Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ



Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Продолжается он десять дней, имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу 7 седмицы по Пасхе.
Вся служба в день праздника совершается по Цветной Триоди с особенностями Господского двунадесятого праздника.

На великой вечерне кафизмы нет (т.е. "Блажен муж" не поется). На литии, на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): "Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира".

На утрене: полиелей праздника; величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение"; степенны — первый антифон 4 гласа.
Некоторые особенности в богослужении праздника Вознесения Господня связаны с тем, что этот праздник имеет тесную связь с праздниками Воскресения Господа Иисуса Христа и Сошествия Святого Духа. Главные особенности богослужения праздника следующие:
После Евангелия на утрене поется: "Воскресение Христово видевше" (единожды).

Катавасией канона Вознесения Господня служат ирмосы канона на праздник Сошествия Святого Духа ("Божественным покровен").
Прочие же особенности богослужения Вознесения Господня такие же, как и других двунадесятых праздников.

Канонов два: первый — святого Иоанна Дамаскина — "Спасителю Богу"; второй канон — святого Иосифа Песнописца. "Честнейшую Херувим" не поем, но поются припевы Вознесения. Первый припев (поет диакон): "Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца". Хор поет ирмос: "Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем". Затем — остальные припевы и тропарь. В конце 9 песни поется катавасия: "Радуйся, Царице, матеродевственная славо".
Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия — ирмосы Вознесения: "Спасителю Богу".
На Литургии: антифоны праздника; входный (он же и причастный) стих: "Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне". После входа: тропарь и кондак. Задостойник (до отдания) — ирмос: "Тя паче ума и словесе Матерь Божию" с припевом. Вместо "Видехом свет истинный" поется тропарь Вознесения Господня. Отпуст праздника: "Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш".
Если на день Вознесения Господня придется храмовый праздник или день памяти великого святого, то служба совершается так, как указано в Типиконе (8 мая) — святому апостолу Иоанну Богослову и Вознесению (см. Храмовая глава 51).
В день праздника великая вечерня. Вход с кадилом. Великий прокимен: "Бог наш на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори".

В попразднство до отдания Вознесения Господня на Литургии после малого входа поется "Приидите, поклонимся" с праздничным припевом в конце: "Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: Аллилуиа".

Во все дни от Вознесения Господня до дня Пятидесятницы в начале часов и других служб "Царю Небесный" не читается, но службы начинаются с Трисвятого. В конце Литургии от Вознесения Господня до Пятидесятницы вместо "Видехом свет истинный" поется тропарь праздника или дня ("Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш" — до Троицкой субботы, "Глубиною мудрости" — в Троицкую субботу).

НЕДЕЛЯ СЕДЬМАЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ СЕДЬМОЕ) ПО ПАСХЕ —
СВЯТЫХ ОТЦОВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

В эту Неделю празднуется память трехсот восемнадцати Отцов первого Вселенского Собора. Этот Собор проходил в Никее в дни Пятидесятницы 325 года, и послужил славе Воскресшего Господа, преимущественно возвещаемой Церковью в дни Пятидесятницы. Собор, как сказано в Синаксаре, проповедал Сына Божия "Единосущна и Единочестна Отцу" и исповедал, что Он — воистину Сын Божий и совершенный Человек. Господь наш Иисус Христос совершил все домостроительство нашего спасения, вознесся и сел одесную Бога Отца. Церковь, желая показать, что Сын Божий воплотился и соделался истинным и совершенным Человеком, "вознесся и седе одесную величествия на небесах", установила настоящий праздник.

Никейский Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи всем христианам не в иной день Недели, как в первый, или воскресный. 20 правило Собора постанляет не преклонять колен в храмах во всю Пятидесятницу, а также и в дни воскресные, чтобы самым положением тела изображать воскресение Христово.

Праздник Богоносным Отцам совершается один день и не имеет попразднства. На утреннем каноне катавасия та же, что и на Вознесение, — "Божественным покровен".


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь