Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Жизнь и весь ее потенциал роста и плодоношения заключен в семени.
а) Это справедливо для физического уровня. Почва не способна ничего произвести до тех пор, пока в нее не будет брошено зерно. б) Это справедливо также на уровне духовном. Слово Божие несет в себе животворящую и плодоносящую силу. в) Иисус сказал: «Слова, которые Я говорю ваму суть дух и жизнь» (Иоан. 6, 63). г) Апостол Петр говорит о своих друзьях-христианах как о «возрожденных не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век»( 1 Пет. 1, 23). 2. Мы должны а) позволить семени проникнуть в наш разум, а не оставлять его только на поверхности нашего рассудка, откуда его может легко похитить лукавый; б) следить, чтобы ничто не заглушало Слова, иначе оно никогда не принесет плода. 3. Сама жизнь людей, утверждающих, что приняли слово Иисуса, должна свидетельствовать о том, что это слово начинает приносить плод Святого Духа, который есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Яблоня не становится яблоней от того, что приносит яблоки. Но яблоня, никогда не приносящая яблок, совершенно бесполезна. Ребенок не получает жизнь с первым криком, но если он жив, то будет кричать. 4. Наконец, тот, кто искренне уверовал во Христа и принял Его слово, может время от времени испытывать скорбь и гонение (Марк 4, 17), и должен быть готов переносить их. Последний пункт настолько важен, что его следует хорошо обдумать. Прежде всего, сказанное подтверждается жизненным опытом. Верующие во Христа не ограждены от болезней. Более того, эти люди зачастую подвергаются преследованиям, которые неверующим не грозят. Но почему Бог допускает это? Почему Он не исцеляет верующих от всех болезней, не охраняет от начинающихся преследований и не дает им полного благоденствия? Потому что вера и любовь должны быть испытаны, чтобы люди могли доказать истинность своих чувств. Рассмотрим некоторые примеры с аналогиями. Предположим, что вы хорошо обеспечены материально, и когда некий человек приходит к вам, то вы всякий раз проявляете к нему большую щедрость. Поэтому он часто наведывается в гости, заверяет в своей любви и называет вас своим другом. Теперь допустим, что вы внезапно потеряли все свое состояние и больше ничего не можете дать этому человеку. Он перестает к вам приходить. Очевидно, он больше не любит вас. И возникает вопрос: а действительно ли он когда-нибудь любил вас как личность? Разумеется, нет! Он никогда не любил вас: он просто любил ваши подарки. Или представьте себе бизнесмена, заявляющего, что он верит в справедливость. И он действительно поступает честно до тех пор, пока это не причиняет ему никакого ущерба. Но в один прекрасный момент он понимает, что если в определенной ситуации поступить по справедливости, то потеряет очень большие деньги. И чтобы сохранить свой доход, он поступает нечестно. Разве этот человек действительно любит справедливость и когда-нибудь верил в нее? Нет! Великий греческий философ Платон полагал, что никто не может считать себя истинно честным до тех пор, пока он не только готов не получать никакой награды за честные поступки, но и способен переносить преследования за них, в то же время, если бы поступил нечестно, то избежал бы этих преследований и получил бы награду. Аналогичным образом апостол Петр объясняет своим друзьям-христианам, почему Бог допускает их страдания: «...поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота...» (1 Пет. 1, 6-7). Здесь можно возразить: «Разве это справедливо, когда злые люди преследуют других только за то, что они верят в Бога, во Христа? » «Да, это ужасно несправедливо! И Бог однажды накажет их за это, если они не покаятся» (2 Фесс. 1, 3-10). «Но почему Бог не положит конец этим преследованиям раз и навсегда? Какое право Он имеет призывать христиан стойко переносить все это? » На это возражение отвечает апостол Петр: «Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному; Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря); но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Пет. 2, 20-25). Здесь мы касаемся самого существа христианской этики: своим спасением, прощением грехов, вечной жизнью и будущим блаженством христиане обязаны тому факту, что, пока они еще были нераскаявшимися грешниками и врагами Богу, Христос был готов принять страдания и умереть за них, чтобы привести их к покаянию, прощению и примирению с Богом. Поэтому христиан призывают к тому, чтобы переносить страдания, причиняемые им злыми людьми, а не лишать их возможности покаяния, призывая на их головы немедленный суд Божий. Иисус, разумеется, не был мазохистом, испытывающим извращенное наслаждение от унижения и страданий. Он не был также и слабым человеком. Он мог призвать двенадцать легионов ангелов, чтобы уничтожить своих мучителей (Матф. 27, 52-54). Он также не верил в этакого сентиментального Бога, который никогда и никого не накажет. Он чаще, чем кто-либо другой из праведных мужей, показанных в Библии, предупреждал людей о наказании и тяжелых последствиях, которые Бог в конце концов обрушит на них, если они будут упорствовать в грехе и не покаятся. Именно Иисус Христос сказал: «И если глаз твой соблазняет тебя9 вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь wc не умирает, и огонь не угасает» (Марк 9, 47.48). Именно Иисус Христос охарактеризовал нераскаявшихся, как выброшенных «во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 25, 30). Более того, Иисус заявил, что Он будет судьей на Последнем Суде (Матф. 25, 31-46). Наступит время жатвы (см. притчу о плевелах и пшенице, Матф. 13, 24-43; обсудите эту притчу со своими учениками). Следовательно, Иисус не был заинтересован только в том, чтобы просто преподавать людям этику и говорить им, что они должны быть хорошими. Он жаждал искупить, если возможно, даже самых худших грешников, и Своей смертью открыть им путь ко спасению. Истинные христиане должны следовать Его примеру. Они не могут, разумеется, умереть за грехи людей, как это сделал Христос. Только Христос мог принести искупительную жертву за грех. Но любовь Христа и Его пример будут побуждать истинных христиан к тому, чтобы нести Благую Весть о Христе в мир и возвещать ее даже своим гонителям, показывая пример собственным поведением, каких бы страданий это ни стоило. Как и Сам Христос, они не ограничатся лишь преподаванием этики. ИИСУС – УЧИТЕЛЬ (10) ЧТО ГОВОРИТ УЧИТЕЛЬ О СЕБЕ САМОМ Традиционный способ исследования нравственного учения Иисуса заключается в том, что Его знаменитые афоризмы и притчи рассматриваются сами по себе, без должного внимания к Самому Иисусу. В конце концов, когда читаются лекции по геометрии, нет нужды начинать с рассказа о том, кто открыл и впервые доказал ее основные теоремы. Можно узнать многое о жизни и самой личности знаменитого геометра Евклида, но это знание не прибавит убедительности его теоремам. Они принимаются или отвергаются нами исключительно в силу их внутренней логики. Почему же дело не может обстоять подобным образом и с нравственным учением Иисуса Христа? Прежде всего, в учении Христа наше внимание, конечно же, привлекают афоризмы Иисуса, причем, не только в силу их очевидной жизненности, а и благодаря их изложению – ясному, сжатому, иногда ироничному, но всегда живым и исключительно выразительным языком. Некоторые из них представляют собой строгую противоположность общепринятым нормам поведения того времени: «любите врагов ваших», например, (вместо обычного и понятного «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего») или «кроткие наследуют землю» (считалось, что власть достается, скорее, агрессивным и жестоким). Некоторые из этих высказываний, подобно вспышке молнии, высвечивали непоследовательность в морали и лицемерие: «...оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! » (Матф. 23, 24) – так сказал Он о людях, готовых пойти на многое, чтобы только не нарушить какого- то мелкого предписания, и, в то же время, без зазрения совести попрать основополагающие принципы нравственного закона. Рассмотрите утонченное в гротескности и в то же время такое выразительное замечание: «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучек из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Матф. 7, 3-5). Поразмышляйте над ответом, низвергающим своей правдой и неопровержимостью логики, данным в адрес религиозных критиков, замечающих, что Иисус не брезгует дружбой морально нечистоплотных и грешных людей: «не здоровые имеют нужду во враче} но больные... Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф. 9, 12-13). Приведенные высказывания, оставляющие в памяти четкий след, определенно составляют притягательное введение в христианскую этику. Но когда мы переходим к изучению этики Иисуса как взаимоувязанной системы, вскоре делаем открытие, имеющее перспективно важное значение: нельзя изолировать нравственное учение Иисуса и изучать его просто как этическую систему, не принимая во внимание саму личность Иисуса Христа. Мы обнаруживаем, что Сам Иисус является стержнем всей Его этической системы в том смысле, что если то, что Он говорит о Себе, окажется неправдой, то и вся Его этическая система потеряет силу и распадется. Итак, неизбежно возникает более глубокий вопрос: «Кто же тогда этот Иисус? » Поэтому давайте вначале приведем некоторые примеры особенностей христианской этики, а затем оценим их значение. 1. Иисус выдвигает в качестве главного критерия истинной нравственности личную преданность Ему Самому. Вот некоторые примеры: а) «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Матф. 5, 11-12). Особенно значительно здесь сравнение учеников Иисуса с ветхозаветными пророками. Пророки преследовались своими современниками за то, что они с верой провозглашали слова Бога. Христиане предупреждаются о том, что они могут подвергнуться преследованиям за верность Христу. В этом «уравнении», таким образом, христиане приравнены к пророкам – а, следовательно, Иисус приравнен к Богу! б) «Кто любит отца или мать... сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф. 10, 37). Другими словами, ученик должен быть предан прежде всего Иисусу. в) «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14, 15). Побуждением к соблюдению заповедей Иисуса является любовь лично к Иисусу. г) «Любишь ли ты Меня?., паси овец Моих» (Иоан. 21, 16). Силой, заставляющей ученика заботиться о других, является в первую очередь любовь к Иисусу. д) «Итак всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Матф. 10, 32.33). Иными словами, верность или неверность людей Иисусу в этой жизни определяет то, как они будут приняты в жизни будущей. 2. Иисус объявляет, что на Последнем суде Он Сам будет Судьей. В любой этической системе, претендующей на серьёзность, должны быть заложены принципы, по которым определяют, каково в конечном итоге будет наказание за неправильное поведение. Атеистические системы отрицают какие-либо еще наказания помимо тех, которые могут постигнуть (или не постигнуть) человека в этой жизни. И поэтому, как утверждают атеисты, миллионы людей никогда не получат полностью справедливого воздаяния – ни в этой жизни, ни в будущей. Христос, как известно, верил и учил, что будет Последний суд, когда высшей справедливости дождутся и живые, и мертвые. Но не всегда в полной мере осознается факт того, когда Иисус заявляет, что Он Сам будет Судьей, который будет разбирать каждое дело, объявлять приговор и назначать наказания на этом Последнем суде. а) «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца... и (Отец) дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Иоан. 5, 22-23.27). Между прочим, в этом заявлении содержится важное указание на характер Последнего суда, а именно то, что людей будет судить Тот, Кто Сам есть и всегда будет Человеком; Кто знает, каково быть человеком; Кто во время Своей земной жизни был подвержен тем же искушениям, что и люди (Евр. 4, 15); Чьи милосердная доброта, правда, справедливость и безгрешность были продемонстрированы не только в далекой небесной обители, но в нашем больном и грешном мире. К сожалению, мы не можем остановиться на этом подробнее: сейчас наша задача – просто отметить, что Иисус сделал такое заявление. Но чтобы не подумали, что эта цитата из Евангелия от Иоанна 5, 22-23.27 есть только изолированный текст, не типичный для Нового Завета, заметим попутно, что это притязание Иисуса быть Судьей на Последнем суде становится позднее центральной частью проповеди Апостолов. Например, Петр объявляет языческому сотнику Корнилию: «И Он (Бог) повелел нам проповедоватъ людям и свидетельствовать, что Он (Иисус) есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10, 42). А в другом месте Павел объявляет афинским философам, что «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа...» (Деян. 17, 31) – и Павел, разумеется, имеет в виду Иисуса. б) «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи! » войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? » И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отсидите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7, 21-23). Здесь обращают на себя внимание две вещи. Во-первых, религиозная деятельность, даже осуществляемая во имя Иисуса Христа, не обязательно получит одобрение на Суде. И, во-вторых, по Иисусу, решающим обстоятельством при этом будет то, «знает» ли Он данного человека или нет. Совершенно ясно, что в контекстах, подобных этому, глагол «знать» не имеет значения «знать, что некто существует». Он обозначает здесь определенное отношение, как, например, в словах «Я есмъ пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Иоан. 10, 14). Когда в конце концов Иисус говорит кому-то «Я никогда не знал вас», Он имеет в виду, что между Ним и этими людьми никогда не существовало никаких личных отношений. Он никогда не считал их Своими. Так, по Христу, при вынесении решения Суда будет поднят вопрос о личных отношениях с Ним данного конкретного человека. 3. Иисус претендует на то, что имеет власть прощать грехи. Каждая этическая система, построенная на серьезных принципах, и предназначенная для обсуждения людей как несущих ответственность за свои поступки (не как запрограммированных биологических машин, которых нельзя винить ни за дефекты в их механизме, ни за вызываемое этими дефектами плохое поведение), должна каким-то образом считаться с фактом, что все люди время от времени нарушают моральный кодекс и причиняют вред другим, а потом раскаиваются в этом. Что тут поделаешь? Сказать «виноват» – хорошо, но едва ли такое заключение достаточно само по себе. Если возможно возмещение ущерба, можно на нем настаивать. Но возместить ущерб не всегда представляется возможным. Следовательно, должен быть найден путь, на котором прощение становится реальным без малейшего намека на то, что нарушение морального кодекса допустимо, и что грехом вполне можно пренебречь. Естественно, что в этической системе, признающей Бога как высший нравственный авторитет, эта нужда в прощении становится первостепенной. Неудивительно поэтому, что возможность прощения неизменно присутствует в нравственном учении Христа. Удивляет лишь то, на что Он фактически претендует: а) Иисус претендует на то, что Он имеет личную власть прощать человеческие грехи, даже грехи против Бога. Чтобы понять все значение этих слов, следует обратить внимание на испуг и недоумение, вызванные данным заявлением у современников Иисуса. История исцеления расслабленного «В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, – вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить пред Иисусом; и не нашедши, где пронесть его, за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, Который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: «прощаются тебе грехи твои», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал пред ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. И ужас объял всех, и славили Бога; и бывши исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне» (Лук.5, 17-26). Обратите внимание, что 1) при этом присутствовало несколько книжников, сведущих в Ветхом Завете, которые должны были быть знакомы с ветхозаветным учением о прощении; 2) когда Иисус сказал расслабленному: «прощаются тебе грехи твои», присутствующие книжники обвинили Иисуса, как они считали, в самом тяжком грехе, который только может совершить человек – в богохульстве; 3) это показывает, как были поняты слова Иисуса. Он не сказал: «Бог прощает всех, кто искренне раскаивается, и поэтому мы должны прощать друг друга, и вот я лично прощаю тебе все, что ты мог совершить против меня». Не так, Иисус заявляет о своих претензиях на Божественную власть. «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? » – сказали книжники; они считали этот вопрос чисто риторическим, заключавшим в самом себе неполученный ответ: «Никто! » И они были правы: никто, кроме Бога, не имеет власти прощать грехи против Бога. Поэтому у них, так же как и у нас, возникает вопрос: Кто этот Иисус, Который присваивает Себе Божественную прерогативу прощения грехов (см. тж. Лук. 7, 49)? Более того, Иисус должен был ясно понять, почему книжники обвиняют Его в богохульстве. Но Он не предпринял никакой попытки взять свое заявление назад или как-то изменить его. Вместо этого Он предпочел совершить чудо, чтобы показать, что Он, Сын Человеческий, действительно имел, даже будучи еще здесь, на земле, Божественную власть прощать человеческие грехи (5, 24). Второе, удивившее всех заявление, сделанное Иисусом в связи с прощением: б) Иисус заявил, что Его собственная смерть положит законное основание для справедливого и достойного прощения человеческих грехов против Бога. I) «И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26, 27-28). II) «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марк 10, 45). К этим притязаниям, удивившим присутствущих, Иисус добавил еще два: 4. Иисус заявил, что после распятия Он воскреснет из мертвых. «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть у биту у и в третий день воскреснуть» (Марк 8, 31). 5. Иисус заявил, что после Своего воскресения и вознесения Он придет снова. а) «В доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам... приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан. 14, 2.3). б) «И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (Лук. 21, 27). Как и все предыдущие, утверждения, приведенные в пунктах 4 и 5, составляют неотъемлемую часть этической системы Христа. Как позже должен был признать апостол Павел, если бы Христос не воскрес из мертвых, то Его смерть не могла бы рассматриваться как основа для прощения рода человеческого (1 Кор. 15, 17), а без прощения весь корабль христианской этики получает пробоину ниже ватерлинии со всеми вытекающими отсюда последствиями. И если бы пророчество Иисуса о Его втором пришествии было неверно, то столь же ошибочно было бы и высказанное утверждение, что Он в Свое второе пришествие будет Судьей рода человеческого. А без этого суда этическое учение Иисуса утрачивает свою силу и убедительность. ИИСУС – УЧИТЕЛЬ (11) Смерть Иисуса (а)
«И когда еще говорил Он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую у Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подошед к Иисусу у сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли, и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот у один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Яу уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же все было у да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставивши Его, бежали. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и вошед внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: «могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». И встав первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? » (Матф. 26, 47-68). «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем никакой вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся, и опять вошел в преторию, и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат искал, отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, ш месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница пред Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели» (Иоан. 19, 1-16). В предыдущей статье было установлено, что невозможно серьезно изучать нравственное учение Иисуса Христа как единое и последовательное учение, не столкнувшись лицом к лицу с поразительными утверждениями Иисуса о Себе Самом. Мы перечислили некоторые из этих заявлений и пообещали, что попытаемся дать им оценку в этой и последующих статьях. Будет хорошо начать этот разбор с факта смерти Иисуса, поскольку не вызывает сомнения, что Он был распят по приказу римского прокуратора Понтия Пилата в правление императора Тиверия. Этот исторический факт подтверждается не только христианским Новым Заветом, но и весьма антихристиански настроенным римским историком Тацитом (Анналы XV, 44). Вопрос в том, за что Он был распят? Изучая ответы, которые дает на этот вопрос Новый Завет, мы увидим, что они включают в себя большую часть тех утверждений Иисуса, которые в настоящий момент являются предметом нашего внимания; и одновременно они представляют собой убедительнейшее доказательство истинности этих утверждений. ИТАК, ЗА ЧТО ЖЕ БЫЛ РАСПЯТ ИИСУС? В Новом Завете даются два отличных друг от друга, но в то же время взаимосвязанных блока ответов на этот вопрос: А. По причинам, которые будут рассмотрены ниже, иудейские вожди в Иерусалиме задумали убить Его и уговорили римского прокуратора Пилата осуществить этот замысел. (Примечание: далеко не все палестинские евреи участвовали в этом заговоре, во всяком случае, это было не большинство еврейского народа, значительная часть которого жила в других странах; эти люди узнали о смерти Иисуса гораздо позже.) Б. Иисус добровольно избрал смерть, покоряясь воле Бога, как Он и объяснял заранее Своим ученикам: «Никто не отнимает ее (Моей жизни) от меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Иоан. 10, 18). Поэтому давайте вновь рассмотрим ОБВИНЕНИЯ ИУДЕЙСКИХ НАЧАЛЬНИКОВ ПРОТИВ ИИСУСА По сути, дело состояло в том, что Иисус обвинялся в богохульстве, так как заявлял о Своем равенстве с Богом, и на этом основании был законно приговорен к смертной казни согласно ветхозаветному закону, записанному в книге Левит 24, 16. Вот некоторые из главных свидетельств: 1. Иисус претендовал на равенство с Создателем: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5, 16-18). Однажды в субботу (день, который Бог повелел евреям соблюдать как день покоя – Исх. 20, 8-11) Иисус нашел человека, который ют уже 38 лет был парализован, и Он использовал Свою Божественную силу, чтобы полностью исцелить его. Иудейские вожди обвинили Иисуса в нарушении субботы, поскольку Он в субботу занимался трудом – врачеванием. Но Иисус указал на то, что хотя, согласно книге Бытия, Бог почил от трудов творения в седьмой день, Он постоянно заботится о сохранении, развитии и восстановлении Своего творения. Мы сами можем убедиться в этом. Биологические механизмы, заложенные Богом в человеческом теле, не выключаются каждый седьмой день! Но Иисус претендовал на нечто большее: «Отец Мой делает, и Я делаю», ~ сказал Он, объединив Себя с Создателем, и Свою работу с работой Создателя. Так, по крайней мере, иудейские начальники понимали Его заявления, как мы видим из библейского повествования. Вовсе не говоря, что они неправильно истолковали значение Его слов, Иисус идет еще дальше, конкретизируя и уточняя Свое заявление: Он делает все, что делает Бог (ст. 19); Он есть источник всей жизни, как Бог (ст. 21 и 26); Он будет судить мир (ст. 22-27); Он пробудит мертвых (ст. 28-29). Для иудейских начальников это было вопиющим богохульством, и они пытались побить Его камнями, что и обязаны были сделать согласно ветхозаветному закону (Лев. 24, 16), если, конечно, Его утверждения были действительно ложны. 2. Иисус претендовал на предсуществование. «На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмъ. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него...» (Иоан. 8, 57-59). Важно отметить, что Иисус не говорит это как сторонник теории реинкарнации. Такой человек сказал бы: «Прежде чем был Авраам, я был»; иными словами, «я уже жил на земле однажды, еще до Авраама; потом я умер, но теперь я снова воплотился». Иисус этого не говорит. Он сказал: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмъ». Это значит, что Он претендует на то же вневременное, бесконечное бытие, которое имеет Бог. И снова иудеи пытаются побить Его камнями, ибо для них Его утверждение было не только абсурдным, но и кощунственным. 3. Иисус заявляет о Своем единстве с Богом. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего: Я и Отец – одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его» (Иоан. 10, 27-31). Здесь Иисус претендует на равную с Богом силу. Никто не может похитить овец из Его руки, как не может похитить их из руки Бога. Чтобы иметь ту же силу, что и Бог, Иисус должен Сам быть Богом, единосущным Богу, хотя и в другом лице. И снова иудеи хватают камни, чтобы побить Его – наказание, положенное за то, что считалось явным богохульством. ПРИЧИНЫ, КОТОРЫМИ ИУДЕИ ОБЪЯСНЯЛИ ПРИТЯЗАНИЯ ИИСУСА 1. Некоторые говорили, что Он сумасшедший: «От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? » (Иоан. 10, 19-20). Теоретически, разумеется, но заявления, похожие на притязания Иисуса (если они ложны), могут развивать психически или эмоционально неуравновешенные люди, создавая причудливые теории в религии, как, впрочем, и в других областях. Но ряд иудеев высказались иначе: «Это слова не бесноватого». И на это были основания, так как слова Иисуса несли освобождение от вины и страха, дарили и до сих пор дарят миллионам людей мир, радость, любовь и надежду. Во всех уголках земного шара дикари, принимавшие благую весть, становились цивилизованными людьми, преступники превращались в законопослушных граждан. Невозможно предположить, что Тот, Чьи слова имели такое действие, был неуравновешенным человеком, опасным сумасшедшим. 2. Другие иудеи говорили, что Он был раскольником и еретиком, провозглашавшим безумные доктрины, восстающим против истинной иудейской веры: «На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин (в глазах иудеев самаряне были еретиками) и что бес в Тебе? » (Иоан. 8, 48). На это Иисус ответил: «Во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего»; и мы сегодня, спустя 2000 лет, можем по достоинству оценить Его слова о том, что Он «чтил Отца Своего». Иудей Иисус заставил многие миллионы язычников и не-евреев поверить не просто в какого-то бога, но в Бога Авраама, Исаака и Иакова, то есть, в Бога иудеев. Ни один иудей не сделал ничего подобного. Истинные христиане провозглашают с тем же восторгом, что и иудеи: «Един Бог» (1Тим. 2, 5). Христиане верят в триединство Бога; но, как и иудеи, они не верят в трех различных богов. Какой смысл утверждать, что Иисус был опасным иудейским еретиком? 3. Иные же иудеи говорили, что Иисус был в союзе с самим сатаной. «Фарисеи же, услышавши сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веелъзевула, князя бесовского» (Матф. 12, 24). Из этого текста ясно, что Иисус совершал чудеса исцеления и что фарисеи признавали это, а также признавали и тот факт, что сила, которой вершились эти чудеса, была сверхъестественной. Но они не хотели признать, что эта сверхъестественная сила была Божьей силой, потому что в таком случае все утверждения Иисуса о Себе оказываются истинными. Это привело их к единственному альтернативному объяснению: Его сверхъестественная сила должна быть сатанинской; Иисус был в союзе с дьяволом! Но это заключение было, как показал Иисус, логически абсурдным: «если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? » (Матф. 12, 26). Едва ли сатана будет уничтожать самого себя. Кроме того, здесь присутствовал и моральный аргумент, который выдвинули люди уже по другому поводу: «Может ли бес отверзать очи слепым? » (Иоан. 10, 21). Если перед человеком стоит выбор между Богом и дьяволом, и нужно отличить одно от другого, то он не сможет решить задачу, задавая вопрос, какая из двух сил сверхчеловеческая, потому что обе эти силы – таковые. Человек должен спросить: Которая из сверхчеловеческих сил добрая, и которая злая? Это напоминает о серьезности нравственного выбора, перед которым ставят нас утверждения Иисуса о Самом Себе. Если Его утверждения не истинны, то Его сверхчеловеческая сила должна быть сатанинской и злой. Но было бы моральным извращением относить чудеса Иисуса к разряду сатанинского зла. Мы признаем бесспорным добром достижения современной медицины в лечении таких недугов, как слепота, паралич или проказа. Сказать, что исцеление тех же болезней было сатанинским злом, когда их совершал Иисус, – значит назвать белое черным и перевернуть с ног на голову всю мораль. «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? » – спросил Иисус (Матф. 12, 27). Все это достигает кульминации во время суда над Иисусом. На предварительном расследовании перед первосвященником Каиафой Иисус ничего не ответил на многочисленные лживые обвинения. В конце концов раздраженный первосвященник требует у Него клятвы: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? », на что Иисус отвечает ему: «Ты сказал» (Матф. 26, 63-64). Услышал это, первосвященник «разодрал одежды свои и сказал,: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Матф. 26, 65.66). Когда начальники иудейские после этого привели Иисуса на суд римского прокуратора Понтия Пилата, они вначале выдвинули в качестве главного обвинения против Иисуса то, что Он был участником политического заговора против римского императора (это мы рассмотрим в следующей статье). Но Пилат выносит взвешенное решение: «Яне нахожу в Нем вины». Когда это обвинение оказалось несостоятельным, иудейские начальники тут же заменили его другим: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Иоан. 19, 6.7). РЕАКЦИЯ ИУДЕЕВ. УРОК ДЛЯ НАС Нужно отдать должное иудеям хотя бы в том, что они отнеслись к утверждениям Иисуса всерьез. И в этом – урок для нас. В наши дни от многих можно услышать: «Я не могу верить и не верю, что Иисус был Сын Божий, но я верю, что Он был очень хороший человек и прекрасный учитель нравственности». Но такое утверждение абсолютно нелогично! Если Иисус сознательно утверждал, что Он – Сын Божий, не являясь таковым на самом деле, то едва ли можно Его назвать хорошим человеком. В этом случае Он был бы, как и утверждали иудеи, сознательным богохульником, достойным смерти. И Его нравственное учение не облегчило бы, а еще более усугубило Его вину. Сознательно обманывать людей, заставляя их поверить в то, что Он был равен Богу, и в то же время лицемерно внушать им абсолютную необходимость говорить правду – ведь это поведение самого отъявленного шарлатана. Если бы Иисус не был Богочеловеком, то Он был бы самым худшим из всех учителей нравственности. Темы для дискуссии 1. Представьте сцену в суде и дайте задание ученикам подумать над тем, почему Иисус был осужден за богохульство. 2. Обсудите следующее утверждение: «Невозможно принять этику Иисуса всерьез, не принимая во внимание Его заявление о том, что Он – Сын Божий». 3. Обсудите следующее утверждение: «Существуют весомые нравственные аргументы в поддержку утверждения Иисуса о том, что Он – сын Божий».
ИИСУС – УЧИТЕЛЬ (12) Смерть Иисуса (б)
В предыдущей статье мы начали рассматривать ответы, которые даются в Новом Завете на вопрос: почему Иисус был распят? Мы узнали, что принципиальным обвинением, выдвинутым против Него иудейскими начальниками, было обвинение в богохульстве: ибо Он утверждал, что Он – Сын Божий. В этой статье будет рассмотрено другое серьезное обвинение, выдвинутое против Иисуса, а затем некоторые подробности суда над Иисусом перед римским прокуратором Понтием Пилатом, и, наконец, увидим реакцию учеников на смерть Иисуса. Второе серьезное обвинение было связано с тем, что ИИСУС УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ОН – МЕССИЯ Подоплекой этого обвинения считается факт обещания, данного в Ветхом Завете Богом, что однажды через пророков Он пошлет великого избавителя, который освободит еврейский народ от всех врагов и от всех неприятностей и принесет им полное спасение. Этот великий избавитель назван «Мессией» (от древнееврейского «машиах», что значит «помазанник». Имя «Христос» представляет собой греческий перевод этого слова). Во времена Иисуса некоторые группы людей представляли себе этого обетованного Мессию как политического лидера, который призовет народ к оружию и с Божьей помощью прогонит ненавистных римских захватчиков. Действительно, время от времени появлялись люди, объявлявшие себя мессиями и поднимавшие своих сторонников на восстание против римлян, что всегда оканчивалось катастрофическим поражением. Двое из таких людей, Февда и Иуда Галилеянин, упоминаются в книге Деяний Апостолов 5, 36-37 (см. тж. в Деян. 21, 38 другой такой же пример, датируемый более поздним временем). И вот теперь Иисус со всей однозначностью объявляет Себя Мессией, а когда на суде иудейские начальники прямо спрашивают Его об этом, Он открыто подтверждает Свое заявление (см. Матф. 26, 63 и Лук. 22, 66). Но ни разу Иисус не заявляет о Себе как о политическом лидере. Однажды, увидев, что толпа собирается против Его воли сделать Его царем, Он нарочно уходит из того места (Иоан. 6, 15). Когда Ему публично задают вопрос, следует ли иудеям платить налоги кесарю, Он без колебаний говорит людям, что они должны платить налоги (Лук. 20, 19-26). Неоднократно Он предупреждал Своих учеников, что в соответствии с Божьей волей, Он должен быть распят (см. напр. Матф. 16, 21- 23). И когда вооруженные люди пришли взять Его в Гефсиманском саду, а один из учеников Иисуса обнажил меч, чтобы защитить Его, Он упрекнул этого ученика за это и запретил ему применять оружие (Матф. 26, 47-56). Тем не менее, иудейский первосвященник, искренно или нет, убеждал себя и своих коллег в том, что Иисус был очередным из тех политических лже-мессий, которые, если дать им волю, подняли бы национальный мятеж против римлян, и этот мятеж привел бы к полной гибели нации (см. Иоан. 11, 47-53). Поэтому они обвинили Его перед Пилатом в том, что Он претендовал на титул Царя Иудейского в политическом смысле и подстрекал к мятежу против римских властей. На этом основании они требовали, чтобы Он был распят. НЕКОТОРЫЕ ПОДРОБНОСТИ СУДА ИИСУСА ПЕРЕД ПИЛАТОМ 1. «Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем; есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник» (Иоан. 18, 35-40). 2. «И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату. И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в Этом Человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы; но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом. Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным пи в чем том, в чем вы обвиняете Его; И Ирод также; ибо я посылал Его к нему, и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю» (Лук. 23, 1-25). 3. «С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом JIuфостротон (каменный помост), а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница пред Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя кроме кесаря» (Иоан. 19, 12- 15). Подробно разберите приведенные выше отрывки со своим классом, а затем попросите учеников ответить на следующие вопросы: 1. Как Иисус доказал Пилату, что Он не был земным царем, политическим лидером? 2. Каким царем был Иисус по Его собственным словам и какое царство Он пришел установить? 3. Какое заключение по делу Иисуса вынесли бы Ирод и Пилат, если бы на них не оказывалось давление? 4. К каким аргументам прибегли иудейские начальники и какие они использовали средства, чтобы заставить Пилата распять Иисуса? 5. Перечитайте Евангелие от Иоанна 18, 38-40 и Евангелие от Луки 23, 18-25. Является ли по вашему мнению значительным тот факт, что, обвинив Иисуса в подстрекательстве к мятежу, первосвященники выбрали помиловать Варавву, а не Иисуса? 6. Как бы вы прокомментировали следующие слова: «В нашей жизни все мы время от времени бываем поставлены перед выбором: Иисус или Варавва. Отвергнуть Иисуса, Властителя Истины и Жизни – значит избрать убийцу Варавву».
ОДНА ИЗ ПОДРОБНОСТЕЙ РАСПЯТИЯ «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасала Себя Самого не может спасти! если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Матф. 27, 38-43). Итак, начальникам иудейским удалось уговорить Пилата распять Иисуса, и, как мы видим из приведенного фрагмента, они думали, что Его смерть окончательно опровергнет все Его утверждения. Как мог Он быть Мессией и спасти Израиль, если Он не мог спасти Самого Себя от ареста, распятия и смерти? Если бы Он действительно был Сыном Божиим, то Бог не допустил бы, чтобы Он умер такой мучительной и позорной смертью. Но Иисус умер. Иудейские начальники чувствовали, что они наконец-то победили и навсегда покончили с Иисусом и Его влиянием. Но через три дня после Его погребения по Иерусалиму пошел слух о том, что Его гробница найдена пустой (Матф. 27, 62 – 28, 15). За короткий срок, менее чем восемь недель, свыше трех тысяч человек уверовали в то, что Иисус воскрес из мертвых (Деян. 2, 41) и стали Его учениками. Это превышает число тех, кто уверовал в Него до Его смерти. С тех пор это число выросло до многих миллионов. ОТНОШЕНИЕ РАННИХ ХРИСТИАН К СМЕРТИ ИИСУСА Историческое свидетельство о том, что Иисус действительно воскрес из мертвых, будет рассмотрено в последующих статьях. Сейчас нас более всего интересует отношение тысяч новообращенных к смерти Иисуса. Они не рассматривали ее как некую катастрофу, не расценивали даже как несчастный случай, последствия которого ликвидированы воскресением. Для них это было самым важным и значительным из всего, что совершил Иисус. Более того, новообращенные немедленно взяли себе за правило собираться регулярно, как минимум один раз в неделю (обычно в первый день недели – день, когда Иисус воскрес из мертвых; последним днем недели у Иудеев была суббота) для того, чтобы вспомнить о смерти Христовой и прославить ее. Простую церемонию, которой они отмечали этот день, называли «преломление хлеба» (Деян. 2, 42; 20, 7), или «вечеря Господня». Вот ее описание, данное Апостолом Павлом: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 23-26). Этот обычай, как напоминает Павел, был установлен Самим Иисусом в ночь накануне Его смерти. Таким образом, ИИСУС САМ ВЫБРАЛ СПОСОБ, КАКИМ ДОЛЖНО ВСПОМИНАТЬ О НЕМ Очевидно, Иисус, устанавливая этот обычай, предвидел, что его периодическое отмечание в течение многих веков будет выделять то главное, что Он совершил здесь, на земле. Он, наверное, мог бы предписать, чтобы раз в неделю, когда ученики собираются вместе, один из них вслух читал бы собравшимся Его Нагорную проповедь. Тем самым подчеркивалась бы роль Иисуса как учителя нравственности. Но такой способ не был избран. С другой стороны, Он мог бы установить, чтобы один из учеников читал собранные рассказы о совершенных Им великих чудесах. Это внушало бы мысль, что главным в Иисусе была Его способность творить чудеса. Но и этот путь был отвергнут. Он избрал обряд, который был бы напоминанием о Его смерти. И не просто о самом факте Его смерти, а о ее смысле и цели: о том, что Он предал Свое Тело на муки и смерть на кресте и пролил Свою кровь ради прощения грехов (Матф. 27, 28). Если таковы смысл и цель Его смерти, понятно, что Он должен был настаивать на том, чтобы Его смерть находилась в центре внимания и памяти людей. Ни Его нравственное учение, ни совершенные Им чудеса сами по себе не могли дать человечеству прощение грехов. Разумеется, конечным результатом Его нравственного учения (и притом положительным по сути) могло бы стать то, что оно заставило людей лучше, чем прежде, осознать свою греховность, а тем самым и свою вину. Только Его смерть, как определенная Богом жертва за грех может обеспечить необходимое нам прощение и примирение с Богом. Более того, Иисус тщательно определил все детали этого обряда воспоминания, чтобы было ясно, чья смерть и чья жертва даруют прощение. Когда Он передал Своим ученикам хлеб как символ Своего Тела, Он не сказал, что они должны принести этот символ в жертву Богу, чтобы получить прощение; Он повелел им есть его. Подобным же образом, передавая им чашу с вином как символ Своей Крови, Он не сказал, что они должны вылить ее в качестве жертвы за грех. Они должны были выпить ее ( Матф. 26, 26- 27). Спасение – не в символах, которые должны быть только средством, помогающим вспомнить и возвестить смерть Христову как центральное событие истории всем последующим поколениям. Нужно было ясно увидеть и понять, что спасение мира не зависит ни от чего-то того, что человечество способно сделать, или претерпеть, или чем пожертвовать, а единственно может быть спасено от той жертвы, которую принес Иисус, умерев на кресте. В нашей следующей статье мы обратимся к оценке этого поразительного по своей силе утверждения.
ИИСУС – УЧИТЕЛЬ (13) Смерть Иисуса (в)
Как следовало из предыдущей статьи, Иисус перед смертью дал ясно понять, что спасение мира зависит единственно от той жертвы, которую Ему предстояло принести, приняв смерть на кресте. Это утверждение настолько удивляет, что мы задаемся вполне естественным вопросом: какое свидетельство можно иметь о том, что оно истинно? Давайте прежде всего обратим внимание на |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы