Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идентификация истинной природы успокоения и постижения.




Определяя истинную природу успокоения и постижения36, (Самадхинирмочана-сутра) сообщает:
Тот, кто живёт в уединении, ведя ум ко внутренней чистоте, медитирует на ранее проанализированных аспектах реальности. Такое чувствующее существо сознательно устремляет свой ум вглубь, добиваясь состояния успокоения и способности достигать этого состояния так часто как возможно, и тем самым приобретает совершенную лёгкость тела и ума. Сказано, что это состояние есть "пребывание в спокойствии."
Тот же текст говорит:
Получив такого рода лёгкость надлежит оставаться в этом состоянии, отказываясь от всех мыслительных форм, а потом переходить к анализу средоточия созерцательного погружения. "Постижение" – это процесс исследования целиком всего созерцательного погружения, с намерением правильно и в совершенстве разглядеть действительность знания. Оно достигается при помощи упражнений на различение, наблюдение, размышление, благодаря выносливости и стремлению.
Ратнамегха говорит:
Успокоение – это однонаправленная концентрация. Постижение – это аналитический всесторонний охват.
Сутраламкара говорит:
Знайте следующее: сущность дхармы покоится на путях успокоения и постижения. Исследование этих путей порождает постижение.
Этот же текст добавляет:
Ум, покоящийся в своей чистоте, находится в состоянии успокоения. Анализ сего состояния есть постижение.
Мастер Васубандху говорит в комментарии к этому тексту:
Ум, отдыхающий в гармонии во время медитационного погружения, находится в покое. Анализ данного состояния приводит к постижению. Без медитационного погружения не может быть успокоения и постижения. Таково описание этих двух состояний.
В общем, успокоение достигается путём фиксации ума на каком-либо объекте, с тем чтобы удерживать его без рассеяния. Постижение характеризуется как мудрость, анализирующая действительность знания. Успокоение достигается сосредоточением ума на объекте и поддержанием его в этом состоянии до тех пор, пока, в конечном счёте, он не направится в единый поток внимательности и равновесия. Постижение возникает благодаря общему и детальному рассмотрению реальности и систематическому применению интеллектуального различения. Бодхисаттвабхуми сообщает:
Фокусируя ум на его невыразимой сущности и на образах реальности, поддерживают осознавание, свободным от суждений и рассеяния. Наслаждаясь любыми ментальными образами, фокусируют ум на отметине внутреннего погружения, поддерживают его и устремляют в поток внимательности и спокойствия. Благодаря этим методам добиваются состояния успокоения, свободного от суждений и рассеяния. Когда распознают все образы медитации, начиная с фиксации ума на знаках внутреннего медитационного транса и поддержания погружения, и кончая интенсивным сведением его в единый поток и достижением медитационного транса, такое состояние называется успокоением.
Тот же текст продолжает:
Что такое постижение? Постижение достигается, когда медитатор, добившийся успокоения, теперь созерцает различные стороны ума и правильно и в совершенстве анализирует его обусловленную и не обусловленную реальности. Он таким образом обретает умение применять мудрость и исследовать.
Что касается ментальных образов успокоения и постижения, успокоение – вне концепций37. Оно просто фокусируется на каком-либо данном объекте в отсутствии двойственности. Постижение есть возвышенное восприятие, исследующее природу ума.
Самадхинирмочана-сутра сообщает:
Майтрея: О Просветлённый Победитель38, как много существует форм успокоения?
Будда: Есть только одна, и она – вне концепций.
Майтрея: Сколько существует восприятий постижения?
Будда: Только одно, и оно – понятийное восприятие.
Майтрея: Как много восприятий и успокоения и постижения?
Будда: Есть восприятие пространства феноменального мира [успокоение] и есть достижение медитационной цели [постижение].
Праджняпарамитападеша комментирует:
Успокоение – это не понятийное восприятие феноменов, кое не рассматривает ни их пространства ни их точной природы. Постижение – это понятийное восприятие феноменов, рассматривающее их пространство и точную природу.
Второй трактат Бхаванакрамы добавляет:
Успокоение так называется потому, что, усмирив рассеянность, всегда с радостью, естественно и без нарушений фокусируются на внутреннем образе, и вместе с тем сохраняют совершенную лёгкость ума. Постижение изучает природу такого состояния успокоения, пока оно продолжается.
Если это так, то что следует называть успокоением и постижением, когда они не сопровождаются совершенной лёгкостью? Тогда их определяют, как имеющие вид успокоения и постижения. Самадхинирмочана-сутра сообщает:
Майтрея: О Просветлённый Победитель, как мы можем назвать ментальное упражнение бодхисаттвы, который внутренне фокусируется на уме, ещё до того как достиг совершенной лёгкости?
Будда: Майтрея, это не идеальное успокоение, но имеющее вид успокоения, созданное сильным стремлением к успокоению.
Майтрея: Просветлённый Победитель, прежде чем бодхисаттва обрёл совершенную лёгкость, как можно назвать его созерцание восприятий ума, кои он постоянно рассматривает, до тех пор пока не достигнет совершенной лёгкости?
Будда: Майтрея, это постижение не настоящее, но имеющее вид постижения, созданное сильным стремлением.
Подобным же образом, Праджняпарамитаподеша сообщает:
Бадхисаттва, живущий в уединении и созерцании, отказывается от концепций и беспрестанно медитирует на восприятиях ума. Такая медитация имеет вид успокоения. Настоящее успокоение получается только, когда бодхисаттва достигает состояния совершенной лёгкости тела и ума.
Праджняпарамитаподеша продолжает:
Достигнув совершенной лёгкости, бодхисаттва поддерживает это состояние и с сильным стремлением анализирует свои восприятия существа реальности, кою он рассмотрел. Пока нет переживания совершенной лёгкости, такая медитация остаётся только поверхностной; но стоит ему достичь этой лёгкости, возникает постижение.
Как достичь совершенного пути успокоения и постижения? Сказано, что успокоение достигается, когда удалены вялость и сонливость, между тем как постижение достигается, когда удалены чувственное побуждение и негодование. Самадхинирмочана-сутра говорит:
Майтрея: О Просветлённый Победитель, когда достигается совершенный путь успокоения?
Будда: Майтрея, тогда, когда полностью устраняют вялость и сонливость.
Майтрея: О Просветлённый Победитель, когда достигается совершенное постижение?
Будда: Майтрея, тогда, когда полностью устраняют чувственное побуждение и негодование.














































Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь