Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вспоминающему, и к ощущающему «я», поскольку их интересы не всегда
Совпадают. Философы будут биться над этими проблемами долгое время. Вопрос, какое «я» главнее, важен не только для философов; он имеет Практическое значение и для выработки политики во многих сферах, особенно В области здравоохранения и социального обеспечения. Подумайте, какие Инвестиции требуются для решения разнообразных медицинских проблем, Включая слепоту, глухоту или почечную недостаточность. Должны ли Инвестиции определяться тем, насколько люди боятся этих состояний? Или Тем, насколько в реальности страдают эти пациенты? Или тем, как пациенты Хотят облегчения мучений и чем готовы пожертвовать ради избавления от Страданий? Возможны различные сравнительные оценки слепоты и глухоты Или колостомии и диализа, в зависимости от шкалы оценки страданий. Ответить на все вопросы нелегко, но от этой важной проблемы нельзя Отмахнуться. Возможность измерения благополучия как индикатора государственной Политики уже привлекла внимание и ученых, и ряда правительств Европейских стран. Всего за несколько лет стала реальной идея о том, что Индекс страдания в обществе будет когда-нибудь включен в национальную Статистику – наряду с уровнем безработицы, количеством инвалидов и Цифрами дохода. Для этого сделано уже немало. Эконы и гуманы В повседневной речи мы называем человека разумным, если с ним Можно дискутировать, если его взгляды в целом соответствуют реальности, а Его предпочтения отвечают его интересам и ценностям. Слово «рациональный» предл агает образ человека более рассудительного, Расчетливого, менее душевного; но в обычном языке рациональный человек, Несомненно, разумен. Для специалистов в области экономики и принятия Решений это прилагательное имеет совершенно другое значение. Единственное Подтверждение рациональности не в том, что взгляды и предпочтения Человека разумны, а в том, что они внутренне непротиворечивы. Рациональный человек может верить в привидения, если все остальные его Убеждения допускают существование привидений. Рациональный человек Может предпочитать ненависть любви, если его предпочтения Непротиворечивы. Рациональность – логическая когерентность, неважно, Разумная или нет. Согласно этому определению, эконы рациональны, но Удивительно то, что гуманы рациональными быть не могут. Экон не Подвержен праймингу, эффекту WYSIATI, мышлению в узких рамках, Субъективности и искаженным предпочтениям, – однако все это неизбежно для Гумана. Определение рациональности как когерентности неве роятно строго; оно Требует точного выполнения логических правил, что недоступно Ограниченному мышлению. Согласно этому определению, разумные люди не в Состоянии быть рациональными, однако их нельзя из-за этого назвать Иррациональными. «Иррациональный» – сильное слово, обозначающее Импульсивность, эмоциональность и упрямое сопротивление разумным Аргументам. Я часто морщусь, когда слышу, будто наша с Амосом работа Показывает, что человеческий выбор иррационален; на самом деле наши Исследования демонстрируют только, что гуманы плохо описываются моделью «рационального агента». Хотя гуманы не являются иррациональными, им часто требуется помощь в Формировании более точных суждений и принятии правильных решений; в Некоторых случаях существующие руководящие принципы и социальные Институты могут предоставить помощь такого рода. Подобные предположения Кажутся безобидными, но на самом деле очень спорны. В интерпретации Экономистов чикагской школы вера в рациональность челове ка тесно связана С идеологией, согласно которой вредно (и даже аморально) мешать человеку Делать собственный выбор. Рациональные люди должны быть свободны и |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы