Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краткий обзор истории еврейского народа



От царя Давида до Христа

Давид, а за ним и Соломон, царствовали над единым Израилем. Апогей процветания Израиля как нации (1010–930 гг. до н.э.).

Двенадцать племен раскололись на два государства: десять племен на севере, со столицей в Самарии, и два племени на юге, со столицей в Иерусалиме (930 г. до н.э.).

Мощная Ассирийская империя вторглась в северное еврейское царство и депортировала его жителей на восток (745–721 до н.э.).

Сильная Вавилонская империя нанесла поражение южному царству евреев и переселила цвет нации (в частности, пророка Даниила) в Вавилон; территория южного царства стала провинцией Вавилонской империи (605–587 гг. до н.э.).

Мидо-Персидская империя во главе с Киром, захватила Вавилон (530 г. до н.э.) и все владения Вавилонской империи. Кир разрешил тем из иудеев, которые этого хотели, вернуться на родину и повелел им восстановить храм (восстановление завершено в 516 г. до н.э.). Позднее с помощью Неемии, еврея-виночерпия персидского царя Артаксеркса I, впоследствии назначенного правителем Иерусалима, евреям было разрешено восстановить город Иерусалим (445 г. до н.э.). Книга Неемии живо повествует о восстановлении стен Иерусалима. Многие евреи вернулись; но многие и остались жить в чужих странах. Теперь Иудея стала провинцией Персидской империи. Примерно в это время завершается исторический период, описанный в книгах Ветхого Завета. Книги Неемии и Малахии стати его заключительными по времени написания.

Александр Великий, или Македонский, завоевал как Персидскую, так и Египетскую империи. Иудея перешла под его управление. Многие евреи эмигрировали в Египет. Александр продолжал свои завоевания, пока не подчинил себе большую часть известного тогда мира (334-331 до н.э.).

Александр умер в 323 г. до н.э. Созданная им империя была разделена между его военачальниками. Один из них, по имени Птолемей, овладел Египтом и основал династию, которая правила вплоть до римского завоевания Египта в 31 г. до н.э. Другой полководец, по имени Селевк, захватил Азию и основал династию, которая также оставалась на троне до низложения ее Римом в 65 г. до н.э. Первоначально Иерусалим и Иудея были под владычеством египетской династии Птолемеев; но в 198 г. до н.э. перешли под контроль династии Селевкидов.

После примерно сорока лет партизанской войны и политической борьбы, которую вели против Селевкидов Маккавеи, Иудея наконец стала суверенным, независимым государством, управляемым еврейской династией Асмонеев (128 г. до н.э.).

Римский полководец Помпей взял Иерусалим и вторгся в храм (63 г. до н.э.).

Ирод, идумеянин по рождению, но иудей по религии, провозглашен Римским сенатом царем евреев (40 г. до н.э.). Он завоевал Галилею в 38 г., а Иерусалим – в 37 г. до н.э. Ирод был утвержден на троне в качестве вассала Октавиана, последний позднее стал кесарем Августом, первым императором Рима. Именно в царствование кесаря Августа, в бытность Ирода царем евреев, в Вифлееме иудейском родился Иисус Христос.

ЧТО СОХРАНЯЕТСЯ В ИСТОРИИ?

Великие империи античного мира: Египет, Вавилон, Ассирия, Персия, Греция (при Александре) и Рим – несомненно внесли ценный и не теряющий своего значения вклад в развитие мирового искусства, архитектуры, литературы, философии, науки и цивилизации в целом; и за это мы по праву воздаем им должное. Но сами империи исчезли, а войны и бесконечные кровопролития, на которых они строились, сейчас видятся нам именно тем, чем они и были на самом деле – чудовищным уничтожением людских жизней во имя человеческой гордыни, тщеславия и властолюбия.

По сравнению с этими великими империями, Израиль всегда был всего лишь маленькой страной, причем на протяжении большей части своей истории большинство израильского народа жило в чужих странах в качестве пленников или же изгнанников. Но прежние языческие боги, которым поклонялись великие империи и которые, по их представлению, даровали им победу над всем миром, в частности, над Израилем – все эти боги давным-давно забыты. Сегодня никто уже не поклоняется им. А Бог Израиля не просто сохранился, но и стал Богом веры, распространившейся по всему миру. Многие миллионы не только евреев, но и язычников, уверовали в Него в течение прошедших столетий. И несмотря на нередкие преследования, в настоящее время еще больше людей, чем прежде, исповедуют этого «Бога Авраама, Исаака и Иакова», Бога израильского народа, и Бога Иисуса Христа. В этом древнем поклонении есть нечто гораздо более актуальное и значительное, имеющее более широкое и устойчивое влияние в нашем современном мире, чем все великие мировые империи прошлого и настоящего. Уже по одной этой причине данный аспект ветхозаветной истории приобретает колоссальное значение для той картины мировой истории, которую мы даем нашим ученикам. Он показывает, что же действительно имеет непреходящую ценность в веках.

НЕКОТОРЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОЖИВАНИЯ НАРОДА

ИЗРАИЛЯ НА ЧУЖБИНЕ, СРЕДИ ДРУГИХ НАРОДОВ

1. Их изгнание демонстрирует непредвзятость и праведность Бога (подробнее об этом см. статью 15 данной серии).

То, что Бог избрал Израиль для выполнения особой роли в истории, дало этому народу много привилегий. Но это не значило, что он становился неким фаворитом. Привилегии означали, что если Израиль будет упорствовать в социальном и религиозном грехе, Бог накажет его больше, чем все другие народы. Он не убережет ни нацию, ни царскую династию Давида, ни Божий храм в Иерусалиме, ни саму столицу Иерусалим от поражения и разрушения. Принцип Божьего суда был в следующем: «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Амос 3, 2). Главный урок состоит в том, что чем больше привилегий дается народу или отдельному человеку, тем строже Господь спросит с них за недостойное поведение (см. тж. Евангелие от Луки, 12, 47-48).

2. Продолжающееся изгнание Израиля демонстрирует верность Бога Своему замыслу

В течение двух с половиной тысячелетий большинство евреев жило среди других народов, и большую часть этого периода, до недавнего времени, эти люди не имели собственной страны. Однако, перед изгнанием Бог пообещал, что Он будет хранить их, не допустит их вымирания и однажды вернет всех в землю их (см. Иезекииль 39, 22-29). До сего дня, несмотря на жестокие преследования и попытки геноцида, евреи ни в малейшей степени не потеряли своего национального своеобразия и этнических особенностей, не были ни ассимилированы, ни уничтожены. До сих пор Бог держал Свое слово; и все остальное из обещанного Им также однажды исполнится.

3. Система синагог

Со времен Вавилонского пленения евреи стали в языческих городах основывать синагоги, в которых они могли бы поклоняться Богу и изучать писания Ветхого Завета. В последующие века многие язычники, уставшие от бессмысленности и жестокости идолопоклонства, стали посещать еврейские синагоги и пришли к вере в Единого Истинного Бога. Именно из таких групп бывших язычников вышли первые христиане (см. Деяния Апостолов 13, 44-14, 1; 17, 4.10-12; Евангелие от Луки 7, 2-5).

4. Перевод Ветхого Завета на греческий язык

В начале третьего века до н.э. евреи, жившие тогда в Александрии Египетской, перевели книги Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык. Эти переводы, известные под общим названием Септуагинты, имели огромное влияние в древнем мире. Новозаветные авторы, цитируя Ветхий Завет, часто заимствовали цитаты именно из Септуагинты, т. е. «перевода Семидесяти». Раннехристианские миссионеры впоследствии перевели Септуагинту на латинский, коптский, амхарский, армянский и другие языки. Переводом Семидесяти пользовались греческие «Отцы Церкви», и он до сих пор используется учеными для восстановления текста Ветхого Завета.

5. Вклад евреев из диаспоры в мировую цивилизацию

Когда Бог изгнал евреев в Вавилон, Он повелел им поселиться там и «заботиться о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молиться за него Господу» (Иер. 29, 7). Он запрещал им заниматься подстрекательством к мятежу, а, наоборот, велел стараться всячески содействовать благополучию и процветанию государства. Не всегда и не все евреи руководствовались этим идеалом. С другой стороны, со времени Вавилонского плена во все века евреи, живущие в изгнании в других странах, вносили огромный вклад в мировую науку, медицину, музыку, искусство и литературу – вклад, который был несоразмерно больше их численности. Именно в знак признания этого вклада в Российском гуманитарном университете в Москве была недавно открыта кафедра иудаистики.

Автор ветхозаветной книги пророка Даниила являет собой блестящую иллюстрацию вышесказанного.

Сосланный в Вавилон, он верно служил Вавилонскому государству в течение многих лет. Когда персы установили свое владычество над Вавилоном, он добился высокого положения в имперской администрации. Как еврей, верящий ветхозаветным пророчествам, он знал, что каких бы успехов ни достигали языческие правительства, им никогда не удастся разрешить проблему зла в мире. Только пришествие обещанного Богом Мессии разрешит ее. В то же время Даниил не был ни религиозным фанатиком, ни нигилистом. Он не бежал от жизни, но верно служил гражданам страны, в которой жил.

С другой стороны, в своих воспоминаниях (книга пророка Даниила, глава 1) он рассказывает о том, как в начале своего учения в Вавилоне он отказался принимать пищу, которая, согласно языческому обычаю, приносилась идолам. Он не склонен был идти на компромисс с идолопоклонническими представлениями о мире, обожествлявшими силы природы и человеческие вожделения, потому что он видел, что такой взгляд низводит человека до положения раба этих сил. Для Даниила это было двойным оскорблением, направленным против Бога-Создателя, с одной стороны, и против человеческого достоинства и разума, с другой.

Даниил рассказывает (гл. 3) также о том, как его друзья мужественно встали на защиту основных свобод человека, когда государство стало тоталитарным и репрессивным. Навуходоносор однажды потребовал, чтобы все государственные служащие поклонились истукану, которого воздвиг царь, и воздали государству высшие почести, поклялись в послушании, что должно оказываться только Богу. Те, кто не поклонится истукану, должны были быть брошены в огненную печь. Три друга Даниила осмелились возразить царю, употребив слова, достойные высокого мужества, за что и были брошены в печь. Они сказали Навуходоносору: «Нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3, 16-18). Тем самым было показано, что их верность единому истинному Богу-Создателю представляла для них большую ценность, чем сама жизнь. Брошенный ими вызов и спасение их из огня, данное им от Бога, заставили Навуходоносора признать славу единого истинного Бога.

Иначе происходило с одним из наследников Навуходоносора, Валтасаром. В пятой главе своей книги Даниил рассказывает о том, как однажды во время пира Валтасар взял золотые сосуды, вынесенные из Иерусалимского храма Навуходоносором (который поместил их в своем языческом храме), и пил из них на глазах у своих вельмож. Эти сосуды были сделаны из золота, чтобы показать, что Бог есть высшая ценность для человека, и служить Ему – высший долг человека. Употребив эти священные сосуды для питья, Валтасар с высшей степенью красноречия показал, что он своей собственной персоной заменил Бога как высшую жизненную ценность, и превыше всего поставил свое благоденствие и достижение для себя удовольствия. В этот роковой миг произошло сверхъестественное явление: как будто человеческая рука на стене царского дворца начертала слова, которые Валтасар не мог понять – хотя слова эти были достаточно распространенными терминами, относящимися к мерам, весам и счету денег. Позвали Даниила, которому выпала почетная обязанность разъяснить царю значение слов. Валтасар ни во что оценил Бога и отверг Его. В надписи на стене Бог оценивал Валтасара. Бог взвесил Валтасара на весах и оказалось, что он слишком легок. Увы, Валтасар не раскаялся и не стал искать милости Бога, желавшего спасти его. Золотые сосуды на его столе были немыми свидетелями того, что Валтасар отбросил истинные жизненные ценности. Тем самым он и свою собственную ценность свел к нулю. В ту же ночь он лежал мертвым на одной из улиц Вавилона, убитый вторгшимися мидянами и персами, которые захватили его царство. Какую ценность мог он представлять теперь?

Рассказы Даниила – это захватывающее чтение. Они известны во всем мире, и каждый ребенок должен или прочитать их, или же услышать подробный пересказ. Но помимо всего прочего, эти истории, как маяки в ночи, вселяли мужество в сердца героев всех поколений, отстаивавших веру в Бога в борьбе против незаконных притязаний тоталитарных режимов. Ибо от такой веры в Бога в конечном итоге зависит истинная человеческая свобода.


 

 




ИИСУС – УЧИТЕЛЬ (1)

Введение

Мы подошли к рассмотрению нравственного учения Иисуса Христа. Во многих отношениях по целому ряду причин оно представляется наиболее легкой частью нашего курса:

1. Исключительная гениальность Христа как учителя

Многое из учения Христа о нормах поведения людей представлено через притчи, как это будет продемонстрировано. Эти притчи – настоящие чудеса мудрости, представляющие детальные наблюдения за природой человека, ее сильными и слабыми сторонами, недостатками и пороками. Простая повествовательная форма изложения делает их доступными даже для ученика начальной школы, и в то же время в них скрыта необыкновенная сила, с которой и раскрывается заключенный в них смысл, что производит неизгладимое впечатление на самые образованные умы. Мы, учителя, найдем в них легкое и в то же время совершенное средство общения с учениками.

2. Привлекательность Христова учения

Рассмотрим так называемое «золотое правило», провозглашенное Иисусом в Его знаменитой Нагорной проповеди: «Итак во всем9 как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки.» (Матф. 7, 12). Исключительная простота этого правила в сочетании с очевидной справедливостью делает его безусловно привлекательным в глазах всех людей. Здесь нет сложной теории, трудной для понимания и вызывающей разногласия. Безусловное распространение этого правила на всех и каждого недвусмысленно и безусловно. Его практическое применение безгранично. Если бы ему добросовестно следовали, то наш мир стал бы раем. Но, разумеется, оно выполняется далеко не всегда; каждый из нас то и дело нарушает его. И это подводит к рассмотрению следующего пункта.

3. Почему все мы периодически поступаем плохо?

Древнегреческий философ Сократ полагал, что никто сознательно не делает зла. Он считал, что когда люди поступают плохо, то просто не вполне осознают, что это плохо. Люди думают, что это хорошо. Можно прекрасно понимать, что сделанное принесет вред кому-то другому. Но когда все же мы делаем это, то кажется, что будет хорошо, если мы причиним вред этому человеку: это даст преимущество перед ним, удовлетворит наше желание получить выгоду, приобрести власть или отомстить. Но если совершаемый поступок несправедлив, учил Сократ, тем самым наносится вред не только обижаемому человеку, но еще в большей степени тому, кто его совершает. Как только люди осознают это, говорил Сократ, они должны немедленно прекратить вредить самим себе, причиняя зло другим. Но мы не осознаем этого, мы невежественны. Невежество, по Сократу, и есть причина наших дурных поступков; а из этого следует, что для того, чтобы люди перестали творить зло, нужно просто дать им образование. Стоит только показать, что причиняя зло кому-то другому, люди тем самым вредят самим себе, и они тотчас перестанут творить зло.

Но так ли это? А если гак, то достаточно ли одного знания для того, чтобы предостеречь людей от злых дел? Обсудите с вашим классом следующие вопросы:

а) Совершали ли вы когда-нибудь плохой поступок, заведомо зная, что это плохо?

б) Люди делают некоторые вещи, хотя им известно, что это причинит им вред (например, курение, употребление наркотиков)? Почему люди совершают это?

в) Если бы у вас появилась возможность уворовать много денег или убить кого-то, но при этом была бы абсолютная уверенность, что никто и никогда не узнает о вашем поступке, то оставались бы еще какие-нибудь причины, которые не позволяли бы вам совершить это?

г) Правда ли, что причиняя зло другому человеку, мы тем самым вредим самим себе? Как вы могли бы это доказать?

д) Апостол Павел однажды сказал: «...желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 18-19). Испытывал ли кто-нибудь из вас нечто подобное?

4. Несколько основных требований, предъявляемых к любому нравственному учению

Итак, чтобы подготовленные этические занятия были действенными, мы должны быть в состоянии дать своим ученикам убедительные ответы на следующие вопросы (в числе прочих):

а) Что такое хорошее поведение и что значит плохое поведение? Какое определение здесь можно было бы дать?

б) Обладает ли кто для вас достаточным авторитетом, чтобы сказать, что такое хорошо и что такое плохо? Почему каждый из нас не может сам для себя решить этот вопрос?

в) Почему мы не всегда делаем то, что хорошо и правильно? Почему зачастую трудно поступить хорошо и так бывает легко поступить плохо?

г) Чем мотивируются хорошие поступки, особенно когда другие рядом поступают плохо? Получаем ли мы какое-то преимущество, поступая хорошо? Должны ли мы всегда поступать хорошо, даже если мы страдаем от этого?

д) Откуда можно почерпнуть силу, чтобы делать то, что признаем добром, избегая при этом зло?

Теперь, если хотим серьезно разобраться в нравственном учении Иисуса Христа, мы должны последовательно получить от Него ответы на все эти вопросы. Начнем с Его представления Себя как Учителя и Его объяснения сути Своего учения.

ХРИСТОС ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЯ КАК УЧИТЕЛЯ

«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то мла – денцам; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не зна ет Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Матф. 11, 25-30).

В этом отрывке Иисус делает два утверждения, касающиеся Его Самого:

4) Он есть всемогущий Сын Божий;

5) несмотря на это, Он кроток и смирен сердцем.

Он дает два описания Своего учения:

1) это иго, которому Его ученики должны подчиниться, и бремя, которое они должны нести;

2) тем не менее, Его иго есть благо, и бремя Его легко.

А затем на основании этих двух утверждений и двух описаний, Он произносит два призыва, каждый из которых сопровождается обещанием:

1) «приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

2) «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня... и найдете покой душам вашим».

ДВА УТВЕРЖДЕНИЯ

Здесь мы находим:

А. Ответ Христа на вопрос: какое право имеет Он говорить нам, что хорошо и что плохо? Он – Сын Божий, Которому Бог дал высшую власть во всем, что касается сотворения, правления и спасения мира («все предано Мне Отцом Моим»). В этом Он отличается от Будды, который учил своих учеников освобождаться от собственных желаний, но никогда не претендовал на то, чтобы быть Богом или одним из многих богов, и даже знал, есть ли Бог, или нет. И от Мохаммеда, который заявлял, что он – последний и величайший Божий пророк, но не Бог во плоти. Следовательно, нам необходимо понять, Кем же является Иисус по Его собственным словам, потому что от этого зависит правомочность и авторитет Его нравственного учения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь