Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общее описание средств избавления от препятствий.




Текст упомянутый выше не дал точного пояснения относительно средств избавления от препятствий. Большинство помех принадлежат к сфере тупости и чувственного побуждения. Узнав как устранить их, автоматически узнаем каковы лекарства против остальных препятствий.
Лекарством от чувственного побуждения является успокоение ума через медитацию на непостоянстве. Что касается негодования, лекарством будет избегать думать об объекте обиды. Чтобы противостоять вялости, размышляют о радостных вещах. Тупость устраняют стимулируя дух. Сонливость преодолевается визуализацией света. Решимость – средство от сомнения. Рассмотрение существа наслаждений и вредных последствий чувственных удовольствий становится лекарством от страстного желания. Злонамеренность можно устранить воспитывая любовь и доброе отношение к другим. Все эти средства очень важны. Точно так же, эти же средства следует применять и против пяти видов рассеяния ума. Мадхьянтавибхага говорит о:
Восьми лекарствах от пяти нарушений.
Существует восемь лекарств для избавления от пяти нарушений успокоения и постижения: от лени – (1) вера, (2) убеждённость или серьёзность, (3) старание и (4) совершенная лёгкость. От забывчивости освобождаются благодаря (5) внимательности. Лечение от тупости и чувственного побуждения – это (6) бдительность; от расслабленности – (7) ментальное усилие. От перенапряжения – (8) невозмутимость, коя позволяет уму покоиться в истинном состоянии. Вера, убеждённость и старание – их просто понять. Что касается совершенной лёгкости, Абхидхармасамуччая сообщает:
Что такое состояние совершенной лёгкости29? Это – гибкость, податливость тела и ума, коя усмиряет пагубные тенденции и препятствия.
Вредоносные тенденции тела и ума делают их не контролируемыми. Совершенная лёгкость своей силой избавляет тело от тяжести и других недостатков, кои препятствуют практике добродетели. Благодаря ощущению блаженства совершенная лёгкость делает тело необременительным и контролируемым. Так можно управлять телом. Совершенная лёгкость уничтожает страдание, перемещением фокуса на ментальный объект, вызывающий радость, блаженство и т.д. Так можно контролировать ум. Мастер Стхирамати30 говорит, что овладение телом делает физическую активность лёгкой, а тело – необременительным. Послушный ум – гибок и безмятежен при созерцании. Обладание таким умом позволит избавиться от помех, препятствующих созерцанию. Совершенной лёгкости нельзя добиться на начальной стадии медитации; требуется непрерывное усилие. Сначала достигается лишь небольшая лёгкость. Шравакабхуми сообщает, что достижение совершенной лёгкости ума, сначала, вызывает циркуляцию и распространение жизненного воздуха в теле. Раз это имеет место, медитаторы достигают совершенной лёгкости тела. О природе памяти Абхидхармасамуччая говорит:
Что такое память31? Помнить значит не забывать вещи, с коими ознакомился; её функция – дать осуществиться не рассеиваемой концентрации.
Под памятью подразумевается способность не отвлекаться от знакомого ментального образа. Ум удерживает этот образ ярко, без искажений. Например, часто думая об определённом образе, не забываешь его. Так надо практиковать вначале. Относительно бдительности комментарий на Мадхьянтавибхагу говорит:
Бдительности32 [в ходе медитации] добиваются стараясь не забывать объект концентрации, и в то же время оставаясь полностью внимательным к любым появлениям рассеянности, таким как тупость, чувственное побуждение, или размышление.
С таким потоком осознавания остаются настороже, всё время наблюдая и замечая всякое отвлечение внимания, стоит тому появиться. Это описано в Бодхичарьяватаре:
Когда, постоянно наблюдая, остаются в дверях осознавания, возникает бдительность.
Тот же текст продолжает:
Такое изучение физического и ментального состояний означает именно наблюдение с бдительностью.
Относительно ментального напряжения [мысленного образования33] Абхидхармасамуччая говорит:
Что такое ментальное напряжение? Это ментальная активность, распределённая по всем каналам – хорошим, плохим или нейтральным.
Напряжение, будучи ментальной функцией, активизируется или направляется к трём видам мыслей – хорошим, плохим или нейтральным. В данном случае, это – размышление, пытающееся устранить тупость и чувственное побуждение, коль скоро бдительность обнаружила их. О невозмутимости34, коя устанавливает ум в естественное состояние, Шравакабхуми говорит:
Безмятежность – это такое состояние, в коем ментальный фокус медитации успокоения или постижения естественен и устойчив, причём ум находится в совершенном состоянии, пребывая в своём внутреннем мире, испытывая умиротворение. В таких условиях ум послушен, и им можно управлять не прилагая усилий.
Когда тупость и чувственное побуждение удалены, а постижение и успокоение согласованы, эту гармонию делают устойчивой, высвобождая гнёт напряжения и сохраняя ум послушным. Тот же текст поясняет далее:
Что является признаком невозмутимости? Это – гладкий, ровный уровень воспринимаемого ума, получаемый за счёт ментального сосредоточения или же за счёт поддержания его в отсутствии чрезмерного напряжения. Когда следует способствовать достижению такого равновесия? Когда успокоение и постижение свободны от тупости или чувственного побуждения, тогда достигается невозмутимость.























Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь