Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Литургика. О богослужении во время пения Цветной триоди (от Пасхи до Недели Всех Святых)Стр 1 из 9Следующая ⇒
Литургика. О богослужении во время пения Цветной триоди (от Пасхи до Недели Всех Святых) Шиманский Г. И. Триодь цветная, ее происхождение и содержание. Триодь Цветная содержит в себе молитвословия, прославляющие Воскресение Господа Иисуса Христа и события, совершившиеся после Христова Воскресения. Цветная Триодь начинается с первого дня Пасхи и простирается до Недели Всех Святых. Греческое название ее — Пентикостарион (Пятидесятница). Триодь называется Цветной потому, что в древности иногда излагала вместе последование Страстной седмицы и Недели Ваий, именуемой также Цветоносной; первоначальное название Триоди Цветной объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем появления цветов, которые служат прекрасным символом духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди. Триодь Цветная, по построению, подобна Постной Триоди, а также отчасти Октоиху. В Триодь Цветную входят частично и песнопения Октоиха с прямым указанием, какого гласа эти песнопения поются в каждую седмицу и Неделю. Главнейшие воспоминания, которым посвящено богослужение Цветной Триоди, относятся к трем важнейшим событиям: Воскресению Христову, Вознесению Господню и Сошествию Святого Духа на апостолов. Все дни от Пасхи до Пятидесятницы по отношению к этим праздникам можно назвать днями предпразднства или попразднства. Поэтому по особенностям богослужения весь период пения Цветной Триоди разделяется на три отдела: Цветная Триодь как собрание творений многих песнотворцев, живших в разное время, формировалась в течение V-ХIV вв. Много песнопений Цветной Триоди, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных творений — канон на Святую Пасху, принадлежат святому Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же отцам, которые составили Постную Триодь, — святым Феодору и Иосифу Студитам, но и после них Триодь пополнялась до ХIV века. ПОЛУНОЩНИЦА ПЕРЕД ПАСХАЛЬНОЙ ЗАУТРЕНЕЙ Эта служба относится еще к пению Постной Триоди. Полунощница начинается заблаговременно — за час или полчаса — до начала заутрени. Перед началом полунощницы все священнослужители совершают входные молитвы. После канона — Трисвятое по "Отче наш"; хор поет тропарь "Егда снизшел еси" (обычным напевом на 2 глас). Затем перед царскими вратами произносится краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и отпуст малый (вне алтаря) "Христос, истинный Бог наш". На этом оканчивается пение Постной Триоди. ПАСХАЛЬНАЯ ЗАУТРЕНЯ Богослужение Воскресению Христову предначинается уже на вечерне в Великую Субботу, но во всей своей торжественности оно раскрывается на пасхальной утрени. Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, дабы встретить Христа вне его, подобно женам-мироносицам, сретившим Воскресшего Господа вне Иерусалима. Перед началом утрени священнослужители облачаются во все священнические одежды. Настоятель, неся в левой руке пасхальные трисвечник с Крестом, а в правой — кадило, совершает вместе с диаконом каждение святого Престола (трижды). После каждения священнослужители поют в алтаре стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити"(3), царские врата и завеса закрыты. При пении стихиры во второй раз отверзается завеса, в третий раз — открываются царские врата, духовенство выходит на солею, а хор подхватывает: "И нас на земли сподоби" . И все идут крестным ходом. Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры "Воскресение Твое, Христе Спасе", крестный ход входит в притвор (или на паперть) и останавливается перед закрытыми западными дверями храма. Трезвон прекращается" . Настоятель с диаконом кадит образа, предстоящих и диакона затем диакон кадит самого настоятеля. После этого настоятель, стоя лицом к Востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно начало утрени (без предварительного возглашения диакона "Благослови, Владыко"): "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков". Хор: "Аминь". Духовенство трижды поет тропарь: "Христос воскресе". Хор трижды повторяет тропарь. Затем духовенство поет стихи: "Да воскреснет Бог", хор после каждого стиха тропарь — "Христос воскресе". После "И ныне" священнослужители поют первую половину тропаря "Христос воскресе", хор допевает: "И сущим во гробех живот даровав". В этот момент открываются церковные двери, и крестный ход при пении тропаря "Христос воскресе" входит в храм. Все входят в храм, ликуя и радуясь, "узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха происходяща" . Настоятель и сослужащие ему входят в алтарь, диакон на солее произносит великую ектению. После великой ектении поется пасхальный канон, исполненный неземной радости — творение великого и боговдохновенного песнотворца преподобного Иоанна Дамаскина (VIII в.) . Начальные слова ирмосов каждой песни запеваются в алтаре, хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. После каждого тропаря песни — припев "Христос воскресе из мертвых". Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением тропаря "Христос воскресе". По уставу канон следует петь на 16, ирмосы на 4 и тропари на 12. После каждой песни и заключительного пения тропаря "Христос воскресе" диакон произносит малую ектению, заключающуюся особым возгласом. Эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в особой книге "Последование во святую и великую Неделю Пасхи и во всю Пасхальную седмицу". После 3-й песни и ектении — ипакои: "Предварившия утро яже о Марии (спутницы Марии), и обретшия камень отвален от гроба" (Прибывшие до рассвета с Марией жены-мироносицы и нашедшие камень отваленным от гроба). После 6-й песни и ектении — кондак "Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне" и икос "Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб" На 8-й песни перед троичным "Отче Вседержителю" поется припев "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе". На 9 песни припев "Христос воскресе из мертвых" не поется, но поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев к ирмосу "Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца". По 9-й песни — ексапостиларий "Плотию уснув, яко мертв" (трижды) — в алтаре и на клиросах. На хвалитех: "Всякое дыхание" (гл. 1) и стихиры воскресны на 4, после которых поются стихиры Пасхи со стихами "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь показася". При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с верующими из-за многолюдства обычно откладывается до конца службы. Затем произносятся две ектении: "Помилуй нас, Боже" и "Исполним утреннюю молитву нашу Господеви". После возгласа "Твое бо есть, еже миловати" диакон возглашает: "Премудрость". Хор: "Благослови". Настоятель: "Сый благословен Христос Бог наш". Хор: "Аминь. Утверди Боже". Настоятель с крестом в руке запевает: "Христос воскресе из мертвых" (вместо: "Слава Тебе, Христе Боже"). Хор допевает: "и сущим во гробех живот даровав". Настоятель с крестом совершает отпуст: "Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш". Такой отпуст творится на всех пасхальных службах. После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, настоятель трижды произносит приветствие: "Христос воскресе", и народ трижды отвечает: "Воистину воскресе". Хор поет тропарь: "Христос воскресе" (трижды). "И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению". Затем хор возглашает многолетие Святейшему Патриарху. ПАСХАЛЬНЫЕ ЧАСЫ Пасхальные часы поются на Пасху и на Светлой седмице. На Пасхальной (Светлой) седмице 1-й час поется после утрени, 3-й и 6-й часы — перед Литургией и 9-й час — перед вечерней. 1-й час. После возгласа: "Благословен Бог наш" хор поет тропарь: "Христос воскресе" (трижды); "Воскресение Христово видевше" (трижды); ипакои: "Предварившия утро яже о Марии"; кондак: "Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне"; тропарь: "Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог"; "Слава": "Яко Живоносец, яко рая краснейший"; "И ныне": "Вышняго освященное Божественное селение, радуйся"; "Господи, помилуй" (40); "Слава, и ныне": "Честнейшую Херувим"; "Именем Господним благослови, отче". Иерей: "Молитвами святых отец наших". Хор: "Аминь. Христос воскресе" (трижды); "Слава, и ныне"; "Господи, помилуй" (3); "Благослови". 3-й и 9-й часы, как и 1-й час, начинаются возгласом священника: "Благословен Бог наш". 6-й и 9-й часы также оканчиваются отпустом . ЛИТУРГИЯ Литургия на Пасху бывает "порану", труда ради бденного, бывшего в продолжение всей пасхальной ночи. Начало Литургии (за исключением Литургийного возгласа) такое же, как и пасхальной утрени. Диакон: "Благослови, Владыко". Священник: "Благословено Царство". Хор: "Аминь". Затем священник перед Престолом, держа в левой руке Крест и трисвечник, а в правой — кадило, и диакон, стоя со свечой на горнем месте, поют трижды тропарь: "Христос воскресе". Хор трижды его повторяет. Возвратившись в алтарь, священнослужители у Престола поют "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хор заканчивает: "И сущим во гробех живот даровав". Далее — мирная ектения и пение праздничных антифонов: "Воскликните Господеви вся земля", в которых вся вселенная призывается в духовной радости воздать славу Господу. Вход с Евангелием. Входный стих: "В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых". После этого хор поет тропарь "Христос воскресе из мертвых", а затем — ипакои "Предварившия утро яже о Марии" и кондак на "Слава, и ныне": "Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне". Вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся". Прокимен: "Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь". Евангелие читается от Иоанна (зач. 1) — о Божестве Христа, Который Воскресением из мертвых явил миру Свою Божественную власть. Евангелие обычно читают несколько священнослужителей на разных языках , в том числе на древних, в ознаменование того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле среди всех народов (ср. Мк. 16, 15). В основании этого обычая лежит и иная цель — чтобы никто из стоящих в храме не остался лишенным благовестия в первый день Святой Пасхи. После чтения на разных языках диакон читает Евангелие на церковно-славянском языке. В конце Литургии вместо обычных песнопений: "Благословен Грядый во Имя Господне", "Да исполнятся уста наша", "Видехом свет истинный" поется (единожды) тропарь: "Христос воскресе из мертвых". После заамвонной молитвы вместо "Буди Имя Господне" и 33 псалма хор поет ("поскору") тропарь: "Христос воскресе" (12). Священник вместо: "Слава Тебе, Христе Боже" поет начало тропаря: "Христос воскресе", хор заканчивает пение. После этого священник творит пасхальный отпуст. Такое окончание Литургии бывает и во всю Светлую седмицу. Отпуст говорит священник с Крестом в руках. По заамвонной молитве освящается артос по особому чину. По окончании Литургии совершается освящение куличей и пасох. После окончания Литургии бывает христосование священнослужителей с народом. Для этого священнослужители выходят перед царские врата: настоятель с Крестом, а прочие становятся по чину справа от него с Евангелием и иконой Воскресения. Верующие лобызают Крест, Евангелие и икону и приветствуют пасхальным приветствием "Христос воскресе" и целованием священнослужителей. Священнослужители отвечают: "Воистину воскресе". Затем христиане лобызают друг друга с пасхальным приветствием. Это приветствие напоминает о радости апостолов при услышанной ими вести о Воскресении Спасителя и служит выражением радости самих верующих, знаком взаимного мира и братской любви. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни, сокрытой в нем; оно напоминает нам о том, что наша новая жизнь возникла в недрах гроба, и эта новая жизнь приобретена Пречистой Кровию Господа Иисуса Христа. Обычай дарить пасхальные яйца по древнему церковному преданию обязан своим началом святой равноапостольной Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: "Христос воскресе". ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ АРТОСА В конце Литургии в день Пасхи, после заамвонной молитвы совершается освящение артоса по особому чину. Артосом (греч. "артос" — хлеб) называется просфора с изображенным на ней Крестом или Воскресением Христовым. Артос в день Пасхи и во всю седмицу находится на аналое в храме (обычно у местной иконы Спасителя) вместе с образом Воскресения Господня. В приходских храмах каждый день Светлой седмицы после Литургии совершается крестный ход вокруг храма. Во время крестного хода с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Пречистой Богородицы, при пении канона Пасхи обычно несут и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезу при пении тропаря. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, после чего он переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В Светлую субботу артос раздробляется и раздается верующим для вкушения прежде принятия обычной пищи. Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Господом, и по Вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для Него, тем представляля Его как бы присутствующим среди них. Артос напоминает нам о том, что Господь Иисус Христос крестной смертью и Воскресением сделался для нас истинным хлебом вечной жизни . Во время окропления брашен святой водой поется пасхальный канон и другие пасхальные песнопения. Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу до Светлой заутрени, то пасхальных песнопений при этом освящении петь не положено — следует петь тропарь Великой Субботы: "Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный". ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Тропарь, глас 4. Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу. Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни — на небо. "Низшедшее в дольнейшия страны земли естество Адамово, обновив в Себе, Боже, возвел еси днесь превыше всякаго начала и власти; яко бо возлюбив, с Собою спосадил еси; якоже помиловав, соединил еси в Себе; яко соединивый, спострадал еси с ним; яко безтрастен пострадав, и спрославил еси" . По евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознесся на небо и "сел одесную Бога Отца". Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своем виде, как это было до и после Его воскресения, потому что с вознесением Он по Своему человечеству, по Своим телу и душе, стал еще ближе ко Отцу. Господь Иисус Христос воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место равное Богу Отцу по достоинству и силе, что и выражается словами: "сел одесную Отца". По Своем вознесении на небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он уже не видим среди верующих в Него телесными очами, но, по словам кондака праздника, пребывает "никакоже отлучаяся" от нас. Он обещает верующим в Него и любящим Его: "Аз есмь с вами, и никтоже на вы". Своим Вознесением Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови. Вознесение Господа Иисуса Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного, ангельского мира: "Чини ангельстии, Спасе, видевше человеческое естество с Тобою восходящее, удивляеми непрестанно воспеваху Тя" . Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию явилось продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов . Здесь "совершается" — завершается таинство домостроительства нашего спасения, которое совершал Христос, пребывая плотию на земле. "Смотрения таинство совершив" , Господь возносится на небо, "исполнивый <...> Отеческое благоволение". И все сие "великое и предивное" соделал Господь "во спасение душ наших" . "Родился еси, яко Сам восхотел еси; явился еси, яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш; из мертвых воскресл еси, поправ смерть; вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй, и послал еси нам Духа Божественнаго, еже воспевати и славити Твое Божество" . Вознесение Господа Иисуса Христа на небо, являясь прославлением Его Самого по человечеству, есть вместе с тем открытие для всех верующих свободного пути на небо, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как Первенец из мертвых, представив Собой начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. Он "взошел со славою" к Светоначальнику Отцу Своему, "умиротворив всяческая" , избавив от осуждения человечество , разрушив средостение вражды крестом и страстию Своею . "Земля таинственно ликует, и небесная веселия исполняются при вознесении Христа, древле разстоящаяся соединившаго благодатию и Евино преграждение разорившаго" . Все исполняется теперь через Христа Отеческого благоволения и "мира" , и все приводится к единству — и небесные и земные — Начальником спасения Господом и Спасителем . И теперь мы являемся званными "к небесной жизни" силою ходатайства "истощившагося даже до рабия зрака" Христа Господа, нас возвысившего и прославившего . Самым делом все это еще окончательно не совершилось но, несомненно, совершится. Где Глава, там должны быть и члены единого Тела Христова (ср. 1 Кор. 12, 27). Глава — на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда окончательно "совершится" мир через выявление в нем добра и зла и снова явится Христос на земле. По словам Ангелов при вознесении, Судия живых и мертвых "приидет паки имже образом видите Его идуща на небо" , "судити всему миру" . Посему в надежде всеобщего воскресения христиане ожидают "совершения конец" (окончание всего) , по обещанию Господню: "Иду уготовати вам место". ПЕТРОВ ПОСТ Через неделю после Пятидесятницы — с понедельника после Недели Всех святых — начинается пост Апостольский, называемый также Петровым постом, который установлен перед праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). Это пост установлен Церковью для подражания примеру апостолов, которые по принятии даров Святого Духа постом и молитвой приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия (Деян. 13, 2–3), а также чтобы подвигом поста соделать и нас достойными сообщенных нам даров Святого Духа и утвердить в нас эти благодатные дары. О посте через Неделю после Пятидесятницы упоминается в "Апостольских Постановлениях". Продолжительность поста бывает различной. В зависимости от того, когда случится Пасха, этот пост бывает длиннее или короче. При наибольшей продолжительности этот пост имеет шесть недель;при наименьшей — неделю с одним днем (начало Петрова поста бывает в промежутке от 18 мая до 21 июня ст. ст.). По определению Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. в Петров, Успенский и Рождественский посты, в дни, не отмеченные в уставе никаким праздником (до службы "на 6" включительно), — поется "Аллилуиа" с поклонами и молитвой святого Ефрема Сирина, как указано в 9 главе Типикона в последовании перед 15 ноября
Литургика. О богослужении во время пения Цветной триоди (от Пасхи до Недели Всех Святых) Шиманский Г. И. Триодь цветная, ее происхождение и содержание. Триодь Цветная содержит в себе молитвословия, прославляющие Воскресение Господа Иисуса Христа и события, совершившиеся после Христова Воскресения. Цветная Триодь начинается с первого дня Пасхи и простирается до Недели Всех Святых. Греческое название ее — Пентикостарион (Пятидесятница). Триодь называется Цветной потому, что в древности иногда излагала вместе последование Страстной седмицы и Недели Ваий, именуемой также Цветоносной; первоначальное название Триоди Цветной объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем появления цветов, которые служат прекрасным символом духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди. Триодь Цветная, по построению, подобна Постной Триоди, а также отчасти Октоиху. В Триодь Цветную входят частично и песнопения Октоиха с прямым указанием, какого гласа эти песнопения поются в каждую седмицу и Неделю. Главнейшие воспоминания, которым посвящено богослужение Цветной Триоди, относятся к трем важнейшим событиям: Воскресению Христову, Вознесению Господню и Сошествию Святого Духа на апостолов. Все дни от Пасхи до Пятидесятницы по отношению к этим праздникам можно назвать днями предпразднства или попразднства. Поэтому по особенностям богослужения весь период пения Цветной Триоди разделяется на три отдела: Цветная Триодь как собрание творений многих песнотворцев, живших в разное время, формировалась в течение V-ХIV вв. Много песнопений Цветной Триоди, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных творений — канон на Святую Пасху, принадлежат святому Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же отцам, которые составили Постную Триодь, — святым Феодору и Иосифу Студитам, но и после них Триодь пополнялась до ХIV века. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы