Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ — О СЛЕПОМ
В эту Неделю воспоминается, как Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в праздник Кущей и в праздник обновления храма во Иерусалиме (Ин., 7, 2; 10, 22) даровал зрение слепорожденному (Ин. 9, 1–41). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть "Света податель, от Света сый Свет" . Песнопения службы повествуют и о другом чуде — о духовном прозрении слепого, о постепенном возрастании его веры в Господа Иисуса Христа. Песнопения службы Недели о слепом, составленные богодухновенными отцами, проникнуты глубокими мыслями и святыми чувствами. Здесь мы находим и глубокое сострадание к несчастному, для которого с самого рождения был закрыт мир Божий со всей его дивной красотой, и трепетное благоговение перед несказанным всемогуществом Господа, Который отверз очи слепому. Слышится в них скорбь о духовном ослеплении фарисеев, которые даже после такого великого несомненного чуда не прозрели своими духовными очами и продолжали в слепой злобе говорить о Христе: "Не от Бога этот Человек". Служба приводит христианина к осознанию того, что каждый человек подвержен духовной слепоте и омрачил грехом свои душевные очи. "Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме — Свет Пресветлый" . Служба отдания праздника Пасхи совершается подобно службам отдания двунадесятых праздников. В последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и Литургии бывает таким же, как и в Светлую седмицу: священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит начальный возглас и затем поет стихи: "Да воскреснет Бог" и прочее. Но отпуст с Крестом бывает только после Литургии (отпуст после Литургии произносится полный, пасхальный: "Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый" с воспоминанием святого дня). На отдание Пасхи поются также и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. Перед службами — звон торжественный, напоминающий пасхальные дни. На утрене после кафизм поется постоянная для всех дней Святой Пасхи воскресная песнь: "Воскресение Христово видевше". Канонов три: пасхальный, Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. На 9 песни "Честнейшую Херувим" не поем, но поется ирмос 9 песни пасхального канона с припевами, как на Пасху, и после канона — ексапостиларий пасхальный: "Плотию уснув" (дважды), а второй ексапостиларий — из службы Недели о слепом. Часы читаются обычные (трипсалмные), а не пасхальные. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Тропарь, глас 4. Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу. Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни — на небо. "Низшедшее в дольнейшия страны земли естество Адамово, обновив в Себе, Боже, возвел еси днесь превыше всякаго начала и власти; яко бо возлюбив, с Собою спосадил еси; якоже помиловав, соединил еси в Себе; яко соединивый, спострадал еси с ним; яко безтрастен пострадав, и спрославил еси" . По евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознесся на небо и "сел одесную Бога Отца". Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своем виде, как это было до и после Его воскресения, потому что с вознесением Он по Своему человечеству, по Своим телу и душе, стал еще ближе ко Отцу. Господь Иисус Христос воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место равное Богу Отцу по достоинству и силе, что и выражается словами: "сел одесную Отца". По Своем вознесении на небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он уже не видим среди верующих в Него телесными очами, но, по словам кондака праздника, пребывает "никакоже отлучаяся" от нас. Он обещает верующим в Него и любящим Его: "Аз есмь с вами, и никтоже на вы". Своим Вознесением Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови. Вознесение Господа Иисуса Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного, ангельского мира: "Чини ангельстии, Спасе, видевше человеческое естество с Тобою восходящее, удивляеми непрестанно воспеваху Тя" . Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию явилось продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов . Здесь "совершается" — завершается таинство домостроительства нашего спасения, которое совершал Христос, пребывая плотию на земле. "Смотрения таинство совершив" , Господь возносится на небо, "исполнивый <...> Отеческое благоволение". И все сие "великое и предивное" соделал Господь "во спасение душ наших" . "Родился еси, яко Сам восхотел еси; явился еси, яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш; из мертвых воскресл еси, поправ смерть; вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй, и послал еси нам Духа Божественнаго, еже воспевати и славити Твое Божество" . Вознесение Господа Иисуса Христа на небо, являясь прославлением Его Самого по человечеству, есть вместе с тем открытие для всех верующих свободного пути на небо, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как Первенец из мертвых, представив Собой начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. Он "взошел со славою" к Светоначальнику Отцу Своему, "умиротворив всяческая" , избавив от осуждения человечество , разрушив средостение вражды крестом и страстию Своею . "Земля таинственно ликует, и небесная веселия исполняются при вознесении Христа, древле разстоящаяся соединившаго благодатию и Евино преграждение разорившаго" . Все исполняется теперь через Христа Отеческого благоволения и "мира" , и все приводится к единству — и небесные и земные — Начальником спасения Господом и Спасителем . И теперь мы являемся званными "к небесной жизни" силою ходатайства "истощившагося даже до рабия зрака" Христа Господа, нас возвысившего и прославившего . Самым делом все это еще окончательно не совершилось но, несомненно, совершится. Где Глава, там должны быть и члены единого Тела Христова (ср. 1 Кор. 12, 27). Глава — на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда окончательно "совершится" мир через выявление в нем добра и зла и снова явится Христос на земле. По словам Ангелов при вознесении, Судия живых и мертвых "приидет паки имже образом видите Его идуща на небо" , "судити всему миру" . Посему в надежде всеобщего воскресения христиане ожидают "совершения конец" (окончание всего) , по обещанию Господню: "Иду уготовати вам место". |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы