Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первый главный урок притчи



Из этой притчи можно извлечь несколько уроков. Прежде всего обратите внимание на последний и главный пункт (Лук. 10, 36-37). Отговорка законника, оправдывавшего несоблюдение второй заповеди, представляла лишь теоретическое затруднение: он точно не знал, к какому человеку или людям в заповеди применялся термин «ближний», когда говорилось: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Поэтому он спросил: «...а кто мой ближний» Однако с практической точки зрения его вопрос был несущественным и даже довольно неразумным. Незнание того, скольким нуждающимся может понадобиться ваша помощь, не останавливает вас при оказании помощи тому, кто в этот самый момент пребывает перед вами в бедственном положении и нуждается в вас как в ближнем. Поэтому, когда наш Господь наглядно демонстрировал урок этой притчи, Он не стал отвечать на теоретический вопрос законника. Вместо этого он задал законнику иной, практический вопрос: «Кто из этих троих (священник, левит или самарянин) был ближний (т.е., поступил как ближний) попавшемуся разбойникам? » Ответ был очевиден! Даже законник вынужден был признать, что именно самарянин поступил как ближний. «Иди, и ты поступай так же», – сказал Иисус.

Первый урок, таким образом, вполне ясен: наш долг – проявлять милосердие на деле к тем нуждающимся, которых мы встречаем в нашей повседневной жизни, если мы только способны помочь им. Разумеется, мы должны видеть всю огромную нужду, которая есть в этом мире. Но мы не должны допускать, чтобы наше личное бессилие перед лицом этой великой нужды парализовало наши попытки помочь тем нуждающимся, которых мы встречаем в нашей повседневной жизни. И, разумеется, мы не должны использовать это как оправдание своего бездействия по отношению к ближним.

(Этот вывод может быть подчеркнут следующим образом. Эта заповедь: «возлюби ближнего своего, как самого себя» в другом месте сформулирована Иисусом несколько иначе: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Если бы вас ограбили так же, как этого человека из притчи, разве вы не желали бы, чтобы прохожие помогли вам? Разве вы бы не стали горько упрекать тех, кто равнодушно проходит мимо вас? Так поступайте же с теми, кто в нужде, так же, как вы хотели бы, чтобы поступили с вами на их месте.)

Второй урок притчи

Второй урок состоит в том, что если наша религия не побуждает нас любить наших ближних, как самих себя, то такая религия если не совсем ложна, то по крайней мере недостаточна. Так как история, приведенная Господом нашим, была притчей, а не реальным происшествием, Иисус был волен определить действующих лиц этого повествования. Выбор Господом нашим в качестве персонажей священника и левита, проявивших равнодушие к пострадавшему человеку, очень многозначителен. И священник, и левит были служителями при иерусалимском храме; и именно они прежде всех остальных должны были любить ближнего, как самого себя. Почему же они не помогли тому человеку? Если бы они шли в Иерусалим, в храм, они могли бы опасаться прикосновения к умирающему человеку, что сделало бы их ритуально нечистыми, и они на какое-то время лишились бы возможности участвовать в богослужении (см. в Ветхом Завете кн. Чисел, гл. 19). Но их служба была окончена, и они возвращались из Иерусалима домой (Лук. 10, 31; выражение, употребленное в оригинале, ясно указывает на движение из Иерусалима – прим. перев.). В этом случае у них не было никакой уважительной причины для отказа в помощи раненому. Возможно, они полагали, что их дело – любить Бога и служить Ему в храме, и что «любовь к ближним, как к самим себе» они могли оставить для исполнения другим. В таком случае они глубоко заблуждались.

Действительно, первая заповедь гласит, как мы видели в нашей предыдущей статье, что мы должны любить Бога всем нашим сердцем, разумом, душой и силой; и что это должно быть всегда на первом месте. Но самого по себе этого недостаточно. В Новом Завете дается следующее пояснение:

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого т видит? ». И еще: «Л кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? » (1 Иоан. 4, 20; 3, 17).

Третий урок притчи

«Любить ближнего, как самого себя» означает быть готовым поступать как добрый и сострадательный ближний не только в отношении своих друзей и соотечественников, но также и в отношении людей, которые вам не нравятся – и даже в отношении ваших врагов.

Это мы видим из того факта, что человек, который оказал помощь жертве разбойников, описан Христом как самарянин.

(Примечание: Самаряне имели, по крайней мере, часть Священного Писания общую с Иудеями, но место поклонения Богу у них было иное. Иудеи ненавидели самарян за это, а иногда подвергали их преследованиям. Самаряне зачастую отвечали иудеям той же враждебностью. См. Лук. 9, 51-56; Иоан. 4.)

Самарянин должен был сразу же увидеть, что лежащий на обочине дороги человек является иудеем. Более того, он должен был знать, что если этот иудей был ранен, и самарянин попытался бы оказать ему помощь, то иудей оскорбил бы его, если бы не плюнул в лицо. Но, несмотря на это, он подошел к лежащему, оказал ему первую помощь, посадил его на своего осла, а сам пошел пешком; привез его в гостиницу и заплатил за его проживание до выздоровления.

Урок ясен. «Любить ближнего, как самого себя» значит больше, чем просто любить свою семью, друзей и людей, принадлежащих к той же этнической или религиозной группе. Мы должны любить и помогать людям независимо от того, к какой национальности они принадлежат или какую религию они исповедуют, даже ненавидящим нас. т. е. нашим врагам. Иисус говорит (Лук. 6, 27.28): «Но вам слушающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас». А это значит также, что ни одному истинному последователю Христа не позволительно преследовать людей, исповедующих другие религии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Итак, мы обнаружили, что в христианской этике главным мотивом, побуждающим к исполнению как первой, так и второй величайшей заповеди является любовь. Вот здесь-то и кроется основная проблема. И, следовательно, причина того, что мы не поступаем как должно по отношению к Богу и нашим ближним, заключается именно в отсутствии истинной любви к ним. Более того, зачастую нам кажется, что любить их очень трудно, если вообще возможно. Поэтому было бы бесполезно, если бы Иисус просто сказал нам, что мы должны любить Бога и своего ближнего, и при этом не мог бы нам сказать, откуда мы возьмем любовь, которою должны любить их.

Но Христос осознавал эту проблему; и вот один из Его ответов на наш вопрос.

ИСТОРИЯ ЖЕНЩИНЫ В ДОМЕ СИМОНА

«Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, вошед в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром; и, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят; но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прогибаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лук. 7, 36-50).

Прочтите и перескажите этот эпизод.

Наблюдения:

1. Живой контраст. С одной стороны, женщина, которая в прошлом много грешила, но теперь всей душой возлюбила Иисуса и проявила свою любовь в действии. С другой – внешне благочестивый и очень религиозный человек, который оказал Иисусу знаки формальной вежливости, пригласив Его на обед, но не имел к Нему настоящей любви и проявил это в своем бездействии.

2. Притча о двух должниках. Притча определяет простой, но существенно важный принцип: если человек имеет большой долг, который он не в состоянии оплатить, и кредитор прощает ему, то он будет любить кредитора. Иными словами, прощение производит любовь; и чем больше долг, тем больше любовь, когда этот долг прощен.

3. Практические выводы из притчи. Грех подобен долгу; и мы все согрешили. Более того, мы не в состоянии выплатить наш долг. Никакое множество добрых дел в будущем не способно покрыть долг прошлого. Поскольку наш обычный долг – любить Бога всем сердцем, разумом, душой и силой, мы никогда не сможем искупить наш долг сторицей и создать некий «излишек», которым мы смогли бы оплатить прошлую недостачу. Более того, если я должен десять миллиардов рублей и не могу заплатить, то я банкрот. Но если я должен всего лишь одну тысячу рублей и не в состоянии заплатить, я тоже банкрот. Много или мало мы грешили, все равно мы – духовные банкроты.

Но Христос может простить наши грехи, и когда Он прощает их и вселяет в наши сердца уверенность в прощении, это зачинает в сердцах наших искреннюю любовь к Богу, и Христу, и ко всему человечеству: любовь, которой здесь прежде не было, и любовь, которую мы не смогли бы сами в себе зажечь одним усилием воли.

4. Христос объясняет любовь женщины. Она была великой грешницей. Но она обратилась через веру в Иисуса. И Иисус простил ей все грехи и уверил ее в Божьем прощении и принятии. В результате в ее сердце загорелась любовь к Иисусу, которую она не могла скрыть.

5. Подразумеваемая причина отсутствия любви у Симона. Симон был очень религиозен и, по крайней мере, его поведение казалось окружающим нравственно безупречен. Но в нем не было ни любви к Иисусу, ни отклика на чувства женщины, показавшей свою любовь к Иисусу. Почему? Потому, что Симон никогда не переживал радости обращения, не осознавал, сколь грешен он был на самом деле, не приходил к Иисусу с мольбой о прощении, а следовательно, и не имел уверенности в спасении. Его религия могла быть формально правильной, и его нравственные нормы вызывали уважение у окружающих, но у него не было силы любить Господа Бога всем сердцем, а ближнего – как самого себя.

ИТОГОВЫЙ УРОК

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов [1] ; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь!

потерпи на и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говори: потерпи на мне и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видя происшедшее, тень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18: 21-35).

Это другая притча, в которой Иисус уподобляет грех долгу. Прочтите внимательно притчу от начала до конца. Это еще один пример способности Иисуса создавать предельно четкую картину с использованием минимума слов. Значимость приведенного поучения для наших занятий очевидна. В притче рассказывается о человеке, претендующем на то, что Христос даровал ему прощение грехов, и, тем не менее, прощенный, в свою очередь, не готов простить кого-либо, согрешившего против него, даже тогда, когда виновный раскаивается. Такой человек не истинный христианин, он самозванец.



ИИСУС – УЧИТЕЛЬ (4)

ХРИСТИАНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

 

В этой статье будет рассмотрен повседневный труд. Отдельные люди настолько увлечены своей работой, что их крайне мало интересует все остальное. Другие находят свое занятие таким тяжелым и скучным, что хотели бы вообще оставить работу. А третьи, страдая от нищеты и безработицы, были бы рады приняться за любой труд, каким бы тяжелым он ни был.

Иисус имел многое сказать по поводу нашего каждодневного труда, и прежде всего, что следует выделить главным, во-первых, нужно подчинить труд моральным и духовным принципам Царства Божия, и, во-вторых, всегда помнить о том, что повседневная работа имеет непреходящее значение и несет в себе потенциал добра или зла. Иисус, таким образом,

1) дает людям сильные и истинные стимулы к труду;

2) учит, как извлечь максимальную пользу из работы;

3) предупреждает о том, чтобы повседневный труд не вытеснил из человеческой жизни истинные, высшие и вечные ценности.

Итак, начните урок с нескольких вопросов, которые помогут вашим ученикам осмыслить существующие различия в отношении к труду.

Вопрос 1.

Зачем человек должен работать?

Возможный ответ: для того, чтобы добыть себе пропитание, заработать деньги для приобретения одежды и других необходимых, а также полезных и приятных вещей.

Это хороший ответ сам по себе, и в Библии мы находим ему подтверждение (2 Фессал. 3, 7-12). Создатель дал нам желудки, которые постоянно требуют пищи. Создатель обеспечил нас и едой (хотя во многих регионах мира она плохо перераспределена); но в то же время, Он устроил так, что люди должны работать, чтобы получить ее.

Вопрос 2.

Получаем ли мы от собственного труда еще какие-нибудь блага и преимущества помимо пищи, одежды и денег?

Несколько возможных ответов:

1. Физический труд полезен для тела. Недостаток нагрузки ослабляет сердце и мускулатуру.

2. Ничего не делать скучно и вредно для психического здоровья человека.

3. Работа сама по себе может доставлять удовольствие. Профессиональный футболист или балетный танцовщик должны много трудиться, но сама работа приносит им, помимо заработка, еще и удовольствие и радость.

4. Чувство, что ты кому-то нужен, доставляет моральное удовлетворение. Забота о детях – это тяжелый труд для матери; но она счастлива сознанием того, что дети нуждаются в ней, и готова неустанно трудиться для них, хотя ей никто не платит за эту работу.

 

I. ПЕРВЕЙШИЙ СТИМУЛ И ПЕРВЕЙШЕЕ

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ТРУД


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь