Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ



Особенности службы праздника в основном те же, что и в другие Господские двунадесятые праздники. На великой вечерне на стиховне впервые после Великой Субботы поется стихира "Царю Небесный" Эта же стихира поется на утрене по 50 псалме и на хвалитех на "и ныне".

а литии, на "Бог Господь" и после великого славословия — тропарь праздника. На утрене по полиелее — величание, "Воскресение Христово видевше".
Канонов праздника два: "Понтом (морем) покры" (глас 7) и "Божественным покровен" (глас 4). К тропарям припев: "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе" (в Киево-Печерской Лавре к тропарям канона в Пятидесятницу припев: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе"). На 9 песни вместо "Честнейшую Херувим" поется припев: "Апостоли сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый" . И затем ирмос первого канона. Этот же припев — и к тропарям 9 песни. Катавасия: "Радуйся, Царице". "Свят Господь Бог наш" — не поется.

По уставу Пятидесятница, как и Неделя Ваий, не имеет особых праздничных припевов на 9 песни, потому что оба эти праздника приходятся на воскресный день, в который в древности никогда не опускалась песнь Богородицы ("Честнейшую Херувим"). В дальнейшем в церковную практику вошло петь перед ирмосом указанный выше припев .

В Киево-Печерской Лавре на 9 песни в Пятидесятницу поются припевы: первый — "Величай, душе моя, в Триех Лицех сущее Едино Божество" и второй — "Величай, душе моя, Иже от Отца исходящаго Святаго Духа". На Литургии в Киево-Печерской Лавре задостойник поется с первым или со вторым припевом.
На Литургии антифоны праздника (только в день праздника). Входное: "Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя". Вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся" (только в день праздника). Пятидесятница — один из пяти великих праздников, когда Трисвятое на Литургии заменяется крещальной песнью: "Елицы во Христа крестистеся" . Задостойник — ирмос "Радуйся, Царице" без припева (поется до отдания праздника). В конце Литургии после возгласа: "Спаси, Боже, люди Твоя" в первый раз после Великой Субботы поется "Видехом свет истинный". Отпуст — праздника.

К особенностям службы праздника Пятидесятницы относится также то, что Литургию полагается служить позже, а вечерню ранее положенного для них времени . Поэтому Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после Литургии.

На вечерне к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Вход бывает с кадилом и поется великий прокимен: "Кто Бог велий". Особенностью вечерни является то, что читаются три молитвы святого Василия Великого с коленопреклонением . В день Пятидесятницы колена преклоняются впервые после Пасхи . Эти молитвы читаются:
а) после входа и пения великого прокимна "Кто Бог велий";
б) после ектении: "Рцем вси";
в) после молитвы: "Сподоби, Господи".
Священник читает молитвы на коленях в царских вратах лицом к народу. В первой молитве, возносимой к Богу Отцу, христиане исповедуют свои грехи, испрашивают их прощения и благодатной небесной помощи против козней вражиих. Во второй молитве к Богу Сыну верующие молятся о даровании им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей молитве, также обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода и во ад сошедшему, Церковь молится о упокоении душ усопших отцов и братий наших. После каждого чтения бывает малая ектения, начинающаяся прошением: "Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию". После молитв произносится ектения: "Исполним вечернюю молитву нашу", поются стихиры на стиховне и бывает обычное окончание вечерни. Отпуст на вечерне — особый .

Вечерня в день Пятидесятницы совершается раньше своего времени — сразу же после Литургии — для того чтобы народ в духовно сосредоточенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал на вечерне при чтении упомянутых возвышенных молитв святого Василия Великого.
С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью — ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай перешел к нам от Ветхозаветной Церкви Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на Апостолов. С апостольских времен христиане украшают храмы и дома зелеными ветвями и цветами. Украшение зеленеющими ветвями храмов и домов напоминает также и о священной дубраве Мамре, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников (Быт., гл. 18). Вместе с тем, деревья и цветы обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, а также служат призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем (Ин., гл. 15).

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА ("ДУХОВ ДЕНЬ")

В понедельник после Пятидесятницы совершается праздник в честь "Всесвятаго, и Животворящаго, и Всесильнаго Духа, <...> Единаго от Троицы Бога, Единочестна и Единосущна и Единославна Отцу и Сыну" . Прославление Святого Духа после празднования Святой Троице совершается "чести ради ко Всесвятому Духу" .

Песнопения в этот день почти те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу.
Всенощного бдения на день Святого Духа не полагается. Полиелея нет. Великое славословие. "Честнейшую Херувим" не поется (поется ирмос 9 песни).
На Литургии изобразительны и "Блаженны"; входное (как и в день Пятидесятницы); вместо "Елицы" — "Святый Боже". Отпуст дня Пятидесятницы.
Попразднство Пятидесятницы длится 6 дней. Предпразднства — нет, но в службе праздника Вознесения Господня есть много песнопений, которыми Церковь подготавливает верующих к принятию Святого Духа, что в некотором смысле заменяет собой предпразднство Святой Троицы. Отдание бывает в субботу после Дня Святой Троицы. На Литургии со вторника до отдания по входе: "Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа".

В седмицу по Пятидесятнице, как и в Светлую седмицу, не бывает поста в среду и пятницу: седмица сплошная — мясоед. Освобождение от поста на этой седмице полагается не ввиду наступающего Петрова поста, но в честь Святого Духа, пришествие Которого мы только что праздновали в течение двух дней (в воскресенье и в понедельник) и в честь семи даров Святого Духа. Вся эта седмица посвящена прославлению Святого Духа, как Пасхальная седмица посвящена прославлению воскресения Сына Божия. Равным образом разрешение поста установлено и в честь всей Святой Троицы. Церковный писатель и канонист начала ХIII века Иоанн, епископ Китрский, в 26 правиле пишет: "Разрешаем пост на седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый равночестен Отцу и Сыну, и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания".

НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕт —
ВСЕХ СВЯТЫХ

"В Неделю, следующую за Пятидесятницей, — говорится в Синаксаре на эту Неделю, — Православная Церковь совершает праздник Всех святых, которые есть благодатный плод Святого Духа. Святые Отцы установили совершать его по сошествии Святого Духа с тем намерением, чтобы показать нам те плоды, какие принесло через Апостолов пришествие Святого Духа, как оно освятило соестественных нам человеков, умудрило их, возвысило на степень Ангелов и привело к Богу: одних увенчивая за подвиги мученичества, других — за добродетельную жизнь. Человеческое естество в лице всех святых, прославившихся различным образом, приносит ныне Богу как бы некие начатки свои". Этим праздником, кроме того, восполняется чествование и прославление и тех святых Божиих, которым по причине многочисленности и неизвестности не установлены особые празднования. Об этом говорит нам величание в Неделю Всех святых, которое поется только на бдении в храме Всех святых: "Величаем вас, апостоли, мученицы, пророцы и все святии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа, Бога нашего".

При установлении праздника в честь Всех святых Церковь имела в виду и святых будущих, чтобы почитать вместе всех святых — явленных и не явленных, всех прежде бывших и будущих. И наконец, святые воспоминаются все в один день, хотя многие из них прославляются и особо, для того чтобы показать, что все они подвизались силою одного Господа Иисуса Христа, все составляют одну Церковь, одушевляемую Святым Духом, и обитают в одном Горнем мире.
В песнопениях Недели Всех святых Церковь, исчисляя различные чины (лики) святых, тем самым напоминает нам о подражании их многоразличным подвигам и добродетелям.

Неделей (воскресеньем) Всех святых заканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное пение Октоиха. Богослужебная книга Октоих употребляется с понедельника после Недели Всех святых до пятой Недели Великого Поста включительно. В период пения Постной Триоди — от Недели Сыропустной и в течение всей Четыредесятницы — Октоих употребляется только по воскресным дням.
С понедельника после Недели Всех святых начинается Петров пост.

НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ —
ПАМЯТЬ ВСЕХ СВЯТЫХ,
В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

На Всероссийском Поместном Соборе" 1917–1918 гг. восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста (в Неделю вторую по Пятидесятнице). Цель праздника — в один определенный день соединиться всем верным чадам Русской Православной Церкви в прославлении угодников Божиих — явленных и не явленных, просиявших на Русской земле.

Все верующие призываются Церковью, поклоняясь их великому подвигу, подражать святым Земли Российской, учиться у них, следовать за ними. Служба русским святым полна глубоких назидательных мыслей. "Один за другим проходят чудные образы русских святых, поразительных в духовной красоте, великих во всех добродетелях. Русские святые, однажды воссиявшие, явились светилами незаходимыми земли нашей, никогда не меркнущими, всегда сияющими ровным светом и являющимися для нас — их потомков — верными помощниками, от Христа нам дарованными, путь спасения нам указующими" (см. светилен по 9 песни).

Служба совершается по особой книге: "Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим", изданной при патриархе Тихоне в 1918 г. и Московской Патриархией в 1946 г. (см. "Богослужебные указания на 1950 год". Ч. 2).
















ПЕТРОВ ПОСТ

Через неделю после Пятидесятницы — с понедельника после Недели Всех святых — начинается пост Апостольский, называемый также Петровым постом, который установлен перед праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). Это пост установлен Церковью для подражания примеру апостолов, которые по принятии даров Святого Духа постом и молитвой приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия (Деян. 13, 2–3), а также чтобы подвигом поста соделать и нас достойными сообщенных нам даров Святого Духа и утвердить в нас эти благодатные дары.

О посте через Неделю после Пятидесятницы упоминается в "Апостольских Постановлениях". Продолжительность поста бывает различной. В зависимости от того, когда случится Пасха, этот пост бывает длиннее или короче. При наибольшей продолжительности этот пост имеет шесть недель;при наименьшей — неделю с одним днем (начало Петрова поста бывает в промежутке от 18 мая до 21 июня ст. ст.).

По определению Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. в Петров, Успенский и Рождественский посты, в дни, не отмеченные в уставе никаким праздником (до службы "на 6" включительно), — поется "Аллилуиа" с поклонами и молитвой святого Ефрема Сирина, как указано в 9 главе Типикона в последовании перед 15 ноября

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь