Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПАСХА — СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ



Ни "камень велий зело", который был привален к двери гроба Христова усердием благообразного Иосифа Аримафейского, ни печать, положенная на камне злобой врагов Христа, ни воинская стража, приставленная ими ко гробу Жизнодавца, — ничто не удержало во гробе Пречистого Тела Господа. О самом моменте преславного Воскресения Христа Спасителя не повествуется во Святом Евангелии. Первыми весть о Воскресении услышали святые жены-мироносицы. Ее возвестил Ангел, седящий у гроба Господня. Явление Ангела, отвалившего камень от двери гроба, сопровождалось землетрясением, которого очень испугались воины, бывшие на страже; они бежали от гроба, но впоследствии свидетельствовали о Воскресении Иисуса Христа перед Его врагами. После этого Господь явился Своей Пречистой Матери (как об этом повествуют церковно-богослужебные книги и Синаксарь на Святую Пасху) и Марии Магдалине, а потом и прочим женам-мироносицам. В тот же день Воскресший Господь явился апостолу Петру, двум апостолам, шедшим в Эммаус, и "дверем затворенныем" (сквозь закрытые двери) одиннадцати апостолам, собравшимся вместе "страха ради иудейска".

В ряду подвижных Господских праздников праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех христианских праздников он есть высочайший, радостнейший и торжественнейший праздник. "Праздников праздник" и "торжество из торжеств", как об этом говорит в слове на Пасху святой Епифаний Кипрский: "Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников". Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великой, отверзающей нам райские двери, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением; призывает к ее торжеству землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо "Христос воста, веселие вечное". Святой Григорий Богослов в своем 45-м слове на Пасху говорит: "Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос востал из мертвых: восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей — восходите и вы; Христос из гроба — освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть. Отлагается ветхий Адам, совершается Новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды".

Светлый праздник Воскресения Христова назван Пасхою. Такое название этот праздник получил по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, был назван от еврейского слова "песах" ("проходить мимо") — для обозначения того события, которое имело место при исходе евреев из египетского рабства. Ангел Господень, губивший первенцев, видя кровь пасхального агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо них и оставлял неприкосновенными еврейских первенцев. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова, наименование Пасха в христианской Церкви получило особый смысл и стало обозначать прохождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в Священных песнопениях Церкви: "Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе победную (песнь) поющия (Ему)" ; "Христос — наша Пасха, Пасха чистительная".

Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершен Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человеческого рода. Воскресение явилось свидетельством и доказательством того, что Иисус Христос есть истинный Бог, наш Господь, Искупитель и Спаситель. Христос умер Своею плотию, но плоть Его была плотию Бога Слова, ипостасно соединенной с Ним во гробе. Христос воскресает, ибо смерть не могла держать в своей власти тело и душу Христа, находившихся в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, в единстве с Тем, Кто по природе Своего Божества есть "Воскресение и Жизнь" .
В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос после смерти сошел во ад — "яко восхотел", ниспровергнул смерть — "яко Бог и Владыка", воскрес тридневен– и с Собою воскресил Адама и весь человеческий род освободил от адовых уз и тления.

В Воскресении Господа Иисуса Христа открылось, что Он есть Истинный Сын Божий ("воскрес яко Бог"), открылась слава Его Божества, находившаяся до этого под покровом уничиженного человеческого естества. Тело Воскресшего Иисуса Христа востало бессмертным и славным, чтобы жить вечно новой, духовной, небесной жизнью. Во Христе совершается великое и спасительное новотворческое действие: Он в Себе Самом обновляет наше естество, подпавшее тлению. Сокрушив врата (твердыню) смерти, Христос показал путь к жизни и открыл дверь бессмертия, Он воскрес как начаток, первенец из мертвых (Кол. 1, 18). Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил воскресение всех, кто востанет из земли во всеобщий день воскресения, как колосья появляются из семян.

Воскресением завершается победа над грехом и его следствием — смертью: "Ныне празднуем смерти умерщвление, ада разрушение, иной жизни — вечной — начало" . Ниспровергнута смерть, отвергнуто, осуждено древнее осуждение смерти ,расторгнуты "нерешимые" дотоле смертные узы ада , мы избавлены от "адова мучительства" . Смерть после Воскресения Христова уже не обладает "благочестно" жившими и умершими , ибо Христос "предразорил державу (власть) смерти Своей смертью и подал жизнь в Воскресении". Смерть! Ты более теперь не владычествуешь над людьми, ибо Владыка Христос разрушил Твою державу .

Христос Воскрес и явился Победителем смерти. Но и после Его Воскресения смерть в человечестве временно еще продолжает собирать свою жатву, как бы переплавляя сосуды нашей души и тела для их воссоздания в день воскресения в новом, обновленном виде. И поскольку плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева, которое должно истлеть в смерти, чтобы дать жизнь колосу . Наше тление в смерти есть путь к нетлению. "Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, праведным судом водрузивый пределы жизни, в нетление от тли приемляй вся усопшия в надежди вечнаго воскресения" . Воскресение Христа не было отменой смерти для душевно-телесной жизни, которая и по воскрешении подлежит смерти, но было воскресением в духовном теле. Христос победил смерть, уничтожил ее власть, освободил нас от закона смерти. Это не значит, что смерть не имеет власти над нашей душевно-телесной жизнью, но как Он действительно умер по плоти и ожил духом, так и мы освобождаемся Им от закона греха и смерти только по закону духа жизни в Нем (ср.: Рим. 8, 2)". "Всех радость Христос, Истина, Свет, Жизнь мира, Воскресение, сущим на земли явися Своею благостию и бысть образ Воскресения (нашего), всем подаяй Божественное оставление" .

Воскресение Христово есть в возможности уже воскресение всех. "Умирают все, которые от Адама, по той причине, что умерли уже в нем: и оживут все о Христе по той причине, что оживлены уже в Нем все. Умирание всех есть явление в действительности того, что в Адаме совершилось в возможности; и оживление всех будет исполнением в действительности того, что во Христе положено в возможности" .

Уже сейчас воскресением жало греховное — смерть — притупилось . Рабство страха смерти побеждается твердым упованием Воскресения . Более того, через Свое Воскресение Христос Спаситель соделал нас победителями смерти . Уже здесь, жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного воскресением бессмертия нашему смертному естеству . "Никто да не убоится смерти — восклицает Златоуст — свободи бо нас Спасова смерть" .

Залогом и надеждой этого славного нашего воскресения и обновления является "светлое, мирорадостное, господоименитое и светоносное" Воскресение Христово , завершившее собой здание домостроительства нашего спасения.
Поэтому такую неподдельную радость испытывает душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Христова Воскресения является предвозвестницей будущего дня "востания" (воскресения) нашего . Это поистине — "Пасха великая", "Пасха, двери райския нам отверзающая" , ибо проходит смерть , является нетление и вечная жизнь. Это — Пасха Божия чистительная, спасительная , "Пасха нетления, — мира спасение" . И совершил это — "Христос Избавитель", "Правды Солнце" , "Христос — Новая Пасха, Жертва Живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира" . "Живоприемное Христово востание" просветило всю вселенную, всю тварь . Христос всю вселенную "озарил Божественными блистаньми Своего Воскресения" . "Ныне вся исполнишася света: небо же и земля, и преисподняя; да празднует убо вся тварь востание Христово, в Немже утверждаемся" .

Весь мир (космос) Воскресением Христовым "утверждается" в надежде полного обновления. Восчувствовать эту радость обновления призывается вся тварь: "Да радуется тварь и процветет яко крин (как лилия), Христос бо от мертвых воста яко Бог" . "Воскресе Христос из мертвых, разрушь смертныя узы: благовести земле радость велию, пойте небеса Божию славу!"

Праздник Пасхи есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в Апостольской Церкви. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания: о страданиях и Воскресении Христа и сообразно с этим посвящала ее празднованию две седмицы: предшествующую дню Воскресения и следующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, Пасха страданий и Пасха воскресная, Пасха воскресения. Первое из этих наименований относилось, главным образом, ко дню смерти Спасителя — Великой Пятнице, а второе — ко дню Воскресения. Сообразно с характером воспоминаний, первая половина праздника чествовалась постом, вторая — торжественной радостью. После первого Вселенского Собора (325 г.) эти наименования вышли из употребления и вошло в употребление теперешнее название — Страстная и Светлая седмицы, а день воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства не везде Пасху праздновали в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах ее праздновали в 14 день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неподобающим праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом она не увенчалась. Два различных обычая существовало до I Вселенского Собора, на котором было постановлено в соответствии с правилами Александрийской Церкви праздновать Пасху повсеместно в первое воскресенье после весеннего полнолуния, в крайних пределах между 22 марта (4 апреля н. ст.) и 25 апреля (8 мая н. ст.), чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской. На VI Вселенском Соборе (692 г.) было устранено другое разногласие: о времени прекращения поста перед Пасхой. Согласно 89 правилу этого Собора прекращать пост необходимо в средние часы ночи после Великой Субботы и тогда же начинать праздновать Пасху.

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА СВЯТОЙ ПАСХИ
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАСХАЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая торжественность, с которой совершается богослужение и в первый день Пасхи, и во всю Светлую седмицу. В соответствии с этим богослужение приобретает следующие особенности:
В храме темные одежды сменяются светлыми.

До начала Пасхального богослужения с вечера в храме читается Книга Деяний святых апостолов, содержащая непреложные свидетельства истины Воскресения Христова.

Перед началом пасхальной заутрени храм по древнему обычаю наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами через Воскресение Христово (для этого в древности в храме поставлялись сосуды с горящим углем и благовонным фимиамом).

В храме во время пасхального богослужения возжигаются все светильники и все находящиеся в храме стоят с зажженными свечами в знак полной радости.
С времен Апостольских Церковь совершает Пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и Новый Израиль бодрствует "в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова", ночь светозарную (полную света), провозвестницу светоносного дня нашего всех воскресения, духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.

Священнослужители на Пасху и на вечерне в день Пасхи совершают богослужение в полном светлом облачении.

Богослужение на Пасху и в продолжение Светлой седмицы совершается при открытых царских вратах в ознаменование того, что Воскресением Господа Иисуса Христа открыто всем Царствие Божие. Царские врата не закрываются даже во время причащения в алтаре священнослужителей, а также тогда, когда в храме нет службы.

Священник на Пасху и в Светлую седмицу совершает начало утрени, Литургии и вечерни, все каждения — с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение со свечой (в левой руке).

Диаконы на Пасху и в Пасхальную седмицу возглашают ектении со свечой (в левой руке); выходят на ектении (и уходят после них) через царские врата.
На пасхальной утрене и утрене всей Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, не поется ни полиелей, ни величание, не читается Евангелие, не поется великое славословие (на Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в случае праздника Благовещения, храмового праздника или дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца).
На Пасху и в Пасхальную седмицу не служится обычным порядком ни вечерня, ни повечерие, ни полунощница, ни часы. Вместо псалмов, входящих в состав этих служб, поются особые стихиры, прославляющие Воскресение Христово и Его победу над адом и смертью (сохраняются только псалмы на "Господи, воззвах" и на хвалитех).

Стихословие кафизм Псалтири во всю Светлую седмицу прекращается.
Выражая преизбыток радости, Святая Церковь совершает все службы почти непрерывающимся пением.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь