Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОЭЗИЯ И ПРОРОЧЕСТВА ЦАРЯ ДАВИДА



 

Давид был не только воином и царем, но и музыкантом, плодовитым поэтом, а также пророком. Многие из его псалмов стали частью национального богослужения в Иерусалимском храме. Позднее они вошли составными частями в Библию. Теперь, переведенные на более чем тысячу языков, их читают и поют миллионы людей во всем мире. Множество людей обнаружило, что слова, которыми Давид раскрывает свое сердце, трогают сокровенные струны их собственных сердец и даруют им утешение в страданиях и в борьбе.

1. Псалмы раскаяния, покаяния и прощения. Псалом 31, 3-4 открывает нам, что после своего двойного греха – прелюбодеяния и убийства (см. 2 Цар. И, 12, а также предыдущую статью этой серии), Давид какое-то время пытался отрицать свою вину и отказывался исповедовать свой грех. Результатом этого стали страдания от отягченной грехом совести, ужасные душевные и физические муки. В псалме 50 содержится его мольба о прощении, когда он в конце концов должен был исповедать свой грех перед Богом. В Пс. 31, 1-2 показано глубокое облегчение и радостное ликование, охватившее Давида, когда он понял, что его грехи прощены. В Пс. 50, 13 он, подобно всем другим людям, испытавшим радость прощения, чувствует себя обязанным поделиться этим Божественным благословением с другими, желая обратить и их сердца к Богу. А Новый Завет (Рим. 4, 5- 8) свидетельствует, что, будь наши грехи велики и вопиющи, или же мелки и заурядны, мы можем испытать на своем личном опыте то же, что испытал Давид – при тех же условиях.

1.  Пастырский псалом (Пс. 22). На Ближнем Востоке в древности цари уподоблялись пастырям своих народов; но Давид, помимо этого, был пастухом в самом буквальном смысле прежде, чем стал царем. Его собственные чувства жертвенной преданности своим овцам, а затем и своему народу дали ему постичь несравненно более преданную заботу, которую Бог-Пастырь проявлял о нем самом во всех обстоятельствах его жизни, во времена мира и в минуты опасности, вплоть до вечного жилища на небесах. Все это дало истинное утешение миллионам читателей Псалмов, поскольку они смогли познать Бога не только как некую потустороннюю, величественную и внушающую благоговение силу, но как личного Спасителя, исполненного любви и заботы.

2. «Пропагандистская» песнь (2 Цар. 1, 17-27). Давид, разумеется, должен был сознавать, что его поэмы, песни и псалмы будут читать и петь массы людей. Эта же песня, как написано, была составлена и дана народу как задуманная «правительственная пропаганда». Но насколько необычна эта пропаганда! Когда царь Саул, главный враг Давида, имевший намерение убить его, погиб в бою, и Иудеи помазали Давида своим царем, он написал песню, которая должна была, выражаясь современным языком, «сформировать общественное мнение» в Иудее о царе Сауле. В ней не содержится ни намека на попытку вычеркнуть имя Саула из истории, или очернить его репутацию, в ней нет ни слова критики, хотя у Давида было более чем достаточно причин для возмущения против Саула. В этой песне нет, в сущности, ничего, кроме выражения любви Давида к Саулу и его сыну Ионафану, когда они были живы, а также посмертного уважения к ним. Он призвал свой народ помнить о всем добром, что сделал Саул для своей страны. Как изменились бы труды историков, если бы они почаще обращались к такой поэзии! Какой глоток свежего воздуха могла бы дать политикам такая позиция!

3. Пророчества Давида о грядущем Спасителе – Царе – Мессии. Сознавая свои собственные грехи и недостатки как царя, а также неразрешимую проблему человеческого греха, несправедливости, предательства и жестокости, Давид получил от Бога завет, заключавшийся в том, что его царская династия пребудет вечно, и что один из его потомков будет посланным от Бога Мессией (по-гречески «Христос») и Спасителем мира (см. 2 Цар. 7, 14 и ср. с Иер. 23, 5). Это обетование исполнилось в Иисусе, Который, как писал апостол Павел, «родился от семени Давидова по плоти» (Рим. 1, 3). Псалом Давида 109, стих 1 цитируется Христом и апостолами в Новом Завете чаще, чем какой-либо другой псалом. В нем Давид предсказал, что Мессия будет более, чем просто человеком – воплощенным Сыном Божьим, Который после смерти на кресте (также предсказанной и выразительно описанной в псалме 21) будет вознесен Богом и получит высшую власть на небе, пока не придет Ему время вернуться на землю и повергнуть всех своих врагов (см. тж. Пс. 16, 118 и Деян. 2 и 3).

4. Давид как прообраз Мессии. В своей жизни Давид много страдал. В юности, хотя он был уже помазан Божьим пророком как будущий царь, он был отвержен Саулом, гоним и преследуем, пока не удалился в изгнание к язычникам, чтобы в конце концов вернуться в Израиль царем. Многие из его ранних псалмов отражают его страдания в эти годы и открывают нам страдания Иисуса-Мессии. Он также был помазан Богом, но отвергнут и изгнан его собственным еврейским народом, хотя и принят миллионами язычников. Подобно Давиду, Он также однажды вернется как Спаситель или Судия как Израиля, так и всего мира.

В середине жизни, после долгого пребывания на троне, Давиду пришлось пережить бунт, хотя отчасти и по своей собственной вине. Самое горькое заключалось в том, что во главе мятежников стоял его сын Авессалом. Давид был свергнут с престола и вынужден искать спасение в изгнании, где Авессалом убил бы его, если бы смог. В конце концов, армия Давида разгромила мятежные силы; но это поставило его перед мучительной проблемой. Как отец, он страстно желал сохранить жизнь Авессалому и отдал приказание, чтобы его не убивали. Но он был не только отцом Авессалома, он был царем и верховным судьей своего народа. А правосудие требовало смерти Авессалома. Плач Давида над своим мятежным сыном относится к самым трогательным страницам всей мировой литературы: «Сынмой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! » (2 Цар. 18, 33).

Печаль Давида приоткрывает нам сердце Бога. Ибо Он также испытал бунт против Себя как нас, части Своего творения. Его правосудие высшего Судии мира требовало нашей смерти. Его любовь Создателя жаждала нашего спасения. Но Он нашел решение, которого не мог найти Давид. В лице Своего Сына Он Сам понес наказание за наши грехи, умерев за нас на кресте, чтобы Его любовь могла простить и спасти всех, кто покается и примирится с Ним.

Темы для обсуждения

1. Как Вы думаете, почему людям так трудно признать, что они поступили неправильно? На каких условиях Давид получил прощение? Если у Вас есть Новый Завет, рекомендуем Вам прочесть Послание к Римлянам 4, 1-8. Обратите внимание на то, что хотя Бог простил Давида и снял с него вину за грех, Бог не устранил последствий греха (см. 2 Цар. 12).

2. Прочтите Пастырский псалом (Пс. 22). Как он помогает Вам понять слова Иисуса: «Я есмь пастырь добрит (см. Иоан. 10, 1-21).

3. Как Вы думаете, почему Давид смог сохранить свое отношение к Саулу, не омрачаясь обидой? Чему учит нас этот пример?

4. Рассмотрите, как Иисус использовал стих 1 псалма 109 для доказательства того, что Мессия (т.е. Он Сам) больше, чем просто человеческий потомок Давида (см. Матф. 23, 41-45).

5. «Исполнение пророчества подтверждает достоверность Библии» – обсудите это утверждение. В этой связи полезно рассмотреть пророчества Давида как часть гораздо более широкого «пророческого измерения» Библии – уникальной книги мировой литературы. Мы приводим здесь список некоторых предсказаний прихода Мессии (Христа), содержащихся в Ветхом Завете и исполнившихся в Новом Завете.


 

ТЕМА человеческая природа рождение от девы потомок Авраама   потомок Исаака потомок Иакова из колена Иудина   от корня Иессеева из дома Давидова   объявленный посланным рожденный в Вифлееме   Эммануил («с нами Бог») придет в храм въедет в Иерусалим на осле Его смерть за наши грехи   Его воскресение Его вознесение ПРОРОЧЕСТВО Бытие 3, 15 Исайя 7, 14 Бытие 22, 18   Бытие 21, 12 Числа 24, 17 Бытие 49, 10   Исайя 11, 1.10 2 Царств 7, 14 Иеремия 23, 5 Исайя 40, 3 Михей 5, 2   Исайя 7, 14 Малахия 3, 1   Захария 9, 9 Исайя 53, 5   Псалом 15, 10 Псалом 110, 1   ИСПОЛНЕНИЕ Галатам 4, 4 Матфей 1, 18 Матфей 1, 1; Галатам 3, 16 Лука 3, 23 Лука 3, 23.34 Лука 3, 23; Евреям 7, 14 Лука 3, 23 Лука 3, 23 Деяния 13, 22-23 Матфей 3, 3 Матфей 2, 1; 4~8; Иоанн 7, 42 Матфей 1, 23 Матфей 21, 12   Лука 19, 35-37 Марк 10, 45; 1 Кор.153 Деяния 2, 31 Деяния 2, 34; Евреям 1, 3

 


Примечания

1. Существуют более подробные пророчества о смерти Христа, которые мы обсудим в одной из следующих статей.

2. Существуют еще не исполнившиеся пророчества. Например, в Дан. 7, 13-14 предсказано второе пришествие Христа. Иисус повторил это пророчество перед Своими судьями и, по сути дела, был распят именно за это (Матф. 26, 62-66).

 

 






ПУТЬ МУДРОСТИ

Притчи Соломона 1: 7-19

Библия – это не просто одна книга. Это захватывающе интересная библиотека, состоящая из книг многих совершенно различных литературных жанров. В наших статьях мы уже кратко рассмотрели исторические книги – такие, как Бытие, и книги законов и ритуальных предписаний, как Исход или Левит. В предыдущей статье цитировались прекрасные образцы поэзии из книги Псалтирь. А сейчас мы обратимся к трем книгам Ветхого Завета, представляющим собой образцы так называемой литературы премудрости.

Первая из них – это книга притчей Соломона. Она дает ответ на вопрос: как следует устроить нашу жизнь, чтобы употребить ее наилучшим образом, не растратив понапрасну и не загубив ее. Вторая из книг премудрости – книга Екклесиаста, или Проповедника. В ней рассматривается более глобальный вопрос: в чем смысл жизни?

Третья книга – Иова. В ней ставится еще более сложный вопрос: почему хорошие люди страдают? Если люди стараются прожить свою жизнь как можно лучше, согласно Божьему закону, то почему Бог допускает, чтобы такие люди страдали, и притом зачастую в большей степени, чем люди злые и порочные?

К сожалению, в ограниченных рамках газетных статей непредоставлятся возможности рассмотреть многое, а только Притчи Соломона с их главным вопросом: как разумнее всего жить?

Мы сталкиваемся с этой проблемой на всех житейских уровнях: Как лучше управлять страной? Как воспитывать детей? Как я должен относиться к своей учебе? С какими людьми заводить дружбу? – и так далее. В народе часто резюмировался жизненный опыт в коротких, сжатых, ярких, легко запоминающихся изречениях.

Ни одна пословица никогда не охватывала всех сторон того или иного вопроса. Чаще всего, в ней остроумно подмечается только один из нескольких моментов, который необходимо иметь в виду, и поэтому каждая пословица употребляется в соответствующем контексте. Вот почему некоторые пословицы иногда как будто противоречат друг другу.

Сравните следующие два примера из книги Притчей:

1. «Не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему» (Пр. 26, 4).

2. «Отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих» (Пр. 26, 5).

В книге Притчей мы находим богатое собрание метких пословиц, зачастую не связанных между собой и относящихся к различным жизненным ситуациям. Кроме того, в ней содержатся несколько более подробных связных отрывков, представляющих собой наставления для молодых людей (напр. 1, 8 – 9, 18); именно на них мы и сосредоточим сейчас свое внимание.

 

1. Основополагающий принцип мудрости

В основу книги Притчей положено следующее утверждение: «Начало (т.е. главный, основополагающий принцип) мудрости ~ аирах Господень» (1, 7; 9, 10). Именно это отличает истинную мудрость от простой рассудительности или проницательности. Например, во многих странах дача взятки считается удобным способом достижения успеха в делах. В Притчах Соломона не отрицается, что такой путь может быть эффективным. Например, в Пр. 17, 8 говорится: «Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им; куда ни обратится он, успеет» (см. тж. 18, 16). Но хотя взятка и приводит к очевидному успеху, мудрость, основанная на страхе Господнем, осуждает ее как зло с точки зрения морали. Например, Пр. 17, 23: «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить путь правосудия». Напротив, в Пр. 15, 27 утверждается: «Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить». Подобным же образом, в Притчах Соломона говорится, что некоторые люди лишь делают вид, что боятся Бога, используя религию для прикрытия беззаконий, и нам дается предупреждение: «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом» (Пр. 15, 8); «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Пр. 28, 9).

 

2. Истинная мудрость исходит из признания того, что этот мир есть Божий мир

Бог создал и организовал его в Своей Божественной премудрости, и, если мы хотим быть мудрыми, то должны жить по Его законам и заповедям (см. Пр. 8, 22-36). Идти против мудрости Божьих законов – это безумие, которое закончится катастрофой: «все ненавидящие меня (Божью премудрость) любят смерть» (Пр. 8, 36).

 

3. Поскольку это Божий мир, мы можем учиться даже у животных и насекомых, которых создал Бог.

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» (Пр. 6, 6). Муравья не нужно понуждать к труду. Инстинкт подсказывает ему, что если он не будет трудиться, запасая корм летом, он погибнет зимой. Так и мы должны предвидеть наши будущие потребности и трудиться сейчас, пока у нас есть возможность позаботиться о них заранее. Это значит, между прочим, что мы не должны терять время, отпущенное нам для учебы в школе, но прилагать все усилия к тому, чтобы получить образование и специальность, благодаря которым можно будет прокормить себя по окончании школы.

 

4. Поскольку это Божий мир, и Бог в Своей премудрости поручил каждому из нас трудиться, мы не должны лениться.

Лень – это глупость с точки зрения морали. Притчи дают нам наглядное описание ленивого человека:

а)Он любит только спать и слишком долго валяться в постели; он так же привязан к постели, как дверь к притолоке (Пр. 26, 14); он ворочается, как будто хочет встать; но вместо того, чтобы встать, поворачивается на другой бок и снова засыпает.

б)Он прибегает к нелепым оправданиям и преувеличивает стоящие перед ним трудности: «лев на улице! »(Пр. 22, 13); «лев на дороге! лев на площадях! » (Пр. 26, 13).

в)В конце концов вследствие постоянного небрежения и упущенных возможностей жизнь ленивца терпит непоправимую катастрофу – как имение, превратившееся в руины (Пр. 24, 30-34).

 

5. Поскольку Бог любит нас, Он предупреждает молодых людей о том, что они не должны связываться с дурными компаниями и особенно с преступными и мафиозными группами (Пр. 1, 10-19).

Преступники рисуют перед молодым человеком перспективу быстрого обогащения путем грабежа. О таких преступниках в Притчах говорится, что они глупее птиц. Птица, увидев, как для нее расставляется ловушка, не войдет в нее. А эти люди «делают засаду для них (т.е. своей собственной) крови и подстерегают их души» (1Д8); иначе говоря, покушаясь на других, они сами себя подвергают неминуемым преследованиям, тюремному заключению, а, возможно, и казни; и в конце концов должны будут предстать перед Божьим судом.

 

6. Поскольку это Божий мир, и Господь создал наши тела, Притчи предупреждают нас о том вреде, который может нанести нашей плоти и нашему разуму злоупотребление алкоголем и наркотиками

«Вино – глумливо, сикера – буйна» (Пр. 20, 1); иными словами, пьянство превращает человека в буйного, глумящегося хама. «Пьяница и пресыщающийся обедне – ют, и сонливость оденет в рубище» (23, 21). Пьянство ведет к горю, стону, ссорам, жалобам, «ранам без причины», «багровым глазам» (Пр. 23, 29-30). Притчи побуждают человека, пока он еще трезв, представить себе, в какого шута он превратится, когда напьется. Они дают необычайно живое описание скомканных чувств и спутанных мыслей пьяного человека: сперва очарование и сладость искрящегося напитка (Пр. 23, 31); но затем – неожиданный укус змеи и яд гадюки (Пр. 23, 32). Блудливый взор и разврат в сердце (23, 33). Нетвердые ноги, ощущения человека, пытающегося уснуть на вершине мачты среди морских волн (Пр. 23, 34). Сознание того, что он пьян и беспомощен, и в то же время с напускной храбростью он собирается продолжать пить и после пробуждения (Пр. 23, 35).

 

7. Поскольку Бог создал наши тела и сделал семью основой общества, Притчи запрещают прелюбодеяние, разврат и распущенность, они живо рисуют опасности – зачастую смертельные – этих грехов (см., например, Пр. 7, 6-27). Учитывая нынешнюю эпидемию СПИДа, неопытные молодые люди должны внять мрачности предостережения; содержащегося в Пр. 7, 26-27.

В Притчах Соломона, разумеется, учитывается, что молодым людям часто не нравится, когда родители и учителя толкуют им, как следует поступать. Но здесь особо подчеркивается то, что за нравственным законом стоит Бог, Который любит нас больше, чем даже самые любящие родители. Более того, именно потому, что Он любит нас, Он, когда нужно, обличает и наказывает нас, чтобы сделать нашу жизнь такой, какой Он хочет видеть ее (3, 11-12).

Божьи требования очень высоки. Самостоятельно, своими собственными силами мы не можем выполнить их. Поэтому Притчи призывают нас: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Пр. 3, 5-6).

Как многие другие книги Ветхого Завета, и три Книги Премудрости поднимают вопросы, которые находят свое окончательное разрешение только во Христе.

Великий и мудрый царь Соломон, наследник царя Давида, написал значительную часть книги Притчей; но в конце своей жизни и он повел себя неразумно (1 Цар. 11, 1-11). Он был хороший теоретик, но неважный практик. Единственным совершенным и мудрым человеком был Господь Иисус Христос. Он говорит о Себе, что Он «больше Соломона» (Матф. 12, 42). В Нем скрыты все сокровища мудрости и знания (Кол. 2, 3). Всем верующим в Него открывается, что Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1, 30).

Автор второй из Книг Премудрости – Екклесиаста, рассматривает «жизнь в подлунном мире» – т.е. жизнь, ограниченную чисто земными заботами. Поэтому он то и дело приходит к выводу, что значительная часть нашей земной деятельности есть не что иное, как бесконечное хождение по кругу, и все заканчивается суетой, опустошенностью и разочарованием. Но Новый Завет дает окончательный ответ на эти пессимистические вопросы. Христос воскрес из мертвых; смерть – это не конец; и так как Христос воскрес, то «труд наш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15, 51-58).

Третья книга премудрости – книга Иова, дает некоторые ответы на вопросы: Почему Бог допускает, чтобы верующие в Него страдали? Справедлив ли Бог? Милосердно ли Он поступает? Можем ли мы уповать на Него даже перед лицом страданий, несчастья, болезни? Но самое убедительное основание для упования на Бога во всех обстоятельствах дается в Новом Завете: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу... Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? » (Рим. 8, 28.32). Как золото огнем очищается от примесей и приобретает свою максимальную ценность, так и Божье наставление «избранным Своим» и испытания, через которые Он проводит их, как это было с Иовом, предназначены для очищения их веры и воспитания характера с тем, чтобы они могли наслаждаться полнотой грядущей жизни (1 Пет. 1, 6-9).

Темы для обсуждения

5. Каково значение слов: «Начало мудрости – страх Господень»? Как применить этот принцип к конкретным жизненным ситуациям? (см., например, Пр. 1, 29; 2, 5; 3, 7; 8, 13; 10, 27; 14, 26.27; 15, 33; 16, 6; 19, 23; 22, 4; 23, 17; 24, 21).

6. Дайте каждому ученику выбрать по одному стиху из книги Притчей, а затем все вместе обсудите их.

7. Найдите в книге Притчей другие примеры того, как можно учиться у животных. См., например, Пр. 26, 11; и сравните с 2 Пет. 2, 20-22 в Новом Завете.

8. Каким образом в Божьих предостережениях против дурных компаний, употребления наркотиков и сексуальной распущенности проявляется Его любовь к нам?

9. Выучите наизусть некоторые притчи, особенно это касается 3, 5-6.


 

 




ПУТЬ ПРОРОКОВ

 

Примерно четверть или даже треть всего объема Ветхого Завета занимают писания особого рода людей, называемых пророками. Чтобы понять, почему они занимают такое значимое место в Ветхом Завете и почему они так важны для нас сегодня, мы должны вспомнить о той особой роли, которую Бог предназначил сыграть израильскому народу (см. восьмую статью настоящей серии). Бог возвысил этот народ, чтобы он был:

1) живым свидетельством существования Единого Истинного Бога и живым протестом против всех идолопоклоннических теорий мироздания;

2) примером того, что значит жить в общении с живым Богом, испытывать Его любовь, силу, спасение, законы и пастырское руководство с тем, чтобы люди всех народов смогли познать блага личного познания Бога;

3) назначенным Богом и подлинно удостоверенным Им путем, по которому Спаситель мира придет в мир, чтобы все народы увидели, что для человечества существует реальная надежда, несмотря на все человеческие грехи, и были способны узнать Спасителя, когда Он придет, и осознать свою потребность в Нем.

Пока Израиль помнил великодушие, проявленное к нему Богом, и с благодарностью подчинял свою жизнь Его законам, все шло хорошо. Но сами по себе израильтяне были не лучше, чем любой другой народ; они были такие же грешники, как и все мы. Чем дальше, тем больше они злоупотребляли своей особой ролью, нарушали Божьи законы и грешили столь же тяжко, как и окружавшие их народы – если не хуже. В результате Бог поставил их всему миру в пример того, как не надо жить, чтобы все остальные могли познать святость Бога, Его ненависть ко греху, Его эталоны праведности и неминуемые последствия отступления от этих высших норм.

Именно тогда и появляются пророки. Это были не просто люди, предсказывающие будущее, хотя ими были сделаны действительно замечательные предсказания. Они не были священниками, хотя некоторые из них происходили из семей священников. Они не совершали богослужений в храме. Это были великие проповедники и реформаторы, изобличавшие политические грехи, экономические злоупотребления, социальную несправедливость и религиозное лицемерие во всех слоях общества. Они призывали нацию в целом и каждого человека в отдельности к покаянию, к изменению своего образа жизни, к возвращению к Богу и предрекали катастрофу, если люди не покаются.

Однако народ слишком часто высмеивал, а порой и преследовал пророков, и продолжал вести греховную жизнь. В результате их постигало то, о чем предупреждал Бог: сокрушительное поражение, потеря своей страны и массовая депортация сначала в Ассирию, а затем и в Вавилон. И в этом ветхозаветный народ израильский остается живым примером для нас и сегодня, ибо если древние иудеи были не лучше нас, то и мы вовсе не обязательно лучше их. Их исторический опыт напоминает нам о суде Божьем, который постигнет нас – как отдельных индивидуумов, так и целые народы, если мы не покаемся в наших грехах. В Новом Завете преподносится урок, который следует усвоить: «Но мы знаем, что (ветхозаветный) закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом (т. е., первоначально, израильтянам), так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом (за совершение тех же грехов, которые совершали и древние иудеи)» (Рим. 3, 19).

Пророки Ветхого Завета по обыкновению подразделяются на так называемых «малых» и «больших» пророков в зависимости от объема написанных ими книг. В качестве примера, возьмем одного из «малых», и двух из «больших» пророков.

Пророчество Амоса. Во времена Амоса нация была уже политически разделена: два из двенадцати колен Израильских жили в южном царстве, и десять в северном. Амос был южанином, уроженцем Иудеи, но проповедовал он главным образом в Самарии, среди десяти северных племен Израиля. Он жил во времена царствования Озии, царя иудейского (779–740 до Р.Х.), и Иеровоама II, царя израильского (783–743 до Р.Х.).

Амос начинает свое пророчество с обличения военных преступлений и бесчеловечности окружающих языческих народов.

1. Военный экспансионизм, сопровождающийся нечеловеческой жестокостью (Ам. 1, 3-5)

Обидчиком здесь выступает Дамаск, столица арамейского государства, располагавшегося к северу от Израиля. Экспансионистская политика правителя Дамаска Венадада привела к вторжению в Галаад и жестокому порабощению местного населения. Захватчики «молотили Галаад железными молотилами». В древние времена колосья пшеницы или ячменя обмолачивались с помощью так называемых «молотильных саней» с вделанными в них снизу острыми камнями или кусками металла, которые провозили по срезанным колосьям. Возможно, что фраза «молотили Галаад железными молотилами» – это просто метафора для обозначения крайней жестокости. Но возможно, что ее следует понимать и буквально. Многие завоеватели использовали и используют до сих пор такие чудовищные пытки для устрашения людей.

 

2. Работорговля (Ам. 1, 6-8)

Филистимляне (Газа была тогда филистимским городом) продавали целые общины в рабство и вывозили их в чужую страну – в Едом. При этом они руководствовались соображениями этнической чистки, предотвращения контрреволюции и обогащения.

 

3. Извлечение выгоды из войны (Ам. 1, 9-10)

В этом обвинялись жители Тира. Они не участвовали непосредственно в войне, которую филистимляне вели против евреев; но они извлекли большую выгоду из продажи целых общин в рабство от имени филистимлян, и это несмотря на заключенное ранее особое соглашение с евреями («братский союз» – Ам. 1, 9). Без сомнения, в свое оправдание они привели бы тот же аргумент, который используют современные правительства для оправдания продажи оружия воюющим сторонам: если мы не продадим рабов для завоевателей (или – в наше время – не будем поставлять им вооружений), это сделает кто-нибудь другой. Таким образом, они делали деньги на человеческих страданиях и смерти.

 

4. Непрестанная национальная ненависть (Ам. 1, 11-12)

В минувшие века жители Едома, несомненно, считали себя обиженными израильтянами. Они не могли забыть прошлое и использовали любую возможность, чтобы отомстить Израилю. Нетрудно найти аналогии и в современной политике.

 

5. Военные преступления (Ам. 1, 13-15)

Территориальная экспансия аммонитян сопровождалась невероятной жестокостью: они убивали даже беременных женщин. Разумеется, в те времена не было ни Женевской конвенции, ни трибуналов для военных преступников. Но Сам Бог регистрировал каждый акт насилия, и однажды, как предупреждал Амос, Он покарает преступников.

Но Амос не только осуждал грехи соседних Израилю народов. Еще более сурово он обличал свой собственный народ, израильтян и иудеев, как за их общественно-политические, так и религиозные прегрешения. Состояние общества того времени можно было описать следующим образом:

«а) Политические и социальные условия. Более чем за 40 лет до начала пророческого служения Амоса, Ассирия нанесла поражение Сирии, соседней с Израильским царством стране. Это позволило Иеровоаму II расширить границы Израиля (см. 4 Цар. 14, 25) и начать прибыльную торговлю, в ходе которой в Самарии образовался мощный купеческий класс. К сожалению, богатства, которые потекли в Самарию, неравномерно распределялись среди народа. Они концентрировались в руках крупных купцов, которые использовали вновь обретенные богатства только для личного обогащения (Ам. 3, 10.12.15; 6, 4) и совершенно пренебрегали нуждами крестьян, которые тогда составляли экономическую основу Северного царства. В Самарии стали проявляться несомненные симптомы нравственно пораженного общества. Во времена Амоса обычными явлениями были угнетение бедных богатыми (Ам. 2, 6) и бессердечное равнодушие богатых к страданиям голодных (Ам. 6, 3-6). Правосудия добивался тот, кто мог больше заплатить (Ам. 2, 6; 8, 6). Во время засухи (Ам. 4, 7-9) бедный мог обратиться только к ростовщику (Ам. 5, 11; 8, 4-6), которому зачастую бедняк был вынужден отдавать в залог не только свою землю, но и себя самого.

б) Религия. Естественно, что социальные условия в Самарии оказывали влияние и на религиозную жизнь. Религия не была забыта, но была извращена. У национальных религиозных святынь (Ам. 5, 5) ритуал продолжал совершаться (Ам. 4, 4), но отправление ритуала шло рука об руку с безбожием и аморальностью. Это не только не было угодно Богу, но и навлекало Божий суд (Ам. 3, 14; 7, 9; 9, 1-4); не устраняло, а усугубляло нарушение Божьего закона (Ам. 4, 4). Бога нельзя было найти у национальных святынь (Ам. 5, 4), потому что Он не мог принять совершавшегося там поклонения (Ам. 5, 21-23), так как на самом деле сердцами людей владели иные боги (Ам. 8, 14). Вдобавок, пышные церемонии и дорогостоящие жертвоприношения совершались за счет бедных (Ам. 2, 8; 5Д1).» – The Illustrated Bible Dictionary, London, 1VP, 1980, стр. 44-45.

Таким образом, пророки разоблачали и осуждали грехи как язычников, так и, даже в большей степени, евреев. Но Бог также поручил пророкам объявить Свой окончательный план – что Он намеревался сделать с человеческим грехом и каким путем в мир должно прийти спасение. В свете этого, суровый реализм беспощадного обличения греха пророками имеет свою светлую сторону. Он показывает, что весть надежды и спасения, которую они проповедовали, не была какой-то утопической, нереальной мечтой, не учитывающей, как глубоко укоренился грех в человеческой природе. В то же время пророки демонстрируют свое осознание того, что спасение мира должно начаться со спасения отдельного человека. Все реформаторские программы обречены на провал, если они не способны изменить сердца людей, составляющих нации.

Рассмотрим кратко Божьи программы спасения человечества, о грядущем осуществлении которых объявляли два из так называемых «больших» пророков.

 

Пророчество о спасении у Исаии

На фоне неспособности Израиля выполнить предназначенную ему роль, Исайя возвестил о том, что Бог однажды пошлет в мир Своего Совершенного Раба. Этот Раб будет не только жить жизнью самоотверженного служения другим, но и пострадает, и умрет как Жертва за грехи мира, чтобы люди могли получить прощение и примириться с Богом; а затем, исполнившись радости и мира от сознания полученного прощения, были бы готовы простить других, примириться с ними, любить и служить друг другу в мире. Вот пример пророчества Исаии:

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было ш Нем, и ранами Его мы исцелились. Веемы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас.» (Ис. 53, 3-6).

Это пророчество, которое, по собственным словам Иисуса Христа, должно было осуществиться в Его жизни и смерти: «Вы знаете, – говорил Он, – что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом; ибо и Сын Человеческий не для того при шел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мр. 10, 41-45).

Разумеется, если бы каждый последовал примеру Христа и жил для того, чтобы любить других и служить им, мир скоро стал бы настоящим раем. Возникает вопрос: что надо сделать, чтобы люди вели себя именно так? Ответ мы находим в книге пророка Иеремии.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь