Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование праведного характера



По учению Христа, одна из главных наград, которую мы должны стремиться получить за повседневный труд, причем, независимо от того, оплачивается он, или нет – это то, что труд формирует наш характер. Иисус говорит:

«Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть? » или: «что пить? » или: «во что одеться? » Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31-33).

Христос не говорит, что плохо идти на работу, чтобы только заработать себе на пропитание. Бог знает, что мы нуждаемся в пище и одежде, и труд есть нормальный путь для приобретения необходимого. Но не в этом главная награда за нашу работу, и не это должно быть для нас главным побуждением к труду. Мы должны «прежде искать Царства Божия и правды Его», говорит Христос; иными словами, нашей главной целью должно быть стремление исполнить Божьи царственные повеления во всем, что мы делаем, и постоянно подчиняясь Ему, выработать праведный характер.

Пример. Предположим, молодой человек хочет стать футболистом мирового класса. Как этого достичь? Разумеется, он может начать с чтения книг о футболе и изучения правил. Но одного чтения недостаточно. Чтобы стать хорошим футболистом, он должен выйти на футбольное поле и регулярно тренироваться. Так он выработает быстроту реакции, научится владеть мячом и собственными нервами, привыкнет соблюдать правила, а не нарушать их исподтишка, когда судья отвернется в сторону. Такая тренировка не только поможет ему выигрывать матчи – она многое даст ему как личности. Работа будет развивать его способности и формировать характер, помогая ему стать хорошим игроком и честным человеком. С другой стороны, если он, как Марадонна, будет нарушать правила, в решающий момент подправляя мяч рукой, то такими действиями он может принести победу своей команде, но в то же время навредит самому себе, ибо в результате пострадает его честность. Будет нанесен ущерб его характеру, его человеческим качествам.

То же самое происходит в повседневной жизни. Библия учит нас быть мужественными, правдивыми, честными, не обманывать, не говорить лжи, не красть, не быть аморальными, жадными, завистливыми, ревнивыми, злобными, раздражительными. Но одно только чтение этих заповедей в Библии само по себе не выработает в характере этих хороших качеств. Чтобы это произошло, следует постоянно практиковаться в правильном поведении, противостоять соблазнам. Таким образом, по учению Христа, главное благо повседневного труда состоит в том, что он дает нам эту постоянную практику в исполнении данных Богом правил поведения и, тем самым, помогает выработать твердый, здоровый, праведный характер. С другой стороны, в наших повседневных трудах мы встречаем множество искушений. Если уступаем им, проявляя лень и безответственность, если жульничаем и лжем, если демонстрируем жадность и эгоистичность, то, конечно, и в этом случае можно достичь видимого успеха – можно даже получить больше денег; но мы нанесем серьезный и, возможно, непоправимый вред себе и своему характеру, что в конечном итоге принесет огромные потери.


Насколько серьезен и непоправим может быть этот вред?

Христос учит, что хотя результаты нашего труда могут исчезнуть, не оставив даже и следа в памяти, воздействие его на нас и наш характер имеет вечное, непреходящее значение. Поэтому, когда Христос встретил людей, которые, считая себя религиозными, были движимы одной только жаждой наживы и не думали ни о Боге, ни о своих ближних, Он рассказал им знаменитую и печальную историю о богаче и Лазаре (Лук. 16, 13-31). Пусть ученики самостоятельно прочитают этот рассказ, или же прочтите его классу сами и попросите учеников подумать над тем, почему богач в притче после смерти оказался в аду.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал, отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лак.16.19-31).

Это случилось не потому, что в земной жизни он был богат. Беда в том, что целью его жизни было только материальное обогащение ради собственного эгоистического удовольствия. Вторая величайшая заповедь Божьего закона, как мы помним из предыдущей статьи, гласит: «возлюби ближнего своего, как самого себя». У дверей дома богача лежал беспомощный нищий. Но богач не сделал ничего, чтобы помочь ему. И это вовсе не потому, что он не знал заповедей. Авраам напоминает ему, что у него и у его братьев есть Моисей и пророки – то есть, писания Ветхого Завета. Просто он думал, что не будет никакой существенной разницы в том, исполняет он написанное в Библии, или нет, ищет ли он прежде Царства Божия и правды Его, или нет. И когда уже было слишком поздно менять свой образ жизни, он обнаружил, что характер, который формируется в земной жизни, имеет непреходящее значение в вечности.

II. ОБ ИЗВЛЕЧЕНИИ МАКСИМАЛЬНОЙ ПОЛЬЗЫ

ИЗ СВОЕГО ТРУДА

Далее прочтите притчу о неразумном богаче.

«Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук. 12, 13-21).

В этой притче также поднимается вопрос выгоды, которую получаем от наших трудов. Обратите внимание, в ней не сказано, что ошибка человека состояла в том, что он трудился и получил большую прибыль. Критике подвергается то, как он распорядился этой прибылью. Ему также не ставится в вину желание получить удовольствие от своей прибыли; напротив, беда – в неправильном отношении к полученной прибыли, что, в свою очередь, обрекает его на отсутствие должного удовольствия от обладания ею.

Его первая ошибка: он помещает свой урожай не туда, куда следует. Собранный урожай намного превышает его личные потребности. Поэтому он решает построить более просторные амбары и сохранить урожай здесь, на земле; и тогда он сможет сказать себе: «Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».

Но он забыл о том, что продолжительность земной жизни каждого ни кому не известна. Он просто принял за само собой разумеещееся, что будет жить еще долгие годы, в то время, как ему предстояло внезапно умереть в ту же ночь. И Бог называет его безумным, потому что теперь стало ясно, что он поместил свое богатство не там, где надо. И ему придется оставить свое богатство в том месте, где он больше не сможет получить от него никакой пользы. С этого момента оно будет принадлежать кому-то другому.

Но, можно возразить, где же тогда должен был он хранить свои сокровища? Библия отвечает на это так: если бы было решено использовать свое богатство на благо другим, а не только для себя, то он имел бы сокровище на небесах (Матф. 6, 19-21). В Библии сказано: «Богатых в настоящем веке увещавай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добры ми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6, 17-19).

Но каким же образом использование своей прибыли на благо других «собирает нам сокровище, доброе основание для будущего»? Чтобы пояснить, прибегнем к аналогии. Предположим, правительство назначает директора небольшой фабрики. Если он использует разумно прибыль для развития производства, повышения жизненного уровня рабочих и благополучия района, в котором расположена фабрика, он тем самым будет развивать и свой собственный потенциал, приобретать управленческий опыт, и, в конце концов, может быть назначен директором крупного предприятия, или даже министром. Но, допустим, что он не устоял перед соблазном и использует прибыль для приобретения себе роскошной виллы и дорогих автомобилей. В этом случае он нанесет непоправимый вред своим человеческим качествам и сделает себя недостойным дальнейшего продвижения, а, возможно, и попадет под суд и в тюрьму.

Подобным же образом Христос учит, что отношение человека к жизни, работе, благам и выгодам, которые он получает здесь, в земной жизни, делает его достойным или недостойным обязанностей жизни вечной.

 

III. ОПАСНОСТЬ ТОГО, ЧТО РАБОТА МОЖЕТ ВЫТЕСНИТЬ БОГА ИЗ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Вторая ошибка богача: он забыл, что для того, чтобы стать действительно богатым, нужно обогащаться не только материально, но и духовно. Материальное богатство скудно по сравнению с богатством духовным.

Молодая женщина, которая дорожит обручальным кольцом, но утратила при этом всякий интерес к человеку, подарившему это кольцо, тем самым лишает сделанный подарок его главной ценности. Неразумный крестьянин допустил, чтобы материальное богатство вытеснило из его жизни всякое помышление о Боге, об общении с Ним и покорности Ему. Это привело его к духовной нищете в этой жизни, а когда он умер, то оказался не готов ко встрече с Богом в жизни будущей. «Так бывает с тем», – сказал Христос, – «кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Если мы решили «в Бога богатеть», нужно помнить, что, как бы ни была важна работа, в жизни есть нечто несоизмеримо более важное: дружба и общение с Богом. Он – наш Создатель, Он предопределил нам ежедневные труды. Но Он никогда не собирался делать нас рабами. Он хочет, чтобы мы трудились для Него из любви. А если мы хотим любить Его, мы должны прежде всего примириться с Ним, принять Духа Иисуса, Сына Божия, и самим стать детьми Божьими (Рим. 8, 14-17). Только так мы сможем осуществить принципы Божьего Царства в практике нашей повседневной работы. А как иначе приблизиться к Богу? Иисус говорит нам: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14, 6).

«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщинау именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многому а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.» (Лук. 10: 38-42).

Вопрос: Какое отношение имеет это повествование к рассматриваемой теме?


 

 





ИИСУС – УЧИТЕЛЬ (5)

 

РЕАЛЬНОСТЬ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ

И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ

 

Как показано в предыдущей статье, Иисус учил, что одной из главных составляющих системы координат христианской этики является не только искренняя вера в необходимость духовного измерения жизни в этом мире, но и столь же твердая вера в реальность будущей жизни, в существование рая и ада. Но многим людям, которые восхищаются нравственным учением Христа и хотели бы следовать ему, оказывается трудно принять эти правила. Однако отвергнуть их – значит лишить христианскую этику существенной части обоснования системы, а этика без должного обоснования становится практически бесполезной. Поэтому давайте разберем хотя бы пару из многих возражений, которые возникают у людей против самой идеи неба (рая) и ада.

Возражение 1. «Вера в рай (небеса) является не чем иным, как бегством от действительности. Она заставляет людей примириться с бедственными социальными и экономическими условиями их земной жизни вместо того, чтобы с упорством стараться изменить их, тщетно питая надежду, что они получат награду за свои земные страдания в виде рая, который их ждет в будущей жизни. Таким образом, эта вера обесценивает жизнь на земле и подрывает все мало-мальски серьезные усилия, направленные на улучшение ее условий».

Но правда как раз в обратном. Христово учение о небе и аде придает этой жизни во всех ее разнообразных проявлениях неизмеримо важное значение. Согласно Христу, только основанное на любви сотрудничество с Творцом в реализации человеческих способностей и в освоении со всей ответственностью земных ресурсов во славу Божию и на благо своей семьи, своего народа и всего мира, избавит нас от разрушительных последствий не только в этой, краткой и временной, но и в будущей вечной жизни.

Если бы ребенок верил, что жизнь кончается с окончанием школы в шестнадцать лет и что за порогом школы не существует никакого «реального» взрослого мира, то он мог бы поддаться искушению продолжать заниматься детскими играми, не принимая всерьез школьных занятий. Действительно, проблема многих школьников состоит в том, что они не представляют, насколько серьезна жизнь, которая ждет их после окончания школы, и поэтому понапрасну тратят время, отпущенное им на учебу, и вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Так же, согласно учению Христа, будет с людьми, которые не принимают всерьез неба и ада, потому что эта жизнь есть не что иное, как школа, готовящая их к жизни будущей.

Разумеется, возникает логичный вопрос: какое свидетельство имеем мы о реальности будущей жизни? Аргументом в Библии есть указание на исторические свидетельства воскресения Иисуса Христа из мертвых. Эти доказательства будут рассмотрены позднее, в следующих статьях данной серии публикаций. А сейчас достаточно будет сказать, что, согласно апостолу Павлу (1 послание Коринфянам, 15), произошедшее в прошлом воскресение Иисуса Христа, является гарантией того, что однажды в будущем все, кто верил в Него в этой Жизни, также воскреснут, чтобы жить с Ним в будущей Жизни. И именно факт реальности будущей жизни убеждает нас, что наши труды здесь, на земле, не напрасны, и угождение Богу, давшему нам эти труды, стоит затраченных усилий. Как сказано в Библии, мы должны «всегда преуспевать в деле Господнем, зная, что труд наш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15, 58). Так вера в реальность будущей жизни дает нам мощный стимул для жизни здесь и сейчас.

Возражение 2. «Если Бог есть, то мы должны служить Ему из любви, а не потому, что надеемся получить какую-то награду на небесах».

Но это возражение снимется, как только мы поймем, во-первых, что не является наградой, и во-вторых, что есть награда за служение Богу.

Вопреки представлениям многих людей, наградой за добрые дела не является ни спасение и принятие Богом, ни прощение грехов и вечная жизнь. Все это, как ясно говорится в Библии, – дары благодати; они не могут быть «заработаны» нашими добрыми делами: «Благодатию (т.е. незаслуженной милостью Божией) вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2, 8.9). Тот факт, что принятие Богом не может быть заслужено, многие люди находят очень трудным для понимания. Они привыкли платить за то, что они получают, и думают, что люди способны заплатить Богу за даруемое Им спасение своими добрыми делами. Это показывает, что люди недооценивают серьезность поставленного Богом диагноза человеческого греха. В Библии разъясняется, что «делами закона не оправдается пред Ним (т.е. Богом) никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3, 20). И это верно. Когда мы пытаемся соблюдать Божий закон человеческими силами, то обнаруживаем, что нам это не удается, что мы «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). Если Бог собирается простить нас, это может произойти только благодаря Его любви и милости – ни один человек никогда не сможет похвастаться тем, что он заслужил прощение. Вот почему Библия переориентирует наше внимание с наших собственных дел на то, что Христос совершил, когда Он «умер за грехи наши», приняв смерть на кресте. Только вера в Его дела, а не в наши собственные, может нас спасти.

Здесь нередко протестуют: «Если вы говорите, что принятие Богом не основано на моих добрых делах, то подрываете этику. Ибо не говорите ли тем самым, что я могу жить, как мне угодно, и Бог все равно простит меня? » Нет! В том же месте Библии, где сказано, что спасение не есть награда за добрые дела, указано также о верующих во Христа: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 10). То есть, добрые дела суть результат и свидетельство принятия нас Богом, а вовсе не основание для принятия. Ниже рассмотрим это на двух примерах.

Но что же тогда является наградой за добрые дела? Это способность и возможность совершать больше дел и более важных дел. Прочтите знаменитую притчу о десяти минах (фунтах серебра):

«Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, /сто приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» (Лук. 19: 11-27)

Обратите внимание на то, что человек, хорошо и мудро распорядившийся своим фунтом серебра и превративший его в десять фунтов, был вознагражден тем, что получил в управление десять городов – неизмеримо больший объем работы и большая степень ответственности по сравнению такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановившись велел привесть его к Себе. И когда тот подошел к Нему, спросил его: Чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога. И весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же став сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук. 18, 35 19, 10).

Два человека, описанные в этих рассказах, во многих отношениях весьма различны. Слепой был крайне беден, а начальник сборщиков податей – очень богат. Но одно у них было общим: оба они зарабатывали на жизнь нечестным и недостойным способом. Нищий жил на то, что ему удавалось выклянчить у других; благосостояние же сборщика податей во многом зависело от того, сколько ему удавалось выманить у людей путем обмана. Но Христос спас и одного, и другого. Результатом спасения стало в корне изменившееся отношение обоих к труду, к тем способам, которыми они зарабатывали себе на жизнь, что и восстановило человеческое достоинство каждого из них.

А. Слепой

Разумеется, этого человека нельзя винить в том, что он был вынужден заниматься попрошайничеством (хотя собственно данный факт – обвинение тому обществу, в котором он жил; кстати, тоже самое можно сделать и в адрес многих современных обществ, где к больным и беспомощным людям относятся с бессердечным равнодушием). Вообще, это крайне унизительное чувство, когда человек теряет свою независимость и достоинство и вместо того, чтобы быть в состоянии прокормить самого себя, приносить пользу обществу, он должен жить на подаяние.

Христос спас этого человека, совершив чудо и восстановив его физическое зрение. Но в этом рассказе содержится и нечто большее...

1. Духовное восприятие нищего.

Люди из толпы сказали нищему, что идет Иисус из Назарета. И нищий слепой сразу же пришел к выводу, что Иисус, о котором говорят, никто иной, как Сын Давидов, Мессия и Царь. Поэтому он попросил Царя использовать свою божественную и царскую власть для того, чтобы вернуть себе зрение. И его просьба исполнена. Оказалось, что это был последний раз, когда нищему пришлось что-либо у кого-то выпрашивать.

2. Реакция нищего на дарованное прозрение. Первым, кого увидел нищий, прозрев, был Сам Царь. Что ожидал он увидеть перед собой? Человека, облаченного в царские одежды, которому прислуживает целая армия придворных и который при этом не служит никому? А увидел он бедно одетого странника в запыленной и запачкавшейся в дороге одежде, Царя, Который пришел, чтобы быть Слугою всем, Чей жертвенный девиз звучит так: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Map. 10, 45; см. Map. 10, 42-45; Лук. 22, 24-27). Увидев этого Царя, нищий перестал просить милостыню и «пошел за Ним» по пути самоотверженного служения, что и ожидается от всех истинных учеников Христа.

Здесь мы видим, что в основе христианской этики лежит великий идеал: сознание того, что Иисус есть Сын Божий, Сын Властелина мира; но пришел Он как Слуга-Царь, чтобы послужить нам и спасти нас ценой Своей собственной жизни. Каждый, имеющий духовное зрение, чтобы увидеть это, не может не последовать за Ним, и не перенять Его отношение к жизни и труду, то как это делал Он.

Б. Сборщик податей

Перед нами изображен человек, до такой степени снедаемый алчностью, что даже готов работать на ненавистных римских захватчиков, собирая для них подати со своих соотечественников, наживаясь на рабстве собственного народа. За счет того, что максимально использовал данную ему власть, выжимая из людей гораздо больше денег, чем требовали от него римляне, кладя разницу в собственный карман. Возможно, размышляя при этом, что его огромное богатство заставит всех бояться и уважать его, а быть может, даже восхищаться им. Вместо этого люди ненави- Дели его и отказывались принимать в свой круг. И это понятно, потому что перед нами – до чудовищной степени униженный и нравственно изуродованный эгоизмом, алчностью и любовью к деньгам, по сути, погибший человек, который в погоне за богатством разрушил любовь и дружбу, о чем мечтал, но которых никогда не смог бы получить за деньги, не говоря уже о неправедном богатстве. Но Христос увидел за внешним обликом разбогатевшего человека бедное и тоскующее сердце, и Он совершил с ним чудо преображения. Он дал этому человеку Свою (совершенно незаслуженную! ) дружбу, принял его таким, каким он был. И внезапно человек почувствовал избавление от прежнего духовного убожества. Он больше не ощущал уничтожающей его жажды делать деньги. Незаслуженная и неоплаченная дружба Христа наполнила его таким чувством духовного богатства, что он сразу же решил раздать половину своего материального богатства и заплатить вчетверо больше каждому, кого он когда-то обманул.

Жадность и любовь к деньгам убивают в человеке человеческое, а простое осуждение чрезмерного богатства зачастую, как бы, запирает алчного человека в его собственной внутренней тюрьме. Но духовное богатство любви и дружбы Христа открывает двери темницы и освобождает человека для истинной человечности, для того, чтобы быть хозяином, а не рабом денег, чтобы увидеть, что люди бесконечно дороже вещей и владений, и научиться у Христа тому, что блаженнее давать, нежели принимать.

Эти два примера четко показывают действие Божьего спасения. Он готов принимать людей такими, какие они есть, но при том лишь условии, что люди поверили во Христа. В последствии, их собственное осознание, что они приняты Христом и получили заверение в Его вечной дружбе как в этой, так и в будущей жизни, побуждает людей к благодарному служению Ему и ближним.

Темы для обсуждения

1. Почему вера в будущую жизнь не есть бегство от действительности?

2. Какой из следующих вариантов возможного супружества вы сочтете для себя более предпочтительным:

а) когда жених объявляет невесте, что он не может гарантировать ей свою любовь, если она не заслужит это чувство добрыми делами;

или

б) когда жених сначала принимает свою невесту без всяких предварительных условий, а затем она, будучи уверенной в его любви, отвечает ему своей любовью и стремлением угодить во всем?

Большинство людей сочтут ситуацию (а) крайне неудовлетворительной, оскорбляющей женщину. Если она согласится на такие условия, то превратится в рабыню. В таком случае тем более странно, когда миллионы людей полагают, что их отношения с Богом должны строиться по типу «а».


 

 




ИИСУС – УЧИТЕЛЬ (6)

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

 

В этой статье будет рассмотрено, как Христос заботился о людях и как Он умел ценить каждую человеческую личность. Начните урок, обратившись вначале со следующим вопросом к некоторым из учеников: «Как тебя зовут? ». Затем задайте более трудный вопрос: «А что означает твое имя? »

Вопросы для дискуссии

1. Какая разница между номером и именем? Например, некий солдат известен как «Рядовой 105769». Что говорит такое обозначение о человеке?

2. Какая разница между именем и этикеткой? По этикетке «Сливовый джем» невозможно различить друг от друга отдельные банки с этим джемом, наклейка только отличает один сорт джема от другого. Многие девочки носят имя Наташа, и это отличает их от девочек по имени Ирина. Но не все Наташи одинаковы!

3. Что означает человеческое имя? В прошлом имена имели значения. Например, имя Андрей означало «смелый», Ирина – «мир». Но даже тогда имена не могли в полной мере охарактеризовать людей, которые их носили; а сейчас значения имен давно забыты. Однако дело не в этом. Даже если ваше имя – одно из самых распространенных, оно обозначает нечто поразительное и чудесное: человеческую личность.        В мире жили и живут миллиарды людей. Но ваша человеческая личность в высшей степени уникальна: другой такой индивидуальности нет во всей вселенной. Ваш генетический код неповторим.

ЗАБОТА ХРИСТА ОБ УЩЕРБНЫХ ЛИЧНОСТЯХ

Хотя всякая человеческая личность уникальна, грустная правда состоит в том, что всем нам в той или иной степени присущи недостатки и изъяны. Целью пришествия Христа и Его учения является наше исцеление. Этот рассказ повествует о крайнем случае, но он помогает легче понять самое главное. Прочтите его своему классу и попросите учеников найти и назвать кульминационный момент, поворотный пункт в этой истории.

ИСЦЕЛЕНИЕ ОДЕРЖИМОГО

«И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом; он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни. Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мнеу потому что наемного. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, вышедши, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравоуме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтоб быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус. И все дивились» (Мк 5, 1-20).

 

1. Уничтожение личности одержимого. Мы не знаем, какое имя было дано этому человеку при рождении. Но очевидно, что позднее в его жизнь ворвались нечистые силы, которые овладели его личностью. Возможно, поначалу этот человек пытался сопротивляться им и снова овладеть собой; но борьба была неравной. В конце концов, человек отказался от попыток быть самим собой, и на вопрос по поводу своего имени отвечал, что его зовут «легион».

 

2. Причина болезни. Симптомы указывают на серьезную душевную болезнь и распад личности; однако в данном случае (но не во всех) Библия говорит, что душевная болезнь была вызвана одержимостью нечистым духом.

Пользуясь случаем, предупредите своих учеников против всяких попыток экспериментировать с оккультизмом, черной магией, спиритизмом и тому подобными вещами. Согласно Библии – и это подтверждает современный опыт во многих странах мира – одержимость нечистым духом представляет собой вполне реальную опасность; она заключается в подавлении человеческой личности, а иногда и в полном ее разрушении. Именно поэтому Бог в Ветхом Завете делает серьезное предупреждение: «Не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это...» ( Второзаконие 18, 9-13).

Алкоголизм и наркомания могут привести к столь же драматичным и печальным последствиям; но всякий грех уродует личность; и если только не наступает покаяние в этом грехе, приводящее к его обезвреживанию, то грех приведет к тому, что в Библии называется «гибелью». Имеется в виду не прекращение существования, а необратимая деформация: если не полный распад личности, то, в конце концов, – вечное отделение от Бога.

 

3. Последствия болезни:

а)  Бесстыдство и потеря самоуважения. Сходное описание последствий содержится в Евангелии от Луки, где сказано, что одержимый уже долгое время «в одежду не одевался» (Лук. 8, 27). Он утратил всякое чувство стыда.

Обсудите со своими учениками положительную роль, которую стыд должен играть в сохранении человеческого достоинства. Возьмем, например, нашу способность краснеть. Это особый механизм, предусмотренный Создателем: он делает чувство вины каждого видимым для всех, и заставляет испытывать неудобство, когда кто- то оказывается застигнутым при каком-то неблаговидном деле или даже намерении. Стыд одинаково действует как здоровое сдерживающее и предохраняющее средство: «Я не могу сделать то-то и то-то, – говорим мы себе, – я просто сгорю от стыда, если об этом узнают».

Но когда люди постоянно совершают постыдные поступки, у них постепенно ослабляется присущий им механизм стыда, а иногда и совсем выводится из строя. Результат катастрофичен: «Стыдятся ли они, делая мерзости? – спрашивает Бог, – Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют» (Иер. 6, 15). Подобным же образом Библия говорит о других порочных грешниках: «...предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (см. Рим. 1, 24-27).

б) Болезненный страх и асоциальное поведение. Точно также, как некоторые наркоманы и алкоголики, одержимый, вероятно, испытывал страх перед другими людьми. По крайней мере, он избегал общества, скрываясь в пустынных местах, в горах и в пустых гробницах. Он представлял собой крайний случай того, что приходит на ум отдельным людям, иногда даже молодым: «Я ни на что не годен; никто меня не ценит; общество требует от меня слишком многого». Такие люди видят в этих требованиях угрозу для себя; они хотят избежать «организованной» жизненной рутины; они чувствуют, что у них нет будущего; они как бы уже умерли».

в) Презрение к самому себе и саморазрушение. Он постоянно наносил себе раны камнями и яростно сопротивлялся всем попыткам быть связанным для его же собственной безопасности. И когда Иисус велел злым силам, которые губили его, покинуть тело несчастного человека, то он сначала подумал, что даже Иисус собирается причинить ему новые мучения. Так бывает и со многими «нормальными» людьми. Смутно понимая, что грехи и дурные привычки вредят им же самим, но когда Иисус приказывает этим людям оставить все это, им кажется, что Иисус хочет сделать их несчастными.

 

Лечение болезни

Но, разумеется, Иисус пришел не для того, чтобы мучить его, а чтобы восстановить его искалеченную личность, вернуть ему достоинство и истинную свободу. Вот почему Иисус спросил его: «Как тебе имя? » Но этот человек практически оставил всякие попытки быть самим собой. На вопрос же об имени, он не ответил: «Иван», или «Андрей». Он не произнес и другого человеческого имени, а назвал себя «легион». Христос избавил человека от злых сил, во власти которых он находился, и освободил его человеческую личность, после чего сограждане нашли его «сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме» (Лук. 8, 35). Теперь Иисус, а не «легион» был его господином; а власть Иисуса означает истинную свободу.

Теперь от примера в крайностях, обратимся к размышлениям о том, каким образом Иисус освобождает нас сегодня.

ИИСУС ОСВОБОЖДАЕТ НАС

1. Он прощает наши грехи. В одном из эпизодов Евангелия, встретив парализованного человека, Иисус сначала простил ему грехи, а затем дал ему силу, чтобы встать и ходить (см. Лук. 5, 17-26). Когда мы грешим, то испытываем чувство вины и угрызения совести. А вина – как цепь: она сковывает нас, зачастую не позвол яя посмотреть людям в глаза. Одно из слов, употребляемых в Новом Завете в значении «прощения», означает также и «освобождение»; именно это дает нам Иисус. После этого, вновь ощущаешь возможность ходить с высоко поднятой головой.

2. Он говорит нам правду. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – говорит Иисус (см. Иоан. 8, 31-36).

Как часто мы гордимся именно тем, что искажает собственную индивидуальность. Мы считаем, что поступим Умно, если будем лгать и обманывать. Мы похваляемся своей агрессивностью. Нам нравится быть злобными и жестокими, заставлять других чувствовать свою слабость. Иисус освобождает нас, показывая истинный характер этих ложных жизненных установок: они не наши друзья, а наши тюремщики. Если мы путаем тюремщиков с друзьями, то так и останемся в тюрьме, не сделав даже попытки освободиться. В один прекрасный день эти ложные «друзья» станут нашими палачами. С другой стороны, можно чувствовать, что попытки освобождения бесполезны; дурные привычки и ложные установки слишком сильны, чтобы их сломать. И здесь Иисус также говорит нам правду: цепи могут быть разорваны; аналогично, как в случае с одержимым, «легион» может быть изгнан вон.

3. Он избавляет нас от страха. Бывает здоровый страх. Страх обжечься, например, не позволяет сунуть руку в огонь. Но бывает страх и нездоровый. Страх насмешек, страх перед дурной компанией и страх насилия могут заставить молодых людей пьянствовать, принимать наркотики, совершать преступления. Однако, оставшись наедине со своей собственной совестью, они никогда бы этого не сделали. Иисус учит людей иметь здоровый страх перед Богом, с тем, чтобы побороть ложный страх перед такими же людьми.

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Матф. 10, 28-31).


ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Задайте вопрос вашим ученикам: важно ли им чувствовать, что их ценят, и как они узнают о том, что их ценят.

Итак, если мы хотим относиться друг к другу должным образом, то должны научиться прежде ценить других и самих себя, как Бог ценит их и нас. Приводимые ниже короткие комментарии помогут развернуть обсуждение этой темы (или же могут быть использованы как тематика для коротких докладов, которые впоследствии можно будет обсудить).

1. Ценность еще не родившегося ребенка. В Пс. 138, 13-17 говорится о том, как Бог наблюдает и любит еще не родившегося ребенка, формирующегося во чреве матери. Убийство еще не рожденного ребенка – это преступление как против ребенка, так и против его Создателя.

2. Ценность новорожденного ребенка. Когда матери приносили своих детей к Иисусу, чтобы Он благословил их, апостолы сначала упрекали матерей за это. Они считали, что Иисус – слишком важная персона, чтобы тратить время на детей. Но Иисус сделал апостолам замечание. Бог ценит младенцев так же, как и взрослых. Это тоже человеческие индивидуальности. «Пустите детей приходить ко Мне, – сказал Иисус, – ибо таковых есть Царствие Божие» (см. Лук. 18, 15-17).

3. Уважение и помощь, которые мы должны оказывать:

а) Родителям (см. Матф. 15, 1-9). Мы должны уважать их; и, как ясно из указанного эпизода Святого Писания, уважение к ним означает не просто почтение и послушание родителям, но оказание им материальной поддержки в старости.

б) Вдовам. Иисус проявляет особую заботу о вдовах. Отдельные самые сильные из обличительных речей Иисуса были обращены к тем, кто пользовался беззащитностью вдов, чтобы обманывать или притеснять их (Лук. 7, 11-17; 18, 1-8; 20, 45–21, 4).

в) Институту брака (см. Матф. 5, 27-32). Христос с потрясающей ясностью показывает серьезность прелюбодеяния и поспешного развода, обесценивающих человеческие отношения и подтачивающих прочность семьи.

4. Ценность индивидуальности. У пастуха может быть сто овец, которые человеку постороннему кажутся совершенно одинаковыми. Но если речь идет о хорошем пастухе, он каждую овцу различает по имени, знает ее характер, ее сильные и слабые стороны. Христос – Пастырь добрый: «Он зовет своих овец по имени» (Иоан. 10, 3). Бог любит нас не просто как человечество в целом, но каждую личность в отдельности. И Иисус дает нам гарантию, что Он никогда не потеряет ни одного человека, доверившего себя Ему.

«ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6, 38-40)

«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они иду т за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно» (Иоан. 10, 27-30).




ИИСУС – УЧИТЕЛЬ (7)

 

ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА В МИРЕ ЗЛА (а)

 

Всем, кто пытается преподавать этику Иисуса, рано или поздно приходится слышать вопрос: «Какая польза от преподавания христианской этики? Ей учат уже почти 2000 лет, а мир по-прежнему остается таким же жестоким, каким он был всегда».

Для начала можно было бы, рассуждая вполне логично, ответить: «Если кто-то не хочет пользоваться водой и мылом, в результате чего остается грязным, то было бы несправедливо обвинять в этом мыло! »

Здесь можно возразить: «Конечно, мыло не виновато! Но это не меняет ситуации: если люди с упорством будут отказываться пользоваться мылом, то никогда не удастся «отмыть» мир, просто проповедуя о достоинствах мыла. В этом случае надо будет придумать, как заставить людей пользоваться мылом. А если вы не можете это сделать, то лучше сразу оставить такую затею.»

Откровенно говоря, данное замечание звучит довольно убедительно, что можно подтвердить, обратившись к другой аналогии. Для того, чтобы две футбольные команды играли друг с другом по правилам, недостаточно просто обучить игроков этим правилам. Понадобится судья, чтобы обеспечить соблюдение правил игры. Если судьи нет, то одна из команд может начать умышленно нарушать правила. И тогда игроки другой команды подумают: «Нет никакого смысла в том, что мы стараемся играть по правилам. Если не будем нарушать их, как наши соперники, то просто проиграем матч». И обе команды станут нарушать правила любыми возможными способами.

Вернемся к Иисусу. Да, Он действительно преподавал этику. Но считал ли Он, что достаточно просто преподавать ее? Говорил ли Он о том, как обеспечивается выполнение этических норм?

Такие вопросы показывают нам, как важно ясное понимание того, для чего Иисус пришел в этот мир, и как Он предлагает достичь цели. В Новом Завете сказано определенно, что Он пришел с одной главной целью – установить Царство (то есть правление) Божие. Его самыми первыми словами были: «...исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марк 1, 15). Утверждение, что Царствие Божие приблизилось именно тогда, в определенный исторический момент, основано на том, что Он Сам являлся тем Божественным Царем, приход Которого давно был обещан в Ветхом Завете (см., например, книгу пророка Захарии 9, 9 и сравните строки, в которых об этом говорится, с Иоан. 12, 12-15). И вот Он пришел! Это была поистине благая весть.

Установление Царства Божия в первую очередь предполагало, чтобы Иисус сформулировал нормы поведения, выполнение которых ожидается от всех принимаемых в Его Царство, и благословения, ожидающие тех, кто будет жить по этим нормам. Этому посвящена знаменитая Нагорная проповедь (Матф., гл. 5, 6, 7).

 

НЕКОТОРЫЕ ПОЯСНЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ

ТРЕБОВАНИЯМ ЦАРСТВА БОЖИЯ

 

1. Эти требования зачастую противоречат общепринятым человеческим нормам.

Для пояснения сказанного достаточно привести лишь один пример:

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: люби те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5, 43-48).

По общему признанию, это настолько противоречит нашей повседневной практике, что многие отвергают это требование, находя его невыполнимым. Но никто не станет отрицать, что если бы все вели себя именно так, то не было бы в обществе ни дискриминации меньшинств, ни этнических чисток, ни агрессивного национализма.

2. Эти требования должны выполняться в реальной жизни, а не оставаться чистой теорией.

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи! » войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? » И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, г/ устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф. 7, 21-27).

Знаменитый римский философ Сенека написал много трактатов, в которых развивал идеи стоицизма и учил людей, как им себя вести. Но в то же время он использовал свое высокое положение в государстве с целью приобретения огромного личного состояния; а когда император Нерон убил свою мать, императрицу Агриппину, Сенека помог Нерону составить в римский сенат письмо, оправдывающее его преступление. В подобной непоследовательности можно, однако, упрекнуть не одних только языческих философов. Сам Христос указывал на то, что некоторые духовные наставники тех времен были виновны, поскольку сами не придерживались того, чего требовали от других (Матф. 23).

3. Эти требования относятся не только к внешним поведенческим проявлениям, но и к внутренним побуждениям и мыслям.

«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: »рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 21-22).

Иными словами, для того, чтобы выполнить заповедь Божественного закона «Не убий», недостаточно только воздерживаться от настоящего убийства. Разумеется, когда на кого-либо держишь гнев, то надо сдерживать себя и отказаться от покушения на жизнь этого человека. Но слишком часто случается так, что, воздерживаясь от смертоубийства, мы носим в своем сердце разжигаемую злобу и жажду мести, наслаждаемся тайными мыслями о том, как могли бы досадить этому человеку, если бы только представилась такая возможность. А это, по учению Христа, есть нарушение Божьего закона, это такой же грех против ближнего и против Бога, как и настоящее убийство.

Кстати, здесь следует отметить очень важное различие между Божьим законом и законами любого государства. Правительства, образованные людьми, могут и должны принимать законы, направленные против убийств и других преступлений. И если люди совершают эти преступления и нарушают законы, то они должны понести справедливое наказание. Но ни одно правительство, управляющее обществом, не может читать людские сердца и познавать человеческие мысли (правители, пытавшиеся контролировать мышление людей, вошли в историю как чудовищные тираны). Но для Бога это возможно; Он читает все в наших сердцах и знает наши мысли, за которые мы несем ответственность перед Ним.

Повод для размышления. Гитлер имел власть и силу, чтобы свою злобу привести в действие; в результате он уничтожил миллионы людей. Что могло случиться, если бы не только у него были такие же возможности, да еще при сильной озлобленности?

 

НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ИСПОЛНИТЬ

БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН

 

Таковы, по учению Христа, некоторые примеры нравственных требований Царства Божия. Что же говорит Иисус о нашей способности исполнять их? Здесь Иисус показывает глубочайшее понимание человеческой природы и свойственный Ему реализм: Он говорит, что нам невозможно исполнить Божьи заповеди настолько хорошо, чтобы мы удостоились чести войти в Царство Божие.

Пример. Однажды Христос заметил своим ученикам: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!.. удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши.» Ученики удивились и спросили: «Кто же может спастись? » А Иисус ответил: «Человекам это невозможно» (Марк 10, 23-27). И мы должны быть благодарны Ему за то, что Он тут же добавил: «...но не Богу; ибо все возможно Богу». Данный ответ, однако, подчеркивает мысль, высказанную нами в самом начале этого урока: не имеет смысла только лишь учить людей христианской этике. Беда в том, что люди сами по себе не имеют достаточно сил (а зачастую и желания) выполнять Божий закон так, как это угодно Богу. Иисус, разумеется, прекрасно понимал это, и Он объяснил нам причины этой неспособности. Обратим внимание на две из них.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.115 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь