Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Б. Убедительное свидетельство истинности утверждений Иисуса



Британский профессор К.С.Льюис однажды заметил, что сумасшедшие дома полны страдающими манией величия, каждый из которых претендует на то, чтобы быть Богом, Наполеоном, Александром Македонским, яичницей, или еще чем-нибудь, из ряда вон выходящим. Но Иисус не был высокомерным самоутверждающимся ме- галоманом. Его притязание на то, что Он – Сын Божий, тут же уравновешивается другим утверждением – «..Я кроток и смирен сердцем», и Евангелия изобилуют примерами, доказывающими истинность этого утверждения. Александр Македонский провозгласил себя сыном египетского бога Амона, и в конце концов, исходя из политических соображений, предложил, чтобы его подданные как в Греции, так и на Востоке поклонялись ему, как богу. Но Александр никогда не смог бы сказать «я кроток и смирен сердцем». Именно сочетание притязаний Христа на божественность с Его кротостью и смирением сердца делает Его заявления достоверными и убедительными. Он имеет высшую власть; но Он в высшей степени кроток. Он Бог, но не тиран.

ДВА ОПИСАНИЯ

 1. Нравственное учение Христа как иго

Иисус Христос не скрывает того факта, что Его нравственное учение – это иго, которое ученики должны принять, и бремя, которое они должны нести.

Значение слова «иго». То, что в древности называлось «игом», представляло собой деревянное ярмо, которое крестьянин надевал на шеи своих волов, чтобы можно было управлять ими, и запрягать для пахоты, молотьбы или перевозки грузов. Древние цари называли свое правление «игом», так как с его помощью они управляли и руководили народом. А учителя религии и нравственности по той же причине называли «игом» свои учения.

В Ветхом Завете можно найти наглядный пример (3 Цар. 12), иллюстрирующий значение слова «иго». Народ просит царя облегчить его иго. Вместо этого царь делает его еще тяжелее, и народ восстает. Прочтите эту историю и расскажите ее содержание ученикам. См. также Деян. 15, 10, где ложное религиозное учение сравнивается с невыносимым игом.

Итак, учение Христа – это иго. Он – Сын Божий, посланный Богом, чтобы быть полноправным царем рода человеческого, чтобы управлять нами и подчинить нас Божьему закону. Именно эта власть дает Ему право говорить нам, что хорошо, а что плохо; вот почему Он начинает объяснять народу Свое учение призывом: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 4, 17). Подчиняясь Его нравственному учению, мы подчиняемся не просто каким-то абстрактным моральным принципам, но Личности, Которой мы должны хранить свою личную преданность.

2. Нравственное учение Христа – «благое иго».

Хороший хозяин будет следить за тем, чтобы ярмо, которое он надевает на своих волов, хорошо сидело на них и не вызывало раздражения. Это облегчает волам их работу. Если мальчик хочет стать первоклассным теннисистом, он должен подчиниться своему тренеру. Выполнение указаний тренера может поначалу показаться очень трудным; но лучше послушать тренера, чем бестолково колотить по мячу – ведь в конце концов играть станет легче и приятнее, и успехи будут значительно весомей. Садиться за руль лучше после того, как изучены инструкции завода-изготовителя вашего автомобиля. Христос знает, как должны работать наше тело, ум, чувства и желания. Он сотворил нас! Его «иго» идеально подходит нам, и предназначено для того, чтобы облегчить нашу жизнь.

ДВА ПРИЗЫВА

1. Первый призыв и обещание

Первый призыв адресован людям «труждающимся и обремененным» – страдающим и усталым. Обсудите с вашими учениками то, как даже молодые люди могут быть страдающими и усталыми. Во многих больших городах мира возрастает число молодых людей, кончающих жизнь самоубийством. Почему? Вот некоторые возможные причины:

6. Кажущаяся бессмысленность существования.

7. Трудности с устройством на работу, и в результате чувство собственной бесполезности и ненужности.

8. Депрессия, расстроенное здоровье и чувство беспокойства, вызываемые алкоголизмом, наркотиками, распущенным образом жизни.

9. Психические травмы и нечистая совесть как следствие аморального поведения.

10. Чувство незащищенности, вызываемое напряженностью в семейных отношениях, разводом родителей и уходом одного из них.

6. Постоянная неспособность достичь собственных идеалов, вызывающая чувство глубокого недовольства собой.

Тем, кто приходит к Нему, Христос дает немедленное успокоение, потому что Он дает им:

а) немедленное прощение и избавление от вины, см. Лк. 5, 20;

б) обновленное ощущение смысла жизни – см. например
1 Фесс. 1, 9-10: «...служить Богу живому»;

в) приходящий к Иисусу немедленно испытывает чувство Божьей любви и сознает, что он бесконечно ценен и значим в глазах Бога: см. напр. Мф. 12, 12; Рим. 5, 5-11.

г) он получает уверенность в Божьей заботе во всех жизненных делах и избавление от чувства тревоги: см. Мф. 6, 25-30.

2. Второй призыв и обещание

Вот что значит стать учеником в школе Христа и учиться у Него жизни. Его учение требует от нас подчинения нормам поведения, которые сильно отличаются от норм поведения, принятых в незнающем Бога мире, и по этой причине здесь могут вызываться настороженность и неприятие правил, предлагаемых Христом. Но здесь Христос обещает «покой душам нашим», потому что Он может вызвать в нас «новое рождение», благодаря которому мы становимся детьми Божьими, и с которым получим новые силы для исполнения Его повелений, чтобы жить по Его нравственным нормам: см. напр. 1 Иоан. 5, 3-4.

 




ИИСУС – УЧИТЕЛЬ (2)

 

ПЕРВАЯ И ВЕЛИЧАЙШАЯ ЗАПОВЕДЬ

Иисуса однажды спросили, какова, по Его мнению, величайшая заповедь – главный принцип, из которого выводятся все остальные? Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22, 37.38).

Здесь сразу же видно, что, по Христу, главным мотивирующим фактором всей истинной нравственности должна быть ЛЮБОВЬ. Не желание счастья или успеха, а именно любовь. И не любовь к самому себе, и даже не к ближнему и не к обществу (хотя, как ниже будет показано, любовь к ближнему идет на втором месте), а любовь к Богу, к Создателю. Мир принадлежит Ему. Он создал его дая Своего удовлетворения и для осуществления Своего замысла. Вполне логично, что первейший долг каждого должен состоять в том, чтобы жить в соответствии с волей нашего Создателя и любить Его – просто из благодарности за че- ловеское существование. В этом контексте «любовь к Богу» вовсе не означает какого-то сентиментального религиозного чувства: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его»(1 Иоан. 5, 3). Мы должны исполнять их всем сердцем, всем разумом, всей душой и изо всех сил.

ВЕЛИЧАЙШИЙ ГРЕХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В этом случае, кроме всего, обнаруживается установленный Христом диагноз главного недуга как отдельных людей, так и всего общества. Как можно жить достойно, если не любить нашего Творца и не поступать в соответствии с Его замыслом? Как можно ценить и уважать наших ближних, если не признавать или, более того, даже презирать и забывать Создателя? Как может человеская жизнь быть чем- то иным, кроме, как представлять беспросветную тяжкую работу, если служить Богу только исходя из сознания долга, окутанного грустью, а не из сердечной любви к Нему?

Нарушая первую и наивысшую заповедь (а мы все нарушаем ее), люди становятся виновными в величайшем грехе – неспособности любить Бога. Перед нами возникает наисерьезнейшая проблема. Мы не можем заставить себя любить Бога. Что же способно зажечь в нас это чувство к Богу? Приводимая ниже притча поможет разобраться в этом.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын9 собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою9 и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому у услышал пение и ликование; и призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лук. 15, 11-32).

Предложение учителю: инсценируйте эту притчу в своем классе.

Пожалуй, это самая знаменитая из притч Иисуса Христа, вошедшая в золотой фонд мировой литературы. Д-р Кеннет Бейли, проживший долгое время среди палестинцев и бедуинов, отмечает (в книге Poet and Peasant, Eerdmans, 1976), что люди, которых он знал, до сих пор сохранили многие традиции и ценности, унаследованные от своих предков, живших во времена Христа. Реакция этих людей на рассказанную доктором Бейли притчу о блудном сыне, поможет глубже понять ее истинное значение.

 

1. Возмутительное поведение блудного сына

а) Его отношение к отцу. Главное преступление блудного сына состояло не в том, что он «расточил имение свое, живяраспутно» (Лук. 15, 13), или «расточил имение свое с блудницами» (Лук. 15, 30). Безусловно, такое поведение расценивается как очень плохое, но гораздо хуже то, как он поступил со своим отцом. В древней Палестине отец обычно составлял завещание, в котором определялось, какую часть наследства должен после его смерти получить каждый из его сыновей. Потребовать своей доли наследства еще при жизни отца означало в те времена нанесение отцу неслыханного оскорбления. Это было равносильно тому, что сказать: «Отец, я хочу, чтобы ты умер. Ты не даешь мне жить в свое удовольствие. Поторопись умереть, не стой у меня на пути. Или, если хочешь – уворуй у самого себя и немедленно отдай мне мою часть наследства! » В обществе, в котором семейные отношения почитались священными, такая позиция была немыслимой и, наверное, исключала бы всякую возможность прощения.

Практические выводы из этой притчи более чем очевидны. Многие люди относятся к Богу так же, как блудный сын к своему отцу. Даже если не отрицается существование Творца, часто люди не желают иметь с Ним ничего общего. Мысль о Создателе и Его законах мешает им получать удовольствие от жизни и ограничивает их свободу. Они хотят жить в полной независимости от Бога. Вполне очевидно, что эти люди не любят Его «всем сердцем, всем разумом, всей душой и всей силой». Тем не менее, они желают и в дальнейшем наслаждаться всеми благами, данными Создателем.

б) Блудный сын растрачивает имущество общины

Поскольку в до-индустриальном обществе земля и скот были основным капиталом семейной общины, обычно прилагались все усилия к тому, чтобы земля в любом случае оставалась во владении семьи. Но блудный сын не только потребовал свою долю земли, не дожидаясь смерти отца, но, получив ее, тут же продал и пустил деньги по ветру в чужой стране. Беда в том, что когда он продавал землю, никто из остальных членов его семьи не имел права купить ее, так как это означало бы завладеть наследством отца блудного сына еще при его жизни. Таким образом, блудный сын должен был продать землю чужим людям и тем самым нанести непоправимый ущерб семейному состоянию. Община должна была негодовать не только в момент, когда блудный сын уходил, но и после того, как он вернулся, после чего обнаружилось, что все вырученные деньги растрачены. Такая потеря не восполнял ась.

Мораль яснее ясного. Когда человек отвергает или не признает Бога и живет просто для собственного удовольствия, он не только вредит самому себе, но и растрачивает нравственный и духовный капитал общества. Помимо этого, такой человек может нанести обществу и материальный урон своим пьянством, прогулами, ленью и мошенничеством. Во сколько же раз увеличиваются потери, если Бога забывает целый народ?

 

2. Реакция отца на требования сына

После описания Христом истории, как блудный сын ограбил отца и какие он выдвинул возмутительные требования, слушатели должны были ожидать в продолжение рассказа Христа, что отец пришел в ярость и, если не лишил сына жизни, то, по крайней мере, лишил его наследства. Проявление такой реакции в то время было бы полностью оправдано в глазах общества. Однако Христос сказал обратное: отец удовлетворил требование сына и отпустил его. И вновь мораль более чем понятна. Бог не тиран. Он наделил людей свободой воли и уважает эту свободу. Когда люди отвергают, игнорируют, презирают, хулят и не принимают Бога, Он не поражает их мгновенно и не отнимает у них немедленно все жизненные блага. Он дает им возможность постепенно осознать свою духовную нищету и нравственное убожество, которые неминуемо наступают, когда творение Божье отвергает или игнорирует своего Создателя.

 

3. Блудный сын раскаивается

Поначалу блудному сыну казалось, что избавление от отеческой опеки вполне оправдало надежды. Разгульная жизнь сулила ему массу удовольствия, по крайней мере, так представлялось. Но в конце концов суровая реальность жизни настигла его: опустившийся и одинокий, он познал нищету и голод. Он никому не был нужен. Тогда и начался в нем внутренний процесс, ведущий к покаянию. Сын решил вернуться домой к отцу и покаяться в своем легкомыслии. Он также решил сделать отцу предложение: «Я уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лук. 15, 19).

На первый взгляд, такое предложение может показаться свидетельством искреннего раскаяния и стремления примириться с отцом. Однако на самом деле эта идея не относится к слишком удачной. В древности в каждом хозяйстве было три категории работников. Первую составляли сыновья хозяина. Они не работали за плату. Будучи членами семьи, которые наследуют хозяйство после смерти отца, они работали только из любви к родителю и ради укрепления семейного благосостояния.

Следующую категорию составляли крепостные, работавшие за содержание и за минимальную плату, но не имели независимости. Они жили в поместье. Кроме них были еще и независимые работники, которые жили в деревне и нанимались на работу по договору. Так вот блудный сын по возвращении намеревался стать именно одним из таких работников. Он не собирался жить и работать просто из любви к своему отцу и семье. Беспутно растранжирив свою часть имения, он теперь хотел, сохраняя независимость от отца, предложить ему свои услуги за деньги!

На подобное предложение отец никогда бы не согласился. Это не помогло бы преодолеть отчуждение. Блудный сын должен был оставить свою глупую идею по поводу независимости. Он должен был принять отца именно как отца, жить с ним и трудиться из любви к нему и ко всей семье.

Многие люди совершают ту же ошибку. На собственном горьком опыте познав нравственную и духовную нищету, к которой приводит жизнь без Бога, они дают клятвенное обещание изменить свой образ жизни и служить Богу. Но, как и у древних фарисеев, их отношение к Богу остается ложным. Вероятно, не особенно задумываясь по этому поводу, они по-прежнему пытаются сохранить независимость от Бога, предполагая посредством хорошего поведения, трудом и соблюдением религиозных предписаний заслужить милость Божью в надежде, что в конце концов Он вознаградит их, даровав спасение. Но такая позиция несостоятельна. Как Божьи создания, мы не можем быть независимы от Него. Все, что мы имеем и все, что представляет собой хоть какую-то ценность, исходит от Него и принадлежит Ему. Мы не можем использовать то, что принадлежит Ему, для приобретения чего-то у Него – и, в первую очередь, спасения. Единственный приемлемый путь жизни с Богом – это любить Его всем сердцем, всем разумом, всей душой и всей силой и служить Ему бескорыстно, из любви.

Что, однако, может зажечь в наших сердцах такую любовь к Богу?

 

4. Самоуничижение отца

В обычной жизни, если бы подобный нашему герою блудный сын возвратился домой, все жители деревни высыпали бы на улицу, смеясь над его грязными лохмотьями, обрушивая на его голову проклятья за те убытки и тот позор, которые он причинил общине, и были бы готовы побить его камнями, если бы отец позволил это сделать. Но здесь отец совершает поразительный поступок: он побежал навстречу блудному сыну, простил его и принял в свой дом!

Начнем с того, что в древнем мире ни один солидный человек ни по какому поводу не стал бы бежать. Бег считался в то время ниже достоинства уважающего себя человека. Даже греческий философ Аристотель придерживался такой точки зрения. Для отца же блудного сына это означало полное унижение. Побежать навстречу своему блудному сыну, вместо того, чтобы дожидаться дома, сохраняя достоинство и холодную сдержанность, пока сын сам подойдет к дверям и станет униженно ждать, когда ему отворят – такое поведение было чем- то из ряда вон выходящим. Но именно оно показало блудному сыну отцовскую любовь так, как он ее никогда раньше не воспринимал. Прощение, принятие и восстановление блудного сына в его сыновьих правах вызвало в его сердце горячую любовь к отцу и желание бескорыстно служить ему.

Конечно, эта часть притчи имела своей целью указать на то, что сделал Бог для нас, грешников, во Христе. В древнем мире распятие на кресте считалось самой позорной и унизительной смертью из всех возможных – вот почему христианская проповедь о кресте казалась склонным к философствованию грекам грубой и неумной, а набожным евреям – скандальной. Но миллионы людей познали, что в этом – сила Божия ко спасению. Потому, что распятие не только сделало возможным прощение и примирение с Богом, а и самоуничижение Бога, позволившего Своим созданиям распять Своего Сына, чтобы самими страданиями получить для них прощение и явить им Свою любовь. Именно это зажгло в сердцах тех, кто покаялся и получил прощение, ту благодарную любовь к Богу, которая одна только и может быть побудительным мотивом служения Богу и основанием здоровой христианской этики.

Христианский апостол Иоанн выразил это в двух коротких стихах: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас... Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1 Иоан. 4, 19; 5, 3).

Вопросы для дискуссий

1. Обсудите тему: «Основой всякой истинной морали является любовь к Богу, которая выражается в исполнении Его заповедей».

2. Обсудите отношение блудного сына к своему отцу. Как оно отражает нынешнее отношение людей к Богу?

3. Каким образом притча помогает понять, как в наших сердцах может загореться любовь к Богу?



ИИСУС – УЧИТЕЛЬ (3)

ВТОРАЯ ВЕЛИЧАЙШАЯ ЗАПОВЕДЬ

Согласно Иисусу Христу, вторая по важности из всех заповедей – это: «возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37-40). Иисус не придумал эту заповедь: в данном случае он цитирует Ветхий Завет (Лев. 19, 18). Разумность этой заповеди совершенно очевидна. Если бы мы постоянно исполняли ее, мир очень скоро стал бы раем. Но мы делаем это далеко не всегда. Почему?

(Попросите учеников высказать их собственные мнения на этот счет.)

Один из слушателей Иисуса был человек, сведущий в Ветхом Завете, но точно так же, как и все остальные люди, он далеко не всегда исполнял эту заповедь. Поэтому он попытался найти оправдание, высказав предположение о том, что сама формулировка этой заповеди делает ее исполнение практически невозможным. «А кто мой ближний? » – спросил он. Этим он как бы хотел сказать: разве слово «ближний» не означает только мою семью и родственников? Или же оно включает и моего соседа, и людей, живущих в соседних квартирах, или всех жителей этого города, этой страны, всего мира? Очевидно, что если я люблю свою семью, как самого себя, и она будет испытывать голод, я смогу ее накормить. Но если я попытаюсь поделиться с каждым голодающим в городе, у меня едва ли хватит еды, чтобы спасти от голода хоть одного человека. Итак, кто же мой «ближний»? По мнению говорившего, понятие «ближний» слишком расплывчато, и вследствие этого сама заповедь становится нереалистичной и недейственной. Вот таким образом человек, сведущий в Ветхом Завете, попытался найти себе оправдание в том, что не исполнял вторую величайшую заповедь (Лук. 10, 25 -29).

(Теперь предложите ученикам обсудить следующие вопросы:

1. Состоятельно ли оправдание законника, сведущего в Ветхом Завете?

2. Если нет, как бы вы ответили на его возражения?

3. Разумеется, наши попытки поделиться тем скромным количеством пищи, которое мы сами имеем, со всеми голодными в этом мире не будут иметь никакого практического смысла. Но в мире в целом достаточно пищи, чтобы накормить всех. Если бы все правительства, все предприниматели, все люди повсюду любили бы своих ближних, как самих себя, и справедливо распределяли те продукты, которых в мире достаточно, то никто бы не голодал. Но мир в целом не исполняет вторую величайшую заповедь. Дает ли это достаточные основания для того, чтобы нам самим поступать таким же образом, в то время как мы в состоянии исполнять эту заповедь? )

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лук. 10, 25-37).

Это одна из наиболее известных притч, рассказанных Иисусом. Пусть сначала ваши ученики прочитают ее просто как рассказ, или подробно перескажите им ее, указав на то, насколько она реалистична. Дорога из Иерусалима в Иерихон вилась среди высоких, причудливо изломанных утесов, где путешественника легко могли подстерегать разбойники. Грабеж был тогда столь же обычным делом, как и в наши дни.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь