Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЖЕРТВЕННЫЙ ПУТЬ И ЦЕНА ЖИЗНИ
Пожалуйста, прочтите книгу Левита 4, 27-35.
I. ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПРИМИРЕНИЯ С БОГОМ В статье 6 мы видели, что как только Адам и Ева согрешили, они стали испытывать угрызения совести. Почувствовав себя нагими, они поняли, что недостойны встречи с Богом, поэтому попытались скрыть наготу фиговыми листьями. Этого было недостаточно, и Бог Сам позаботился о лучшем прикрытии, сделав для них одежды из шкур убитых животных. Невинные животные погибли, чтобы прикрыть перед Богом наготу виновных мужчины и женщины. В предыдущей статье мы видели, как Бог избавил Израиля от Своего гнева через жертвоприношение и кровь пасхального агнца. Все это – примеры действия основного принципа, который постоянно повторяется в Библии. Существует путь возврата к Богу для тех, кто нарушил Божий закон; есть путь прощения и примирения с Богом. Но это путь заместительной жертвы; ибо грех наказуем смертью, и кто-то должен понести это наказание, прежде чем Бог сможет простить нас. «Без пролития крови, – говорится в Библии (Евр. 9, 22), – не бывает прощения». Вот почему основное откровение Евангелия, к которому подготавливает нас Ветхий Завет и которое подробно разъясняется в Новом Завете, звучит именно так: «Христос умер за грехи наши, по (ветхозаветному) Писанию» (1 Кор. 15, 3). Но в связи с этим возникает существенный вопрос:
II. ПОЧЕМУ ГРЕХ, ПОМИМО СВОИХ ПОСЛЕДСТВИЙ, ДОЛЖЕН БЫТЬ ЕЩЕ И НАКАЗАН? 1. Разница между последствиями греха и наказанием за грех. Если я дам человеку смертельную дозу яда, он умрет. Его смерть будет следствием моего действия, а не наказанием за него. Может случиться так, что, если я почувствую искреннее раскаяние, жена и родственники отравленного в конце концов простят меня за совершение столь ужасного поступка. Но государство не простит меня, потому что отравление гражданина – это не только преступление против частного лица, но и нарушение законов государства; и оно должно быть наказуемо подобно всякому преступлению такого рода. И если суд признает меня виновным, судья приговорит меня к тому наказанию, которое предусматривает закон, и приговор будет исполнен. 2. Причины, в силу которых законы государства предусматривают наказание. Это не вопрос возмездия: ведь государство само не допустит, чтобы родственники убитого отомстили мне. Именно потому, что общество в целом имеет определенные ценности, чтимые в нем, должно быть сделано все возможное для их сохранения. И поэтому общество устанавливает законы для охраны этих ценностей и налагает соответствующие наказания на тех, кто посягает на них. Например, закон о наказании за убийство отражает представление общества о ценности человеческой жизни. Если государство постоянно допускает, чтобы убийцы избегали заслуженного наказания, то из этого следует, что человеческая жизнь больше не считается высшей ценностью, так как ее можно безнаказанно уничтожать. Миллионы младенцев были убиты в результате «права на аборт». Разумеется, как показывает опыт некоторых стран, когда само государство оказывается повинным в преступлениях, нарушая свои собственные законы и уничтожая тысячи невинных граждан, наступает ужасающее обесценивание жизни. 3. Тяжесть греха в отношении ближних. Убийство, как и всякий другой грех, совершаемый против ближних, его тяжесть определяется тем, что он направлен против личности, ее ценности. Даже если люди не любят и не ценят друг друга, Бог любит и придает неизмеримую ценность каждой личности, поскольку она создана по Его подобию. Именно потому, что Бог любит людей, Его закон защищает их ценность, определяя наказание для тех, кто совершает грех против ближних. 4. Тяжесть греха против Бога. Поскольку Бог есть источник жизни и Творец всего сущего, всякий грех в конечном итоге направлен против Бога. Более того, так как Бог Сам есть Высшая Ценность, то грех против Него влечет за собой тяжелейшие последствия. Бог не мог принять точку зрения, согласно которой – наказание за грех излишне. Это означало бы, что в конечном итоге, не только человек, но и Сам Бог уже ничего не значат; что Божья святость, праведность, истина, добродетель и любовь вовсе не представляют ценности. Человек мог бы грешить против них безнаказанно и легко получать прощение – если, конечно, вообще была бы нужда в прощении. 5. Божье решение человеческих проблем. Наша трудность состоит в том, что все мы согрешили против наших ближних и против Бога. Наказание за это, согласно Библии, – не только физическая смерть, но и то, что Библия называет «второй смертью», то есть вечное изгнание от лица Бога – вечное существование с ощущением и сознанием святого Божьего гнева за наш грех. Если бы нам самим пришлось платить за свой грех, то никогда не удалось бы расплатиться. В этом существо проблемы: Божья справедливость требует исполнения наказания; Божья любовь жаждет простить нас. Где выход из тупика? Ответ Бога был таков: Он Сам, в лице Сына Божия, Иисуса Христа, должен Своей смертью на кресте понести наказание за нас. Тем самым, все Божьи ценности будут сохранены; и в то же время прощение будет предложено тем, кто покается и уверует. Бог остается абсолютно праведным, и, вместе с тем, оправдывает верующих во Христа (Рим. 3, 26).
III. РОЛЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ЖИВОТНЫХ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В ветхозаветные времена, когда кто-нибудь грешил, а затем раскаивался и искал прощения у Бога, то он должен был привести к жертвеннику в скинии или в храме животное без порока, козла или агнца, положить руку на голову животного и убить его перед Богом. Священник вымазывал кровью роги жертвенника. Остальную кровь выливали к подножию жертвенника, а определенные части тела животного сжигались на жертвеннике как жертва. После этого человек получал прощение. Однако образованные древние израильтяне хорошо понимали, что кровь животных не могла смыть человеческую вину. Об этом говорят они сами (см. Пс. 39, 7). Какую же роль тогда исполняло жертвоприношение животных? 1. Они учили людей. что за грех приходится дорого п латить. Пример. В некоторых странах принята такая игра, когда родители предоставляют своим детям «магазин- игрушку», в котором игрушечные конфеты покупаются за игрушечные деньги. Разумеется, даже дети понимают, что ни конфеты, ни деньги – не настоящие. Но такая игрушка не просто забавляет детей: благодаря ей они начинают узнавать цену вещам. В реальной жизни конфеты стоят денег, и за сладости нужно платить. Также и жертвенные животные помогали людям понять, что грех – это очень дорогое «удовольствие», и за него всегда приходится расплачиваться. 2. Они подготавливали людей к пониманию значения. которое будет иметь жертвенная смерть Иисуса Христа, когда Бог пошлет Его в мир, чтобы Он стал нашим Спасителем. Используя игрушечные деньги для «покупки» игрушечных конфет, дети начинают понимать функцию настоящих денег. Жертвенные животные были, можно сказать, «игрушечными деньгами»; страдания, смерть и кровь Иисуса Христа – это «настоящие деньги», которыми впоследствии была реально внесена настоящая плата за грех. 3. Они подготавливали сознание людей к пониманию того. какое отношение смерть Иисуса Христа имеет к нам. Древняя церемония жертвоприношения давала ясно понять, что жертвенное животное умирало не в качестве живого примера, которому должен последовать сам грешник, а вместо грешника, как его заместитель. Человек, желавший получить прощение, должен был положить свою руку на голову животного, тем самым отождествляя себя с ним, а затем убить это животное. Животное умирало вместо грешника, который в этот момент получал прощение и уходил освобожденным. Так же и со смертью Иисуса Христа. Мы заслужили наказание за грех, которое есть смерть. Когда мы принимаем Его как своего Спасителя, Бог засчитывает Его смерть вместо нашей. Христос, говоря о Себе, объяснил это так: «Сын Человеческий пришел... чтобы отдать душу Свою для искупления многих» (Марк 10, 45). 4. Но что же стало с теми людьми. которые жили до того. как Христос пришел в мир? Если кровь животных не могла смыть их вину, как могут они получить прощение? Пример. В некоторых странах в прошлом веке, когда человек хотел купить какой-то товар, но не имел наличных денег, чтобы сразу расплатиться, он просто писал на бумаге слова «Я вам должен...», и указывал цену товара. Бумага сама по себе ничего не стоила. Но это было признание долга и обещание выплатить его; на этом основании покупателю позволялось взять товар без уплаты. Но, разумеется, в один прекрасный день он должен заплатить указанную цену и тем самым выполнить взятое на себя обязательство. Жертвенные животные древности были вроде этих расписок. Они свидетельствовали о признании долга, и об обещании того, что этот долг будет когда-нибудь уплачен сполна. Приносившему жертву немедленно даровалось прощение, а когда Христос пришел и стал подлинной жертвой за грех, Он тем самым исполнил все обещания и заплатил полную цену прощения.
IV. ОТЛИЧИЯ ЖЕРТВЫ ХРИСТА ОТ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ЖИВОТНЫХ Есть много существенных различий между жертвоприношениями животных в ветхозаветные времена и жертвой Христа, и для нас чрезвычайно важно осознать их. Они перечислены в Новом Завете в Послании ап. Павла к Евреям 9, 11 – 10, 18. Посмотрите, сколько таких различий Вы можете найти в этом тексте. Другие вопросы для обсуждения 5. Как Вы представляете себе последствия греха? Приведите примеры. 5. Почему грех должен быть наказан? 5. Должны ли родители наказывать своих детей за непослушание, чтобы дать им представление об истинных ценностях? 5. Иоанн Креститель заявил о Христе как об «Агнце Божьем, Который берет на Себя грех мира.» (Иоан. 1: 29). Какое отношение это имеет к нашей сегодняшней теме? 5. На каком основании Бог может простить наши грехи?
ПУТЬ ЛИЧНОГО ОПЫТА
Одной из наиболее привлекательных черт Ветхого Завета является то, что, преимущественно являясь историей одного народа, он полон подробных рассказов о выдающихся личностях. В их числе и домашние хозяйки, и генералы, и государственные чиновники, и царицы, и пророки, и молодые влюбленные. Многие из них сыграли решающую роль в истории своего народа; и до сих пор они предстают перед нами как духовные герои, чей пример вдохновляет и заставляет подражать им. В предлагаемой серии статей мы сможем рассмотреть только четверых из них: Анну, Давида, Соломона и Илию.
I. AHHA: ПОБЕДА ПРЕДАННОСТИ НАД КОРРУПЦИЕЙ И ПРЕДРАССУДКАМИ (1 Цар. 1, 1 – 2, 36) Пожалуйста, прочтите первую книгу Царств 1: 9-27. 1. Героиня времен национального упадка. Анна жила в те времена (прибл. 1100 г. до н.э.), когда ее народ переживал затяжной период морального, духовного и политического хаоса. Около четырехсот лет прошло с тех пор, как Иисус Навин ввел израильтян в Ханаан (см. в Библии книгу Иисуса Навина). В течение этих столетий Израиль представлял собой то, что на политическом языке называют теократией. Иными словами, в отличие от соседних современных им народов, Израиль не имел Царя в лице человека. Евреи верили, что Сам Бог является их царем; и Он управлял ими с помощью Десяти заповедей, а также подробных кодексов уголовного и гражданского права, общественных и религиозных законов, составивших основу торжественного договора, который Израиль заключил с Богом. Эти законы хранились в одном единственном храме, который имел этот народ, и его двенадцать племен занимали территории вокруг этого центрального храма. Время от времени священники обязаны были собирать народ, чтобы напомнить ему условия договора и научить людей Божьим законам. Затем, в каждом городе и деревне местные старейшины, в свою очередь, отвечали за то, чтобы данные Богом законы исполнялись их общинами. Такая простая система управления давала каждому племени и каждому региону максимум автономии; и пока вера людей в Бога и уважение к Его законам оставались живыми и действенными, эта система хорошо работала. Если же время от времени два или три племени шли на компромисс с язычеством, которое исповедовали соседние народы, попадая при том под их господство, то Бог посылал им особых избавителей, которые были не только способными военачальниками, но и нравственными и духовными судьями и реформаторами. Снова и снова они восстанавливали былую свободу народа под Божьим покровительством (волнующая история их подвигов записана в ветхозаветной Книге Судей). Но ко времени Анны национальная система управления оказалась под угрозой окончательного распада. Теократия могла быть действенной только при условии, если нация в целом сохраняла твердую и живую веру в Бога; реальность же была такова, что большинство людей начали терять веру в Бога и благоговейное отношение к богослужениям в храме. Это не была целиком их вина. Причина беды заключалась в поведении священников храма. Молодые священники, несшие основное служение, вели в то время вызывающе аморальный и сугубо мирской образ жизни. А когда такое происходит, религия в конце концов становится не более, чем суеверием. Так произошло и в этом случае. В храме находился ритуальный предмет, называемый ковчегом. Он считался символом Божьего престола, поскольку в нем хранились две каменные скрижали, на которых были записаны Десять заповедей. Но когда враги Израиля, филистимляне, шли на него войной, священники и народ вынесли ковчег из храма к войскам, суеверно полагая, что он обладает магической силой и сможет спасти их от врагов, несмотря на то, что сами они изо дня в день цинично нарушали Божий закон, записи которого хранились в этом самом ковчеге (1 Цар. 4). Ковчег, естественно, не помог. Суеверие никогда не помогает. И Израиль потерпел сокрушительное поражение. 2. Анна спасает свою страну от распада. Безнравственность священников, потеря уважения к храму, подмена истинной веры в живого Бога суеверием, превращение религии в магию – все это привело к тому, что нация утратила жизненный центр, объединявший ее; возникла опасность ее распада на двенадцать независимых племен. Но был человек, который одной лишь силой своего нравственного и духовного авторитета предотвратил нависшую опасность. Это был пророк Самуил. Он снова привел народ к покаянию, к исповеданию греха, к истинной вере и упованию на Бога – а через это и к победе над врагами. Он также, ведомый Богом, руководил народом при создании нового политического института – монархии; и после неизбежных первоначальных трудностей при его непосредственном участии был избран ставший впоследствии великим и славным царь Давид, который сумел объединить страну так, как это еще никому не удавалось ни до него, ни после него. Царь Давид личным примером, который он подавал во всем: и в вере в Бога, и в обороне страны, и в организации строительства нового храма, а также своей необычайно популярной религиозной поэзией поднял всю нацию к новым вершинам духовной жизни. И если огромная заслуга во всем этом принадлежит Самуилу, то еще большая ее доля должна принадлежать Анне. Ведь без нее не было бы Самуила. Она была его матерью. 3. Личная вера Анны и ее преданность Богу. С одной стороны, Анна была самой обыкновенной «домашней хозяйкой»; но начальный этап ее семейной жизни был очень горьким. Во-первых, она была одной из двух жен своего мужа, потому что полигамия в те времена была обычным явлением. Во-вторых, позором и бесчестьем для женщины в те времена считалось бесплодие. Анна мечтала о том, что у нее будет много детей, и дни ее будут проходить в радостных материнских заботах. Но вместо этого ей приходилось терпеть тяжкие страдания от издевательств со стороны второй жены своего мужа, Феннаны, которая насмехалась над ней по поводу ее бесплодия. Ее семейная жизнь, вместо любви и доброжелательности, наполнилась жестокой борьбой и ревностью. Муж любил ее, и она знала об этом, но едва ли он понимал, что ей приходилось переносить. Со своим горем она обратилась к Богу. Это произошло потому, что в конце концов чувство безысходности, овладевшее Анной, и ее страдания заставили ее переоценить жизненные ценности, задуматься над смыслом и целью жизни. Почему она так отчаянно хотела стать матерью? К этому призывал инстинкт. Но разве в материнстве нет ничего, кроме удовлетворения биологической потребности? Анна поверила, что есть и еще что-то. Разве главное цель материнства – не служение Богу, Который его задумал и создал? Она оглянулась вокруг и увидела нравственный и духовный хаос, в котором пребывал ее народ. Священники в храме, которые должны были учить народ жить для Бога, пользовались своим высоким положением только для того, чтобы удовлетворить свою алчность и дать волю низменным желаниям. Она слышала надменное хвастовство второй жены своего мужа – как будто заслуга в том, что она способна рождать детей, всецело принадлежит ей одной, а не Богу, ее Создателю. Домашняя атмосфера была отравлена неприязнью и горечью. Оскорбления и унижения, которым Феннана подвергала Анну, достигали особой силы во время ежегодных семейных посещений Силома, куда приходили для поклонения Богу и жертвоприношения. Анна старалась не затрагивать вопросы материнства и делала вид, что, в конце концов, она и не хочет иметь ребенка. Свою мечту о ребенке она связала с Божьей волей, Его высшими интересами и благом своего народа. Она все тщательно продумала. Если бы Бог дал ей ребенка, она хотела дать Ему что-нибудь взамен. Что же могло быть самым дорогим из того, что она могла дать? Конечно, то, что дал бы ей Бог – ребенок! Если ребенку суждено служить Богу в храме, то это должен быть мальчик. Вот почему Анна молилась Богу и обещала, что, если Он даст ей сына, то она с самого раннего детства отдаст его для служения Богу за весь народ. Священник Илий, смотревший и слушавший, как Анна молилась, не понял ее. Он подумал, что она пьяна. Священник должен был сразу распознать страстную молитву, но он не смог это сделать, что еще раз свидетельствует о достойном сожаления упадке священства. Анна не просила Илия молиться за нее, она не сомневалась в том, что Бог услышит ее молитву. Но она просила, чтобы он попытался понять ее. Излив свое сердце перед Богом, она «пошла в путь свой, и ела, и лицо ее не было уже печально, как прежде» (1 Цар. 1, 18). Анна верила в Бога, который слушал и не оставался равнодушным, и которому можно было доверять. Может быть, не будь ее многолетнего несчастья, она не обратилась бы к Богу с таким доверием. Каждый раз, наблюдая, как гордая Феннана вынашивает, а затем рожает очередного здорового ребенка, она, вероятно, в слезах обращалась к Богу с вопросом: «Почему не я? ». Тяжелые жизненные проблемы приблизили ее к Тому, Кто единственно мог наполнить ее жизнь смыслом. Бог дал Анне сына, само имя которого – Самуил, т.е. «испрошенный у Бога», было постоянным напоминанием о том, что он был даром от Бога, слушающего и понимающего. Анна, верная своему обещанию, привела маленького мальчика, которого она так долго ждала, в храм и сказала: «Я молилась за этого ребенка, и Бог дал мне то, что я просила у Него. И теперь я отдаю его Господу». А. Анна как пример для нас. Как мы, учителя, сможем подготовить своих учеников к отцовству и материнству? Какие идеалы мы предложим им? Во многих так называемых цивилизованных странах политикам приходится бороться с нарастающей волной преступлений и массовых беспорядков, многие из которых являются результатом падения семейных устоев, когда брак и материнство перестают свято чтить. Возможно, решение этой проблемы зависит не от политиков, а от родителей, и особенно от матерей. Как глубоко изменилось бы общество, если бы браку и материнству было возвращено их высокое достоинство священного Божьего призвания! Какие несказанные выгоды получило бы общество, если бы в детях воспитывалось убеждение, что, кем бы они ни стали, их главным побуждением должно быть, как у Самуила, бескорыстное служение Богу и своему народу. Вопросы для обсуждения I) Начало семейной жизни Анны не было счастливым. Какова реакция Анны могла бы быть на это? Как она реагировала на свое несчастье? II) Анна считала себя Божьей рабой (1 Цар. 1, 11). Каким она видела Бога? III) Почему Анна была так уверена, что Самуил дан ей Богом? (ответьте по тексту). IV) Рассмотрите характеры Анны и Феннаны, основываясь на том, что сказано о них в этой главе Библии. Которая из этих двух женщин могла бы быть лучшей матерью? Почему? V) Как священник Илий упустил воспитание своих сыновей (прочтите 1 Цар. 2)? Как, по Вашему мнению, отразилось их плохое поведение на отношении людей к Богу?
ПУТЬ ЦАРЯ Пожалуйста, прочтите 17 главу из 1-й книги Царств. В этой и в следующей статье мы обратимся к жизни царя Давида, одного из самых знаменитых деятелей, описанных в Ветхом Завете. Он стал царем колена Иудина в 1010 г. до н.э. Через семь лет он воцарился над всеми племенами Израиля, объединив тем самым всю нацию под властью одной короны. Всего он царствовал сорок лет. Любимый и почитаемый при жизни, он стал восприниматься последующими поколениями как величайший, почти идеальный, царь Израиля; это проявилось в той степени, что когда ветхозаветные пророки говорили о грядущем пришествии великого мессианского Царя, Которому Богом суждено стать Спасителем Израиля и всего мира, они, в числе прочих, указывали на два признака, по которым можно будет узнать Мессию-Царя-Спасителя: с одной стороны, Он должен быть потомком царя Давида, рожденным в Вифлееме, родном поселении Давида. С другой стороны, будучи бесконечно больше царя Давида, Он должен быть подобен ему во многих существенных отношениях. Иными словами, они считали царя Давида прообразом грядущего Мессии. Посему, давайте рассмотрим некоторые причины его популярности при жизни и того колоссального влияния, которое эта личность имела в последующие века.
I. ЕГО ВОИНСКАЯ ДОБЛЕСТЬ 1) Его победа над Голиафом (1 Цар.17). Рассматриваемое с точки зрения литературного наследия, повествование о поединке Давида с великаном Голиафом достойно стать в одном ряду с эпическими сказаниями о единоборствах героев – таких, как, например, поединок Гектора с Ахиллом, описанный Гомером в его бессмертной поэме «Илиада». Каждый ребенок должен прочитать это замечательное повествование. Но, помимо этого, здесь мы имеем дело с историческим фактом. Это случилось в те времена, когда нация мореходов – филистимляне – вторглись в Палестину и расселились вдоль юго-западной прибрежной равнины (их поселения тщательно изучались археологами в последние десятилетия); а затем они стали проникать вглубь материка, пытаясь подчинить себе немногочисленный израильский народ. Во время одной из битв, филистимляне, следуя военным традициям тех времен, призвали израильтян разрешить спор одним поединком. Никто из лучших израильских воинов, и прежде всего правивший тогда царь Саул, не отважился выступить против филистимского героя – вооруженного до зубов гиганта. Вызвался Давид. В то время он был еще юношей, не имевшим (или почти не имевшим) боевого опыта. Но вера в Бога давала этому юному пастуху силы сражаться со свирепыми львами и медведями, защищая своих овец. И вот в час, когда решается судьба народа, он, сознавая всю ответственность, выбирает себе оружие, которое кажется до абсурда слабым и нелепым – пастушеский посох и пращу, – чтобы все видели, что, рассчитывая победить, он опирается не на свои силы или искусство, а на Бога. И он одержал блистательную победу. Тем самым он сразу завоевал сердца своих соотечественников (хотя одновременно вызвал неукротимую зависть и преследования со стороны царя Саула). И что еще важнее – пример его веры, побеждающей гигантов, воспламенил воображение и укрепил решимость тысяч людей многих поколений, которые во всякого рода поединках, в буквальном и переносном смысле этого слова, боролись с неизмеримо превосходящим противником и побеждали. 2) Его военные походы за пределами Израиля. Давид стал царем в то время, когда на Ближнем Востоке во власти образовался вакуум между сверхдержавами, расположенными по течению Евфрата на востоке и Египтом на юге. Давид воспользовался этим и устранил гнет, которому подвергали Израиль в течение нескольких веков окружавшие его малые народы (см. в Библии Книгу Судей). Он также поднял Израиль на уровень, с которого, если бы обстоятельства сложились иначе, можно было бы развиться в мировую державу, подобную Египту, Вавилону и Ассирии. Вот почему израильтяне расценивали царствование Давида (а также его наследника Соломона, который заключил брачный союз с дочерью египетского фараона) как апогей национальной истории.
II. ОСНОВАНИЕ ДАВИДОМ ИЕРУСАЛИМА (2 Цар.5) Первым практическим шагом, предпринятым Давидом после того, как он стал царем всех двенадцати колен Израиля, было основание Иерусалима и превращение его в национальную столицу и царскую резиденцию, из-за чего его стали называть «город Давидов». Это было деяние гения. Даже если бы он не совершил ничего другого, один только этот замысел мог бы обеспечить ему место в истории. а) Это объединило все двенадцать племен в единую нацию, получившую город, гражданином которого чувствовал себя каждый израильтянин, к какому бы колену он ни принадлежал. Нация обрела сердце. Иерусалим на все века стал объединяющим центром для евреев, разбросанных по всему миру. б) Непосредственно за стенами Иерусалима Иисус Христос, Богочеловек, был распят, воскрес из мертвых и вознесся на небо. Именно из Иерусалима благая весть христианства начала распространяться по всему миру – и об этом невозможно забыть. в) Сегодня, пережив бурную и сложную историю, Иерусалим является священным городом трех мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. г) Согласно библейскому пророчеству, Иерусалим будет предметом заботы для всех народов (Зах. 12 и 14); и именно в этот город вновь придет Иисус Христос. д) В видении вечности, содержащемся в заключительной книге Библии, вечный небесный город назван Новым Иерусалимом (Откр. 21).
III. ЕГО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ 1. Святость власти. Древний Израиль верил, что царская власть священна: она была дарована Богом через пророков, и символом этого было помазание царя во имя Божие. Но даже при таком понимании власти, царя ле навязывали народу против его воли, его правление было возможно только с общего согласия народа (см. 1 Цар. 10; 15; 2 Цар. 2; 5; 3 Цар. 12). Когда предшественник Давида, Саул, безумно завидуя популярности Давида среди народа, предпринял целый ряд попыток убить его, Давид упорно отказывается от использования бывшей в его распоряжении военной силы для устранения Саула, несмотря на то, что ему не раз представлялась возможность убить его, но альтернативой этому становится изгнание. В начале своего царствования Саул был помазан Богом и поддержан народом. Поэтому для Давида убийство Саула с целью захвата власти было бы святотатством (см. 1 Цар. 26, 1-12). Только тогда, когда Саул и его наследник Ионафан были убиты в бою с филистимлянами, Давид (хотя он задолго до этого был уже предизбран и помазан как будущий царь) позволил народу провозгласить себя царем. Не нужно слишком углубляться в историю, чтобы увидеть, что случается, когда политическую власть перестают уважать как священное установление, данное Богом и основанное на согласии людей, превращая все в предмет раздоров, захватывая и удерживая власть при помощи бесконечных заговоров, покушений и убийств, полностью пренебрегая свободной волей народа. 2. Святость человеческой жизни (1 Цар. 3, 17-39). Правдиво отражая реальность древнего мира, Ветхий Завет полон повествований о военных столкновениях (как, впрочем, и сегодняшние сводки новостей). Но одно дело – убивать врагов на поле брани, и совсем другое – предательски убивать послов и дипломатических представителей. И поэтому нам интересно прочесть о том, как Давид отстаивает святость человеческой жизни и публично обвиняет одного из своих генералов в злоупотреблении властью и предательском «пролитии крови бранной во время мира», когда он из мести убил дипломатического посланника (3 Цар. 2, 5). Нетрудно найти современные примеры актов государственного терроризма, в частности, политические убийства послов. 3) Святость договоров и прав этнических меньшинств (2 Цар. 21). Гаваонитяне представляли собой языческое национальное меньшинство, безопасность которого среди израильтян гарантировалась торжественным договором, скрепленным клятвой во имя Бога вождями Израиля (И. Нав. 9). В течение нескольких столетий гаваонитяне жили мирно в Израиле, и вот царь Саул и его двор из политических соображений попытались уничтожить их, прибегнув к этнической чистке и геноциду. Давид счел это возмутительным беззаконием в отношении гаваонитян и преступлением против святости договора, заключенного во имя Бога. Поэтому он позволил гаваонитянам самим выбрать наказание для своих притеснителей, чтобы могла быть восстановлена их безопасность и их вера в данное Израилем слово чести. 4) Святость брачных отношений и частной собственности (2 Цар. 11, 1-12; 25). Критики Ветхого Завета часто указывают на то, что царь Давид однажды сам совершил прелюбодеяние с женой одного из своих офицеров, а затем позаботился о том, чтобы ее муж был убит. «И это, – вопрошают они, – человек, о котором Библия говорит: «Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему? » (1 Цар. 13, 14). Но такие критики не замечают одной очень важной вещи. Если кто-то из восточных владык-современников Давида хотел взять себе жену одного из своих подданных, он брал ее без малейших угрызений совести. И горе мужу, если он пытался возражать! Но в Израиле грех царя Давида был подробно описан в бумагах государственного архива, а затем повествование о нем было внесено в ветхозаветную книгу Царств. Получило огласку и обличение пророком Нафаном двойного греха Давида, как преступления против святости жизни и брака, против права гражданина распоряжаться своим телом, разумом и имуществом, которое не должно нарушаться никакими властями, как бы могущественны и суверенны они ни были. И еще более замечательно то, что гласности было предано и признание Давидом собственной вины, и исповедание им греха не только против своих подданных, но и против Бога. Более того, о грехе Давида написал не только библейский историк, - сам Давид написал об этом в своих стихах, ставших частью книги гимнов древних израильтян, о которых мы поговорим в следующей статье. Темы для дискуссии 1. Что давало Давиду уверенность в том, что он победит Голиафа? Чем отличается отношение к Богу Давида и Голиафа? 2. Как Вы думаете, почему Давид не воспользовался своей военной силой, чтобы избавиться от Саула, как сделали бы на его месте многие другие вожди? Какой урок мы можем извлечь для себя из поведения Давида в этих обстоятельствах? 3. Почему для личности и общества так важно уважать святость установлений, упомянутых в подпунктах 2, 3 и 4? Почему для их сохранения так важна вера в Бога? Обсудите практические пути утверждения этих нравственных ценностей в нашей личной жизни и в современном обществе. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы