Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ
Особенности великой вечерни в день Пасхи следующие: Вход с Евангелием. Великий прокимен: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса". "Сподоби, Господи" поется. После стихиры "Воскресение Твое, Христе Спасе" поются стихиры Пасхи. Затем бывает окончание вечерни, как и пасхальной утрени. Диакон произносит: "Премудрость". Священник: "Сый благословен Христос Бог наш". Хор: "Утверди, Боже". Священник: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хор: "И сущим во гробех живот даровав". Священник с крестом в руках творит отпуст: "Христос, воскресый из мертвых". ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ Праздник Пасхи всегда был для христиан самым светлым, всеобщим, продолжительнейшим торжеством. Со времен апостольских праздник христианской Пасхи, подобно Пасхе ветхозаветной (Исх. 12, 14–15), продолжался семь или восемь дней, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. Отцы Церкви и церковные правила (VI Вселенского Собора, правило 66-е) повелевают верующим во всю Светлую седмицу "во святых церквах упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе". Вся эта седмица, называемая Великой или Светлой, есть как бы один великий и светлейший праздник. Поэтому и в богослужебном отношении Пасхальная седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужения (утреня, часы, Литургия и вечерня), в целом, бывают такими же, как и в первый день Пасхи: Царские врата остаются открытыми и после богослужения (начиная со дня Пасхи) в продолжение всей седмицы. Во всю Пасхальную седмицу начало и окончание церковных служб совершаются так же, как и в первый день. Только крестный ход совершается не перед утреней, как это бывает в самый день праздника, а по окончании Литургии. На утрене не читается "Слово огласительное" святого Иоанна Златоуста и не бывает христосования. Стихирына утрене каждого дня поются на разный глас. Литургия совершается точно также, как и в первый день. Прокимен, Апостол, аллилуарий и Евангелие для каждого дня — разные; но Евангелие читается одним только диаконом. Причастен для всех дней один и тот же: "Тело Христово приимите". После Литургии бывает крестный ход вокруг храма и звон в воспоминание святых жен-мироносиц, встретивших Господа по Воскресении. Во время крестного хода вокруг храма обносится и артос. В субботу после Литургии артос разрезается на части и раздается народу . Если в Светлую седмицу, начиная с понедельника, случится праздник великого святого (например, вмч. Георгия — 23 апреля ст.ст.) или храмовый праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяются песнопения в честь святого: стихиры, тропарь, канон и прочее. На вечерне читаются паремии, на утрене поется полиелей, степенны, 1-й антифон 4-го гласа, читается Евангелие и молитва: "Спаси, Боже, люди Твоя". Великого славословия не бывает. На Литургии — Апостол, Евангелие и причастен дню и святому. Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы, именуемого Живоносный ("Живоприемный") Источник. На вечерне и утрене поются особые стихиры в честь Богородицы, на утрене — канон святителя Никифора Каллиста (ХIV в.). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы