Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПОЛУНОЩНИЦА ПЕРЕД ПАСХАЛЬНОЙ ЗАУТРЕНЕЙ
Эта служба относится еще к пению Постной Триоди. Полунощница начинается заблаговременно — за час или полчаса — до начала заутрени. Перед началом полунощницы все священнослужители совершают входные молитвы. После канона — Трисвятое по "Отче наш"; хор поет тропарь "Егда снизшел еси" (обычным напевом на 2 глас). Затем перед царскими вратами произносится краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и отпуст малый (вне алтаря) "Христос, истинный Бог наш". На этом оканчивается пение Постной Триоди. ПАСХАЛЬНАЯ ЗАУТРЕНЯ Богослужение Воскресению Христову предначинается уже на вечерне в Великую Субботу, но во всей своей торжественности оно раскрывается на пасхальной утрени. Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, дабы встретить Христа вне его, подобно женам-мироносицам, сретившим Воскресшего Господа вне Иерусалима. Перед началом утрени священнослужители облачаются во все священнические одежды. Настоятель, неся в левой руке пасхальные трисвечник с Крестом, а в правой — кадило, совершает вместе с диаконом каждение святого Престола (трижды). После каждения священнослужители поют в алтаре стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити"(3), царские врата и завеса закрыты. При пении стихиры во второй раз отверзается завеса, в третий раз — открываются царские врата, духовенство выходит на солею, а хор подхватывает: "И нас на земли сподоби" . И все идут крестным ходом. Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры "Воскресение Твое, Христе Спасе", крестный ход входит в притвор (или на паперть) и останавливается перед закрытыми западными дверями храма. Трезвон прекращается" . Настоятель с диаконом кадит образа, предстоящих и диакона затем диакон кадит самого настоятеля. После этого настоятель, стоя лицом к Востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно начало утрени (без предварительного возглашения диакона "Благослови, Владыко"): "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков". Хор: "Аминь". Духовенство трижды поет тропарь: "Христос воскресе". Хор трижды повторяет тропарь. Затем духовенство поет стихи: "Да воскреснет Бог", хор после каждого стиха тропарь — "Христос воскресе". После "И ныне" священнослужители поют первую половину тропаря "Христос воскресе", хор допевает: "И сущим во гробех живот даровав". В этот момент открываются церковные двери, и крестный ход при пении тропаря "Христос воскресе" входит в храм. Все входят в храм, ликуя и радуясь, "узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха происходяща" . Настоятель и сослужащие ему входят в алтарь, диакон на солее произносит великую ектению. После великой ектении поется пасхальный канон, исполненный неземной радости — творение великого и боговдохновенного песнотворца преподобного Иоанна Дамаскина (VIII в.) . Начальные слова ирмосов каждой песни запеваются в алтаре, хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. После каждого тропаря песни — припев "Христос воскресе из мертвых". Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением тропаря "Христос воскресе". По уставу канон следует петь на 16, ирмосы на 4 и тропари на 12. После каждой песни и заключительного пения тропаря "Христос воскресе" диакон произносит малую ектению, заключающуюся особым возгласом. Эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в особой книге "Последование во святую и великую Неделю Пасхи и во всю Пасхальную седмицу". После 3-й песни и ектении — ипакои: "Предварившия утро яже о Марии (спутницы Марии), и обретшия камень отвален от гроба" (Прибывшие до рассвета с Марией жены-мироносицы и нашедшие камень отваленным от гроба). После 6-й песни и ектении — кондак "Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне" и икос "Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб" На 8-й песни перед троичным "Отче Вседержителю" поется припев "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе". На 9 песни припев "Христос воскресе из мертвых" не поется, но поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев к ирмосу "Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца". По 9-й песни — ексапостиларий "Плотию уснув, яко мертв" (трижды) — в алтаре и на клиросах. На хвалитех: "Всякое дыхание" (гл. 1) и стихиры воскресны на 4, после которых поются стихиры Пасхи со стихами "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь показася". При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с верующими из-за многолюдства обычно откладывается до конца службы. Затем произносятся две ектении: "Помилуй нас, Боже" и "Исполним утреннюю молитву нашу Господеви". После возгласа "Твое бо есть, еже миловати" диакон возглашает: "Премудрость". Хор: "Благослови". Настоятель: "Сый благословен Христос Бог наш". Хор: "Аминь. Утверди Боже". Настоятель с крестом в руке запевает: "Христос воскресе из мертвых" (вместо: "Слава Тебе, Христе Боже"). Хор допевает: "и сущим во гробех живот даровав". Настоятель с крестом совершает отпуст: "Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш". Такой отпуст творится на всех пасхальных службах. После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, настоятель трижды произносит приветствие: "Христос воскресе", и народ трижды отвечает: "Воистину воскресе". Хор поет тропарь: "Христос воскресе" (трижды). "И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению". Затем хор возглашает многолетие Святейшему Патриарху. ПАСХАЛЬНЫЕ ЧАСЫ Пасхальные часы поются на Пасху и на Светлой седмице. На Пасхальной (Светлой) седмице 1-й час поется после утрени, 3-й и 6-й часы — перед Литургией и 9-й час — перед вечерней. 1-й час. После возгласа: "Благословен Бог наш" хор поет тропарь: "Христос воскресе" (трижды); "Воскресение Христово видевше" (трижды); ипакои: "Предварившия утро яже о Марии"; кондак: "Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне"; тропарь: "Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог"; "Слава": "Яко Живоносец, яко рая краснейший"; "И ныне": "Вышняго освященное Божественное селение, радуйся"; "Господи, помилуй" (40); "Слава, и ныне": "Честнейшую Херувим"; "Именем Господним благослови, отче". Иерей: "Молитвами святых отец наших". Хор: "Аминь. Христос воскресе" (трижды); "Слава, и ныне"; "Господи, помилуй" (3); "Благослови". 3-й и 9-й часы, как и 1-й час, начинаются возгласом священника: "Благословен Бог наш". 6-й и 9-й часы также оканчиваются отпустом . ЛИТУРГИЯ Литургия на Пасху бывает "порану", труда ради бденного, бывшего в продолжение всей пасхальной ночи. Начало Литургии (за исключением Литургийного возгласа) такое же, как и пасхальной утрени. Диакон: "Благослови, Владыко". Священник: "Благословено Царство". Хор: "Аминь". Затем священник перед Престолом, держа в левой руке Крест и трисвечник, а в правой — кадило, и диакон, стоя со свечой на горнем месте, поют трижды тропарь: "Христос воскресе". Хор трижды его повторяет. Возвратившись в алтарь, священнослужители у Престола поют "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хор заканчивает: "И сущим во гробех живот даровав". Далее — мирная ектения и пение праздничных антифонов: "Воскликните Господеви вся земля", в которых вся вселенная призывается в духовной радости воздать славу Господу. Вход с Евангелием. Входный стих: "В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых". После этого хор поет тропарь "Христос воскресе из мертвых", а затем — ипакои "Предварившия утро яже о Марии" и кондак на "Слава, и ныне": "Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне". Вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся". Прокимен: "Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь". Евангелие читается от Иоанна (зач. 1) — о Божестве Христа, Который Воскресением из мертвых явил миру Свою Божественную власть. Евангелие обычно читают несколько священнослужителей на разных языках , в том числе на древних, в ознаменование того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле среди всех народов (ср. Мк. 16, 15). В основании этого обычая лежит и иная цель — чтобы никто из стоящих в храме не остался лишенным благовестия в первый день Святой Пасхи. После чтения на разных языках диакон читает Евангелие на церковно-славянском языке. В конце Литургии вместо обычных песнопений: "Благословен Грядый во Имя Господне", "Да исполнятся уста наша", "Видехом свет истинный" поется (единожды) тропарь: "Христос воскресе из мертвых". После заамвонной молитвы вместо "Буди Имя Господне" и 33 псалма хор поет ("поскору") тропарь: "Христос воскресе" (12). Священник вместо: "Слава Тебе, Христе Боже" поет начало тропаря: "Христос воскресе", хор заканчивает пение. После этого священник творит пасхальный отпуст. Такое окончание Литургии бывает и во всю Светлую седмицу. Отпуст говорит священник с Крестом в руках. По заамвонной молитве освящается артос по особому чину. По окончании Литургии совершается освящение куличей и пасох. После окончания Литургии бывает христосование священнослужителей с народом. Для этого священнослужители выходят перед царские врата: настоятель с Крестом, а прочие становятся по чину справа от него с Евангелием и иконой Воскресения. Верующие лобызают Крест, Евангелие и икону и приветствуют пасхальным приветствием "Христос воскресе" и целованием священнослужителей. Священнослужители отвечают: "Воистину воскресе". Затем христиане лобызают друг друга с пасхальным приветствием. Это приветствие напоминает о радости апостолов при услышанной ими вести о Воскресении Спасителя и служит выражением радости самих верующих, знаком взаимного мира и братской любви. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни, сокрытой в нем; оно напоминает нам о том, что наша новая жизнь возникла в недрах гроба, и эта новая жизнь приобретена Пречистой Кровию Господа Иисуса Христа. Обычай дарить пасхальные яйца по древнему церковному преданию обязан своим началом святой равноапостольной Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: "Христос воскресе". ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ АРТОСА В конце Литургии в день Пасхи, после заамвонной молитвы совершается освящение артоса по особому чину. Артосом (греч. "артос" — хлеб) называется просфора с изображенным на ней Крестом или Воскресением Христовым. Артос в день Пасхи и во всю седмицу находится на аналое в храме (обычно у местной иконы Спасителя) вместе с образом Воскресения Господня. В приходских храмах каждый день Светлой седмицы после Литургии совершается крестный ход вокруг храма. Во время крестного хода с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Пречистой Богородицы, при пении канона Пасхи обычно несут и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезу при пении тропаря. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, после чего он переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В Светлую субботу артос раздробляется и раздается верующим для вкушения прежде принятия обычной пищи. Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Господом, и по Вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для Него, тем представляля Его как бы присутствующим среди них. Артос напоминает нам о том, что Господь Иисус Христос крестной смертью и Воскресением сделался для нас истинным хлебом вечной жизни . Во время окропления брашен святой водой поется пасхальный канон и другие пасхальные песнопения. Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу до Светлой заутрени, то пасхальных песнопений при этом освящении петь не положено — следует петь тропарь Великой Субботы: "Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный". |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы