Снова началось массовое закрытие православных храмов, монастырей, духовных учебных заведений, власти стали регулировать численность епископата и т. п. Тенденция к либерализации политики по отношению к Церкви появилась в стране в конце 70-х гг. В дальнейшем эта тенденция усиливалась, – на практике это означало возвращение Церкви ее прежних позиций. Вновь открывались храмы, духовные учебные заведения, восстанавливались монастыри, создавались новые епархии.

В 1991 г. был упразднен Совет по делам религий, отношения между Церковью и государством стали выстраиваться напрямую, без посредника. Религиозные организации в стране получили права юридических лиц. В 1988 г. Церковь торжественно, на государственном уровне отпраздновала 1000-летие крещения Руси. На Поместном соборе был принят новый Устав Русской православной церкви. Устав укрепил структуру Церкви – восстановил епархиальные советы, изменил порядок управления приходами, определил периодичность созыва Поместных соборов (не реже одного раза в пять лет) и Архиерейских соборов (не реже одного раза в два года).

Сегодня Русская православная церковь – самая крупная и влиятельная религиозная организация на всем пространстве постсоветской России и самая многочисленная православная Церковь в мире. Однако Русская православная церковь лишилась статуса государственной церкви, она живет в условиях светского государства, в котором отсутствует государственная религиозная идеология. В государственных документах православие отнесено к четверке «традиционных религий», объявлено «уважаемым», но оно уравнено в правах со всеми другими конфессиями и деноминациями. Церкви приходится считаться с конституционным правом свободы совести.

Контрольные вопросы для самопроверки:

  1. Что является основой православного христианства?
  2. Что такое таинство? Какие таинства признает православная церковь? Кратко охарактеризуйте их.
  3. Какие виды православия кроме русского Вам известны? Что является основанием для их различия?
  4. Какие основные этапы можно выделить в истории Русской православной церкви?



Католицизм

Католицизм – самая крупная и самая централизованная религиозная конфессия в мире. Число его последователей достигает миллиарда человек, в основном это население стран Западной, Юго-Западной и Центральной Европы, а также Австралии, Латинской Америки, США и Канады. Католицизм исповедует часть населения прибалтийских государств, а также западных областей Белоруссии и Украины. Католицизм представлен также в Азии и Африке.

Особенности церковной организации, вероучения и культа. Глава католической церкви – это епископ города Рима, за которым закрепился титул
«Папа», хотя первоначально так титуловали всех епископов. Полный титул Папы Римского: «Епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства – города Ватикан, раб рабов Божьих». Папа избирается конклавом – собранием кардиналов, созываемым через 18 дней после смерти епископа Рима. Папу избирают пожизненно, период правления Папы называют понтификатом (от лат. понтифик – «жрец»). В 1870 г. Первый Ватиканский собор принял догмат о непогрешимости римских пап. Догмат имеет два ограничения: во-первых, непогрешимость пап распространяется только на две области жизни – религию и мораль, во-вторых, Папа признается непогрешимым в своих словах, но не в поступках. Каждое слово Папы Римского в его официальных выступлениях – истина, как если бы к верующим обращался сам Святой Дух.

Римско-католическая церковь, в отличие от всех других конфессий, имеет и государственно-правовой статус: свое государство Ватикан (в Средние века – Папская область), которое возникло в 756 г., когда король франков Пипин Короткий подарил Папе Стефану III часть земель Италии вместе с Римом. История этого государства – это история череды уничтожения и восстановления государственности, конец которой положен в 1929 г. 11 февраля были подписаны соглашения между церковью и итальянским фашистским правительством Муссолини. Главным в этих соглашениях был договор о признании суверенности и независимости государства – города Ватикана (44 гектара в границах Рима), который является всемирным центром католицизма.

В становлении католицизма наиболее значимой была деятельность Пап Льва I (понтификат с 440 по 461 г.) и Григория I (590–604 гг.). Оба они объявлены Великими и святыми. Они укрепили авторитет римских епископов, способствовали созданию великолепного, пышного культа католицизма как прообраза небесного царства, ввели практику участия верующих в грандиозных религиозных процессиях; в литургии стали использовать инструментальную музыку. Григорию I принадлежит создание григорианской школы пения. Он же положил начало обоснованию учения о чистилище – одного из догматических различий католицизма и православия. Основой вероучения католицизма является Священное Писание и Священное Предание, в которое, в отличие от православия, включают решения всех католических церковных соборов и энциклики римских пап.

Независимость католической церкви от светской власти сделала возможным появление концепции догматического развития. Концепция исходит из того, что церковь, руководимая Святым Духом, обладает способностью непогрешимого толкования вероучения. Так, в 809 г. собор католической церкви принял догмат о филиокве; Флорентийский собор в 1439 г. догматизировал учение о чистилище; Первый Ватиканский собор в 1870 г. принял догмат о непогрешимости римских пап; Папа Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950 г. Пий XII – догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо.

Независимость католической церкви от светской власти не только предоставила ей свободу творчества в догматической, литургической и канонической среде, но и определила ее влияние на жизнь католических христиан. Верующие подчинялись одновременно и светской, и церковной властям, и трудно сказать, какая могла быть сильнее. Церковь подчиняла себе мирян через систему церковных наказаний – эпитимий. Самое страшное наказание – отлучение от церкви. Оно влекло за собой лишение отлученного гражданских прав, ставило его вне общества, вне закона. Причем церковь могла отлучить город, область и даже целое княжество – так называемый интердикт, т. е. временное запрещение богослужений на определенной территории.

Католицизм в Средние века. Наивысшего расцвета в своей истории католицизм достиг в Средние века. Одним из институтов, способствовавших укреплению власти церкви, явилось монашество. В монастырях сохраняли и переписывали творения древней культуры, вели летописи, создавали школы. Благодаря поддержке пап, число монастырей увеличивалось, сами монастыри богатели – в них зачастую вступали аристократы и богачи со значительными земельными и денежными вкладами. В X в. появилась новая форма монашеской организации – ордены, представляющие собой объединение многих монастырей. Такие объединения предполагали централизованную власть, единый устав, единые задачи.

В 1095 г. Папа Урбан II провозгласил первый Крестовый поход, призвав верующих освободить Святую землю (Палестину) и Гроб Господень, находящийся в Иерусалиме, от власти арабов-мусульман. Первые шесть походов завершились победой крестоносцев – они завоевали Палестину и северную Африку, но затем мусульмане вернули себе эти земли. К ХII и ХIII вв. относятся Крестовые походы немецких феодалов против славянских и других народов Прибалтики. Крестовые походы принесли церкви огромные богатства. Под флагом крестовых походов церковь организовывала также карательные экспедиции для искоренения ересей. Для борьбы с еретиками и с инакомыслящими Папа Григорий IX в 1229 г. издал указ об учреждении инквизиции (лат. «розыск»).

Реформация и контрреформация. В 1517 г. в Германии католический священник Мартин Лютер выступил со своими «95 тезисами», направленными против злоупотреблений католической церкви. Этот акт был началом Реформации. В результате Реформации в христианстве возникло третье, наряду с католицизмом и православием, направление – протестантизм. Ответом на это стала контрреформация – борьба за восстановление монополии католицизма. Церковь предприняла ряд радикальных мер: в 1540 г. Папа Павел III утвердил существование Общества Иисуса – ордена иезуитов, основанного знатным испанским дворянином Игнатием Лойолой. Кроме трех основных обетов монашества – послушания, целомудрия и бедности, иезуиты ввели обет безусловного повиновения Папе. Существующий и сегодня орден имеет строгую иерархическую структуру. Главой его является генерал (его часто называют «черный папа»), обладающий неограниченной властью и подчиняющийся только Папе Римскому. Иезуиты стали главной опорой церкви в борьбе с Реформацией. В 1542 г. была реорганизована инквизиция: Павел III учредил «священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, ее священное судилище». Инквизиция пре-вратилась в универсальный церковный институт, суду которого подлежали все, независимо от сословия и положения. В своей классической форме инквизиция просуществовала до XIX в. В русле Контрреформации церковь предприняла в 1559 г. публикацию «Индекса запрещенных книг». Однако ни эти меры, ни религиозные войны, не могли вернуть церкви ее былое влияние – протестантизм, вытеснил ее в ряде стран Центральной и Северной Европы.

Контрольные вопросы для самопроверки:

  1. В чем заключается специфика церковной организации католицизма?
  2. В каких регионах распространен католицизм?
  3. В чем суть догматических расхождений православной и католической христианских церквей?
  4. Какова роль Папы и Ватикана в делах веры и политики?
  5. Что послужило причиной и началом Реформации?
  6. Что такое контрреформация?

Протестантизм

Протестантизм наряду с католицизмом и православием – одно из главных направлений христианства. Сегодня он является самой влиятельной религией в странах Северной Европы, в Швейцарии, в странах Северной Америки и в Австралии. Он представляет собой множество религиозных направлений, которые делятся на ранние и поздние. К ранним относятся три конфессии, возникшие в XVI в.: лютеранство возникло в Германии в первой половине XVI в., кальвинизм возник в то же время в Швейцарии, англиканство возникло в Англии в 30–70-х гг. того же века. Все остальные направления протестантизма относятся к поздним.

Англиканская церковь. В Англии Реформация началась сверху – с противостояния королевской власти и власти Папы. Идеи лютеранства, подготовленные в Англии учением Джона Виклифа, уже имели хождение в стране, но король Генрих VIII выступил с критикой протестантских нововведений. Однако затем Генрих VIII обратился к Папе с просьбой о расторжении его брака с Екатериной Арагонской, от которой у него не было сыновей. Отказ Папы привел к разрыву Генриха VIII с католической церковью: в 1534 г. парламент объявил церковь Англии независимой от Папы и провозгласил короля ее главой. Все те, кто выступал против признания короля главой церкви, были казнены.

Папа Римский отлучил Генриха VIII от церкви, но это был хотя и необходимый, но бессильный жест – английская церковь сама «отлучила» себя, объявив о своей самостоятельности. В Англии началось закрытие монастырей, имущество церкви передавалось казне, было отменено почитание икон, реликвий, упразднен культ
святых. Однако католические догматы и обряды сохранились.

В 1571 г. парламентом  был  утвержден  Символ  веры, так называемые
«39 статей».  Символ  веры  подтвердил,  что  главой церкви является монарх,
который, однако, не  обладает  правом  совершать  таинства и проповедовать слово Божие.  В  Символе веры провозглашался принцип спасения личной верой, но вместе с тем, хотя и с оговорками, признавался католический догмат о спасаю-

 


щей силе церкви, отрицалось существование чистилища и, соответственно, торговля индульгенциями, отвергалось почитание мощей и икон, из семи христианских таинств признавались два – крещение и причащение. Однако подтверждались все догматы, принятые на первых Вселенских соборах, сохранялась литургия, остался неприкосновенным епископат, унаследованный от католицизма. Таким образом, в англиканской церкви, официально протестантской, сохранились многие черты, сближающие ее с католицизмом.

История англиканства породила течение, отстаивающее «чистоту» протестантизма. Последователей этого течения стали называть пуритане (от англ. puritans – «чистый»). Они требовали очищения церкви от сохраняющихся элементов католицизма, отделения церкви от государства, изменения религиозного культа и т. п. В конце XVI в. пуритане образовали два направления: умеренное и радикальное – пресвитериане и конгрегационалисты.

В Шотландии известный сторонник протестантизма Джон Нокс добился ликвидации епископата и расширения полномочий мирян, которые получили право самим выбирать главу общины – пресвитера. Возникшее направление получило название пресвитерианства. Сторонники более радикальных реформ, конгрегационалисты (лат. – «объединение», «собрание», «община»), выступили с требованием полного пересмотра принципов английской церкви. В конгрегационализме каждая община автономна в вероучении и в культе, главой своей считает Христа и, соответственно, не признает над собой главенства пресвитеров, сама выбирает пасторов.

В XVIII в. появилось движение квакеров (англ. – «трястись», «дрожать», «колебаться»), выступивших как против пресвитериан и конгрегационалистов, так и против англиканской церкви. Они отвергали все внешние проявления религиозности – обряды, таинства, отказались от духовенства в любой форме. Центром учения квакеров стало утверждение возможности непосредственного общения верующих с Богом. С помощью разработанных приемов психотехники квакеры достигали состояния экстаза – озарения «внутренним светом», что воспринималось ими как путь к нравственному совершенству. Само же богослужение сводилось к молитве и проповеди. Общины квакеров существуют и сегодня в Англии, Канаде, США.

В XVIII в. от англиканской церкви отделилась церковь методистов, названая по выдвинутому требованию методического соблюдения протестантских предписаний. Упростив англиканский Символ веры (из 39 позиций осталось 25), методисты утверждали, что каждый человек уже при рождении получает дар благодати, что обеспечивает его спасение при условии последовательного, методического выполнения всех религиозных принципов. Методизм предложил и новые формы проповеди – под открытым небом, в тюрьмах, работных домах
и т. п. Общины методистов подчиняются окружным организациям, возглавляемым суперинтендантом. Распространенный сегодня в США методизм получил название епископальной церкви, поскольку суперинтенданту там был присвоен титул епископа. С 1881 г. существует Всемирный методистский совет, объединяющий методистов США, Великобритании, Австралии.

Англиканская церковь – это одно из трех направлений раннего протестантизма, но тем не менее она как бы стоит особняком. Вторые два направления раннего протестантизма – лютеранство и кальвинизм – гораздо более близки друг к другу.

Лютеранство. Учение Лютера первоначально было изложено в работе «Аугсбургское вероисповедание» (1531). Полный же свод положений лютеранства содержит «Книга согласия», опубликованная уже после смерти Лютера в 1580 г. В нее входят ранние христианские символы веры, постановления первых Вселенских соборов, а также работы самого Лютера и его соратников. Тем самым лютеранство подчеркивает, что его целью является восстановление учения раннего христианства, учения апостолов.

Центральное место в вероучении лютеранства отведено учению о Библии, о связи человека с Богом, о Церкви. Лютер отверг авторитет Пап и Священного Предания, провозгласив единственным авторитетом Библию – Священное Писание. Переведя ее на немецкий язык, он превратил ее в настольную книгу верующих. Вторым принципом протестантизма является учение о связи человека и Бога, в которое включаются важнейшие положения об оправдании верой и всеобщем единстве. Утративший в грехопадении свою истинную природу, человек не может спасти себя своими делами, своим поведением – его спасает только вера. Вера же понимается лютеранством как Божественный дар, как результат непосредственного действия в человеке Святого Духа. Христианство выступает, таким образом, у Лютера религией спасительной любви. Безграничная вера в искупительную жертву Христа, которая была проявлением его любви к людям, оправдывает (спасает) грешника, делает его новым человеком. «Имеющий веру имеет все» – утверждает лютеранство. Наличие или отсутствие добрых дел есть признак наличия или отсутствия веры в Бога в душе человека.

Оправдание верой стало краеугольным камнем всего протестантизма.
В учении (о вере как непосредственной связи человека с Богом) верующий выступает ответственной за себя христианской личностью. Каждый имеет право проповедовать и совершать обряд: Лютер отверг учение католицизма о священном состоянии только духовенства. Главная идея Лютера – каждый верующий находится в священном состоянии, в непосредственной связи с Богом с момента крещения. Отсюда следовало новое учение о Церкви. Церковь – это добровольное объединение индивидов, создаваемое ими для удовлетворения своих потребностей. В ней нет ничего сверхъестественного и она не может быть инструментом спасения. Соответственно вероучительным установкам лютеранства формировалась и его богослужебная практика.

Из семи христианских таинств в лютеранстве, а затем и во всем протестантизме оставлено было только два – крещение и причащение. Крещение знаменует в лютеранстве получение человеком от Бога священного состояния – дара непосредственной связи с Богом, получение веры. В возрасте 12–14 лет проводится обряд конфирмации, во время которого необходимо показать знание основ вероучения, после чего подростков допускают к первому причастию. Существует также обряд посвящения в духовный сан человека, который выбрал для себя служение Богу в качестве профессионального проповедника – ординация. Во второй половине XX в. в лютеранстве возникло учение о возможности пасторской деятельности не только для мужчин, но и для женщин. Второе таинство в лютеранстве – евхаристия, таинство причащения. Оно имеет свои теологические нюансы: лютеранские богословы говорят не о превращении хлеба и вина в тело и кровь Христа, а о присутствии тела Христова и крови Христовой в хлебе и вине. Само же причащение лютеранство осуществляет под двумя видами – хлебом и вином – для всех верующих.

Лютеранство не признает икон – в лютеранском храме от католицизма сохранены алтарь, распятие, могут быть скульптуры и картины на библейские сюжеты. Существуют и специальные пасторские облачения, но в них нет и намека на пышность, яркость и богатство. Отсутствует почитание святых. По убеждению лютеран, почитание святых должно ограничиваться только названием в их честь храмов и престолов. Молиться же можно только Богу, а именно Христу: учение Лютера является исключительно христоцентричным, основывается на провозглашенном им принципе – «только Христос». Однако служение Христу – это не только и не столько молитвы, но и вся мирская деятельность, проникнутая верой – христианин должен искать спасения не в бегстве от мира, а в своей земной, повседневной жизни. Поэтому лютеранство отвергает монашество, безбрачие духовенства, любые проявления христианского аскетизма. Ценностями в лютеранстве стали трудолюбие, деловая сметка, добросовестность и честность, успех в мирских делах.

Кальвинизм, или реформаторство. Кальвинизм, как и лютеранство, считает, что единственной основой вероучения является Священное Писание. Но, в отличие от Лютера, для которого ценность Библии, прежде всего, в новозаветных произведениях, Кальвин большее значение придает Ветхому Завету и образу Бога Отца. Кальвинизм стал самым смелым в вероучительном отношении течением протестантизма. Он ввел догмат об «абсолютном предопределении». Никакие человеческие усилия, никакие добрые дела не могут изменить предначертаний судьбы. Основой этого догмата является учение Кальвина о Боге: Бог Отец – это суверенная воля, безграничная в своем могуществе.

В учении об абсолютном предопределении Кальвин следует христианскому богослову, отцу церкви Августину Блаженному. Но Кальвин не просто повторяет Августина, он развивает его учение. Кальвин ищет знак богоизбранности и находит его – это дар веры, получаемый человеком свыше. В кальвинизме дар веры дан только избранным по воле Бога. Жизнь верующего должна быть посвящена служению Богу. Успех в мирском служении является еще одним знаком богоизбранности. Люди могут догадываться об ожидающей их участи по тому, как складывается их жизнь. Успех – это исполнение долга, планомерная деятельность, которая перемежается краткими моментами необходимого отдыха. Принцип «мирского призвания» дополняет принцип «мирского аскетизма». Аскетизм в кальвинизме – это не уход от мира, а размеренная, трудолюбивая, скромная и честная жизнь. Реформаторство осуждает как леность и расточительство, так и покорное принятие бедности или довольствование достигнутым – человек должен стремиться к успеху, трудиться над собой. Концепция «мирского призвания» и «мирского аскетизма» легла в основу так называемой трудовой этики протестантизма. Учение Кальвина об успехах в делах как знаке богоизбранности стало теоретическим обоснованием развивающегося капиталистического предпринимательства.

В кальвинизме, как и в лютеранстве, культ упрощен, таинств только два – крещение и причащение. Но в понимании причащения Кальвин расходился с Лютером: для него евхаристические хлеб и вино являются лишь символами Христа, верующие приобщаются к телу и крови Христа не физически, а духовно, символически. В самой церкви кальвинисты упразднили алтарь, распятие, иконы, свечи, отказались от специальных одежд пасторов. Проповедь, псалмы, чтение Библии и молитвы на национальном языке, скудное музыкальное сопровождение пришло на смену пышному великолепию католического богослужения. Кальвинизм уничтожил и церковную иерархию: каждая община управлялась выборными пресвитерами и пасторами, которые образуют консисторию – церковь была подчинена мирянам.

Освободив верующего от диктата католической церкви, протестантизм подчинил его внутреннему диктату служения Богу. Но и внешняя регламентация также имела место. Особенно это было присуще кальвинизму. При Кальвине Женева стала городом, где нельзя было носить светлые одежды, смеяться, танцевать и т. п. Всякое инакомыслие преследовалось беспощадно.

С конца XVI в. возникают течения позднего протестантизма. В России наибольшее значение и распространение получили баптизм, адвентизм и Свидетели Иеговы.

Контрольные вопросы для самопроверки:

  1. Какие основные принципы лежат в основе любого протестантского учения и составляют его принципиальное отличие от непротестантских конфессий?
  2. В чем главное отличие англиканства от лютеранства и кальвинизма?
  3. В чем специфика кальвинизма?
  4. В чем состоит историческое значение протестантизма?






Ислам

Ислам (араб. – «предание себя Богу», «покорность») – это самая молодая из мировых религий, но, несмотря на это, она относится к числу наиболее распространенных религий на планете. К концу второго тысячелетия число последователей ислама составило около 1, 3 млрд. человек. В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения. В 28 странах ислам является государственной религией. Существует как бы географический пояс ислама – от Атлантического до Тихого океана: Северная Африка, Ближний Восток, Средняя Азия, Южная и Юго-Восточная Азия. Ислам давно вышел за пределы своего традиционного ареала, получил распространение в черной Африке, представляет собой значительную составляющую религиозной жизни Франции, Германии, Англии, Соединенных Штатов Америки. Ислам является господствующей религией в таких странах СНГ, как Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Азербайджан. В России зона распространения ислама – это, в основном, регионы Поволжья и Сибири с татарским и башкирским населением и Северный Кавказ, народы которого также исповедуют ислам. Всего в нашей стране примерно 11, 5 млн. мусульман.

Возникновение ислама

Ислам возник в начале VII в. на юге Аравийского полуострова в период перехода от общинно-родового строя к классовому обществу. Картина религиозной жизни Аравии доисламского периода – это традиционные верования архаического, первобытного общества: поклонение духам предков, тотемизм, фетишизм, идолопоклонство. Объединение племен, создание союзов племен сопровождалось, соответственно, возникновением культов более широкого значения. Особое место в этом отношении принадлежало святилищу Каабы в Мекке. Оно представляло собой сооружение кубической формы, в восточный угол которого был вмурован черный камень, вокруг находились 360 изображений различных божеств во главе с главным богом – воителем Хубалом. Храм Каабы стал
объектом почитания всех аравийских племен.

Постепенно политеизм стал сменяться монотеизмом. Эта тенденция усиливалась тем, что в южной Аравии были распространены монотеистические иудаизм и христианство. Одновременно складывалась и социально-экономическая основа возникновения монотеизма. Монотеизм в Аравии привел к возникновению надплеменной мусульманской общности, осуществившей завоевание громадных территорий и создавшей «мусульманский мир».

Мухаммед – основатель ислама. Основателем аравийского монотеизма – ислама – стал Мухаммед. Мухаммед родился в Мекке в 570 г. Он принадлежал к обедневшему роду хашим, относящемуся к племени курейшитов. Рано осиротев, Мухаммед жил в семье своего деда, потом дяди. У него были трудные детство и юность: он пас овец, участвовал в снаряжении караванов, а когда ему исполнилось 25 лет, сам организовывал и сопровождал караваны. Через купцов Мухаммед познакомился с иудаизмом и христианством, с Библией. Женитьба на богатой вдове Хадидже позволила ему заниматься осмыслением религиозных проблем, проблем жизни общества – Мухаммед не был беглецом от мира, помимо всего, он был и блестящим политиком.

Мухаммед провозглашает Аллаха, одного из богов аравийского пантеона, единым и единственным Богом и объявляет себя его посланником. Вера в свою исключительность у Мухаммеда возникает как результат трансперсонального опыта: его посещают видения, он слышит голоса, «общается» с ангелом. Таким образом, ислам складывается как богооткровенная религия. Проповедническая деятельность Мухаммеда начинается с 610 г., когда ему исполнилось 40 лет. Первыми уверовавшими в его миссию посланца Аллаха были его жена и малолетний двоюродный брат Али. Затем круг верующих расширился, и когда их становится 40, он начинает проповедовать публично. Однако мекканские курейшиты не принимают его учения, и Мухаммед со своими последователями переселяется из не принявшей его в качестве пророка Мекки в город Ясриб, на родину его матери. Это произошло в 622 г., именно этот год – год хиджры (араб. – «переселение») – и стал первым годом мусульманского летоисчисления. Мухаммед выступил в Ясрибе и как арбитр, улаживая конфликты между местными кланами. В результате его дипломатической деятельности был подписан договор, согласно которому жители Ясриба и мусульмане-курейшиты образовали одну общину – умму, члены которой, находясь под покровительством Аллаха, выступают как союзники. Ясриб, жители которого приняли религиозную концепцию Мухаммеда, стал называться Медина.

Подчинив Медину своему влиянию, Мухаммед вновь возвращается к проблемам Мекки. Но не только Мекка интересует Мухаммеда, его цели гораздо шире. С оружием в руках он выходит на борьбу за утверждение своих религиозных, гражданских и политических идей. Религиозной целью Мухаммеда было утверждение монотеизма, гражданской – объединение аравийских племен, а политической – завоевание новых территорий.

12 января 630 г. войска мусульман вошли в Мекку, мекканцы признали Аллаха и уничтожили в Каабе изображения всех богов, но при условии, что Кааба станет общемусульманской святыней, местом поклонения всех мусульман, а мекканские курейшиты сохранят при храме все свои функции. Падение Мекки знаменовало падение язычества, племена одно за другим принимали ислам, союзы племен фактически были запрещены. Возникла надплеменная община, к созданию которой стремился Мухаммед. Через два года после завоевания Мекки, в июне 632 г. он умер и был похоронен в Медине.

Образование «исламского мира». Надплеменное объединение мусульман начало свои завоевательные походы под зеленым знаменем ислама сразу после смерти пророка Мухаммеда. VII в. был отмечен завоеванием Ирана, восточных провинций Византийской империи – Сирии и Египта, североафриканскими областями. Ислам возник как религия экспансии, как религия воинов: в нем не было церкви в европейском понимании с ее развитым богослужением. Обязательная ежедневная пятикратная молитва могла совершаться в любом месте, обязательное омовение могло быть совершено, при отсутствии воды, песком или даже дорожной пылью. Ислам требовал от верующих повиновения. Дисциплинированное, вдохновленное идеей войны во имя Аллаха, не обремененное сложной культовой практикой, мусульманское войско продолжало победно шествовать по миру. В VIII в. мусульмане завоевали значительную часть Византии, Закавказье, Афганистан, Среднюю Азию, на Западе захватили Испанию, вторглись во Францию, но были остановлены в 732 г. в битве при Пуатье. Сложилась громадная мусульманская империя.

Однако этот мусульманский мир не был однородным в религиозном отношении. Мусульмане не навязывали свою религию покоренным народам, религиозная терпимость была отличительной чертой ислама. В Арабском халифате с мусульманами соседствовали христиане, иудеи, последователи местных религиозных культов. Всем не мусульманам в халифате был дарован статус «покровительствуемых», все они платили налоги, включая и подушную подать (от уплаты ее освобождались только принимающие ислам), подчинялись мусульманским властям, за что им была гарантирована неприкосновенность личности и имущества наравне с мусульманами. Иудеям же и христианам предоставлялась значительная свобода, вплоть до возможности занятия государственных должностей.

Мусульманский мир конца I – начала II тысячелетия был не только наиболее могущественной силой, но и опередил во многом тогдашнюю Европу. Ислам не препятствовал развитию культуры. Арабские ученые далеко продвинули медицину, создали алгебру, углубили астрономические знания.

Коран и Сунна. Основы вероучения ислама были провозглашены в проповедях Мухаммеда, которые составили содержание Корана. Коран (араб. – «чтение вслух») – главная священная книга мусульман. Согласно вероучению ислама, существует два Корана – Коран небесный и Коран земной. Коран небесный – это «небесная книга», «мать книг», и эта книга предвечна: она всегда была и всегда будет существовать, находясь под престолом Аллаха. Коран земной – это копия Корана небесного. Предание гласит, что Аллах продиктовал содержание Корана ангелу Джабраилу, а тот уже сообщил его Мухаммеду. Услышанное от Джабраила Мухаммед в виде проповедей передал своим ученикам. Небесный Коран Мухаммед считал источником христианства и иудаизма, источником Библии, но и иудаизм, и христианство – это лишь части откровений Бога, к тому же впоследствии искаженные. Точной копией небесной книги является только земной Коран на арабском языке.

Коран включает 114 глав, которые называют сурами. Главы делятся на части – аяты. Суры расположены в порядке убывания. Проповеди Мухаммеда заучивались устно, хотя бывали и записи – на широких костях животных, пальмовых листьях, глиняных табличках. Каноническим считается текст Корана, который был создан при третьем преемнике Мухаммеда – халифе Османе в 50-х г. VII в.

Вторым источником вероучения ислама является Сунна (араб, «образец», «пример»). Хотя мусульмане считают Коран богооткровенной книгой, содержащей абсолютную истину, после смерти Мухаммеда выяснилось, что в нем нет ответов на многие вопросы постоянно изменяющейся государственной и общественной жизни. Эту задачу выполнила Сунна. Она представляет собой запись изречений Мухаммеда, его деяний, поступков, слов, даже его многозначительного молчания в некоторых ситуациях. Сунна состоит из хадисов, которые имеют две составляющие; во-первых, перечисление тех, кто был свидетелем слов или поступков Пророка и кто сохранил это знание, и, во-вторых, сама конкретная информация о действиях и высказываниях Мухаммеда. Сунна представляет собой дополнение к Корану. Отход от Сунны расценивается как грех. Изучение Сунны стало отдельной и важнейшей дисциплиной в мусульманских школах и университетах. В Коране и Сунне содержится вся догматическая, вероучительная часть ислама.

Три основных понятия ислама: ислам, дин, иман. Понятие ислам как бы включает в себя понятия дин и иман. Одновременно «ислам» – это и мир, в котором исполняются, действуют законы Корана. «Дар аль ислам» – мир ислама, которому противостоит мир неверных – «дар аль харб». Дин – это обязанности, которые Аллах предписал человеку. Здесь ислам выступает как система ритуальной практики, являющейся основой жизни мусульманской общины. И, наконец, иман – это сама вера в истинность Аллаха и всего, о чем сообщалось в проповедях Мухаммеда.

В исламе существуют пять основных догматических положений, или, как их называют, пять «корней» веры. Это догматы о единобожии, о божественной справедливости, о пророческой миссии Мухаммеда, о воскресении и Судном дне. Пятый догмат связан с учением об имамате – халифате, с учением о преемниках Пророка и главах мусульманского мира. Наряду с вероучительными, догматическими положениями, в раннем исламе были сформулированы ритуальные, обрядовые и моральные предписания. Соединенные с догматическими положениями, они образовали пять «столпов» веры.

Первый «столп» веры, объединяющий два основополагающих догмата ислама – о единобожии и пророческой миссии Мухаммеда, является символом веры, выраженным в формуле: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха». Исповедание этой формулы, произнесение ее, следование ей как основному принципу жизни – первая и важнейшая обязанность мусульманина.

Второй «столп» ислама – каноническая молитва (в персидском языке –
«намаз»). Число и порядок молитв четко регламентированы в Сунне. Это пять ежедневных обязательных молитв, в которых предусмотрено жесткое соотношение положения тела, движений и словесных формул, так называемые ракаты. Первый намаз совершается на рассвете и включает два раката; второй – в полдень (четыре раката); третий – в предвечернее время (четыре раката); четвертый – после заката (три раката) и пятый намаз совершается с наступлением темноты и включает четыре раката. Намазу предшествует ритуальное омовение. Особенно важной считается коллективная полуденная молитва, совершаемая в мечети по пятницам. Она сопровождается проповедью, которую произносит мулла или имам.

Третий «столп» ислама предписывает соблюдение поста в месяц рамадан. В течение этого месяца во время всего светового дня мусульманин должен воздерживаться от пищи и питья, развлечений, интимных отношений. Четвертый «столп» веры – закят – милостыня, обязательный налог в пользу нуждающихся.

Пятый «столп» ислама – паломничеств в Мекку (хаджж). Каждый мусульманин обязан или лично совершить паломничество в Мекку, или послать своего заместителя, обеспечив его денежными средствами, необходимыми для паломничества. Завершается паломничество жертвоподношением животных, что знаменует начало важнейшего праздника, продолжающегося три-четыре дня, праздника жертвоприношения – курбан-байрам. Смысл этого праздника – напоминание о том, как Ибрахим (Авраам) готов был принести в жертву Богу своего сына Исмаила (Исаака). Жертвоприношение обязан совершить каждый мусульманин, независимо от того, где он сейчас находится, в Мекке или у себя дома.

Праздник жертвоприношения, таким образом, является неотъемлемой составляющей пятого «столпа» веры. Если курбан-байрам является заключительным аккордом хаджжа, то второй праздник – ураза-байрам, или рамадан – завершает пост в месяц рамадан. Оба праздника являются каноническими.

Обязанностью каждого мусульманина является борьба за веру – джихад (араб. – «усилие», «старание»). Ислам различает четыре вида джихада: «джихад сердца» – борьба с собственными пороками и недостатками; «джихад руки» – наказание преступников; «джихад языка» – одобрение всего, что угодно Аллаху, и запрет всего, что достойно порицания; «джихад меча» – вооруженная борьба с противниками ислама. Если первые три вида джихада постоянно присутствуют в жизни мусульманина, то последний должен быть специально объявлен религиозным лидером.

Догматические положения о Боге, о воскресении, о загробном мире и судном дне определили космологические представления ислама, общую картину мира. Основной вероучительный принцип ислама – признание того, что Бог один. Аллах сотворил землю, всех живых существ, семь небесных сфер, рай и ад. Над всем возвышается престол Аллаха, под которым находится небесный Коран. Рай в исламе – это плодоносный сад с реками из воды, молока, вина и меда. В раю обитают вечные девственницы – гурии, созданные из шафрана и камфары. Их назначение – услаждение праведников. Ад же – это место пыток грешников, из которых главной является пытка огнем.

В рай ведет переброшенный над адом мост Сират. Он тоньше женского волоса и острее лезвия меча. Перейти через этот мост невозможно, но его можно переехать на животном, которое мусульманин принес в жертву Богу на празднике жертвоприношения. В Судный день Мухаммед заступится за некоторых грешников и проведет их через мост Сират. В Судный день после звука ангельской трубы падут звезды, земля изменит свое лицо и умрут все люди. Но после второго трубного гласа все люди, когда бы они ни умерли, воскреснут и предстанут перед судом Аллаха, который и определит их судьбу – пребывание в раю или аду.

Единственный творец всего сущего, Аллах создал из света сонм ангелов, среди которых выделяются четыре старших ангела: Джабраил – посредник между Аллахом и пророками; Исрафил – посредник между Аллахом и другими ангелами, именно он возвестит наступление Судного дня; Микаил – помощник воинов-мусульман в борьбе с неверными, отвечающий также за порядок во Вселенной; и Израил (Азраил) – ангел смерти, разлучающий души людей с их телами. Кроме ангелов ислам признает существование бессмертных живых существ особого рода – джиннов, которых Аллах создал из огня. Джинны делятся на добрых и злых. Глава злых джиннов – это падший ангел Иблис или Шайтан.

Контрольные вопросы для самопроверки


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.139 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь