Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НЕДЕЛЮ АНТИПАСХИ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ)



Перед началом всенощного бдения (перед 9 часом) царские врата закрываются (обычно их закрывают в субботу Светлой седмицы после отпуста Литургии). Неделя Фомина есть Неделя обновления праздника Воскресения Христова, но по содержанию богослужения она посвящена, главным образом, воспоминанию явления Христа по воскресении апостолам, в том числе и апостолу Фоме. В уставе сказано, что в Неделю Антипасхи, подобно тому, как в двунадесятые праздники, воскресные песнопения из Октоиха не поются, но все богослужение праздника совершается по Триоди. Не поются и пасхальные песнопения: на вечерне и утрене не поются стихиры Пасхи, на утрене нет пасхального канона, который повторяется в следующие Недели; только в качестве катавасии поются ирмосы пасхального канона.

Такое построение службы имеет целью сделать более явным предмет настоящего празднества, который сам по себе есть превосходнейшее свидетельство и доказательство истинности воскресения Христова, которое мы торжествовали в продолжение всей Пасхальной седмицы.

Начиная с Фомина воскресенья на службах возобновляется стихословие Псалтири (пение "Блажен муж", кафизмы на вечерне и утрени, полиелей и прочее). Всенощное бдение и все будничные службы, а также Литургия, после Светлой седмицы совершаются обычным порядком (за исключением некоторых особенностей).

В начале великой вечерни в Неделю Антипасхи, перед шестопсалмием на утрене и после начального возгласа Литургии трижды поется тропарь: "Христос воскресе из мертвых"; то же и перед отпустом Литургии (об этом подробнее см. ниже).

На утрене по полиелее тропари: "Ангельский собор" не поются. Перед иконой "Сошествия во ад" (Воскресения Христова) или перед Евангелием после полиелея поется величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго". Степенны не текущего 1-го гласа, а первый антифон 4-го гласа — "От юности моея".

Канон — "праздника", но не Пасхи: "Поим вси людие". Катавасия — пасхальные ирмосы: "Воскресения день". Припев к тропарям канона "праздника" по Триоди: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". На 9 песни "Честнейшую Херувим" не поется; диакон совершает обычное каждение и перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: "Тебе, светлую свещу". Хор продолжает: "И Матерь Божию, пречудную славу и вышшую всех тварей, песньми величаем".

На Литургии: изобразительны, задостойник: "Ангел вопияше Благодатней" и "Светися, светися". В конце Литургии вместо "Видехом свет истинный" поется "Христос воскресе" (единожды). По возгласе: "Слава Тебе, Христе Боже" — "Христос воскресе" — трижды. И отпуст: "Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш" (такой же отпуст и на утрене).

Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы; в субботу — отдание. В течение всей седмицы Фоминой — тропарь, кондак, прокимен и причастен — праздника.

В Неделю Антипасхи вечером совершается великая вечерня. После начального возгласа чтец читает трижды тропарь: "Христос воскресе", затем: "Приидите, поклонимся" и псалом 103-й. Кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса". Затем обычное последование великой вечерни. По Трисвятом и "Отче наш" — тропарь святого Минеи; "Слава, и ныне" — тропарь праздника.
После Фоминой Недели вечерни по воскресеньям до Пятидесятницы бывают без входа и великого прокимна — как вседневные .
В понедельник или вторник после Фомина воскресенья — день пасхального поминовения усопших, известный под названием Радоницы. В Триоди нет службы этому дню. Обычно после вечернего или утреннего богослужения (Литургии) совершается полная панихида, на которой поются пасхальные песнопения. Поминовение усопших (панихида) также совершается в этот день на кладбищах, на могилах, куда верующие вместе с молитвой приносят своим почившим сродникам и всем православным христианам радостную весть о воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь "в невечернем дни Царствия Христова".
С Фоминой Недели начинается обычное поминовение усопших каждый день (панихиды, третины, девятины, сорокоусты и прочее), а также начинает совершаться таинство брака.

ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ ВОСКРЕСНЫХ
И СЕДМИЧНЫХ ДНЕЙ ОТ ФОМИНОЙ НЕДЕЛИ (ФОМИНА ВОСКРЕСЕНЬЯ) ДО ОТДАНИЯ ПАСХИ

В состав Недельных богослужений от Пасхи (от Недели Фоминой) до Пятидесятницы входят песнопения: 1) пасхальные; 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения собраны и последовательно изложены в Цветной Триоди.

Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом "Пасха" (например, "канон Пасхи"). Песнопения воскресные обозначаются словом "воскресны" (например, "стихиры воскресны"). Песнопения Триоди обозначаются словами: "Триоди", "праздника", "праздника Триоди", "настоящия Недели", или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого; или словом — "дне" (например, "седален дне").

В течение семи дней после дня Преполовения, то есть в дни попразднства Преполовения, слово "праздника" указывает на песнопения Преполовения, но не на песнопения Недели о расслабленном или Недели о самаряныни.
Во все Недели Цветной Триоди Минея не поется, за исключением служб святого великомученика Георгия Победоносца, святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая Чудотворца и храмового праздника: службы святым Минеи поются на повечериях.

В седмичные дни, от Недели Фоминой до Отдания Пасхи, службы Цветной Триоди соединяются со службами Минеи, при этом песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду следуют впереди Минеи .

ПЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ТРОПАРЯ: "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ".

От Фоминой Недели до Отдания Пасхи все службы начинаются после возгласа священника троекратным пением или чтением тропаря: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ"

Тропарь "Христос воскресе" поют священнослужители в начале всенощного бдения и певцы на клиросе перед шестопсалмием после возгласа: "Благословение Господне на вас".

На Литургии после возгласа "Благословено Царство" священнослужители в алтаре поют два раза тропарь "Христос воскресе", а третий раз — только его начало; хор заканчивает: "и сущим во гробех живот даровав" (царские врата на пение "Христос воскресе" открываются). На Литургии вместо "Видехом свет истинный" поется "Христос воскресе" (единожды), прочее последование Литургии — как обычно. Так, после возгласа: "Со страхом Божиим" хор поет: "Благословен Грядый во имя Господне" (но не "Христос воскресе", как на Пасху). После возгласа: "Всегда, ныне и присно" — поется песнопение "Да исполнятся уста наша". В конце Литургии перед отпустом по возгласе: "Слава Тебе, Христе Боже" поется "Христос воскресе" трижды (поскору). В конце всех прочих служб (вечерни, утрени и иных) перед отпустом после возгласа: "Слава Тебе, Христе Боже" — конец обычный: "Слава, и ныне" и прочее.
По другой практике, принятой, например, в Киево-Печерской Лавре, тропарь "Христос воскресе" в начале всенощного бдения, перед шестопсалмием, в начале и в конце Литургии поется один раз в алтаре священнослужителями и дважды на клиросе.

Тропарь: "Христос воскресе" поется также в начале молебна, панихиды, крещения, отпевания и других служб.

Читается тропарь "Христос воскресе" в начале всех прочих служб суточного круга: на вседневной вечерне, утрени, на часах, за исключением 6 часа, который, соединяясь с 3 часом, обычно начинается чтением "Приидите, поклонимся".

Молитва "Царю Небесный" не читается и не поется до праздника Пятидесятницы. Седмичная утреня начинается с шестопсалмия (двупсалмие не читается).

На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами "Да воскреснет Бог" поются только после стихиры на стиховне великой вечерни, при этом на "Слава" поется стихира праздника. В конце стихир "Христос воскресе" поется только единожды, в заключение последней стихиры. В стихирах на хвалитех стихиры Пасхи не поются. На седмичных днях стихиры Пасхи также не поются.
На воскресных всенощных бдениях "Воскресение Христово видевше" поется трижды. Это отличительная особенность Недель Цветной Триоди до отдания Пасхи по сравнению с Неделями по Пятидесятнице. В седмичные днина утрене "Воскресение Христово видевше" поется (после кафизм) единожды.
Канон Пасхи с богородичнами поется в соединении с каноном Недели в Неделю святых жен-мироносиц, а также в Недели о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К богородичным тропарям припев: "Пресвятая Богородице, спаси нас". К тропарям Триоди припев: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Заключительное "Христос воскресе" (3) в конце каждой песни не поется.
На 9-й песни пасхальные припевы не поются, 9-ю песнь поем сразу после 8-й следующим образом. Ирмос: "Светися, светися", припев: "Христос воскресе из мертвых" и тропарь: "О, Божественнаго, о, любезнаго", затем припев и тропарь: "О, Пасха велия", богородичны тропари с припевом: "Пресвятая Богородице, спаси нас", после них читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". После канона — ексапостиларий Пасхи.

В седмичные дни канон Пасхи не поется. В некоторые праздники положено петь на катавасии ирмосы Пасхи (но не весь канон). Указание устава о пении в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи "канона праздника" следует понимать в том смысле, что в эти дни из Цветной Триоди поется канон предыдущей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.), или Преполовения (от праздника Преполовения до его отдания).

Относительно пения пасхального канона следует заметить, что он поется на утренях только 12 раз в году, а именно: во все семь дней Пасхальной седмицы, в Недели жен-мироносиц, о расслабленном; о самаряныне и о слепом, а также на отдание Пасхи.

Во все Недели до отдания Пасхи "Честнейшую Херувим" не поем. ("Честнейшую Херувим" не поется в тех случаях, когда поется канон Пасхи). Но на вседневных службах "Честнейшую Херувим" поется.
Ексапостиларий "Плотию уснув" поем в те же Недели, когда поется и канон Пасхи. При пении канона и ексапостилария царские врата открываются.
На первом часе принято петь вместо "Взбранной Воеводе" кондак "Аще и вскресные дни (если не случится двунадесятый праздник) в период пения Цветной Триоди на Литургии всегда поются Изобразительны (но не вседневные антифоны).

На Литургии после малого входа, после воскресного тропаря и кондака Триоди, поется кондак Пасхи.

На Литургии вместо "Достойно" поется: "Ангел вопияше Благодатней" и "Светися, светися".

Причастен Пасхи: "Тело Христово приимите" поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с его попразднством.
В дни воскресные и седмичные от Фоминой Недели до отдания Пасхи отпуст произносится воскресный: "Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш", но не пасхальный (он произносится после Пасхальной седмицы только однажды — после Литургии в день отдания Пасхи).
Земные поклоны за общественным богослужением до дня Святой Пятидесятницы устав отменяет.
НЕДЕЛИ ПО ПАСХЕ
(до отдания Пасхи)

Недель по Пасхе, начиная с Недели Фоминой и до Пятидесятницы, считается семь, а до отдания Пасхи — шесть.
По своим воспоминаниям эти Недели и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа на Своих учеников и апостолов. Все Недели по Пасхе до отдания Пасхи, имеют воспоминание особого события, но одновременно посвящены и воспоминанию Воскресения Христова, что отражено в службах этих Недель и следующих за ними седмиц.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь