Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принципы правового регулирования религии



Человечество в своем развитии прошло несколько этапов развития отношений религии и общества. На ранних стадиях для человека его социальные, политические, правовые и религиозные отношения были единым целым. Но даже когда человек смог четко противопоставить и сопоставить их, он использовал религиозные представления и отношения как основу построения других отношений. Ситуация изменилась лишь в XVII в. с приходом научного знания и нарастающей секуляризацией общественной жизни, когда религиозная жизнь стала противопоставляться всем остальным сферам бытия человека и общества. С этого момента быть «религиозным» человеком стало «немодно».

Современное отношение религии и общества далеко отошло от подчинения общественных норм религиозным, но это не означает всеобщего отрицания религии. Хотя в современном мире отношения эти и подчиняются светскому законодательству, основными регламентирующими категориями являются: веротерпимость, свобода вероисповеданий, свобода совести.

7.2 Международная законодательная база
и принцип либерализма

Формирование современного международного законодательства по вопросам веры связано с именем английского философа Нового времени Дж. Локка, который по праву считается творцом политической доктрины либерализма.
Будучи тесно связан с аристократическими кругами Англии, он все же настаивал на отделении церкви от государства и признания всех конфессий (кроме католицизма и атеизма). Дж. Локк различал три вида законов: Божии, государственные, законы общественного мнения, у каждого из которых своя санкция.

Впервые принципы либеральных взаимоотношений религии и государства были закреплены 18 статьей Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., согласно которой «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, независимо от государственных границ».

Правовое положение религии окончательно оформилось в международном законодательстве в Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (Декларация ООН, от 25 ноября 1981 г.), которая, с одной стороны, вобрала в себя принципы всего предшествующего международного регулирования свободы религии, а с другой, – детализировала многие положения. Хотя сама Декларация о ликвидации нетерпимости не является за-конодательным актом, но служит основой для формирования таковых во всех государствах-членах ООН.



Правовое регулирование религии в Российской Федерации

В Российской Федерации отношения церкви и государства также получили правовое оформление. В Конституции РФ статьи 14, 17, 19, 28, 29 и 59 напрямую или косвенно регулируют правовой статус религиозной деятельности и религиозных объединений.

Статья 14

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».

В принятом в 1997 г. Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» реализуются принципы Декларации ООН о ликвидации нетерпимости. Не менее важным является Закон Российской Федерации «Об образовании», четко определяющий светский характер государственных и муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием.
Тем не менее религиозные объединения, юридически зарегистрированные в РФ, могут выступать учредителями негосударственного образовательного заведения. Пункт 4 статьи 14 в качестве общего требования к содержанию образо-вания выдвигает требование «содействовать взаимопониманию и сотрудничеству, …учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».

Таким образом, современное международное и российское законодательства не только запрещают распространение деструктивного отношения к религии, но и предписывают самим религиозным организациям или отдельным верующим терпимо относиться к инакомыслящим людям. Соблюдение устоявшихся норм законодательства, конечно же, ограничивает распространение религиозного мировоззрения, но в большей степени охраняет религию от различного рода посягательств. Следует отметить, что в современном мире не может быть иного приемлемого и эффективного регулятора отношений между церковью и государством, конфессиями, религиозными объединениями и отдельными верующими, кроме как правового.




Список рекомендуемой литературы

1. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: Морфологический анализ. В 2 ч. / Е. Г. Балагушкин; Рос. Акад. Наук. Ин-т философии. – М., 1999.

2. Веремчук В. И. Социология религии: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Веремчук. – М., 2004.

3. Гараджа В. И. Религиоведение: учеб. пособие для студентов и преподавателей средней школы / В. И. Гараджа. – М., 1995.

4. Гараджа В. И. Социология религии: учеб. пособие для вузов /
В. И. Гараджа. – М., 1996.

5. Ильин  В. В. Религиоведение / В. В. Ильин, А. С. Кармин, Н. В. Носович.  –  СПб., 2007.

6. История религии. В 2 т. / под общей ред. И. Н. Яблокова. – М., 2004.

7. Кислюк К. В. Религиоведение: учебник для высш. учебных заведений / К. В. Кислюк, О. Н. Кучер. –  Ростов н/Д., 2004.

8. Мифологии Древнего мира / пер. С. К. Апта [и др.] – СПб., 2005.

9. Религиоведение / под. ред. М. М. Шахнович. – Спб., 2006.

10. Религиоведение / под. ред. И. Н. Яблокова. – М., 2001.

11. Религиоведение. Энциклопедический словарь. – М., 2006.

12. Религиоведение: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / под ред. А. Ю. Григоренко. –  СПб., 2008.

13. Религиозные традиции мира: В 2 т. [пер. с англ.] – М., 1996.

14. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / под ред. М. Г. Писманика. – М., 2000.

15. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.

16. Смыгин С. И. Религиоведение: социология и психология религии /
С. И. Смыгин, В. Н. Нечипоренко,
И. Н. Полонская. –  Ростов н/Д., 1996.

17. Токарев С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. – М., 1990.

18. Токарев С. А. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев. –
М., 1986.

19. Угринович Д. М. Введение в религиоведение / Д. М. Угринович. –
М., 1985.

20. Угринович Д. М. Психология религии / Д. М. Угринович. – М., 1986.

21. Яблоков И. Н. Социология религии / И. Н. Яблоков. – М., 1979.








Приложение

Основные понятия религиоведения

Аватара – (санскр. ava – низ, tri – переходить; букв. – нисхождение, сошествие) – понятие, принятое в индуизме и буддизме для обозначения нисхождения в мир божества в антропоморфном, зооморфном или ином облике.

Авеста – сборник канонических священных текстов зороастризма.

Автохтонная (индигенная) религия (от греч. α υ τ ο χ θ ω ν – туземный, коренной) – религиозные верования и ритуалы, возникшие в этнической среде без внешнего инорелигиозного влияния и развившиеся на основе свойственных этнической группе культурных особенностей; исконная религия народа, противоположность аллохтонной религии.

Аграрные культы – ритуальные практики, направленные на обеспечение магическими средствами успешных результатов земледельческо-скотоводческой деятельности.

Ад (греч. α ι δ η ς, лат. – locus infernus) – в некоторых религиях, признающих существование души после смерти тела, место вечного (или временного) загробного обиталища грешников, зачастую населенное также злыми духами.

Аллохтонная религия (греч. α λ λ ο ς – иной, чужой; χ θ ο ν ι ο ς – земной) – верования и ритуалы, привнесенные в религиозную жизнь народа из инокультурной среды; «чужеземная» религия, противоположность автохтонной религии.

Амулет – предмет, который выступает носителем магической силы, ограждающей от невзгод или дарующей удачу.

Аниматизм – это представление об универсальной основе мира, присущей в различной степени всем его предметам, она сочетает в себе представления о силе, энергии и законе.

Анимизм – это вера в существование наряду с известными, очевидными, ощущаемыми явлениями и предметами их таинственных и могущественных двойников, в души и духов.

Антиклерикализм (греч. α ν τ ι – против, лат. clericalis – церковный) – движение, направленное против гражданских привилегий церкви и церковного влияния в наиболее значимых областях общественной жизни.

Антропоморфизм (от греч. α ν θ ρ ω π ο ς – человек и μ ο ρ φ η – форма, вид) – мыслительный процесс переноса облика и свойств человека на материальные и идеальные объекты, в результате которого данные объекты уподобляются человеку, становятся «человекоподобными».

Астральный культ – обожествление Солнца, Луны и других небесных святил.


Атеизм (от греч. α θ ε ο τ η ς – безбожность; α – отрицательная приставка, θ ε ο ς – бог) – признание самодостаточности естественного мира (природы) и естественного (человеческого) происхождения религии. С этим связано отрицание сверхъестественного бытия.

Ахимса (санскр. – не убийство, не насилие, не причинение зла) – важное нравственное установление, принятое в индуизме и буддизме, в соответствии с которым запрещается применение насилия, нанесения вреда и тем более убийства по отношению ко всему живому.

Богини-Матери культ – обряды и верования, смысл которых заключается в почитании мифологических персон, представляющих порождающее женское начало.

Бодхисатва (санскр. – бодхи – пробуждение, просветление, сатва – ясность, уравновешенность, гармония) – в буддизме «тот, чья сущность – просветление, потенциальный будда». В хинаяне – синоним будды, в махаяне – человек, достигший состоянии будды, но не ушедший в нирвану, а добровольно оставшийся в сансаре, направляя свою деятельность на благо живых существ во имя помощи в достижении ими нирваны.

Будда – просветленное совершенное существо.

Веды (от санскр. veda – знание, священное знание) – корпус текстов образующих начало и фундамент индийской религиозной традиции; священные тексты ведической религии, индуизма. В состав Вед входят четыре самхиты (группы произведений): «Ригведа» («веда гимнов»), «Яджурведа» («веда жертвенных формул»), «Самаведа» («веда напевов»), «Атхарваведа» («веда заклинаний», добавленная значительно позже).

Вера религиозная – в основном значении одновременно установка сознания и психологическая расположенность человека к вере, объектом которой являются сверхъестественные силы или существа.

Военные культы – верования и ритуальные практики, направленные на обеспечение религиозными средствами успешных результатов военной деятельности.

Генотеизм, энотеизм (греч. ε ν – один, первый, θ ε ο ς – бог) – термин, введенный английским религиоведом М. Мюллером для обозначения особого типа богопочитания, занимающего промежуточное положение между монотеизмом и политеизмом.

Дао (кит. букв. – путь) – одна из основных категорий традиционной китайской культуры, означающей истину, правду, высший принцип, способ обретения совершенства и т.д. Все традиционные школы китайской мысли использовали это понятие для обозначения того, что в европейской культуре называют истиной.


Деизм (лат. Deus – Бог) –характерное для западноевропейской культуры Нового времени воззрение, в соответствии с которым Бог создал мир и определил законы его существования, но не вмешивается в его последующую историю.

Деноминация – одна из форм религиозной организации, сочетающая характерные черты как секты, так и церкви.

Деструктивные секты и культы (от. англ. destructive – вредный, губительный, разрушительный) – наименование отдельных новых религиозных движений и групп. Опасность их усматривается в нанесении вреда физическому и умственному здоровью, разрушении семей, воспрепятствовании получения образования, запрещении смотреть телепередачи, слушать радио, читать книги и газеты и т.д. В научном религиоведении данный термин не используется.

Догмат, догма (греч. δ ο γ μ α, род. п. – δ ο γ μ α τ ο ς, от глагола δ ο κ ε ω – «кажусь [верным]») – термин античной философии и римского права, заимствованный христианскими авторами из Септуагинты, в которой он сохранял свое первичное значение начальственного указа, государственного закона, военного приказа. В наиболее широком применении означает теоретические вероучительные истины, четкие церковные формулировки, вероопределения, истины, принимаемые на веру для причисления себя полноправными членами церкви.

Дхарма (санскр. dharma, от глагольного корня dhc со значением «держать») – одно из основополагающих понятий индийской духовной культуры, это прежде всего космический принцип, всеобщий безличный закон, регулирующий события космоса.

Евангелие – четыре первые книги Нового Завета в Библии, повествующие о жизни и проповеди Иисуса Христа; основа Нового Завета и христианского вероучения.

Ересь (от греч. α ι ρ ε σ ι ς – выбор, постижение, убеждение, избранный образ мысли, особое учение) – в раннем христианстве всякое вольное определение и толкование христианских понятий. В эпоху Вселенских соборов появилось церковное понятие ереси как сознательного и преднамеренного уклонения от четко сформулированного Символа веры.

Женские культы – религиозные верования и практики, в которых идеи женского начала, женские образы и обряды с женским участием (реальным или символическим) играют доминирующую роль.

Жертвоприношение – подношение даров богам, духам природы или духам умерших, очень рано принявшие форму строго регламентированного обрядового действа.

Жречество – определенная каста или группа людей, осуществляющие функции посредничества между людьми и богами, а также отправляющие религиозный культ.

Завет – договор или союз Бога с человеком.


Заговó р – магические слова, наделяемые колдовской или целебной силой, словесное сопровождение языческого заклинательного обряда.

Загробный мир – область посмертного существования, в которую, согласно религиозным представлениям, переходит душа после погребения телесных останков. Этот мир мыслится подобным миру живых – ушедшие туда продолжают заниматься привычным делом, испытывая схожие с живыми потребности и используя обычные орудия.

Закят (араб. закат – очищение, возможно, от арамейского или др.-евр. закут – добродетель) – один из «пяти столпов ислама», благотворительный налог на имущество и доходы, должен распределятся среди неимущих и нуждающихся членов мусульманской общины.

Заповеди религиозные – обязательные для выполнения религиозные положения, регламентирующие поведение человека.

Зоолатрия (греч. ζ ω ο ν – животное, λ α τ ρ ε ι α – служение, почитание) – верования и ритуальные практики, в которых объектом почитания выступают животные.

Зооморфизм – подобно антропоморфизму, мыслительный процесс переноса облика и свойств животных на материальные и идеальные объекты, в результате которого происходит символическое соотнесение характерных черт животных с отличительными чертами сверхъестественных существ.

Идол (греч. ε ι δ ω λ ο ν – изображение, образ) – изваяние языческого божества звероподобной или человекоподобной формы, которая выступала образом этого божества на земле и являлась объектом культовых поклонений и жертвоприношений. Ему приписывалась функция защиты.

Измененные состояния сознания в религии – своеобразные феномены в психике индивида, возникающие под влиянием психокультовых практик и отличающиеся от обычных (нормальных) моделей психической деятельности – восприятий, ассоциативных связей, категоризации чувственных данных, логики мышления и др. К таким состояниям относят: экзальтацию, эффект, экстаз, эйфорию, катарсис, озарение, сон, гипноз, транс, аутизм, состояние сознания перед смертью, наркотические и патологические состояния и др.

Икона (с др.-греч. ε ι κ ο ν α от др.-греч. ε ι κ ω ν – образ, портрет, мысленное представление о ком-либо, сравнение) – в христианстве преимущественно понимается как моленный образ, включенный в литургическую практику.

Инициация (лат. initiatio – вводить в таинство) общее название системы ритуалов и обрядов, связанных со сменой социального или половозрастного
статуса.

Интронизация (лат. intronizatio – возведение на трон) – торжественная церемония вступления в должность главы религиозного института.

Искупление – религиозное понятие, раскрывающее идею о возможности восстановления единения Бога и человека, нарушенного грехопадением.


Исламский фундаментализм – термин, используемый для общей характеристики современных мусульманских религиозно-политических движений, идеология которых в различных интерпретациях основана на обращении к религиозному, социальному и политическому опыту раннего ислама времен Пророка Мухаммеда.

История религии – направление исследования религии, предметами которого выступают: 1) исторически конкретные проявления религиозной жизни, обнаруживающие себя в многообразных типах религиозных формаций человечества; 2) генезис и закономерности развития религии.

Кааба (араб. куб) – «байт Аллах» – дом, или храм Аллаха – самая знаменитая святыня ислама, в восточном углу которой вмонтирован «черный камень», главный объект хаджжа и умры – большого и малого паломничества.

Каббала (евр. – полученное по преданию учение) – мистическое учение в иудаизме. Главные идеи содержаться в «Книге Зогар (Сияние)» – комментарии к Торе, полученные законоучителем Шимоном Бар-Иохаи от порока Ильи. «Зогар» развивает талмудические идеи о свойствах Божества, способах их проявления в мире, человеческой душе, сущности добра и зла, о Письменной и Устной Торе, Мессии, идее искупления и т.д. Мистическим оставом каббалы является учение об Эйн-Софе (Бесконечности), десяти Сеферотах (потоках света) и креационной силе еврейского алфавита.

Карма (санскр. karman – действие, от глагольного корня kç – делать) – закон нравственного воздаяния за те или иные поступки, передает ощущения неизбежности последствий любых деяний индивида, будь то в физической, вербальной или ментальной сферах.

Квазирелигиозность – категория социологии религии, характеризующая поклонение естественным событиям, личности (культ личности), а также процессам, и создание на основе подобной веры определенных социальных мифомоделей, как правило, в массовом сознании.

Клир (духовенство) – в широком смысле слова священнослужители различных религий, служители культа, лица, наделенные духовной властью, имеющие духовные звания и посвящения и составляющие в институализированных религиях определенную жреческую иерархию.

Контрреформация – комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско-католической церкви в XVI–XVII вв. и направленных на подавление протестантской Реформации.

Конформизм религиозный (позднелат. conformis – подобный, сообразный, согласный) – подчинение религиозных взглядов, ценностей, мнений, поведения индивидов, взглядам, догматам, ценностям, мнениям, канонам, нормам, авторитетам, доминирующим в определенной религиозной группе или обществе.


Коран (араб. – чтение вслух, речитатив, декламация) – главная священная книга мусульман, в которой зафиксированы проповеди пророка Мухаммеда, произнесенные в форме «божественных откровений», продиктованных по воле Аллаха архангелом Гавриилом (Джебраилом). Согласно мусульманской традиции, Коран представляет собой копию божественной первокниги, хранимой под престолом Аллаха на небесных скрижалях.

Креационизм (от лат. creation – создание, сотворение) – религиозное учение о творении мира сверхъестественным существом. В основу креационизма авраамических религий положено повествование о шестидневном творческом акте Бога, в результате которого из ничего (exs nihilo) были созданы небо и земля, светила на тверди небесной, растительный и животный миры, человек, венчающий божественное творение.

Культ религиозный (лат. cultus – возделывание, уход, почитание, поклонение) – главный вид религиозной деятельности. Во время его отправления в сознании участников актуализируются религиозные образы и сюжеты. Предметом культа становятся различные явления и силы. Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. Культ включает в себя культовую деятельность, удовлетворяющую религиозным потребностям.

Культ героев – почитание легендарных правителей, прославленных своими подвигами, предков, защитников племени (образы которых, возможно, имеют историческую основу), а также поклонение мифическим персонажам, у которых один из родителей принадлежит человеческому роду, другой – миру сверхъестественного.

Культурный герой – термин для обозначения персонажа, дарующего людям различные блага культуры и навыки их воспроизводства.

Лама – духовное лицо в буддизме.

Магия (греч. μ α γ ε ι α – колдовство, чародейство) – ритуалы, направленные на использование тайных потусторонних сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма ранних верований; первый тип специализированной творческой деятельности.

Мандола – (круг, кольцо, центр, совокупность и др.) – плоская или объемная круговая фигура сложного строения, символически воспроизводящая сакрально-мифологизированную структуру Вселенной и человека в их идеальном уподоблении друг другу и целостности.

Мантра (санскр. mantra, от глагольного корня man – думать, полагать) – один из распространенных элементов духовной практики в индийских религиях. Особое сочетание слов или отдельных звуков, в которых заключен сакральный смысл и которые наделены могущественной силой.


Махабхарата (Mahabharata – «[Сказание] о великой [битве] потомков Бхараты») – древнеиндийская эпическая поэма, повествующая о войне между двумя ветвями древнего рода царя Бхараты.

Медитация (лат. meditatio – размышление, упражнение) – в религии – тип культовой деятельности, построенный на предельной концентрации внимания, строжайшей дисциплине мысли и чувств, внутреннем видении, созерцании.

Межрелигиозный диалог – совокупность обсуждений различных теологических, религиозно-нравственных, общественно-политических, социокультурных и др. вопросов, развертывающихся между представителями разных религий и религиозных объединений с целью выработки общей точки зрения или сходных подходов.

Мессия (евр. – машиах, или помазанник, помазанный, предназначенный для служения) – согласно Библии, постоянно ожидаемый искупитель или царь.

Мистерия (греч. μ υ σ τ η ρ ι ο ν – таинство, тайна; от μ υ ω – закрывать) – 1) общее название для существовавших в античном мире тайных ритуалов, на которые допускались лишь избранные; 2) в религиоведении обозначение не только греческих тайных священнодействий, но также применительно к другим ритуалам, отличительными чертами которых являются: эзотерический характер священнодействия, наличие тайной (мистической) доктрины, принцип религиозного избранничества.

Миф (греч. μ υ θ ο ς ) – древнее предание о происхождении мира, людей, животных, о явлениях природы, о жизни, приключениях героев. Характеризуется специфическим мифологическим мышлением – разновидностью мыслительной деятельности, архаической формой осмысления действительности, в которой синкретически соединялись первобытные верования, художественное отношение к миру, зачатки эмпирических знаний.

Молитва – существенный элемент культа развитых религий, форма религиозного общения, выраженного во внутренней или звучащей речи, а также в мимике и пантомимике, обращение к существам, в которые верят. Она связана с верой в способность слова повлиять на эти существа в желаемом направлении.

Монотеизм (греч. μ ο ν ο ζ – единственный, θ ε ο ζ – бог) – единобожие, религиозное учение о едином персонифицированном Боге, противоположное политеизму.

Намаз (перс., тур. – молитва; араб. синоним – салат) – в исламе – обязательная пятикратная молитва, для ее совершения необходимо находится в состоянии ритуальной чистоты, которая достигается совершением омовения. Основным элементом молитвы является ракат – цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемый произнесением установленных молитвенных формул. Намаз совершается в любом ритуально чистом месте, молящийся обращается лицом к Мекке.


Нирвана (санскр. nirvana – угасание, упокоение) – одно из основных понятий буддизма – полное освобождение человека от любых желаний и привязанностей, от ложной веры в собственное «я»; это освобождение совпадает с выходом из состояния сансары, с избавлением от страданий и закона кармического воздаяния.

Новые религиозные движения, «нетрадиционные религии и культы», «возникающие религии», «внекофессиональные, неканонические верования», «альтернативные религии» – обозначение религиозных движений и групп, получивших широкое распространение во второй половине XX в.
в США, Европе и некоторых государствах Азии. От традиционных верований они отличаются нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными установками исторических религий.

Нуминозное (лат. numen – Божественное волеизъявление, божество) – термин феноменологии религии, обозначающий данности религиозного опыта, связанные с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего Божественного присутствия.

Пá года – буддийское культовое сооружение, предназначенное для хранения религиозных святынь, реликвий.

Паломничество – благочестивое путешествие к особо почитаемым местам или людям, пользующимся религиозным авторитетом.

Пандемонизм (греч. π α ν – все, δ α ι μ ω ν – божество, дух) – религиозное представление о мироздании, которое построено на вере в вездесущность и всеприсутствие демонов.

Пантеизм (др.-гр. π α ν – все, θ ε ο ς – Бог) – религиозно-философская концепция, сближающая божественное и земное, отрицающая какую-либо строгую границу между Богом и миром.

Пантеон (греч. π α ν – все, θ ε ω ν – боги) – в религиоведении термин принятый для обозначения совокупности всех богов определенной религии, обычно персонифицированные боги, занимающие в религиозном сознании высокое иерархическое положение.

Политеизм (греческое π ο λ υ ς – многий, многочисленный, θ ε ο ς – Бог) – многобожие, почитание нескольких или многих богов, в его основе лежат первобытные верования – фетишизм, тотемизм, анимизм.

Прамонотеизм – теория происхождения религии, построенная на утверждении единобожия в качестве начальной ступени истории религиозного развития, высказана некоторыми представителями «мифологической школы».

Пророк (др.-евр. нави, араб. наби дословно – призванный, от глагола набу – звать, говорить; сев.-вост. группы семит. языков) – в теистических религиях богоизбранный человек, выполняющий в среде своего народа особую миссию пророчества, т.е. провозвестия Божественной воли.


Профанное (лат. profanus – лишенный святости, нечестивый) – мировоззренческая категория, выражающая онтологически и аксиологически низкое положение объекта, не обладающего качеством святости.

Психология религии – область знаний, ориентированная на изучение психологических сторон религии и объясняющая религиозные феномены с позиций психологических теорий и методов.

Рай – в ряде религий, преимущественно средиземноморских, – отделенное от земного мира место пребывания человека в его совершенном состоянии.

Раскол – разделение русской православной церкви в XVII в. вследствие реформы патриарха Никона, унифицировавшей русский богослужебный обряд с греческим.

Религиоведение – это комплексная дисциплина, сформировавшаяся в ходе развития рационального и иррационального постижения феномена религии, опирающаяся на современные научные данные о религии и философские основания в ее понимании.

Религиозная группа – разнообразные религиозные сообщества, как правило, малочисленные. Они могут быть объединением верующих для совершения культовых действий, совместного удовлетворения религиозных потребностей; совокупностью верующих внутри религиозной общности (общины, секты), сплоченных определенным религиозным интересом.

Религиозная идентичность – категория религиозного сознания, содержанием которой выступает осознание причастности идеям и ценностям, которые в данной культуре принято называть религиозными, а также осознание принадлежности к конкретной форме религии и религиозной группы.

Религиозная картина мира – это система наиболее общих религиозных представлений о мире, характерная для группы верующих. Она имеет универсальные компоненты, которые повторяются независимо от конфессиональной принадлежности человека. Такая картина, в первую очередь, объясняет строение мира. В ней всегда есть представление о двух планах реальности, или двух реальностях: естественной и сверхъестественной. Она всегда содержит представление о происхождении мира и его будущем.

Религиозное объединение – устойчивое добровольное объединение верующих, характеризуемое наличием организационных элементов вероисповедания, совершением богослужений и других религиозных обрядов и церемоний, обучением религии и религиозным воспитанием своих последователей.

Религиозность – категория социологии религии, отражающая состояние сознания верующих, для которого характерна вера в сверхъестественное, выступающее объектом поклонения.


Религиозные организации – форма религиозного объединения. Реальные религиозные группы, получившие свое законодательное оформление, например, в РФ – зарегистрированные в органах самоуправления. Также религиозное объединение, обладающее организационной структурой.

Религиозные отношения – вид отношений в духовной сфере общества, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, существуют и реализуются посредством религиозной деятельности. Они имеют субъективный план, план сознания, которое полагает определенные отношения людей к гипостазированным существам и атрибутизированным свойствам, связям, а также отношения религиозных индивидов, групп и т.д.

Религиозный опыт – состояние психики, в котором человек осознает себя пребывающим в контакте со сверхчеловеческим существом или могуществом, ощущает свою причастность к инобытию, к запредельной обыденному миру реальности.

Религия – это одна из сфер духовной и практической жизни людей, состоящая из следующих элементов: 1) религиозного сознания, основу которого составляет вера в существование «иного» мира, сверхъестественных сил и существ; 2) религиозного культа, обеспечивающего связь человека или сообщества людей со сверхъестественными силами и сущностями и поддерживающего религиозные чувства; 3) религиозных организаций различного типа, объединяющих единоверцев, которые совместно отправляют культ, вырабатывают и претворяют в жизнь общие принципы поведения.

Ресакрализация (лат. re – приставка со значением обратного действия, возобновления, sacer – священный) – акт возврата объекту качества святости, например вследствие его осквернения.

Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление) – религиозное, общественно-политическое и идеологическое движение в Западной Европе в XVI в., направленное против злоупотреблений католической иерархии во главе с Папой Римским, стремившееся к очищению церковного строя и христианского вероучения от средневекового нароста и имевшее последствием образование протестантских церквей.

Ритуал – это повторяющиеся стереотипные действия либо имитирующие иную реальность, либо формализующие отношение к ней человека.

Сакрализация – (священный, посвященный богам, запретный) – акт наделения явлений свойством святости, религиозной исключительности, сверхценности. Основополагающая операция религиозного сознания, обусловливающая формирование системы религиозных представлений. Благодаря сакрализации в сознании складывается совокупность представлений об объектах, общим признаком которых выступает обладание святостью.

Сакральный образ, священный образ – комплекс представлений о чувственно-конкретной, индивидуальной форме существования святого, сакрального. В сакральном образе свойственные религиозным культурам представления о святом претворяются в чувственно-доступные формы.

Сакральный символ – наделенный священным статусом знак, выражающий в образной форме религиозный смысл. От знака символ отличается тем, что он предполагает непрямое, переносное понимание своего содержания, т. е. требует интерпретации, опосредованной особыми смыслами.

Сакральный текст – наделенная священным статусом знаковая система, заключающая в себе важнейшие религиозные смыслы.

Сангха (санскр. – собрание, общество, община) – сообщество буддийских монахов (всего мира, страны, монастыря, конкретной школы); в махаяне в более широком смысле включает будд, бодхисаттв и других развитых в духовном отношении существ.

Сансара (круговращение, круговорот бытия) – одно из ключевых понятий индийской религиозной философии, разделяемое как ортодоксальными (брахманизм, индуизм), так и неортодоксальными (джайнизм, буддизм) религиозными традициями. Понимается прежде всего как бесконечная смена рождений и смертей, причем это относится как к отдельному индивиду, так и ко всем живым существам в их совокупности.

Сверхъестественное – категория, обозначающая реальность, воспринимаемую сознанием как принципиально отличную от обычной действительности и в пределах «посюстороннего» каузального понимания необъяснимую.

Святое, священное, сакральное (лат. sacer, франц. sacre, англ. sacred) – категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения.

Священное Писание – в христианстве группа текстов, имеющих богодухновенный статус и считающихся частью Божественного Откровения.

Священное Предание – в ряде христианских конфессий – группа текстов церковного происхождения, являющаяся авторитетом, наряду со Священным Писанием, дополняющая и разъясняющая Писание.

Секта религиозная – (лат. secta – школа, путь, учение, направление) – один из типов религиозных организаций. В религиоведении и социологии религии рассматривается как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям.

Секуляризация (от позднелат. saecularis – светский, мирской) – термин, означающий снятие святости, освобождение от влияния религии, приверженность светскому влиянию; отторжение какого-либо церковного имущества в пользу светского (государственного) владения; юридический перевод духовного лица в светское состояние.

Символ веры – краткое изложение основных вероучительных положений в христианстве. Статус общехристианского имеет Никео-Цареградский Символ веры, состоящий из 12 «членов». В нем выражено учение о Боге-Троице, о церкви, крещении, воскресении мертвых и будущей жизни.

Символы религиозные – предметы, действия, тексты, изображения, речевые формулы, образы сознания и т. д., репрезентирующие религиозные значения и смыслы, отличные от собственных свойств и содержания.

Синкретизм религиозный – состояние религиозного явления, характеризующееся невыделенностью качественно различных элементов или их смешением во внутренне противоречивую систему.

Социология религии – совокупность знаний о религиозном поведении человека как социальном действии и религиозных образованиях как компонентах социальной системы.

Сравнительное религиоведение – область религиоведения, изучающая общие и особенные черты религий. Ее цели: осмысление своеобразия конкретных религий; систематизация знаний о многообразии форм религиозной жизни и классификация религиозных феноменов; разработка типологий, позволяющих упорядочить знания о религии; выведение или уточнение дефиниций религии.

Страшный суд – в христианстве, исламе и иудаизме – суд Божий над человечеством, который должен состояться при конце мира. Доктрина Страшного суда как неповторяемого и уникального события отличает монотеистические представления о конце мира от древних религий, построенных по принципу цикличности исторического процесса.

Суеверие – вера в таинственные свойства и волшебную силу воображаемых или реально существующих объектов, явлений и процессов, а также в магическую силу отдельных людей, якобы способных определять благоприятный или неблагоприятный исход событий.

Сунна – («суннат расул Аллах» – обычай посланника Божьего) – совокупность поступков Пророка Мухаммеда, его высказываний и невысказанного одобрения тех или иных действий и принимаемая в целом как пример и руководство для всех мусульман в различных областях: личной, общественной и религиозной жизни. Иногда С. определяют как «Священное Предание ислама», в отличие от Корана – Священного Писания.

Табу, тапу (полинез. – запрет) – религиозно-магический запрет у людей, находящихся на родоплеменной стадии общественного развития.

Таинства христианские (др.-греч. μ υ σ τ η ρ ι ο ν, мистерион; лат. sacramentum) – изначально – всякая сокровенная мысль, вещь или действие; в дальнейшем – богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Обязательными признаками таинства являются богоучрежденность, благодатность и наглядность образа совершения.


Талисман – предмет, которому приписывается способность предохранять от болезней, злых чар, несчастий и пр. Представляет собой, как правило, небольшие изображения богов в виде статуэток, которые ставились в домах или перед домами. В основе веры в талисман лежит фетишизм – представление о вселении души в предметы.

Талмуд (буквально – изучение, наука, от корня еврейского глагола ламад – учить) – грандиозный по объему кодекс религиозных, этических и правовых норм иудаизма. Обычные печатные издания представляют собой от
12 до 20 объемистых томов. Верующие иудеи считают его Устным Законом, дополняющим Закон Письменный, т. е. Священное Писание.

Танах (древнеевр. Tanach) – главная священная книга иудаизма, содержащая в себе основы вероучения и принципы религиозной жизни. В нее входят три свода текстов: Тора (Учение, Закон), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания); по начальным буквам этих названий и образовано слово «Т[а]н[а]х».

Теизм (греч. θ ε ο ς – Бог) – религиозное учение, в котором Бог-творец выступает как наивысшее личное, трансцендентное бытие. В отличие от деизма, где Бог есть безличная первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества, теизм исходит из идеи активного и постоянного присутствия Бога в мире.

Теогония (от греч. θ ε ο ς – Бог; γ ο ν ο ς – происхождение) – совокупность мифологических представлений о происхождении богов, их борьбе между собой, смене поколений богов.

Теодицея (греч. θ ε ο ς – Бог, υ ε ο ζ – справедливость) – оправдание Бога, рассматриваемого как абсолютное добро, за существование зла в созданном им мире; религиозно-философские учения, пытающиеся соединить идею благого Бога с несовершенным миром и доказать божественную непричастность к мировому злу.

Теология, богословие (греч. θ ε ο λ ο γ ι α, от θ ε ο ς – Бог, λ ο γ ο ς – слово, речь, учение – учение о Боге) – система обоснования религиозных учений о Боге, совокупность выработанных той или иной религией доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, богоустановленности вероучения и церкви.

Теоцентризм (от греч. θ ε ο ς – бог; лат. centrum – центр) – принцип религиозного мировоззрения, характерный для монотеистических религий, который наиболее последовательно реализует установки теизма, указывая, что бытие всякой вещи и жизнь всякой души исходит от Бога и поддерживается Богом, а понять любой предмет означает увидеть его связь с Богом. Бог понимается при этом как некий «таинственный центр» мира, без которого ничто не может ни существовать, ни быть познано.


Терратоморфизм (от греч. τ ε ρ α ς – чудо, чудовище, знамение; μ ο ρ φ η – форма, вид) – мыслительный процесс создания мифологических образов, которые отличаются ярко выраженными диковинными, чудесными признаками и воспринимаются как чудовища; один из приемов создания сакральных образов.

Типитака (пали), Трипитака (санскр. букв. – три корзины) – корпус священных текстов буддизма. Обычно под Типитакой подразумевается так называемый Палийский канон, включающий три раздела: «Виная-питака» («корзина дисциплинарных правил»); «Сутта-питака» («корзина проповедей»); «Абхидхамма-питака» («корзина высшего учения»).

Типы религий (греч. τ υ π ο ς – отпечаток, форма, образец) – понятия, которые отражают общие для некоторых религий признаки и на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Различают религии «языческие и откровенные», «естественные и духовные», «естественные и этические», «зависимости и свободы», «политеистические, гено-теистические и монотеистические», «региональные и глобальные» и т. д. Выделяют также родоплеменные, народностно-национальные и мировые религии.

Типы религиозных и нерелигиозных индивидов – понятия, которые отражают определенный характер религиозности или нерелигиозности, общий для некоторого числа людей. На этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Религиозность представляет собой качество индивидов, выражающееся в совокупности их религиозных свойств. В зависимости от меры воздейственности и места религиозной ориентации или ее отсутствия в ряду ценностных ориентаций индивидов могут быть выделены следующие их типы: 1) религиозные с доминирующей религиозной ориентацией; 2) религиозные с подчиненной религиозной ориентацией; 3) колеблющиеся между верой и неверием с неустойчивой религиозной ориентацией; 4) индифферентные к религии; 5) атеисты.

Типы религиозных объединений – разновидности религиозных общностей со своеобразными способами организации и управления.

Тотемизм – одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами).

Трансрелигиозный – религиозно мотивированное измененное состояние сознания, в котором: 1) контакт с внешней реальностью сужается вплоть до исчезновения либо деформируется; 2) минимизируются вплоть до полной анестезии реакции органов чувств на внешние раздражители; 3) утрачивается четкая ориентация во времени и пространстве; 4) снижается или меняется ощущение собственной идентичности, при этом, однако, сознание
сохраняет активность, содержанием которой выступает продуцирование ментальных объектов и ассоциаций, либо концентрация на отдельных эмоциях, идеях или образах, либо переживания внутреннего покоя и равновесия, либо иные психические процессы.

 Трансцендирование (лат. transcendere – переступать) – выход за пределы, в смысле преодоления конечности и ограниченности человеческой субъективности, одна из наиболее общих характеристик религиозного сознания, сущностный момент, конституирующий религиозный опыт, достигаемый путем специальных духовных упражнений, экзистенциальных практик, психотехник.

Упанишады (санскр. Upaniş ad – сокровенное знание) – священные знания Древней Индии. Вместе с самхитами, брахманами и араньяками образуют ведийский текстовый комплекс уровня «Откровения» (шрути).

Феноменология религии – религиоведческая дисциплина, представители которой, используя при изучении религиозных явлений методы, категории и понятия философской феноменологии, ставили своей целью усмотрение сущностей религиозных феноменов, их глубинных структур и значений. Для достижения этой цели они вынуждены были сопоставлять религиозные феномены, выявлять их сходства и различия, классифицировать их, определять «инвариантное ядро» феноменов, относящихся к тому или иному классу.

Фетишизм (от порт. feitiç o – амулет, магическая вещь) – религиозное поклонение материальным предметам, которым приписываются не присущие им свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.).

Филиокве (лат. filioque – и от сына) – учение Римско-католической церкви об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца (на чем настаивают православные богословы), но и от Бога Сына.

Философия религии – в широком смысле слова, это совокупность актуальных и потенциальных философских установок по отношению к религии, концептуализации ее природы и функций, а также философских подтверждений существования Бога, философских рассуждений о его природе и отношении к миру и человеку; узком смысле слова, это эксплицированное автономное философское рассуждение о Боге и о религии, особый тип философствования.

Фундаментализм религиозный – первоначально движение в среде американских протестантов (конец XIX – первая половина XX в.), ставшее реакцией на распространение в религиозном сообществе различных проявлений религиозного модернизма. «Пять пунктов фундаментализма»: буквальная безошибочность Священного Писания, божественность Иисуса Христа, его рождение от девы, его физическое воскресение и телесное Второе пришествие, заместительная теория искупления, согласно которой Христос пострадал на кресте вместо человека. В более расширительном понимании описывает стремление любой религиозной конфессии противостоять секуляризации культуры, в консервативном отношении к религиозной традиции.

Хаджж – паломничество в Мекку, один из пяти «столпов» ислама.

Хадис (араб. – khadis) – предание о том, что говорил и делал Мухаммед, или его молчаливом одобрении того, что при нем говорилось и делалось.

Храм – религиозно-культовое здание (например Парфенон в Афинах, синтоистское святилище-адзэкура, зороастрийский чортак, готический собор, мусульманские Кааба и мечеть) или сооружение (буддийская ступа, шумеро-вавилонский зиккурат), посвященные сакральным существам (божествам, духам предков, ангелам, буддам и т. д.), реже – тектонический объем естественного происхождения (гора, пещера), адаптированный к проведению ритуальных церемоний, в первую очередь – богослужений.

Церковь, экклезия (греч. ε κ κ λ η σ ι α ) – 1) в догматическом христианстве – соединение людей настоящего, прошлых и будущих поколений, верующих в Иисуса Христа как Богочеловека, Искупителя грехов мира и прошедших таинство крещения; 2) в обыденном понимании – та или иная общность или община христиан, объединенных по конфессиональному принципу;
3) в религиоведении – характеристика наиболее типичной и устойчивой формы объединения верующих. Она состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов. Для нее характерна строгая иерархическая структура, в основе которой лежит деление последователей на клир – духовенство, осуществляющее культовую практику, и паству – мирян, прихожан, т. е. рядовых последователей веры. Церковь обладает рядом специфических социальных функций, набором поощрений и наказаний, она монополизирует право толковать вероучение и определять приемлемые формы религиозной деятельности.

Чувства религиозные – эмоциональное отношение верующих к гипостазированным существам, атрибутизированным свойствам и связям, к сакрализованным вещам, животным, растениям, персонам, местам, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в природе, обществе, к миру в целом.

Чудо – категория фольклорно-мифологического и религиозного языка описания способов и форм проявления сверхчеловеческого (например нуминозного) в мире природно-естественном.

Шаман, саман (тунгусское – возбужденный, исступленный человек) – в религиозных верованиях многих народов – человек, которому приписывается способность вступать в непосредственный контакт с духами и оказывать на них влияние.

Шаманизм, шаманство – гипертрофированный культ особых людей (шаманов), выступающих посредниками между человеческим коллективом и духами (божествами) Неба и Земли, широко распространенный с древнейших времен вплоть до современности среди различных народов.

Шариат (араб. – ясный, правильный путь; закон, обязательные предписания) – совокупность предписаний, основанных на Коране и Сунне и определяющих убеждения, нравственные ценности и нормы поведения мусульман. В Коране термин «шариат» используется для обозначения предначертанного Богом прямого пути, на котором человек достигает нравственного совершенства и посмертного вознаграждения в раю.

Экуменизм (греч. ο ι κ ο υ μ ε ν η – Вселенная, обитаемый мир) – взгляды и позиции, отражающие стремление христиан различных направлений к объединению в «единой Церкви Христовой» при сохранении плюрализма в вероучении, культе, организации.

Эманация (от лат. emanare – переливаться через край, вытекать, истекать, распространяться) – космологическое представление о происхождении мира путем истечения его из божественного Абсолюта-первоначала.

Эсхатология (греч. ε σ χ α τ ο ς – последний, конечный и λ ο γ ο ς – слово, учение) – религиозное учение о конечных судьбах отдельных людей, всего человечества и мира в целом.

Язычество (от церк.-слав. языцы, т. е. народы, инородцы) – термин, введенный в оборот богословами монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама) для обозначения всех верований и обрядов, возникших в условиях первобытного родоплеменного строя и при его разложении до образования национально-государственных религий.



















Содержание

Введение. 3

Глава 1. Религиоведение как область гуманитарного знания. 4

1.1. История формирования и развития религиоведения. 4

1.2. Предмет и структура религиоведения. 7

1.3. Исследовательские методы и принципы в религиоведческом познании. 11

Глава 2. Религия как феномен культуры.. 14

2.1. Религиозность. 14

2.2. Религиозное мировоззрение и религиозная картина мира. 17

2.3. Религиозная деятельность и религиозные отношения. 20

2.4. Религия как социально-исторический феномен. 24

Глава 3. Ранние формы развития религии. 26

3.1. Первобытные верования. 26

3.2. Мифология. 29

Глава 4. Религии Древнего Мира. 32

4.1. Этнические и региональные религии. 32

4.2. Ведические религии Древней Индии. 32

4.3. Религии Китая. 39

4.4. Синтоизм. 43

4.5. Иудаизм. 45

Глава 5. Мировые религии. 49

5.1. Буддизм. 49

5.2. Христианство. 57

5.2.1. Основные идеи христианства. 57

5.2.2. Православие. 66

5.2.3. Католицизм.. 71

5.2.4. Протестантизм.. 74

5.3. Ислам. 78

5.3.1. Возникновение ислама. 79

5.3.2. Основные направления ислама. 83

5.3.3. Мусульманское право. Шариат. 87

Глава 6. Понятие и характерные черты нетрадиционных религий. 89

Глава 7. Проблемы и перспективы межконфессионального диалога. 90

7.1. Принципы правового регулирования религии. 90

7.2 Международная законодательная база и принцип либерализма. 90

7.3. Правовое регулирование религии в Российской Федерации. 91

Список рекомендуемой литературы: 93

Приложение. Основные понятия религиоведения. 94

 

Редактор Ю.Ю. Аптрашева

Компьютерная верстка – Т.А. Бурдель

 

ИД № 06039 от 12.10.2001 г.

 

Сводный темплан 2009 г.

Подписано в печать 01.06.09. Формат 60´ 84 1/16. Бумага офсетная.

Отпечатано на дупликаторе. Уч. изд.л. 7, 0.  Усл.-печ. л. 7, 0.

Тираж 100 экз. Заказ 414.

_____________________________________________________________

Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира, 11, т. 23-02-12

Типография ОмГТУ


[1] М. Вебер является автором трехтомного сочинения «Труды по социологии религии» (20-е гг. XX в.), своеобразного «канона» социологии религии на этапе ее становления.

[2] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (с изм. и доп. от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля и 2002 г., 8 декабря 2003 г.). «Российская газета» от 1 октября
1997 г.

[3] На более высоком уровне – это успокоение сознания, прекращение волнений психики.

[4] По традиции Авалокитешвара изображается с целой пирамидой голов (как правило, одиннадцатью) и двадцатью двумя руками: всеми головами Авалокитешвара думает о страданиях людей, всеми руками помогает им, творит милосердие.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.19 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь