Изложение системы трёх и четырёх мудр.
Калачакра-тантра сообщает:
Побуждаемые критической решимостью, расторгают связь с супругой (кармамудра) и воздерживаются от внутренней супруги проявленного осознавания (джнянамудра). Концентрируясь на высшем и неизменном, медитируют на махамудре.
И продолжает:
По мере того как тесный союз с супругой и восхитительное применение внутренней супруги проявленного осознавания объединяются с печатью великой матери112 в одно состояние, всё больше будет возникать неизменное блаженство.
Падмаваджра в Гухьясиддхи советует:
Супруга преобразования беспорядочна и неискренна. Такова и внутренняя супруга проявленного осознавания. Оставь их, что переполнены различением, и медитируй на махамудре.
Манджушри, в своём Таве Допа Дортенпа, говорит:
Сумасшедшая и злая – это супруга; внутренняя супруга проявленного осознавания – то же самое. Оставь их в двойственном мире и практикуй махамудру.
Три формы великой печати таковы: супруга, внутренняя супруга проявленного осознавания и махамудра, что находится в соответствии с некоторыми высказываниями великих мудрецов. Три печати также упоминаются в четвёртой главе Прадиподдьотаны:
Три печати суть феномены, знак восприятия и великая печать (махамудра).
Четыре печати упоминаются в экзегетической тантре, Ваджрамале:
Так говорил неразрушимый Просветлённый Победитель: Бывают разные мудры, – мудра феноменов, мудра внутренней супруги проявленного осознавания113, мудра духовного обязательства, и великая печать. Запомните их в соответствующем порядке.
Чандрагухьятилака утверждает:
Первая – печать феноменов, вторая – печать духовного обязательства, третья – великая печать, и четвёртая – печать внутренней супруги проявленного осознавания.
Джнянагарбха-тантра ссылается на четыре деления великой печати: супруги, печати духовного обязательства, внутренней супруги проявленного осознавания и печать феноменов. В комментариях Гарап Дордже на Сангье Ньямджор (Буддасамайога) даны те же четыре: великая печать, печать духовного обязательства, печать феноменов и печать супруги. Мастер Абхаякара, в своём комментарии на Буддхакапалу, перечисляет следующие мудры: мудра визуализируемого преобразования, внутреннего совершенствования и конечного достижения114. Каждая из них далее делится на четыре: печать супруги, печать феноменов, великую печать и печать духовного обязательства. Все четыре печати упоминаются Наропой в его комментарии на Хеваджра-тантру: они суть супруга, внутренняя супруга проявленного осознавания, великая печать и духовное обязательство. Каждая из них необходима: первая, как условие для восприятия сияющего осознавания [потока-существа], вторая как созерцание, третья, как внутренняя реализация, и четвёртая, как укрепление неослабной реализации. Майтрипа в Чатурмудранишчае также упоминает четыре мудры. Их перечисление в различных порядках и их идентификации содержатся в трактатах великих мудрецов. Относительно этого один [учитель]115 утверждает:
Какими бы ни были великие печати Наропы и Майтрипы, они суть печать супруги, печать феноменов, печать духовного обязательства и великая печать. Таковыми они были изложены в тантрах, с которыми они [мудрецы] были согласны.
Это утверждение основано на слишком простом допущении, ведь четыре печати, на которые ссылаются два великих святых в эзотерических текстах, содержат и иные порядки и идентификации. Он в этом не удостоверился. Очевидно он не видел других текстов двух святых о предельном смысле великой печати [нитартха махамудра]. Их разъяснение четырёх печатей содержит другой порядок и идентификацию. Цитата критика не согласуется с ними. Его заявление, если в него в думаться, в неявном виде предполагает, что эти два святых не составляли иных отдельных текстов по нитартхе махамудре помимо разъяснения четырёх печатей в соответствии с тантрическими трактатами. Такое утверждение совершенно неприемлемо. Не смотря на свои интеллектуальные достижения, которые охватывали океан сутр и тантр, Наропа был неудовлетворён достигнутым. Он присоединился к Тилопе. В течении того периода, когда учитель подверг его двенадцати смертельным испытаниям, Наропа реализовал секретные устные поучения о квинтэссенции великой печати. Сказано, что это привело его к освобождению, не зависимо от эзотерического пути тантры. Если бы Наропа и Майтрипа разъяснили только четыре вида мудры воплощённые в тантрических трактатах, как указывается этим критиком, Наропа не был бы автором трактатов по махамудре, таких как Чакчен Тсикдю, Еше Селдже, и Дристисамксепта. Кроме того, есть мистические песни Тилопы [доха] и его тексты по махамудре, например, Махамудраподеша найденная в Ганге. Подобно этому, Майтрипа не был бы автором мистических песен и таких текстов по махамудре, как Чакчен Тсикдю, а также других. Кроме того, тексты по квинтэссенции великой печати он расширил включив мистические песни великого Сарахи и меньшего Сарахи116. Майтрипа также не был удовлетворён искусными знаниями сутр и тантр, он последовал за [учителем мистики] Шаваришварой и получил просветляющие наставления по квинтэссенции великой печати, которые не были основаны на тантричеких учениях. Майтрипа затем достиг духовного освобождения. Если этот критик допускает, что Наропа и Майтрипа являются авторами указанных текстов по махамудре, он противоречит себе, поскольку заявляет, что махамудра принимаемая Наропой и Майтрипой [состоит из четырёх печатей]. [Это неявно исключает их авторство остальных текстов по махамудре.]