Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что есть «государство» и для чего оно существует?Стр 1 из 14Следующая ⇒
Содержание.
Какие бывают виды благ? В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности, как определенного человека, так и населения в целом. Блага делятся на общественные, коллективные и индивидуальные. Каждое зависит от масштабов. В экономики – это товары и услуги, которыми пользуется человек. Однако не всё стоит рассматривать с материальной точки зрения. Платон в своём трактате разделял физическое и мусическое воспитание. Мусическое воспитание – это система нравственного, эстетического и умственного развития нации. Точно также и в государстве. Существуют ценности материальные (автомобиль, квартира), но есть и духовные ценности. Необходимо отнести духовные ценности к отдельному виду блага населения, которое и определяет будущее его потомков. Духовные ценности разнообразны, в России к ним можно причислить православие, семейные традиции, культура и чувство моральной ответственности. Яркие примеры здорового воспитания прослеживаются в образовательной системе СССР, где прививались основные понятия нравственности, и в семинариях Российской империи, где преподавался «Закон Божий». Зачем обществу развивать не только материальное, но и следовать духовному? Отвечая на этот вопрос, мы коснёмся вопроса смысла жизни. Для простоты восприятия можно провести аналогии. Возьмём стадо свиней. Всю жизнь они набивают своё пузо. Потребляют, потребляют и потребляют. Рассматривая такое стадо со стороны, что мы увидим? Существ, которые погрязли в навозе ради безудержного стремления к обжорству. Выходит вот цель нашей страны? Уподобиться животным? Нет. Человек не случайно наделён разумом, он должен стремиться к светлому и доброму началу своей души, развивать свою человечность, то, что отделяет его от общей массы живых существ. Что ещё можно назвать благом для страны? Это здоровая крепкая нация, высокий уровень жизни населения и справедливое устройство. Понятие справедливости у каждого своё. Стоит считать, что справедливость – это некая добродетель, которая соответствует понятию о должном истинном, правильном подходе к решению тех или иных вопросов. Стремление к справедливости прочно укрепилось в сознании многих народов. Построение социально-справедливого государства обязанность нашего поколения. Только в таком устройстве человек сможет почувствовать себя свободно, т.к. он не будет зависеть от эксплуатации человека человеком, сможет сделать достойный выбор. Право выбора обуславливает понятие истинной свободы человека, к которой нужно стремиться государству. Социальной справедливости нельзя добиться, если в обществе происходит огромный разрыв между богатыми и бедными, отсутствуют социальные лифты и настоящие социальные гарантии. Под социальными гарантиями надо понимать бесплатное жильё, высокая заработная плата, достойные пенсии и доступное здравоохранение, качественное образование и безвредные дешёвые продукты питания. Правые и левые. Когда мы встречаем те или иные политические направления и взгляды, то сталкиваемся с понятиями «левые» и «правые». Следует раз и навсегда определить, к чему стремятся эти два противоположных направления общественной мысли. В политики под «левыми» направлениями понимаются те предприятия, которые обеспечат социальную справедливость и равенство каждого человека вне зависимости от цвета кожи, национальной, половой и прочей принадлежностей. Улучшение жизненных условий населения – главная задача этих течений. К радикальным течениям, как правило, относят анархизм, троцкизм, а к более умеренным – классический социализм, социал-демократизм. Всех течений много, поэтому перечислять сейчас каждое не имеет смысла. «Правые» политические направления подразумевают общее неравенство, следование принципам капитализма и сословность. По существу – это радикальные консерваторы. К радикальным правым течениям относят монархизм, фашизм, либертарианство, к более умеренным либерализм, консерватизм. Однако политологи применяют несколько иную шкалу определения, т.к. в современном мире многие идеологии смешались между собой и уже сложно отличить, кто есть кто. Важно другое, сейчас многие сторонники одних взглядов так позиционируют себя, что общество в целом не может осознать надвигающуюся катастрофу, к которой ведут их новоиспечённые лидеры. Это связано с тем, что самое важное связующее звено между нашими полюсами потеряно. Левые – за всеобщее равенство и братство, правые – за всеобщее неравенство и национальное обособление. Под равенством мы подразумеваем не столько уравнительные доходы всего населения, сколько равные возможности для максимальной реализации своих способностей. Например, талантливый ребёнок из бедной семье не сможет стать великим учёным, если он не имеет возможностей бесплатно получить высшее образование в будущем. Или же работник лесопилки будет ущемляться в своих правах, если за полный рабочий тяжелейший день ему будут платить гроши, когда как предприниматель в карман будет складывать всю прибыль. Предпринимателю, занимающемуся крупным бизнесом, не обязательно было иметь способности для открытий своего дела. Как правило, большая часть таких людей уже имели крупный капитал и просто нанимали профессиональных менеджеров, которые и руководили всей работой предприятия. Государство для того и существует, чтобы обеспечивать производимыми благами всё население, а не 2-4% из своей олигархической верхушки. Поэтому мы должны разработать такую политическую концепцию, при которой всё общество будет в наибольшем выигрыше. При этом следует учесть ошибки марксизм-ленинизма, отбросить радикальные принципы и, опираясь на опыт китайской модели, разработать ту экономическую структуру, при которой государство, получая максимальную прибыль, сможет правильно распределить её среди населения.
Выбор совести. Политические течения. Рассмотрим ключевые моменты в вопросе выбора политических взглядов. Начнём от крайних правых до умеренных. Каждая такая идея имеет в себе десятки течений. Наша работа создана не ради специализированного разбора каждого из них, поэтому остановимся на основных понятиях и целях. Первым в этой очереди является нацизм и фашизм. Это идеологии, которые приводят к разрушению общества, т.к. их идеи неверны и порочны изначально. Нацизм – это идеология превосходства собственной нации над всеми остальными, которые назывались ущербными. Фашизм – это милитаристический национализм, цель которого в постоянной войне с другими. Все ужасы этих течений показала Великая Отечественная Война. Любое их оправдание и возрождение должно быть наказуемо. Нельзя считать собственную нацию выше других. Все люди равны, деление по национальному признаку извращает человека. Нацистская Германия стремилась истребить другие народы, подвергала людей жесточайшим пыткам в концлагерях, вырезала целые деревни, которые помогали партизанам. Отрезание пальцев, ушей было обычным явлением, пленных выводили голыми на мороз, заставляя батрачить на «хозяев», чужаков сразу расстреливали. Цель не оправдывает средства, а цель фашизма и нацизма – это насилие ради власти. Государство, народ которого относится с ненавистью к другим, не может существовать долго и является примером организма, заразившегося смертельной болезнью. Фашизм в наши дни оправдывается в Европе, что является опасным и тревожным процессом, последствия которого нельзя определить. Только в древности могло практиковаться уничтожение себе подобных, сегодня с развитием гуманистической философии данный подход недопустим.
Следующим правым течением является либертарианство. Стоит рассматривать это как очередное извращение начальной идеи. Если нацизм появился как следствие радикализации национализма и ошибочного определения ценности нации, то либертаринство – это неправильная форма трактования свобод. Раньше это течение приравнивали к анархизму, сейчас оно обрело свою ступень в иерархии правых идеологий. Это течение предполагает полный запрет агрессивное насилие, что на первый взгляд благо для общества. Но этот постулат деформирован. Давайте перечислим идеи современных либертарианцев. Они провозглашают: · люди имеют право только на свободу от посягательств на свою личность и собственность; · налогообложение аморально и его надо убрать, так же как и таможенные пошлины; · против контроля за безопасность над лекарственными средствами; · против минимального размера оплаты труда; · отмены воинской обязанности; · за доступность оружия · против обязательного школьного образования.
Если бы вас попросили назвать методы разрушения государственности, то достаточно было бы перечислить всё это. Ограничение прав человека не приведёт ни к чему хорошему, а провозглашение полной свободы личности ведёт к деградации общества. Личность, которая считает себя не обязанной ни перед кем, становится лицемерной. Многим известна чванливость мажоров и их высокомерие. Отмена налогообложения будет означать ликвидацию всех программ социального обеспечения, потому что на них не будет денежных средств у государства, прекращение оборонного строительства, платное здравоохранение и обучение. Отмена контроля над лекарствами приведёт к частым случаям отравления и смерти, ведь ради дорогих лекарств производители пойдут на всё, чтобы получить прибыль. Недавно в одной из областей России произошло массовое отравление боярышником, много людей умерло. Представьте, что будет, если и так ослабленный контроль отменить вовсе. Отмена МРОТ означает шаг к полному всевластию капиталистов, теперь людям можно будет платить гроши, к чему уже сейчас нас пытаются вести многие политики. Отсутствие школьного образования как обязательного приведёт к отупению детей, без образования даже одарённые ребята не смогут достигнуть успеха, а обычными людьми будет легко управлять, словно стадом баранов. Человек, которые не умеет мыслить, не знает базовых наук, прекращает свой путь развития личности. Такое общество будет уступать всем остальным, станет технически отсталым, быстро погибнет. Чем доступней будет оружие, тем ярче будет проявляться отсутствие безопасности граждан. Когда автомат может купить каждый, то и преступления увеличатся в разы, и как следствие, беззаконие проявит все свои отрицательные стороны жизни. Терроризм станет всё чаще появляться в таком государстве. Государство, в котором будут реализовано либертарианство, легко захватить или использовать в своих целях.
Определяет себя как правое течение и консерватизм. Слово это несёт в себе значение «консервировать», т.е. сохранять на долгое время. В этом и заключается теоретическое обоснование. Это идеология, выступающая за сохранение традиционных ценностей, институтов и порядков в обществе. Социальный консерватизм – идеология партии «Единая Россия». Главный минус консерватизма кроется в стремление сохранения всех порядков. В Российской империи он раскрывался в помыслах монархов, которые не желали проводить реформы для крестьян и рабочих, что и привело к кризису власти. Такая неповоротливость приносит вред государству, в котором постоянно идут процессы развития общественной мысли и изменяются условия труда в результате появления новых изобретений. В кризисные ситуации страну всегда спасали реформы, а не следование старым убеждениям. Так до реформ Петра первого Русь подвергалась угрозе захвата. Но появившийся флот сделал из небольшой страны империю. Перед Великой Октябрьской Революцией комиссия Вернадского, исследовав все стороны экономики РИ, пришло к убеждению, что если срочно не реформировать всю систему ведения хозяйства, то в скором времени страну поглотят Германия, Япония, Румыния, Турция только потому, что уровень их технического оснащения в разы выше. Точно также как поляки во Вторую Мировую войну выходили против танков вермахта с саблями, то и русские могли точно также жертвовать собой без пользы для Родины. Германия Гитлера завоевала всю Европу, потому что постоянно развивала собственную промышленность. Такая же судьба ожидала и Россию, независимо вышла бы они из Первой мировой или нет. А вот большевики смогли за несколько лет не только провести электрификацию страны и ликвидировать безграмотность, но и поднять все отрасли промышленности. Консерватизму следовала Япония времён изоляционизма и её завоевали англосаксы, которые не чурались чуждому и постоянно двигались вперёд. В итоге только после революции Мэйдзи Япония смогла наверстать упущенное и достигнуть современного высочайшего технологического уровня. Никогда консерваторы не двигали науку. Можно назвать прогрессивными действия Инквизиции, которые просто сжигала всех инакомыслящих? Один из законов природы всегда в том, что мир постоянно усложняется, поэтому пытаться идти против, каждый раз «консервируя» текущее состояние дел означает самоубийство. Единственный положительный момент в консерватизме – это сохранение традиции и культуры, которые являют нам бесценный опыт ошибок и побед, на которых и можно строить «светлое будущее». «Разрушение» любой системы опасно тем, что оно может подразумевать и прямое разрушение государственности. Поэтому в государстве должен идти процесс модернизации, согласующий с этическими нормами традиционных институтов страны. Именно такой подход способен принести реальную пользу для общества. Под традиционными институтами мы понимаем семью, религию, право, образование, науку, армию, здравоохранение. Это главные компоненты государства, которые делают жизнь его граждан лучше. Русский консерватизм полезен в сохранении норм морали и нравственности, основы общества. Это необходимо как постулат всей жизни, но во всём остальном консерватизм не являет в себе пользу. Мы должны разрабатывать внутреннее устройство страны, уделив этому особое внимание. Именно сохранение достижений нашей страны и институтов в симбиозе с активным развитием модернизированной экономики и преследует наша социал-демократия.
К умеренно правым относят либерализм. Что же это – благо или зло? Стоит отметить, что синтез либерализма и капитализма привёл к появлению «потребительского общества» как на Западе, так и у нас. Позиции этих понятий мы рассмотрим в следующей главе, т.к. именно такая система управления стремиться обосноваться в государстве, что приводит к олигархии. Либерализм – это идеология, которая провозглашает права и индивидуальные свободы граждан, устанавливая это приоритетной ценностью над всем остальным. Конечно, в государстве должны поддерживать и регулироваться права и свободы граждан. Это естественный компонент правового государства, к которому стремится социал-демократизм. Но превозносить это как культ всех ценностей более чем глупо. Равенство всех перед законом, гарантии гражданских прав и провозглашение определённых свобод – это компоненты либерализма, которые должны быть в государстве. Всё остальное обоснование и продвижение следующих идей либерализма приводит к плачевным последствиям для всего общества. Главным недостатком либерализма является неравномерное распределение материальных благ, в либеральном обществе реальная власть сконцентрирована в руках определённой элиты, которая проводит выгодные для себя законы, а не для народа. Либерализм ведёт общество к эгоизму, безнравственности и равнодушию. Свобода принимает свои крайние формы. Каждый делает то, что захочет, вне разума совести и принципов. Либерализм предлагает не коллективную работу, а раздробленность на индивидуалистов, которые ценят только себя и ни во что не ставят окружающих людей. Многие исследователи выявили, что либерализм приводит к опустошению личности. Там где господствует вся широта свобод – оборот наркотиков, ношение оружия, неуважение к старшим, пропаганда сексуальных отношений и нетрадиционных меньшинств, люди теряют свою человечность, превращаясь в дикарей по своему поведению. Либерализм проявляет себя в двух сферах: капитализме и потребительском обществе. За что борются либералы? Результаты прозападных либеральных реформ ярко выражены в 90-е годы. Вся народная собственность продавалась «направо и налево», активно пропагандировались «западные ценности», каждая газета могла поливать грязью кого угодно, не считаясь с достоверностью. Истина уступила месту мнению, каждый мог провозгласить своё мнение исключительным, не смотря на всю его пошлость. Страна распалась и до сих пор залечивает свои раны. Чтобы грамотно обустроить государство во всех случаях надо иметь чувство меры. Точно также в либерализме. Излишняя свобода приводит к анархии, что ни есть благо для общества. Те принципы, которые предлагает либерализм, смывают границы между понятиями добра и зла, сводя всё к сфере свободных взаимоотношений людей. На этом мы закончим аналитику правых идеологий. Несостоятельность их доказана, а нам следует перейти к разбору современного капитализма и российской модели экономики.
Новая социал-демократия.
Мир постоянно развивается, создаётся новое оружие, появляются научные открытия, исчезают и возрождаются империи. Изменения затрагивают и общество в целом. Только за последний век появились десятки новых политических течений. Одни стали известными, другие потерпели неудачу. 27 лет назад возникла Российская Федерация. Совсем небольшое время по сравнению с существованием других стран. За это время у нас появилось множество политических идей, я отмечу 3 из них. Это социал-демократия, демократический социализм и социал-либерализм. Все эти направления имеют общую ценность - социализм. Единственным исключением может быть социал-либерализм, который, в большей степени, ориентируется на капиталистическую модель общего либерализма. Что же должна включать новая социал-демократия? Прежде всего, достижение главной цели социализма - создания условий для процветания и благоденствия всех слоёв общества. И в настоящих реалиях именно социал-демократия может полностью удовлетворить эту цель. " Классический" социал-демократизм направлен на усовершенствование капиталистического строя с целью его дальнейшего трансформирования. Я считаю эту задачу недостаточной. Прежде всего, нужно объединить все положительные стороны плановой и рыночной экономики в создании так называемой смешанной планово-рыночной экономики. Появляется закономерный вопрос, для чего это нужно? Как известно, несмотря на огромные различия в структуре, Российская империя, имея рыночную систему, и СССР - командную, были одними из сильнейших экономик своего времени, что мы совершенно не наблюдаем в данный момент в РФ. Но рыночная экономика создаёт капиталистическую систему, главная цель которой получение прибыли. Она не может в полной мере удовлетворить своих рабочих и всё население в целом. Обогащаются, как правило, отдельные личности, которые становятся экс-миллиардерами. Командная система полностью изжила эту несправедливость и работала исключительно на благо обществу. Но, как мы помним из курса истории, административно-командная экономика в результате потерпела глубочайший кризис. Если бы не дополнительные политические факторы страна пережила бы и этот кризис и добилась бы своей цели. Но предлог " бы" история не допускает и не прощает. Главный минус в такой системе можно выявить, вполне возможно, что это именно полное отсутствие в стремлении к прибыли. Поэтому в современном мире одна из сильнейших экономик будет именно система объединения положительных качеств - создание планово-рыночной экономики. Она должна контролировать все производства, но делая это мягко. Право на создание личного бизнеса остаётся, но стратегическая собственность - банки, природные ресурсы, должны быть национализированы. При этом государство активно субсидирует все виды бизнеса, помогает в воплощение новых проектов, но с тем условием, что большая часть доходов в результате должна возвращаться населению, обычным рабочим и крестьянам, среднему классу. Государство должно стремиться к максимальной прибыли, притом, что вся эта прибыль будет потрачена на население страны и модернизацию собственной экономики, не финансируя лично частников. Но социал-демократия не только осуществляет задачи социализма - демократизм и создание свободного общества также должны иметь приоритетное развитие для того, чтобы не повторять ошибки жёсткой цензуры в духовной жизни при СССР, и отрицательные моменты абсолютизма при Российской империи, в т.ч. зверства помещиков, отсутствие социальных прав и т.п. Исключительно при демократизме возникает правовое свободное государство. Как писал Ленин: " Практическая деятельность социал-демократов ставит себе борьбу в её обоих проявлениях: социалистическом (борьба против класса капиталистов, стремящаяся к разрушению классового строя и организации социалистического общества) и демократическом (борьба против абсолютизма, стремящаяся к завоеванию в России политической свободы и демократизации политического и общественного строя России)". Отмечая: " с самого своего появления в качестве особого направления - русские социал-демократы всегда настаивали на неразрывность связи своих социалистических и демократических задач, — связи, наглядно выраженной в названии принятом ими". Также стоит учитывать некоторую ошибку ленинизма, капиталистическое общество имеет право на жизнь и продуктивное развитие, живой пример, экономическая система США, но именно капитализм создаёт условия неравенства и победы миллиардеров на фоне бедного населения. При этом социал-демократия должна активно взаимодействовать с идеологией панславизм-евразийства. Для этого МОО РФ " Возрождение" разработала особую программу развития отечественной экономики. Именно это движение может осуществить новый проект социал-демократии, новую модель современной экономики и идеологии.
Неотрадиционализм. Традиции в России всегда были основой общественного бытия. Так сложилось, что именно народные традиции и чувство общности каждый раз сплачивали наш народ в трудные времена, были светилом, чьи лучи указывали дальнейший путь и пробивали тьму напастей своей сакральной силой. Под традициями надо понимать в первую очередь сложившиеся общественные устои в культурном и нравственном плане. Однако традиция имеет свойство постоянно обновляться под влиянием прогресса. Отсюда и постоянные перепалки между рекреационистами и сторонниками постоянного развития и прогресса. Но реакреционизм явление по своей сути отрицательное, непременно вредящее государству, к традиционализму оно не имеет отношения. Настало время осознать, что для российского общества есть традиции? Для начала необходимо рассмотреть явление 21 века как неотрадиционализм. Ранее в политических теориях не существовало идеологий, которые полностью существовали на традиционализме. Несомненно были определённые консервативные течения, которые поддерживали и продолжают поддерживать традиции как форму существования государства, но они не могут в полной мере удовлетворять умеренную реализацию этих идей, каждый раз углубляясь в крайности и радикализм. Неотрадиционализм – это совершенно молодое политическое течение, которое ещё не успело до конца оформиться в своих основных позициях. Этот термин наиболее удобнее использовать, так как такое определение нигде ранее не использовалось и имеет свои преимущества. Неотрациционализм – это символ борьбы с американским глобализмом неоконсерваторов. Это призыв к возврату традиций, такие действия не обязывают уходить в прошлое, они обязывают чтить свою историю, чтобы у общества было будущее. Если говорить о конкретных шагах неотрадиционализма, то мы обозначим основные тезисы термина. Итак, неотрадиционализм борется против либерального западничества и защищает целостность государств от попыток интегрировать их в мировую систему под эгидой США. В этом заключается универсальность неотрадиционализма, поскольку он провозглашает идею сохранения национальной самобытности каждого государства. Но этого недостаточно. Такие государства вправе организовать свою систему обороны от навязываемых Западом ценностей, новые геополитические блоки приветствуются, но они должны чётко иметь представление о своих целях. Цели неотрадиционализма просты, дать каждой нации возможность выжить в условиях глобализма и составить свою альтерглобалистическую коалицию. Таким образом, многополярный мир убережёт планету от новых военных катастроф. Неотрадиционализм в отличие от других консервативных течений не отрицает пользу прогресса. В идеальном обществе традиции людей и научный прогресс плавно совмещаются между собой и создают гармонию. В этом процессе преуспела Япония, которая на показателях технологичного прорыва сохраняет ценности своего общества. Можно выделить следующие пункты неотрадиционализма: – защита семьи; – защита традиционных религий и культурных ценностей; – защита национальных рынков (рациональный протекционизм); - активная социальная политика, направленная на усиление развития социальных общественных институтов; – развитие гражданского общества и его институтов; – национально ориентированная внешняя политика; - приоритет международного права в международных делах и недопустимость внешнего навязывания политических трансформаций по идеологическим причинам. В сущности это не означает полный изоляционизм страны, каждое государство поддерживает все связи со своими союзниками. Социал-демократический неотрадиционализм совершенно новая линия построения идеологии. Социалистический универсализм неотрадиционализма отрицает правовой нигилизм и позитивно рассматривает основные достижения России в СССР и в Российской империи. Общественное благо, социальная справедливость сочетаются с сильной властью и традицией общества. В этом и проявляется универсализм, который позволит создать настолько жизнеспособную структуру общественного устройства, которой не будут страшны ни другие государства, ни олигархия, ни враждебная идеология. Именно в этом смысл русского возрождения, золотая середина духовности и материализма, православия и социализма, выборности и самодержавия. Это означает, что неотрадиционализм должен стать первоосновой осмысления национальных интересов и позиций гражданского общества. С каждый годом становится очевидно, что достигнуть успеха можно только опираясь на собственные силы, собственные достижения. Опора на национальные традиции даст ту энергию, которая развернёт государство в лучшее русло развития, укажет конкретную цель, стремление к которой принесёт свои плоды для возвращения народной государственности. В этом раскрывается одна из ключевых сущностей неотрадиционализма, она заключается в провозглашении этатизма. Этатизм – это особое направление в политике, которое рассматривает все блага общественной жизни через государственное управление и подчинение отдельных интересов государству, которое олицетворяет собой совокупность всего народа. Другими словами, мы трудимся на благо государства, отдаём ему все свои силы, которые возвращаются нам через достижения социализма. Этатизм довольно широко был осуществлён в годы правления Ивана Грозного, Иосифа Сталина, Владимира Путина. Личный подход направлял всю политику, но он всегда действовал на благо государству, в этом максимализм неотрадиционализма.
Сущность традиции. Deus, Patria, Familia.
Затрагивая тему иерархии ценностей, мы сначала должны определить, а в чём же заключается традиция? Что это, абстрактная величина или реальный материальный объект? Мы знаем, что традиционное общество сменилось индустриальным, потом пришло постиндустриальное. Но классифицируя, таким образом, этапы развития человечества, мы в большей степени понимаем переход от одного общества к другому через экономику. Наш академик Боголюбов указывает на то, что К.Маркс усматривал главную причину возникновения капитализма в развитии производственных сил. «Ручная мельница даёт нам общество с сюзеренном во главе, паровая мельница – общество с промышленным капиталистом». Новые производственные силы входят в противоречия со сложившимися отношениями, поэтому наступает эпоха крупных общественных изменений. Такой подход работает, если всю историю рассматривать в качестве экономических формаций. Но общество это не только экономика, и далеко не всегда именно она определяет будущее. М. Вебер продвигается в своих исследованиях дальше Маркса. Он находит одну важную духовную взаимосвязь. Как известно «дух капитализма» появился во времена эпохи Реформации. Именно в это время католическое христианство подвергается жёстким изменениям традиционных устоев. Сторонники новой «реформированной» ветви христианства – протестанты – полагали, что только успехи профессиональной деятельности могли засвидетельствовать избранность человека к спасению, к посмертному вечному блаженству.[1] Именно это стало основанием для первых предпосылок развития маниакального капитализма, стремящегося к безудержной прибыли ради самих денег. Это очень важный исторический факт, он подчёркивает, что экономика не есть первопричина. Она есть продукт духовной идеи. С моральной точки зрения это деградация религии, однако, такой пример подчеркивает формирование мировоззрения именно через идею, как основу будущего материала. В результате таких выводов, вся марксистская теория «летит в пропасть», т.к. в корне была построена на ошибочном суждении. Впрочем, это ни в коей мере не отменяет принципа новой экономики, которая определяет будущее формирование общества. Принцип развития производственных сил работает, это подтверждают факты становления современного постиндустриального общества, который получил свой «двигатель» за счёт внедрения информационных технологий в экономику. Просто этот принцип есть следствие, а не первопричина. Теория «Суши и моря» в геополитике подтверждается косвенным путём через исследования французского историка Ф. Броделя. Он считает, что капитализм получил импульс для своего развития через торговлю на расстояния. Такая активная торговля возможна только через крупные морские порты. Отсюда одна из убедительных версий становления «государств моря» через развития торговых морских отношений между народами, что на долгие века определяет менталитет. Это интересно рассмотреть в будущем для определения традиции Запада. Его иерархия ценностей имеют совершенно иную структуру, поэтому рыночная экономика возникла именно там. Однако границы Запада по культурному влиянию не чётко определены. Нельзя обвинять все страны той же Европы в становлении «торгашеских государств». Это будет в корне неверно, потому что культурный архетип в одном месте может доминировать, в другом уступать место континентальному влиянию. Географическое положение Руси достаточно сильно повлияло на её будущую государственность. Восточно-европейская равнина раскинулась на далёкие расстояние, это было идеальное пространство для формирования крупного государства. Народам, которые жили на этой равнине, сложно было обособиться. Равнина словно смешивала их, сближала перед общими завоевателями. Это стало дополнительным катализатором для обмена традициями, достижениями культуры. Для кочевников это было местом удачных набегов, не было никаких горных препятствий. Это же послужило причиной для обратного отвоевания утраченного, пространства давали возможность уходить в глубину территории, скрываться от противника и делать удачные вылазки. Отдалённость от морских путей стало фактором формирования «государства суши», постоянного желания пробиться к центрам мировой цивилизации, имперское расширение вширь. А.Сахаров пишет о том, что пространство России повлияло на систему управления. «Как можно было лучше всего управлять огромными, мало связанными друг с другом территориями, населёнными разными народами? Опыт веков подсказывал, что наиболее удобной здесь могла быть сильная централизованная власть». Такой вывод достаточно точно определяет менталитет России и подтверждает наши выводы о том, что для России лучшей формой правления может быть (если это демократия), то только авторитарная демократия. Время монголо-татарского нашествия изменили страну. Киевская Русь строилась на речных путях, она во многом повторяла путь классического государства Европы. Монгольское наследие передала в руки Ивана Грозного огромные территориальные приобретения. Так поход Ермака носил не колонизаторский характер, а скорее, как обратное присоединение земель Золотой Орды в лоно единого централизованного государства. Предки Империи не смогли удержать страну единой, они повторили путь Киевской Руси, у них началась эпоха раздробленности. В то же время первое нашествие монголо-татар через кровь, отважные завоевания, пленение русского населения, в какой-то мере положил конец нашим распрям. Это дало повод формирования Московской Руси как государства царского, в чём-то от Востока деспотического, но при этом сильного и независимого, отличного от всех государств Европы, которые успели в своём развитии двинуться дальше, но и деградировали при этом духовно. Это определило будущую традицию русской государственности. «Постоянное пребывание России между Западом и Востоком, постоянное противоборство в её историческом опыте, культуре западных и восточных влияний, стремление определить своё, самобытное место в мировой цивилизации оставили заметный след в русском обществе. Едва ли не во все крупные эпохи истории России, на крутых поворотах её судьбы русские мыслители ставили вопросы об историческом выборе страны: по какому пути идти, на кого ориентироваться, где и с кем искать спасения? Недаром Россия считается евразийской страной, своеобразным мировым мостом, где встречаются две мировые цивилизации – Европа и Азия – и где осуществляется их активное взаимопроникновение и взаимовлияние».[2] Природа также диктовала и традиционный характер народа. Просторы равнины, сумрачные леса выковывали характер упорный, несгибаемый, суровый и в то же время доверчивый. Традиция смогла выковать для России лучшие культурные качества народа. Если речь заходит о земле, то она всегда воспринимается как земля-кормилица: «мать сыра земля», что выражается как бережное любовное отношение к природе, так и почитание земли как пространства государства – оплота и месторазвития народа. А принципы общины, которые проявили свой эсхатологический характер в ленинском коммунизме, считают нормой поддержка соседа «кусочком хлеба» в неурожайные годы. Сострадание, коллективизм, готовность к самопожертвованию: главные отличия народной общины. Такое общество сформировало для нас все основные нравственные качества. Во многом это отразилось через влияние восточной культуры – через формирование созерцательной личности. Индустриализация, как правило, уничтожает ценности традиционного общества. Такие процессы проходили практически по всей Европы. Начались они именно в Англии, как государства-острова, основного двигателя прогресса через торговлю, а потом и через первые паровые изобретения. Все эти процессы проходили в Европе как отдельной цивилизации. Постоянное движение «впереди планеты всей» породило ещё в древние времена у римлян мнение о том, что только они являются источником культуры, а все остальные народа являются «варварами». Государства Востока в современном мире показали противоположную практику. Опыт индустриализации стран Азиатско-Тихоокеанского региона свидетельствует, что духовные традиционные ценности оказываются на первом месте, чем дальше идёт прогресс, тем они драгоценнее для народа. Такой подход успешно осуществляет ненасильственный переход к новой формации. При этом разумная опора на традицию не только не мешает, но, напротив, помогает строительству нового общества. Российское общество сегодня стоит на пороге острейших социальных проблем. Разница между богатыми и бедными продолжает расти. Богатые богатеют, а бедные беднеют. Личное участие человека в своей судьбе уже не может повлиять на сам ход вещей, если ты родился в семье за чертой бедности, то, не имея Ломоносовских талантов, так и останешься у разбитого корыта. Редкими исключениями человек не спивается, а идёт работать на завод, строит крепкую семью. Это одна сторона медали. На противоположных весах, где располагаются наиболее обеспеченные слои общества, ярко проявляются черты «общества потребления». Каждым днём всё больше развивается особая этика гедонизма (наслаждение жизнью), которая проявляется в самых извращенных формах и не имеет ничего общество с традиционными или индустриальными качествами общества. Процессы возникновения капитализма в Российской империи пробудили у народа совершенно иные чувства. Труды Маркса и Энгельса пробудили в русском обществе малоизученный процесс архаизации, т.е. частичной реставрации старых укладов жизни. Коммунистическая философия во многом возродила жизнь Ведической Руси (до государственной), где понятия частной собственности не имели под собой никаких оснований, а люди жили сообща, т.е. коллективом. Если вникать в историю символики, то можно увидеть, что красная советская звезда есть не что иное, как символ Марса, бога войны. Нечто похожее происходило в Германии. Молнии дивизии СС повторяли символ Перуна, славянского бога войны, грома и молнии, который пришёл с прибалтийских земель. Всё это относится скорее к древним языческим формам, которые были чужды нашему народу. Если коллективная форма общественного устройства была во многом полезна, т.к. за короткое время мобилизовала все народные силы, то попытка секуляризации православия обошлась большими жертвами и, словно чужеродное тело, попыталась захватить и уничтожить сам организм. Она замаскировалась под архаизацию и поставила своей целью уничтожение традиции как таковой. С приходом к власти Сталина риск религиозной деградации по примеру протестантизма «сошёл на нет». Секуляризация была остановлена, атеизм перестал быть основной государственной политикой. Сталинские репрессии во многом можно сравнить с опричниной Грозного. «Ежовщине» положил конец Берия, остановивший безнаказанный массовые репрессии и во многом смягчивший внутреннюю политику. Советская «опричнина» не перестала существовать, но перешла в качественно иную форму. Можно сказать, что убил СССР даже не Горбачев. Основание к этому заложил именно Хрущев, первые либеральные веяния которого первым делом занялись не построением правового государства, а ударом по общественной традиции, по православным церквям. Каждая сложившаяся цивилизация оперирует набором традиционных ценностей. Как индивидуальности могут иметь разные иерархии ценностей, так и целые народы видят свою цель по-разному. Традиции евразийства, заложенные Гумилевым насчёт пассионарного развития народов подтверждаются исследованиями других известных историков. Так Данилевский подчёркивает, что ни один культурно-исторический тип не одарён привилегией бесконечного прогресса. Цикличность цивилизаций повторяют знания о том, что время существует спирально. Традиции цивилизации закладывают свой вид спирали. Если это предположение верно, то выходит, что каждая цивилизация развивается по своей временной системе. Тогда кроме традиции надо искать и другие факторы, определяющие данное развитие. Только в общей сумме они дадут нужную картину. По мнению Тойнби цивилизации изначально являлись закрытой системе, которым характерен цикл: они возникают, растут за счёт энергии «жизненного порыва», затем происходит «надлом», ведущий к упадку и разложению. Это направление ещё малоизученно и требует к себе пристального внимания. Вероятно, что многие ответы, заложенные внутри человеческой натуры, так и останутся не разгаданными, современному обществу интересней двигать технические изобретения. Разные народы сплачивает одно: общность духовной культуры, религиозные ценности. Не деньги, не политические союзы тут существенной роли не играют. Народы могут быть ранее объединены и войной, но оставаться едиными без культурного общения невозможно. Поэтому повышается роль СМИ, книг, кино, общественных мероприятий. Вместе с тем стирается определяющая роль традиции. То, что уходит безвозвратно, заменятся принципиально новым. Но если в мире техники, кнопочный телефон вы можете заменить на сенсорный смартфон последней новинки, то идея самого предмета остаётся прежней, она лишь совершенствуется. Телефон теперь может не только звонить, но иметь доступ в интернет, фотографировать, играть музыку и т.д. В мире духовном нельзя усовершенствовать понятия дружбы, добра, нравственности. Они остаются ортодоксальными по своей форме и несут человечеству только положительное бытиё. Совесть нельзя переделать, она либо есть, либо её нет. Либо человек извинится за брошенный окурок и подберёт его, либо пройдёт мимо. Поэтому, если традиция духовного мира безвозвратно уходит, то оставшееся место может быть занято только антиценностями. Вместо совести будет уже ложное понятие. На место традиции морали приходит эгоизм, нарциссизм, страсть к разрушению, славе и господству, наркотическая эйфория, расизм и фашизм. Есть люди, которые много читают, увлекаются искусством и наукой, политикой и теологией, они воспринимают многое глубоко осмысленно, лично, их работа может сводиться к одной фразе: «За державу обидно». Отличает их от остальных богатый духовный мир, присущий только личностям, придерживающих верной иерархии ценностей. Если треть всего населения хочет стать бизнесменами, то это верный признак того, что пошло что-то не так, следует насторожиться. Духовный мир человека складывается под влиянием семьи, культуры народа, традициям и обычаям. Огромный вклад в развитие духовного мира человека привнесло христианство. Христианство как монотеистическая религия не только универсальна, не только воспитывает личность и общество, не только развивает и определяет культурные ценности, оно даёт человеку понятие Бога, даёт смысл жизни. Во времена второй усобицы на Руси Святополк избавлялся от своих конкурентов на княжеский престол. Борис в то время имел сильную дружину, способную сместить предателя и захватить власть. Но он был православным христианином и понимал, что всё это обернётся большой кровью. Он решил: «Лучше мне одному умереть, нежели губить столько душ». Он выбрал христианский путь непротивления злу, отказа от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных идеалов. 24 июля 1015 года Борис был убит отрядом Святополка. Та же судьба коснулась и его брата Глеба. Они стали первыми русскими святыми. Выбор мировоззрения всегда был и остаётся животрепещущей темой для человека и всего общества. Если рассматривать крупнейшие виды восприятия бытия, то можно сказать о том, что существует только 2 мировоззрения – отрицания и утверждения. Во многом западное мировоззрение построено на отрицании. По большему счёту это замаскированный нигилизм. Свобода совести и свобода слова - есть безразличие к излагаемым мыслям. Теперь каждый может нести откровенную ложь, и это будет только поощряться. Вообще безразличие это бич современного общества. Он крайне негативно сказывается как на формировании симфонической личности, так и на самостоятельные понятия добра и зла в обществе. Противостоит безразличию пассионарная активность человека. Но и она должна на что-то опираться, иметь какую-либо опору в своих действиях. Опора может быть построена идеологически, духовно. Необходима она не только индивиду, но и всему обществу, государству в целом. По настоящему мудрый правитель будет принимать решения, учитывая сложившиеся нормы традиции общества. Но чем они могут являться в нашем российском обществе? Какие традиции характерны для всей евразийской цивилизации? Ответ во многом кроется в триединстве «Deus, Patria, Familia», при переводе с латыни это звучит дословно как «Бог, Отечество, Семья». Вот наш эталон истинной иерархии ценностей. Мы уже говорили о том, что религия являлась целеполагающей духовной основой для всего общества, и такие веяния как кальвинизм давали зачатки капитализма. Чтобы появился капитализм, нужно было не только техническое изобретение, но и предпосылки для соответствующего поведения общества. В обычных условиях открытие просто пополняло труды великих учёных, и было использовано ими для личных целей. Но когда появилась цель обогащения, то любое изобретение сразу вставало на рельсы практического использования. Но эти процессы затрагивали Европу, а что же было у нас? Православие пришло в Россию ещё с княгиней Ольгой, которая крестилась в Константинополе. Позднее Владимир Красно Солнышко (Владимир Святославович) крестил Русь, и христианство утвердилось как государственная религия. Христианство к нам пришло по византийскому образцу, через болгарских и византийских проповедников. Крещение Руси произошло в 988 году. Но и столетия не прошло, как в Европе христианство раскололось. В 1054 году окончательный раскол разделил христианство на 2 конфессии. На Западе утвердилась римско-католическая (вселенская), а на Востоке православная (правильное славление Бога). Основной камень преткновения пал на объяснения Святой Троицы. Православие трактует её как бытие Трёх Лиц в Сущности и Их проявление в энергии, католичество отрицает вечное существование Троицы. Обе стороны признавали только свою веру истинной. В 476 год Римская империя, единая по своей территории пала под натиском «варваров», Рим был разграблен до основания. В 4 веке стало очевидным, что исторические пути Западной и Восточной частей Римской империи расходятся. Константин I Великий, правитель ещё единой империи, в 330 году перенёс её столицу на место небольшого города ВизАнтия. Столица получила имя своего основателя, став городом Константинополем, ее ещё называли вторым Римом. Таким образом, Византия стала официальной преемницей Римской империи. После разделения Византийская империя не случайно претендовала на статус мировой духовной державы, ведь христианская религия благоприятна была перенесена в новую столицу. В этот период столицей христианства стал Константинополь, а спустя десятилетия окончательно установилось разделение на империю Западную и Восточную. По концепции Москва-Третий Рим, Константинополь как главный оплот христианской религии становился вторым Римом. Это не географическое обозначение, а духовное. «Географический» Рим переживал смутные времена. Позднее он смог восстановить часть своих владений, но былого могущества не было. Однако Рим не захотел терять статус империи из-за расхождения в догматике, которая к тому времени произошла. В апреле 1204 г. войска крестоносцев (официальный крестовый поход Папы Римского) штурмом взяли Константинополь. Западные рыцари вели себя в столице христианской империи как варвары, уничтожали население, грабили, насиловали, не щадили своих братьев по вере, пытавшихся укрыться в церквах[3]. На территории Византии была создана Латинская империя и ещё несколько государств. Одна из них – Никейская империя смогла возродить Византию. Но обновленное государство было лишь тенью прежней державы. 5 июля 1439 года Византию вынудили подписать Флорентийскую унию, по которой она признавала догматику католическую. Соглашаясь на этот договор, она надеялась на военную помощь против турок-османов, которые тревожили государство частыми набегами и грабили города. Довольно интересные события последовали после этого. Русь отказалась принимать унию, она стала единственным крупным независимым государством, которое сохранило православие. В то же время Византия так и не получила в должной мере военной помощи от Запада. В 1453 году она пала. Отныне на её землях торжествовала Османская империя, основной религией которой был ислам. Москва стала Третьим Римом, последним православным царством. Если Византию захватили крестоносцы, то Русь в период раздробленности, постоянных кровавых усобиц князей, которые готовы были уже на всё в погонях за власть, в это время захватили монголо-татары. Но нам несказанно повезло. Подвергая непокорные русские города кровавым бойням, монголы не стремились уничтожить русскую культуру. Они строили свою империю, которая простиралась по всего евразийскому континенту. Когда первые тяжёлые десятилетия монгольского ига прошли, канули в небытие многие жертвы этого нашествия, русские князья приспособились договариваться с ханами. Первый Чингисхан завещал потомкам относиться к покорённым народам с уважением, не навязывать свою веру. Религиозные конфликты начались гораздо позднее, когда единство империи было порушено новыми, теперь уже внутренними монгольскими междоусобицами, появилась Золотая, Синяя и другие орды. Русские княжества вместе с монголами активно оборонялись от крестоносцев, отражали литовские агрессии и множество попыток других государств Европы покорить наши земли. Если браков между монголами и русскими не происходило или были лишь редкие исключения, то культурой народы обменивались непрестанно. Некоторые ханы принимали христианскую веру, тем самым укрепляя военные союзы. Однако российский историк А.Сахаров неверно истолковывает некоторые события, которые пришлись на правления Узбека и его последователей. Сам великий хан Узбек принял христианство, не в его интересах было усиления русских земель, тем не менее он способствовал расширению Московского княжества и возвышению самой Москвы после карательного похода на Тверь вместе с московским князем, которого прозвали в народе Иван Калита. После этого похода Калита получил Новгород и Кострому, он же получил ярлык на владимирское княжение. Вскоре он стал правителем «надо всею Русскою землею». Спустя ещё несколько десятилетий в Золотой Орде ханом стал Тохтамыш. Он же обманом сжёг Москву, что могло свести на нет все результаты Куликовской битвы. С чего вдруг произошёл такой резкий поворот в политике монголов? Первое, что лежит на поверхности, наша победа в Куликовской битве. Но точно ли выяснены предпосылки этого подвига Дмитрия Донского? Когда Донской умирал, он передал власть своему сыну, не спрашивая согласия хана. И в то же время выразил надежду, что «Бог переменит Орду». А.Сахаров объясняет эти слова так: «т.е. освободит Русь от ига». Но вполне возможно, что Донской вкладывал совершенно иной смысл в эти слова. Если бы он хотел сказать, что Бог поможет в борьбе с Ордой, он и выразился бы в этом ключе. Он мог использовать старорусские слова «освободит» или «защитит». Летопись же указывает на слово «переменит». Перемена означает изменение состояния на лучшее или худшее. В данном контексте имелось ввиду на лучшее состояние. Т.е. Орда должны была не «сгинуть», а именно «перемениться», т.е. измениться. Что-то к тому времени в ней было «не то», чтобы потребовалось Богу её менять. Ещё раз, не прогонять или уничтожать, а именно менять. Донской не отказывался от ига, он желал изменения в самой Орде. Так что же такого могло случиться за эти годы, ведь тот же Узбек дружил с русскими князьями? Но как было отмечено выше, Узбек принял христианство. А кем был по вере Тохтамыш? Он принимал ислам. И если смотреть на последние годы Золотой Орды, то она повсеместно принимала ислам, вводило его в качестве основной религии. Это могло служить поводом для раздора с православными русскими князьями. Поэтому слова Донского: «Бог переменит Орду» выражали надежду, что монголы изменят свою веру, не станут и дальше распространять ислам. Такой вариант развития событий больше похож на правду, иначе, почему со времен битвы на Калке не упоминается ни одного крупного народного восстания вплоть до Куликовской битвы? В летописях есть заметки о некоторых последующих сражений с Ордой отдельными князьями, но никакого организованного всеобщего характера она не носили. Можно предположить, что этому мешала раздробленность. Но в былые времена князья умели договариваться друг с другом для совместных походов против половцев. Значит, одна из причин кроется именно в религии. Когда же в годы Флорентийской унии, митрополит всея Руси Исидор согласился на предложение католиков заключить унию - последовать примеру Византии, русский князь посадил его в тюрьму. В 1448 году Собор русских священнослужителей выбрал Иону новым митрополитом. Важно отметить, что это время приходится на правление Василия II Тёмного. Этот шаг Василия был изначально опасен, ведь Русь уже потеряли союзника в лице Византии, оставалась по сути одна среди общих врагов. Никакого намёка на создания концепции Москва-Третий Рим ещё не существовало. Великий князь делал рискованный ход, вероятно, он не хотел, чтобы церковь зависела от Запада. Но при таком раскладе государство неумолимо должно было подвергнуться завоеваниям. На кого было надеяться, неужели на Орду, которая в эти же годы быстрыми темпами распадалась? Василий не захотел предавать веру отцов. Будучи ослепленным, физически он был беспомощен, его глазами были очи сына Ивана. Но духом и верой Василий превосходил многих, раз принял такое решение. После смерти Василия II Русь продолжала оставаться одна, усиливалась борьба с монголами. Новый великий князь Иван III ещё не помышлял о том, что Москва станет столице новой христианской империи. Все эти события происходили до Ивана Грозного, поэтому все стремления историков приписать ему славу о концепции Третьего Рима беспочвенны. На бумаге она была оформлена в его царствование, фактически это произошло ещё со времен его деда. Таким образом, мы косвенно рассмотрели роль религии в судьбе целых народов. А что же государство, Отечество? Судьба Отечества неразрывно связана с религией, и в дальнейшем нашем повествовании анализируя важные моменты в жизни государства Российского, мы неизменно сталкиваемся с местом религии в обществе в тот или иной период времени. Семья же есть не просто ячейка общества, она производная всего народа, нации. Сознание причастности человека к национальности нераздельно связано с культурой семьи. Именно в семье человек осознаёт своё место в мире, свою национальную принадлежность. Тем временем, в сущности традиции важна не сама национальность, а воспитание человека в семье. Менталитет народа связан не только с географическими условиями, в постмодерне этот фактор уходит на второй план. Вперёд выходит этика народа, осознание себя и своих стремлений. Именно в этом проявляется различие многих наций. Но, как мы помним, нация=государство. Русско-евразийский же народ не помещается в эти тесные рамки, к нему подходит формула полиэтнос=цивилизация. Недаром Русский Мир охватывает четверть всех стран континента, а Евразийский Мир вообще половину всей Евразии. Евразийский Мир чётко оформлен в границах СССР. Поэтому family в традиции российского и советского общества означает ещё и polietnos-populus. В этом кроется аналогия с православным триединством. Если столпы России мы обозначали ранее, то это столпы традиции. Поэтому не случайно многие евразийцы, особенно Пётр Савицкий, так много уделяют внимания симфонии и соборности властей, что структурно повторяет разделение властей европейских стран, но имеет совершенно иное значение для общества. Следует помнить, что православие – это не отвлеченное мировоззрение, определяющее культуру народа. Это вера в Бога, теологически обоснованная и догматически структурированная. Разбирая роль Отечества в жизни человека, мы на протяжении долгого времени будем сталкиваться с противопоставлением Отечеству свободы человека. Государство сегодня понимается как некий институт принуждения общества, как следствие – ограничение человека законом или государственными деятелями, что случается довольно часто. В тяжёлые времена не стоит вопроса, что приоритетней – полная свобода индивида или государственные задачи. Чтобы общество смогло выжить, всегда чаша весов склоняется ко второму. Но злоупотребление такой опекой в итоге приводит к появлению бунтарского народного духа. Как следствие, при смене власти к управлению приходят не хозяйственники, а идеологически не подкованные люди, деятельность которых больше разрушает, чем приносит реальную пользу. Ярким примером является Хрущев, который подготовил почву для развала государства.
Содержание.
Что есть «государство» и для чего оно существует? Теорий происхождений первых государств достаточно много. Например, Маркс и Энгельс считали, что поводом для создания такой системы послужило усиление неравенства в обществе. Но это лишь одна из причин, которая не раскрывает всей сути проблемы. Правильней будет считать, что государство появилось в результате комплекса причин. Здесь можно указать общественный договор, появление неравенства, языковые и расовые различия, невозможно опровергнуть и божий промысел. Изначально государства появлялись в благодатном климате. В результате природного богатства общество людей начинало развиваться. Происходило усложнение системы. Изобилие пищи дало толчок к росту населения, который повёл к развитию межличностных отношений. Постепенно развивается научная мысль, и появляются примитивные орудия труда. В итоге появляются первые города. При возрастании численности населения возникает необходимость в создании новых построек, инструментов. Постоянные межплеменные войны приводят к формированию постоянной армии, которая защищает свой народ. Военное искусство требует постоянных отчислений воинам, нужны продукты питания для длительных походов, а потом и конница. Понятно, что в таких условиях люди должны избирать тех, кто поведёт войско и платить ему дань за защиту. Таким образом, общество сделало первый шаг к формированию государства. Изначально его функция была защитная, но время не стоим на месте. К этому добавляется экономическая деятельность, суверенитет, язык, обычаи. Общество нуждается в государстве. Без него возникает анархия. Процесс, при котором, каждый делает всё что хочет, законы и правила отменяются, все институты государственности уничтожаются. Анархия ведёт к гибели всего живого, т.к. в ней отсутствует созидательное начало. Приведём простой пример, если в семье ребёнку предоставить полную свободу действий, прекратить надзор, не учить его, не познавать мир с ним, что из него выйдет? Пожалуй, первым делом он сунет пальцы в розетку и его убьёт током. Если же этого и не произойдёт, то, повзрослев, он будет подобен животному, маленькому волчонку, который на всех бросается, чей мозг начинает деградировать. Люди подобно таким детям, если общество наплюёт на многолетний опыт развития, то оно самоуничтожится, словно неудачная ветка эволюции. Общество вне государства может существовать только на момент высочайших морально-этических императивов поведения граждан, но это утопичная идея, которая в нашу эпоху невозможна. К высокой социальной ответственности стремиться надо, но реализовать это в условиях рыночной системы проблематично. Этот момент мы рассмотрим с вами позже. Что же даёт государство обществу сегодня? Для начала понятие «государство», «общество» имеют много схожего. Элементарная ячейка общества – это семья. В ней есть отец, глава семьи, мама, дети и родственники. Аристотель первый высказал мысль о том, что рассматривая внутреннюю структуру семьи, хозяйства фермера и государства любой формы правления, мы прослеживаем общие черты, руководство в них не отличается и к каждому применима какая-либо система управления. Семья – это своеобразная уменьшенная копия государственной модели. Изучая отдельно взятую семью можно увидеть полную картину государства, в котором данная семья развивается. Исходя из того, что общество может являть собой некую формацию взаимодействия людей, мы можем смело утверждать, что общество формирует государство. А значит уравнение государство = трансформированное общество, это не абсурдное предположение, а обоснованная модель устройства страны. Наша с вами задача выявить такую систему управления государством, при которой мы добьёмся максимальных благ. Политические течение основаны именно с этой целью. Каждое предлагает свои пути развития государства, но ошибочные ли они или эффективные показывает ход истории. Изучая положительный или отрицательный опыт можно разработать наиболее актуальную и удачную схему государственного устройства. Значит, если мы развиваем государство, деятельность которого направлено на создание наибольших общественных благ, то мы должны в первую очередь рассматривать те подходы управления, при которых будет происходить усиление и прогрессивное развитие самого государства. В первую очередь мы обратим внимание на экономику. Экономика – это наука хозяйственного управления и деятельности в отношениях производства общественных благ. Т.е. развивая экономику, мы добьёмся максимальной эффективности нашего государство, одна из ключевых целей которого – это создание общественных благ. На секунду представим, что будет, если исчезнут государства? Отсутствие безопасности, всевластие олигархии, разрушение научной мысли приведёт к краху. Поэтому в своих исканиях мы обязаны принять те проекты, которые позволят стать России великой, сильной и независимой державой на долгие годы. Это приоритет, поскольку развивая свои регионы, мы даём обществу новые блага. А что такое общество? Это объединение людей, объединённых общими целями и интересами. Улучшая государственное устройство, мы увеличиваем свой жизненный комфорт и идём вперёд. Это момент не случайно рассматривается во введении так подробно, потому что как вы увидите далее, существует много идей, которые подрывают государственность, и под прикрытием общественного блага, несут в себе зло, разрушающее привычные ценности ради сиюминутного удовольствия. Чтобы различить пользу и вред, необходимо поставить себя на место нашего государство и от лица государства стремится к целям. Отмечу, что мы не будем уподобляться кому-либо, ради создания очередного утопичного государства, идеального по своей сути, но не осуществимого на практике. Главная задача – это формирование эффективной политической системы, которую можно реализовать в определённый срок.
Какие бывают виды благ? В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности, как определенного человека, так и населения в целом. Блага делятся на общественные, коллективные и индивидуальные. Каждое зависит от масштабов. В экономики – это товары и услуги, которыми пользуется человек. Однако не всё стоит рассматривать с материальной точки зрения. Платон в своём трактате разделял физическое и мусическое воспитание. Мусическое воспитание – это система нравственного, эстетического и умственного развития нации. Точно также и в государстве. Существуют ценности материальные (автомобиль, квартира), но есть и духовные ценности. Необходимо отнести духовные ценности к отдельному виду блага населения, которое и определяет будущее его потомков. Духовные ценности разнообразны, в России к ним можно причислить православие, семейные традиции, культура и чувство моральной ответственности. Яркие примеры здорового воспитания прослеживаются в образовательной системе СССР, где прививались основные понятия нравственности, и в семинариях Российской империи, где преподавался «Закон Божий». Зачем обществу развивать не только материальное, но и следовать духовному? Отвечая на этот вопрос, мы коснёмся вопроса смысла жизни. Для простоты восприятия можно провести аналогии. Возьмём стадо свиней. Всю жизнь они набивают своё пузо. Потребляют, потребляют и потребляют. Рассматривая такое стадо со стороны, что мы увидим? Существ, которые погрязли в навозе ради безудержного стремления к обжорству. Выходит вот цель нашей страны? Уподобиться животным? Нет. Человек не случайно наделён разумом, он должен стремиться к светлому и доброму началу своей души, развивать свою человечность, то, что отделяет его от общей массы живых существ. Что ещё можно назвать благом для страны? Это здоровая крепкая нация, высокий уровень жизни населения и справедливое устройство. Понятие справедливости у каждого своё. Стоит считать, что справедливость – это некая добродетель, которая соответствует понятию о должном истинном, правильном подходе к решению тех или иных вопросов. Стремление к справедливости прочно укрепилось в сознании многих народов. Построение социально-справедливого государства обязанность нашего поколения. Только в таком устройстве человек сможет почувствовать себя свободно, т.к. он не будет зависеть от эксплуатации человека человеком, сможет сделать достойный выбор. Право выбора обуславливает понятие истинной свободы человека, к которой нужно стремиться государству. Социальной справедливости нельзя добиться, если в обществе происходит огромный разрыв между богатыми и бедными, отсутствуют социальные лифты и настоящие социальные гарантии. Под социальными гарантиями надо понимать бесплатное жильё, высокая заработная плата, достойные пенсии и доступное здравоохранение, качественное образование и безвредные дешёвые продукты питания. Правые и левые. Когда мы встречаем те или иные политические направления и взгляды, то сталкиваемся с понятиями «левые» и «правые». Следует раз и навсегда определить, к чему стремятся эти два противоположных направления общественной мысли. В политики под «левыми» направлениями понимаются те предприятия, которые обеспечат социальную справедливость и равенство каждого человека вне зависимости от цвета кожи, национальной, половой и прочей принадлежностей. Улучшение жизненных условий населения – главная задача этих течений. К радикальным течениям, как правило, относят анархизм, троцкизм, а к более умеренным – классический социализм, социал-демократизм. Всех течений много, поэтому перечислять сейчас каждое не имеет смысла. «Правые» политические направления подразумевают общее неравенство, следование принципам капитализма и сословность. По существу – это радикальные консерваторы. К радикальным правым течениям относят монархизм, фашизм, либертарианство, к более умеренным либерализм, консерватизм. Однако политологи применяют несколько иную шкалу определения, т.к. в современном мире многие идеологии смешались между собой и уже сложно отличить, кто есть кто. Важно другое, сейчас многие сторонники одних взглядов так позиционируют себя, что общество в целом не может осознать надвигающуюся катастрофу, к которой ведут их новоиспечённые лидеры. Это связано с тем, что самое важное связующее звено между нашими полюсами потеряно. Левые – за всеобщее равенство и братство, правые – за всеобщее неравенство и национальное обособление. Под равенством мы подразумеваем не столько уравнительные доходы всего населения, сколько равные возможности для максимальной реализации своих способностей. Например, талантливый ребёнок из бедной семье не сможет стать великим учёным, если он не имеет возможностей бесплатно получить высшее образование в будущем. Или же работник лесопилки будет ущемляться в своих правах, если за полный рабочий тяжелейший день ему будут платить гроши, когда как предприниматель в карман будет складывать всю прибыль. Предпринимателю, занимающемуся крупным бизнесом, не обязательно было иметь способности для открытий своего дела. Как правило, большая часть таких людей уже имели крупный капитал и просто нанимали профессиональных менеджеров, которые и руководили всей работой предприятия. Государство для того и существует, чтобы обеспечивать производимыми благами всё население, а не 2-4% из своей олигархической верхушки. Поэтому мы должны разработать такую политическую концепцию, при которой всё общество будет в наибольшем выигрыше. При этом следует учесть ошибки марксизм-ленинизма, отбросить радикальные принципы и, опираясь на опыт китайской модели, разработать ту экономическую структуру, при которой государство, получая максимальную прибыль, сможет правильно распределить её среди населения.
Выбор совести. Политические течения. Рассмотрим ключевые моменты в вопросе выбора политических взглядов. Начнём от крайних правых до умеренных. Каждая такая идея имеет в себе десятки течений. Наша работа создана не ради специализированного разбора каждого из них, поэтому остановимся на основных понятиях и целях. Первым в этой очереди является нацизм и фашизм. Это идеологии, которые приводят к разрушению общества, т.к. их идеи неверны и порочны изначально. Нацизм – это идеология превосходства собственной нации над всеми остальными, которые назывались ущербными. Фашизм – это милитаристический национализм, цель которого в постоянной войне с другими. Все ужасы этих течений показала Великая Отечественная Война. Любое их оправдание и возрождение должно быть наказуемо. Нельзя считать собственную нацию выше других. Все люди равны, деление по национальному признаку извращает человека. Нацистская Германия стремилась истребить другие народы, подвергала людей жесточайшим пыткам в концлагерях, вырезала целые деревни, которые помогали партизанам. Отрезание пальцев, ушей было обычным явлением, пленных выводили голыми на мороз, заставляя батрачить на «хозяев», чужаков сразу расстреливали. Цель не оправдывает средства, а цель фашизма и нацизма – это насилие ради власти. Государство, народ которого относится с ненавистью к другим, не может существовать долго и является примером организма, заразившегося смертельной болезнью. Фашизм в наши дни оправдывается в Европе, что является опасным и тревожным процессом, последствия которого нельзя определить. Только в древности могло практиковаться уничтожение себе подобных, сегодня с развитием гуманистической философии данный подход недопустим.
Следующим правым течением является либертарианство. Стоит рассматривать это как очередное извращение начальной идеи. Если нацизм появился как следствие радикализации национализма и ошибочного определения ценности нации, то либертаринство – это неправильная форма трактования свобод. Раньше это течение приравнивали к анархизму, сейчас оно обрело свою ступень в иерархии правых идеологий. Это течение предполагает полный запрет агрессивное насилие, что на первый взгляд благо для общества. Но этот постулат деформирован. Давайте перечислим идеи современных либертарианцев. Они провозглашают: · люди имеют право только на свободу от посягательств на свою личность и собственность; · налогообложение аморально и его надо убрать, так же как и таможенные пошлины; · против контроля за безопасность над лекарственными средствами; · против минимального размера оплаты труда; · отмены воинской обязанности; · за доступность оружия · против обязательного школьного образования.
Если бы вас попросили назвать методы разрушения государственности, то достаточно было бы перечислить всё это. Ограничение прав человека не приведёт ни к чему хорошему, а провозглашение полной свободы личности ведёт к деградации общества. Личность, которая считает себя не обязанной ни перед кем, становится лицемерной. Многим известна чванливость мажоров и их высокомерие. Отмена налогообложения будет означать ликвидацию всех программ социального обеспечения, потому что на них не будет денежных средств у государства, прекращение оборонного строительства, платное здравоохранение и обучение. Отмена контроля над лекарствами приведёт к частым случаям отравления и смерти, ведь ради дорогих лекарств производители пойдут на всё, чтобы получить прибыль. Недавно в одной из областей России произошло массовое отравление боярышником, много людей умерло. Представьте, что будет, если и так ослабленный контроль отменить вовсе. Отмена МРОТ означает шаг к полному всевластию капиталистов, теперь людям можно будет платить гроши, к чему уже сейчас нас пытаются вести многие политики. Отсутствие школьного образования как обязательного приведёт к отупению детей, без образования даже одарённые ребята не смогут достигнуть успеха, а обычными людьми будет легко управлять, словно стадом баранов. Человек, которые не умеет мыслить, не знает базовых наук, прекращает свой путь развития личности. Такое общество будет уступать всем остальным, станет технически отсталым, быстро погибнет. Чем доступней будет оружие, тем ярче будет проявляться отсутствие безопасности граждан. Когда автомат может купить каждый, то и преступления увеличатся в разы, и как следствие, беззаконие проявит все свои отрицательные стороны жизни. Терроризм станет всё чаще появляться в таком государстве. Государство, в котором будут реализовано либертарианство, легко захватить или использовать в своих целях.
Определяет себя как правое течение и консерватизм. Слово это несёт в себе значение «консервировать», т.е. сохранять на долгое время. В этом и заключается теоретическое обоснование. Это идеология, выступающая за сохранение традиционных ценностей, институтов и порядков в обществе. Социальный консерватизм – идеология партии «Единая Россия». Главный минус консерватизма кроется в стремление сохранения всех порядков. В Российской империи он раскрывался в помыслах монархов, которые не желали проводить реформы для крестьян и рабочих, что и привело к кризису власти. Такая неповоротливость приносит вред государству, в котором постоянно идут процессы развития общественной мысли и изменяются условия труда в результате появления новых изобретений. В кризисные ситуации страну всегда спасали реформы, а не следование старым убеждениям. Так до реформ Петра первого Русь подвергалась угрозе захвата. Но появившийся флот сделал из небольшой страны империю. Перед Великой Октябрьской Революцией комиссия Вернадского, исследовав все стороны экономики РИ, пришло к убеждению, что если срочно не реформировать всю систему ведения хозяйства, то в скором времени страну поглотят Германия, Япония, Румыния, Турция только потому, что уровень их технического оснащения в разы выше. Точно также как поляки во Вторую Мировую войну выходили против танков вермахта с саблями, то и русские могли точно также жертвовать собой без пользы для Родины. Германия Гитлера завоевала всю Европу, потому что постоянно развивала собственную промышленность. Такая же судьба ожидала и Россию, независимо вышла бы они из Первой мировой или нет. А вот большевики смогли за несколько лет не только провести электрификацию страны и ликвидировать безграмотность, но и поднять все отрасли промышленности. Консерватизму следовала Япония времён изоляционизма и её завоевали англосаксы, которые не чурались чуждому и постоянно двигались вперёд. В итоге только после революции Мэйдзи Япония смогла наверстать упущенное и достигнуть современного высочайшего технологического уровня. Никогда консерваторы не двигали науку. Можно назвать прогрессивными действия Инквизиции, которые просто сжигала всех инакомыслящих? Один из законов природы всегда в том, что мир постоянно усложняется, поэтому пытаться идти против, каждый раз «консервируя» текущее состояние дел означает самоубийство. Единственный положительный момент в консерватизме – это сохранение традиции и культуры, которые являют нам бесценный опыт ошибок и побед, на которых и можно строить «светлое будущее». «Разрушение» любой системы опасно тем, что оно может подразумевать и прямое разрушение государственности. Поэтому в государстве должен идти процесс модернизации, согласующий с этическими нормами традиционных институтов страны. Именно такой подход способен принести реальную пользу для общества. Под традиционными институтами мы понимаем семью, религию, право, образование, науку, армию, здравоохранение. Это главные компоненты государства, которые делают жизнь его граждан лучше. Русский консерватизм полезен в сохранении норм морали и нравственности, основы общества. Это необходимо как постулат всей жизни, но во всём остальном консерватизм не являет в себе пользу. Мы должны разрабатывать внутреннее устройство страны, уделив этому особое внимание. Именно сохранение достижений нашей страны и институтов в симбиозе с активным развитием модернизированной экономики и преследует наша социал-демократия.
К умеренно правым относят либерализм. Что же это – благо или зло? Стоит отметить, что синтез либерализма и капитализма привёл к появлению «потребительского общества» как на Западе, так и у нас. Позиции этих понятий мы рассмотрим в следующей главе, т.к. именно такая система управления стремиться обосноваться в государстве, что приводит к олигархии. Либерализм – это идеология, которая провозглашает права и индивидуальные свободы граждан, устанавливая это приоритетной ценностью над всем остальным. Конечно, в государстве должны поддерживать и регулироваться права и свободы граждан. Это естественный компонент правового государства, к которому стремится социал-демократизм. Но превозносить это как культ всех ценностей более чем глупо. Равенство всех перед законом, гарантии гражданских прав и провозглашение определённых свобод – это компоненты либерализма, которые должны быть в государстве. Всё остальное обоснование и продвижение следующих идей либерализма приводит к плачевным последствиям для всего общества. Главным недостатком либерализма является неравномерное распределение материальных благ, в либеральном обществе реальная власть сконцентрирована в руках определённой элиты, которая проводит выгодные для себя законы, а не для народа. Либерализм ведёт общество к эгоизму, безнравственности и равнодушию. Свобода принимает свои крайние формы. Каждый делает то, что захочет, вне разума совести и принципов. Либерализм предлагает не коллективную работу, а раздробленность на индивидуалистов, которые ценят только себя и ни во что не ставят окружающих людей. Многие исследователи выявили, что либерализм приводит к опустошению личности. Там где господствует вся широта свобод – оборот наркотиков, ношение оружия, неуважение к старшим, пропаганда сексуальных отношений и нетрадиционных меньшинств, люди теряют свою человечность, превращаясь в дикарей по своему поведению. Либерализм проявляет себя в двух сферах: капитализме и потребительском обществе. За что борются либералы? Результаты прозападных либеральных реформ ярко выражены в 90-е годы. Вся народная собственность продавалась «направо и налево», активно пропагандировались «западные ценности», каждая газета могла поливать грязью кого угодно, не считаясь с достоверностью. Истина уступила месту мнению, каждый мог провозгласить своё мнение исключительным, не смотря на всю его пошлость. Страна распалась и до сих пор залечивает свои раны. Чтобы грамотно обустроить государство во всех случаях надо иметь чувство меры. Точно также в либерализме. Излишняя свобода приводит к анархии, что ни есть благо для общества. Те принципы, которые предлагает либерализм, смывают границы между понятиями добра и зла, сводя всё к сфере свободных взаимоотношений людей. На этом мы закончим аналитику правых идеологий. Несостоятельность их доказана, а нам следует перейти к разбору современного капитализма и российской модели экономики.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы