Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хорошо известные методы успокоения ума.




Дже Гампопа в Тсокчо упоминает четыре разновидности:
Наблюдая присущую уму природу, следует (1) ослабить его, (2) дать находиться в его исконной природе, (3) удерживать его в приятном состоянии, и (4) позволить покоиться в расслабленном виде.
(1) "Ослабить ум" относится к очень эффективному методу расслабления, знание которого даёт возможность удалить предположения и сомнения касательно способа существования и неизменной природы ума. Дже Гампопа разъясняет это таким образом:
Наилучшее расслабление означает наилучшую медитацию; среднее расслабление означает среднюю медитацию; тогда как плохое расслабление означает плохую медитацию.
Почему это так? Когда ум полностью расслаблен, какими бы ни были воспринимаемая форма или способ существования, он, не попуская вмешательства привязанности [или беспокойства], при каждом чувственном сознании [автоматически] умиротворяется сам, и рассветает неразличающее осознавание с присущей ему ясностью. Такое осознавание нерождённой [пустоты] с силой [присущей ясности] представляет собой нераздельный союз успокоения и постижения, а также совозникновение ума и присущей ему природы. Шанг, великий реализовавшийся, сообщает:
После ослабления ментального сознания при релаксации, возникают ощущения ясности и неразличения, вроде простора чистого неба. Так показывается сияющая ясность дхармакаи.
Сараха учит:
Ум связанный напряжением без сомнения обретёт самоосвобождение за счёт расслабления.
Он также говорит:
Когда ум под гнётом, он подпадает в зависимость; если он раскрыт, искажения прояснятся сами собой, ведь то, что сковывает невежественных людей, освобождает мыслящих людей.
Тилопа соглашается:
Ослабь ум в неизменяемой простоте; с ослаблением пут, без сомнения приходит самораскрытие.
И продолжает:
Как простор космоса, ум [в присущей ему природе] превосходит интеллект. Пусть он покоится в своей расслабленной природе, не руководимый и не направляемый, ибо ум лишённый фокуса воздействия представляет собой махамудру; углубляя тесную связь с ним, достигают высочайшего просветления.
Вышеупомянутий термин, (2) "пусть он находится в своей исконной природе [сома]", означает плавное приведение ума в его первозданное состояние, и подразумевает, что медитатор должен просто дать уму покоиться в присущем уму совозникновении. Это его неопределяемая природа превозданной простоты, что была опознана [в процессе инициации] благодаря гуру. Она вроде внутренней природы золота, которая с самого начала своего существования сохранялась неизменной во всех процессах очистки таких, например, как плавка, и т.п. Некоторые [тексты] говорят о том же самом термине [исконной природы] как о решительном без колебаний успокоении ума, по аналогии с тем как голубь возвращается в своё гнездо. Другие ссылаются на него как на поддержание ума в неизменяемом состоянии. Сараха поясняет:
Для того чтобы созерцать внутреннюю действительность, не имеющую ни какого корня, её извлекают посредством сущностных наставлений своего гуру.
Далее он продолжает:
Медитировать на невообразимом осознавании значит медитировать на тотальной реализации.
Шавари поддерживает:
Когда располагают совершенным пониманием внутренней простоты ума, получают то, что осознал обитатель горы.
Вирупа:
То, что сразу совозникает с умом, что нельзя обнаружить другими средствами, есть махамудра, неотъемлемая пустота и простота, когда она обозначена через понятия.
Фраза (3) "удерживай его в приятном состоянии" подразумевает возможность постоянной природы или способа существования ума оставаться в довольстве или точно как есть. Если он скован направляемым фокусом или сильным желанием, ум станет неподатливым, вроде заключённого, взволнованного мыслями о побеге, зато вновь обретающему равновесие, стоит ему оказаться на свободе. Так и с умом. Сараха объясняет:
Те, кто закованы в кандалы, пробуют разбежаться на десять сторон. Но когда они отпущены, то сохраняют спокойствие и твёрдость. Мне кажется, что вернуть их обратно, всё равно что повернуть назад верблюда.
Этот пример одинаков [шести методам Тилопы], о которых уже говорилось как об "отпускании ума в его естественное состояние". Фраза (4) "пусть он расслабленно покоится" значит дать ему спокойно находиться не будучи скованным кабалой утверждения или отрицания, реальности или нереальности, добра или зла, и привязанностью или цеплянием. Как сено лежит небрежно на земле, когда не связано, так и несвязанный ум остаётся расслабленным. Сараха умоляет:
Откжись от привязанности, сковывающей тебя.
И далее он советует:
Субстанция и несубстанция закабаляют ум, не давая ему добиться состояния высшего достижения [сугаты]; вместо того, чтобы раздваивать, актуализируй одинаковость сансары. О йогин, пребывай сосредоточенно в нетронутой простоте ума!
Дже Гампопа описывает присущую уму реальность тремя терминами: исконная, неизменяемая, и расслабленная. В неизменяемом состоянии она тождественна уму в его естественном виде. Сохраняя ум неизменным, даже когда тот расстроен каким-либо враждебным обстоятельством, его возбуждённая форма спокойно раскроется внутренней простотой и спонтанным осуществлением. Такой ясный ум, свободный от дуалистического прилипания, похож на ум младенца. Шавари описывает:
Обыкновенное осознавание – просто по своему выражению. Пусть оно остаётся неиспорченным какими бы то ни было надуманными идеями и образами, ведь внутренней чистоте ума не нужна никакая модификация.
И он подчёркивает:
Не сдерживай дыхание и не сковывай ум, пусть неизменяемое осознавание будет как у младенца.
Майтрипа говорит:
Неизменяемый и простой ум – это дхармакая. Внутреннюю чистоту нельзя актуализировать средствами меняющегося интеллекта, посему отпусти ум в высшем спокойствии.
Он продолжает:
Видоизменённый образ действия тела и ума не даёт медитации. Медитация – это приведение ума в нерассеиваемое состояние. В самом деле, ему не мешают противоядия для равновесия или от неравновесия.








































Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь