Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Должны ответственно заботиться о себе. Милтон Фридмен, ведущий
Представитель чикагской школы, выразил эту точку зрения в названии одной Из своих популярных книг: «Свобода выбора». Допущение, что личности рациональны, дает разумное основание для Либертарианского подхода к общественному порядку: не посягать на право Человека на выбор, пока этот выбор не вредит остальным. Взгляды Либертарианцев находят широкую поддержку из-за восхищения Эффективностью рынков при распределении товаров людям, готовым заплатить больше. Известная статья, ставшая ярким примером чикагского Подхода, озаглавлена «Теория рационального привыкания»; она объясняет, Как рациональный человек, предпочитающий большое и немедленное Удовольствие, может принять взвешенное решение и согласиться на тяготы Пагубной привычки в будущем. Я однажды слышал, как представитель Чикагской школы Гэри Беккер, один из авторов этой статьи и нобелевский Лауреат, наполовину в шутку, наполовину всерьез доказывал, что вполне Возможно объяснить «эпидемию ожирения» верой людей в то, что лекарство от Диабета скоро будет найдено. Он отметил важный пункт: при виде людей, Ведущих себя странно, сначала нужно проверить, нет ли достойной причины Такого поведения. Психологические интерпретации потребуются, только когда Выяснится, что причины невероятны – как, пожалуй, Беккерово объяснение Ожирения. В обществе эконов правительство должно отойти в сторону, позволяя эконам Поступать в соответствии с собственным выбором, если они не наносят вреда Окружающим. Если мотоциклист хочет ехать без шлема, либертарианец Поддержит его право на это. Граждане знают, что они делают, – пусть даже Решают не копить деньги на старость или употреблять вещества, вызывающие Привыкание. Иногда такая позиция получает подтверждение: пожилой Человек, не скопивший достаточно к пенсии, вызывает не больше сочувствия, Чем посетитель ресторана, заказавший чересчур много и жалующийся на Крупный счет. Представителям чикагской школы и поведенческим Экономистам, отрицающим крайности модели рационального индивида, есть о Чем поспорить. Свобода – бесспорная ценность; с этим согласны все участники Дискуссии. В отличие от тех, кто безоговорочно верит в рациональность Человека, поведенческие экономисты представляют жизнь более сложной. Ни Одному поведенческому экономисту не понравится государство, котор ое Принуждает граждан к строго сбалансированному питанию и просмотру Исключительно «полезных» телепередач. Однако, по мнению поведенческих Экономистов, за свободу приходится платить: расплачиваются и те, кто делает Неправильный выбор, и общество, которое чувствует себя обязанным помочь Им. Поэтому решение о том, защищать ли индивида от ошибок, представляет Дилемму для поведенческих экономистов. Экономисты чикагской школы не Сталкиваются с такой проблемой, потому что рациональные индивиды Ошибок не допускают. Для приверженцев этой школы свобода бесплатна. В 2008 году экономист Ричард Талер и правовед Кэсс Санстейн совместно Написали книгу «Подталкивание: как улучшить наши решения о здоровье, Благосостоянии и счастье» (Nudge), которая быстро стала международным Бестселлером и библией поведенческих экономистов. Книга ввела в лексикон Несколько новых терминов, включая слова «экон» и «гуман». В ней также Предлагаются решения дилеммы – как помочь людям делать правильный Выбор, не ограничивая их свободы. Талер и Санстейн защищают позицию Либертарианского патернализма: государственные и общественные институты |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы