Метод поддержания медитации посредством внимательности после погружения.
Как сохранить добродетельную практику используя внимательность? Это делается так же, как опытный пастух следит за скотом. Не сгоняя в кучу и не бегая за каждым животным, он держит их всех под наблюдением, позволяя свободно пастись, пусть даже некоторые и заблуждаются. Подобным же образом медитатор не должен препятствовать развитию мысли или являнию пытаясь подавить или исказить его, стесняя тем самым медитативный ум. Кроме того, медитатору не следует позволять вниманию, обращённому к каждой мысли или явлению терять остроту из-за рассеяния, когда наблюдают объект, и из-за врождённого цепляния к идее принятия или отвержения. Он немедля должен кристаллизовать каждое из шести познавательных проявлений и, в то же время, сохранять точное осознавание его неопределимой природы. Он особым образом должен в невзволнованной и незажатой манере удерживать осознавание того, что каждая развивающаяся мысль – это вибрирующее движение присущей пустоты, и каждое явление – манифестация имманентной пустоты. Дже Готсангпа советует:
Всякий раз, когда возникает мысль, крепче хватай её, отпускай её в естественное ей состояние; и без сомнения достигнешь внутреннего освобождения! Следи за внешней видимостью проницательно, она – иллюзия как и сам ум; фокусируй ум на том, что появляется, не цепляясь. Пусть раскручивается промежуточное сознание, оно струится как поток воздуха лишённый субстанции. Пусть в этом потоке не останется цепляния. Всё это называется – мысли, возникающие как медитация, таково постижение внутреннего тождества, где нет ни утверждения ни отрицания. Не существует иной медитации отличной от того, чтобы оставаться таким нерассеянным. Не покидай немедитативное состояние.
Такое сжатое объяснение просто понять. По мере того, как начинающие пробуют поддерживать связное внимание к четверичному ежедневному поведению254, они первоначально обнаружат, что часто рассеяны. Однако благодаря объединённой силе интенсивной внимательности в медитационном погружении и поддерживаемой внимательности после погружения, они не только будут внимательны, но в своё время перестанут отвлекаться от ясности и пустотности мыслей и от ясности и пустотности явлений и пустоты. Если им постоянно не везёт добиться такого переживания, то значит, что вопреки своему притязанию они по-прежнему не устранили преувелечения и клеветы по отношению к совозникающему с умом мышлению и видимости. Поэтому им следует в состоянии погружения вызвать мысль или воспринять чувственное явление и всеми способами исследовать их с точки зрения происхождения, течения и движения, а также присущей им природы. Рассматривая так каждую мысль и каждое явление, им надо удерживать ровное состояние погружения, как делалось прежде. Сараха учит:
Все эмпирически установленные вещи лишены всякой сущности; также нет и концептуального обозначения в отстутствии взаимодействия причин и условий. Когда понимаешь самораскрытую природу присущей реальности, осознаёшь, что она находится по ту сторону зрительных, слуховых и прочих способностей чувств, ибо она лишена какой бы то ни было самоприроды.
Пойми, что двойственные проявления себя и других суть монистическая реальность. Полностью осознавай это не отвлекаясь, но отбрось цепляние, чтобы не вовлекать ум в страдание. Реализуй покой лишённый любой привязанности.
Шавари говорит:
Все реки, Ганг и остальные, приобретают один вкус в солёном океане. Пойми, что различающий ум, ментальные события, все становятся одного вкуса в пространстве внутренней реальности.
Вирупа заключает:
Таким образом вся видимость и существование обусловленных феноменов лишены сущности. Они – просто миниатюры, символы, или обозначения.