Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тако воспою имени Твоему во веки.



[390] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[391] Енон – местность к северу Иорданской долины, близ Скифополя (ныне Бейт-Шеан, север Израиля, у озера Кинерет). Существовала еще и другая местность, которой приписывалось это наименование, находится южнее, на левом берегу Иордана, напротив Иерихона (то есть, в Иордании).

[392] Парфия — в древности территория, расположенная к юго-востоку от Каспийского моря. С VI в. до н. э., до завоевания её Александром Македонским, Парфия числилась одной из сатрапий державы Ахеменидов, затем входила в состав государства Селевкидов, а с 250 года до н. э. по 227 год н. э на территории Парфии существовало Парфянское царство. По мере того, как приходило в упадок государство Селевкидов, сама Парфия крепла и расширялась. В период своего наибольшего расцвета Парфянское царство простиралось от Вавилонии через Иран до долины Инда. Парфянское царство прекратило своё существование ок. 227 года, когда возникло государство Сасанидов[1]. Парфия в общих чертах соотносится с северо-восточным Ираном и с Южной Туркменией.

[393] Ченнаи, также Ченнай[3] (до 1996 года — Мадра́с; там. சென்னை, англ. Chennai) — город на юге Индии, административный центр штата Тамилнад.

[394] Мизия (др.-греч. Μυσία, лат. Mysia) — в древности — область в Малой Азии, на территории современной Турции. Занимала всю северо-западную часть полуострова, между Пропонтидой (Мраморное море) и Геллеспонтом (пролив Дарданеллы) на севере, Эгейским морем на западе, Лидией  на юге, Фригией и Вифинией на востоке. Считалась владением мифического родоначальника Атталидов героя Телефа. Это была горная страна с относительно малым числом городов. Название Μυσία, по Страбону, происходит от лидийского названия бука (μυσός), который обильно произрастал в районе мизийского Олимпа.

[395] Иераполь Фригийский (также Иераполис или Гиераполис, тур. Hierapolis, греч. Ἱεράπολις, рус. священный город) — античный город, развалины которого находятся в 17 км от турецкого города Денизли (юго-запад Малой Азии) местонахождения Иераполиса — Памуккале.

[396] Ликаония (греч. Λυκαονία, лат. Lycaonia) — историческая область в Малой Азии, к западу от Каппадокии и к югу от центральной пустыни, покрытая невысокими горными цепями — отрогами писидийско-киликийского Тавра (юг Малой Азии).

[397] Трудно сказать, идет ли речь об Индии настоящей или об «Индии Эфиопской» (как пишется в старых книгах «сия Индия, иже нарицается Эфиопиею»), которая часто подразумевается по «Индией». Даже авторы древности имели на этот счет разное мнение.

[398] Страна простиралась между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата, что в нынешнем Ираке, а также до Средиземноморского побережья Малой Азии на западе, то есть нынешняя Армения – от силы, десятая часть ее исконной территории.

[399] Месопотамия (др.-греч. Μεσοποταμία; араб. الجزيرة‎, Эль-Джезира[1], или араб. ما بين النهرين‎, Ма-Байн-эн-Нахрайн[1]; арам. ܒܝܬ ܢܗܪܝܢ, курд. Naçeman, тур. Mezopotamya) — историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух рек — Тигра и Евфрата, в зоне Плодородного полумесяца; место существования одной из древнейших цивилизаций в истории человечества. В научной литературе встречаются альтернативные обозначения региона — Двуречье и Междуречье, в которые вкладывается различный смысл.

Современные государства, включающие земли Месопотамии, — Ирак, северо-восточная Сирия, периферийно Турция и Иран.

[400] Дара (греч. Δάρας) — важная византийская крепость на севере Месопотамии на границе с империей Сасанидов. Крепость играла большую роль в ирано-византийских войнах в VI в., под её стенами в 530 г. произошло знаменитое сражение при Даре. В настоящее время руины крепости расположены на юго-востоке Турции, на территории деревни Oğuz.

[401] Липари (итал. Isola di Lipari) — вулканический остров в Тирренском море, самый крупный и населенный из архипелага Липарских островов. Остров расположен в 44 километрах к северу от Сицилии.

[402] Мессина – город на северо-западе острова Сицилия, на западном берегу Мессинского пролива, отделяющего остров от материковой Италии (область Калабрия).

[403] Калабрия (итал. Calabria, сиц. Calabbria, Calavria, лат. Brut(t)ium, Calabria) — административная область в Италии. Калабрия расположена в самой южной части Апеннинского полуострова, как говорят иногда образно, «в носке итальянского сапога».

[404] Беневенто, (итал. Benevento, неап. Beneviento, лат. Beneventum) — город в итальянском регионе Кампания, северо-восточнее Неаполя, административный центр одноимённой провинции.

[405] Гиппон-Регий, Гиппон Царский (лат. Hippo Regius, др.-греч. Ἱππών Βασιλικός) — древний город в доримской и римской Африке, порт на берегу Гиппонской бухты Средиземного моря (Hipponensis Sinus), исторический предшественник современной Аннабы (восточное побережье Алжира)

[406] Ахайя (греч. Αχαΐα, МФА: [axaˈi.a]; др.-греч. Ἀχαΐα, Ахаия[3]; лат. Achaea) — область на северо-западе Пелопоннеса, южного полуострова Балканского полуострова.

[407] Фиваида (греч. Θηβαΐδα Thēbaida, Θηβαΐς Thēbais) — старинное название области в Верхнем Египте (область близ северного побережья Красного моря); термин происходит от греческого названия его столицы Фив. В состав Фиваиды входило тринадцать номов. В правление Птолемеев Фиваида образовала отдельный административный район, центром которого были Фивы. Правителем этой области был стратег, в обязанности которого входило наблюдение за навигацией в Красном море. Во время Римской империи император Диоклетиан создал на основе Фиваиды провинцию, которую охраняли два легиона — I Максимианов и II Надежный Флавиев. Позже Фиваида была поделена на две провинции — Верхнюю и Нижнюю. Название фигурирует в легендах о первых христианских отшельниках.

[408] Сарды (по-лидийски Сфарда, др.-перс. Спарда, др.-греч. α ἱ Σάρδεις, на ионическом наречии Σάρδιες, кратко греч. Σάρδῑς), библейский Сардис (Отк. 1:11; 3:4), — один из великих городов древнего мира, наиболее известный как столица Лидии. Был расположен на западе Малой Азии, близ побережья Эгейского моря,  на золотоносной реке Пактол, у подножия горы Тмол, откуда открывается вся долина реки Герм. Сардийская[1] раннехристианская церковь фигурирует в Откровении Иоанна Богослова как одна из семи церквей Апокалипсиса.

Руины Сард можно видеть в 75 км восточнее современного турецкого города Измира, неподалеку от города Салихлы.

[409] Лидия (др.-греч. Λυδία, тур. Lidya) — в древности страна в Малой Азии, называвшаяся раньше Мэонией, доходившая до Эгейского моря и внутри полуострова занимавшая верхние течения Герма и Каистра, отделённые друг от друга Тмолом. Включала весь запад полуострова с севера до юга.

[410] Раковицкий монастырь (серб. Манастир Раковица) — духовное учреждение Сербской православной церкви. Относится к Белградско-Карловацкой архиепископии. Посвящён архангелам Михаилу и Гавриилу. Расположен в пригороде Белграда. Основан в XIV веке. Первые упоминания в исторических источниках — с XVI века. На протяжении веков несколько раз был разрушен и восстановлен.

[411] Сремски-Карловци (Сремски(е) Карловцы, серб. Сремски Карловци, нем. Karlowitz, хорв. Srijemski Karlovci, венг. Karlóca, тур. Karlofça, рум. Carloviţ) — город в Воеводине, входящей в состав Сербии, в регионе Срем, расположенный на берегу реки Дунай, в 8 км от Нови-Сада.

[412] Монастырь Крушедол (серб. Манастир Крушедол) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы — монастырь Сремской епархии Сербской православной церкви на кряже Фрушка-Гора в общине Ириг Сремского округа Воеводины (север Сербии). Монастырь был построен в период с 1509 по 1516 год Максимом (Бранковичем), в миру Георгий, сыном деспота Стефана Бранковича, при финансовой поддержке господаря Валахии Нягое Басараба. В 1716 году турки сожгли монастырь. С 1722 года и до середины XVIII века проводилась реконструкция обители, придавшая постройкам барочный вид. В 1726 году началось строительство большой колокольни. С 1750 по 1756 год притвор и алтарь монастырской церкви были расписаны художником Иовом Василевичем, а наос — Стефаном Тенецким.

[413] Журнал №14 заседания Священного Синода от 9 марта 2017 года - http://www.patriarchia.ru/db/text/4829826.html

[414] Анастасиополь (греч. Ἀναστασιούπολις) – название византийской крепости Дара (греч. Δάρας) на границе а севере Месопотамии (ныне – юго-восток Турции) на границе с империей Сасанидов, присвоенное после перестройки после 505 года. Позже, после очередной перестройки крепость получила название Новая Юстиниания.

[415] Лавра преподобного Георгия Хозевита. Расположен в Палестине, в Иудейской пустыне, в местности, называемой Нахаль-Прат. В 80-х годах V века здесь был основан монастырь киновиального типа, который сегодня известен как монастырь Георгия Хозевита или Козиба, арабы называют его Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем другого святого, св. Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья. По свидетельствам монаха Антония, жившего в монастыре на рубеже VI-VII веков и оставившего нам жизнеописание Георгия Хозевита, написанное им в 631 году, монастырь как киновия был основан между 480-520 годами египтянином Иоанном, подвизавшимся прежде в Фиванской пустыне, а затем переселившимся в Палестину и прозванным впоследствии Иоанном из Козибы (Хозевитом), а до него в пещерах подвизались 5 сирийских отшельников (их могила находится под церковью свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита или, как ее еще называют, часовни св. первомученика Стефана). Затем преемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь. В 1187 году монастырь разрушается солдатами Цалах эд-Дина и остается в полузаброшенном состоянии до 1878 года, когда здесь поселяется греческий монах Каллиник, который начинает проводить археологические раскопки (в сотрудничестве с Клермоном-Гано) и постепенно восстанавливать монастырь. В 1901 году монастырь был восстановлен , и в 1952 году ко всему этому комплексу, при содействии Иерусалимского патриарха Тимофея I, была пристроена колокольня, о чем свидетельствует надпись на ней.

[416] Галатия – историческая провинция в центральной части Малой Азии с центром в Анкире – нынешняя Анкара, столица Турции.

[417] Лавра преподобного Саввы Освященного (греч. Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου; араб. دير مار سابا‎; ивр. ‏מנזר מר סבא‏‎ — монастырь Мар Саба) — православный греческий мужской монастырь, находящийся на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне, в долине Кедрон, под полным контролем Израиля (зона C)[1]. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви.

[418] Юрьев монастырь[2][3][4][5] (также встречаются варианты Юрьев-Георгиевский монастырь[6], Свято-Юрьев монастырь[7]) — мужской монастырь Русской православной церкви в честь великомученика Георгия, один из древнейших в России, в Средние века духовный центр Новгородской земли [8]. Находится на южной окраине Великого Новгорода на берегу реки Волхов, Юрьевское шоссе, 10. По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году. До 1918 года имел статус 1-классной обители. В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьеве действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставался только один храм — Крестовоздвиженский. В начале 1930-х годов какое-то время богослужения велись в одном из помещений Архимандритского корпуса. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом имени Свердлова. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части и части прибалтийских коллаборационистов, в частности, батальон литовской[10] полиции вермахта. В эти годы здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.

Монашеская община восстановлена в 1995 году.

[419] Кафедральный собор во имя Святой Софии Премудрости Божией в кремле Великого Новгорода Новгородской епархии, древнейший сохранившийся русский православный каменный храм. Первый храм был построен в конце X века (летописи называют или 989 или 992 годы). Он был выстроен из дуба, "о тринадцати верхах," над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской улицы), в том месте где в 1167 году былинный гость Сотко Сытинич построил храм Бориса и Глеба. Первая Софийская церковь находилась вне первых каменных стен Новгородского кремля, возведенных в 1044 году. В 1045 году храм сгорел. Закладка каменного Софийского храма обыкновенно датируется 1045 годом, сразу же после пожара уничтожившего храм-предшественник. Собор заложил благоверный Новгородский князь Владимир Ярославич во время святителя Луки Жидяты. Строительство было завершено в 1050 году, довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тысяч кубометров камня и кирпича. Освящен храм был 14 / 27сентября 1050 или 1052 года. В годы Советской власти Софийский собор входил в структуру Новгородского государственного музея-заповедника. В 1991 году по инициативе патриарха Московского и Всея Руси Алексия II храм был возвращен Новгородской епархии. Патриарх не только подписал акт о передаче собора Русской Православной Церкви, но и лично освятил храм 16 августа 1991 года. С конца 2005 года по октябрь 2008 года была проведена общая реставрация собора.

[420] Емь, ямь (фин. Нämе, Hämäläiset) — прибалтийско-финское племя, с середины 1-го тыс. н. э. жившее во внутренней части Финляндии в районе группы крупных озёр. Основные занятия: охота, лесные промыслы, рыбная ловля и торговля. Археологическими памятниками еми являются каменные могильники с трупосожжениями. Существует версия о том, что емь пришла в центральные районы Финляндии не сразу, а первоначально расселялась между Ладожским озером и Северной Двиной (авторы гипотезы — Шенгрен, Барсов). Также в первой половине XX века велись дискуссии об автохтонном населении Карельского перешейка, в которых высказывались версии, что Карельский перешеек и Ингерманландия (Ингерманла́ндия («Ингрия, Ижора, Ижорская земля»; швед. Ingermanland; фин. Inkeri, Inkerinmaa; эст. Ingeri, Ingerimaa; др.-рус. Ижера, Ижерская земля) — этнокультурная и историческая область на северо-западе современной России. Располагается по берегам Невы, ограничивается Финским заливом, рекой Нарвой, Чудским озером на западе и Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами на востоке. Её границей с Карелией считаются реки Сестра и Смородинка) были местом первоначального расселения еми, откуда они были вытеснены корелой. Отчасти в пользу версии о более широком распространении еми в древние времена может служить факт расположения в начале 2-го тысячелетия н. э. небольшого племени ямь в западной Ингрии, в ареале обитания которого была основана крепость Ям.

В «Повести временных лет» емь упоминается в числе данников Руси, по-видимому, это связано с событиями 1040 года, когда Новгородский князь Владимир Ярославич ходил на емь и покорил её. В XI—XII веках емь платила дань Новгородской республике, а с середины XIII века была покорена шведами (шведское название еми — тавасты). В течение XIII века емь совершает несколько набегов на новгородские земли, в основном неудачных, и после этого в летописях не упоминается. Позже емь вместе с сумью и западными карельскими племенами образовала финскую народность.

[421] Финно-угорские народы Севера. Причем, это не обязательно русское прозвище этих народов – в XIX веке часть коми именовали похожим словом своих еще некрещеных предков. Есть предположение, что в ряде источников этим словом именуют, например, предков нынешних эстонцев. Также в России до 1917 года этим словом именовали малый народ в Карелии – вепсов, также финно-угорский народ. Предполагается также, что этим словом могли именовать водь (ваддялайн), ныне исчезающий народ (исчезает не сам народ, а его язык), чьим местом жительства является Кингисеппский район (на границе с Эстонией) Ленинградской области России. Существуют также группы населения, называющие себя «чудью» в Пинежском районе Архангельской области. Одна из версий происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным». Иногда так называют мифологический персонаж, близкий по значению к европейским феям (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов).

[422] Ныне – город Переяславль-Хмельницкий в Киевской области Украины.

[423] Нынешний город Тарту в Эстонии.

[424] Пишпек – ныне Бишкек – столица Кыргызстана.

[425] Пржевальск – основанный в 1869 году русскими военными город, находящийся на востоке нынешнего Кыргызстана, близ восточного побережья озера Иссык-Куль. В 1922 – 1939 годы город переименован в Каракол. В 1939 году было возвращено исконное название. С 1992 года – он опять переименован в Каракол.

[426] Ныне город Есик Энбекши-Казахского района Алма-Атинской области

[427] Ныне село Россасно Дубровенского района Витебской области.

[428] Волостной старшина - выборное старшее должностное лицо волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи.

[429] Сообщение Новиковой Елены Вадимовны, внучки мч. Димитрия Власенкова, от 12 августа 2011.

[430] УКГБ РБ по Витебской обл. Д. 23535-П, л. 67.

[431] УКГБ РБ по Витебской обл. Д. 23535-П, л. 112 об-113.

[432] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[433] Проскомидия - (греч. приносить) - первая часть литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов. Хлеб, употребляется дрожжевой ("квасный") пшеничный, вино - красное, виноградное, разбавленное водой. Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается агнец, из второй - частица в память Богородицы, из третьей - девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии - Иоанна Златоуста или Василия Великого, из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой - в память умерших) и неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы в поминовение живых и усопших. Простые просфоры подаются верующими со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии.

[434] Любопытною десницею/ жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже,/ созаключенным бо дверем яко вшел еси,/ с прочими апостолы вопияше Тебе:// Господь еси и Бог мой.

[435] На самом деле в книге Исход диалог Моисея с Богом звучит несколько иначе: «2И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.  3Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!

5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.  6И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.  7И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его 8и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев.  9И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. 10Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.  11Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону [царю Египетскому] и вывести из Египта сынов Израилевых? 12И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.  13И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?

14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.  15И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.» А упомянутые Владыкой Феогностом слова говорил Ангел Господень в ответ на вопрос Маноя – отца Самсона. Когда Манной спрашивает Ангела о его имени, он и говорит: «Что ты спрашиваешь об имени моем? Оно чудно». Об этом можно прочитать в книге Судей Израилевых (13 Глава).

[436] Имя Георгий греческое - др.-греч. Γεώργιος («Георгиос») — «земледелец»

[437]Диоклетиан - Кай - Аврелий - Валерий, римский император.

Родился в Далмации, был простым солдатом, однако выдвинулся, и был избран императором в 284 году. Разделив империю на 4 части, поселился в Никомидии. Первое время проявил себя справедливым и добрым правителем. Под влиянием одного из своих соправителей, Галерия, возобновил жестокое гонение на христиан, издав 4 эдикта, запрещавшие христианам совершать богослужения, иметь храмы, приказывавшие сжечь святые книги, заставлявшие христиан приносить жертву языческим богам, под угрозой лишения должности и жизни, наконец, все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Умер Диоклетиан в 313 году.

[438] Комиты (Comites — «спутники») — так назывались у римлян: во время республики частные и официальные лица, составлявшие свиту проконсула или губернатора провинции, обычай, сохранившийся и при императорах; те из друзей императора (amici Augusti), которые сопровождали его во время путешествий, получали содержание и составляли его совет (comites Augusti); после преобразований Константина Великого, название комиты стало почетным титулом для некоторых лиц и должностей; в созданной им иерархической лестнице было три степени комитов; титул этот распространился постепенно на многих должностных лиц, прежде носивших названия препозитов, магистров, прокураторов и префектов.

[439] Никомидия (греч. Νικομήδεια, ныне Измит, İzmit, с советских времен в отечественных текстах названия намеренно искажено на «Никомедия», вопреки, кстати, греческому звучанию, дабы не быть сходными со старинными христианскими текстами) — древний город в Малой Азии, центр области Вифиния. Располагался на подступах к Константинополю на берегу Мраморного моря.

[440] Существует предание, которое утверждает, что это все-таки не так, и что выжив, она жила, прося милостыню….

[441] Иоппия – греческое название древнего израильского города Яффа — одного из главных портов древнего Израиля и одного из древнейших непрерывно населённых городов мира. Именно сюда приходили корабли с паломниками, которые направлялись в Иерусалим. В настоящее время объединена с Тель-Авивом в единый город Тель-Авив — Яффа.

[442] Лидда (второе название –Георгиополь), ныне носит название Лод (ивр. ‏לוֹד‏‎‎‎, араб. 'اَلْلُدّْ‎‎) — древний город в нынешнем Израиле, расположенный в 20 км юго-восточнее Тель-Авива. В память о погребении здесь великомученика и Победоносца Георгия город до арабского названия носил греческое название Георгиополь. Ныне это центр национальной аэрокосмической индустрии; рядом расположен крупнейший в стране аэропорт имени Давида Бен-Гуриона.

[443] Юрьев монастырь[2][3][4][5] (также встречаются варианты Юрьев-Георгиевский монастырь[6], Свято-Юрьев монастырь[7]) — мужской монастырь Русской православной церкви в честь великомученика Георгия, один из древнейших в России, в Средние века духовный центр Новгородской земли. Находится на южной окраине Великого Новгорода на берегу реки Волхов, Юрьевское шоссе, 10. По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году. До 1918 года имел статус 1-классной обители. В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьеве действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставался только один храм — Крестовоздвиженский. В начале 1930-х годов какое-то время богослужения велись в одном из помещений Архимандритского корпуса. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом имени Свердлова. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части и части прибалтийских коллаборационистов, в частности, батальон литовской[10] полиции вермахта. В эти годы здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.

Монашеская община восстановлена в 1995 году.

[444] Киевский Свято-Георгиевский монастырь — один из первых монастырских киевских храмов, построенный в XI веке в честь великомученика Георгия Победоносца — небесного покровителя князя Ярослава Мудрого (его христианское имя Георгий, или Юрий). Первый храм обители был построен в 1037 году. Впоследствии храм и монастырь этот был разорен, притом, о времени и причинах исчезновения его не пишется ни слова. В XVII веке на этом месте был построен новый храм, функционировавший, как приходской. В XVIII веке на его месте был построен новый храм. Он был закрыт в советские годы и полностью уничтожен в 1934 году, вплоть до полного уничтожения его фундамента под предлогом «археологических раскопок».

[445] Собор Святой Софии (Софийский собор) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²)[1] первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII—XVIII веков.

В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем — Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская»[2], одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ века, Кирилловскую церковь ХІІ века и Андреевскую церковь XVIII века в Киеве. Под этим предлогом использование собора, как храма запрещено.

[446] Тиун - управитель от князя, низший судья; а здесь - как надсмотрщик при княжеской отройке.

[447] Ногата - род древнерусской монеты, равнявшейся половине четвертака, т. е. 12,5 коп.

[448] Иларион - первый митрополит на Руси из природных русских. Он избран был самим князем и собором епископов и почтен саном митрополита за свою подвижническую жизнь и учительность; управлял Русскою Церковию с 1051-1054 г. Им написано "Слово о Законе и Благодати", "Исповедание веры", а также сохранились и другие поучительный послания его и слова.

[449] По данным ПСТГУ - в 1867 году.

[450] УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10773, л. 102 об.

[451] УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10773, л. 91 об.

[452] УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10773, л. 131-132.

[453] Кто бог велий яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса.

Стих 1: Сказал еси в людех силу Твою.

Стих 2: И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго.

Стих 3: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя.

[454] Ассарий, асс – мелкая римская монета.

[455] Тир — финикийский город, один из древнейших крупных торговых центров. Находился на территории современного Ливана, мухафаза Южный Ливан (крайний юг страны). Современное арабское название — Сур.

[456] Сидон (др.-греч. Σιδών) – древний город на юге Ливана. Также — один из древнейших городов Финикии. Крупнейший торговый центр древнего мира в X — IX веках до н. э. В Библии упомянут как «первенец Ханаана» (Быт. 10:15), брат аморея и хетта. Ныне это арабский город Сайда — третий по величине город Ливана. Расположен на побережье Средиземного моря, в 25 милях к северу от Тира и в 30 милях к югу от Бейрута, столицы Ливана.

[457] Софрониевский монастырь (полное название Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) — православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата, расположенный на горе Чудная в селе Новая Слобода Сумской области. Точная дата создания монастыря и имена его учредителей неизвестны. По преданию, первые монахи поселились на горе Чудная в XI—XIII веках. В «Историко-статистическом описании Софрониевской пустыни» за 1837 год утверждается, что монастырь был основан ещё в эпоху крещения Руси. Также возможно, что его основали греческие монахи, прибывшие с митрополитом Михаилом. По другой же версии, монастырь был основан уже на время прихода на Русь православия в правление князя Владимира (980—1015 годы).

Существует также версия позднего основания Софрониевской пустыни, согласно которой её основали монахи Киево-Печерской лавры, которые оставили Киев из-за нашествия орд монголо-татар, которые в 1240 году почти до основания уничтожили город и его святыни, как об этой трагедии подано в летописи: «И поднялся страх и ужас большой, когда не только киевляне бежали из Киева, но и иноки Феодосиева монастыря» (то есть Киево-Печерской лавры). Известно, что во время правления литовского князя Александра-Ольгерда (1345—1377) на этом месте уже был монастырь, которым управлял архимандрит Филарет. В конце XIV века пустынь получила набеги кочевников-тюрков, которые ограбили и полностью разрушили обитель. Рассказывают, что осенью 1405 года на Чудной горе, над болотом Молче, появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Это место — в 20 верстах (21,33562 км.) к востоку от Путивля, и тогда входило в Путивльскую волость. Местные жители сразу же заметили святыню. Опять же, по некоторым преданиям, её обнаружил бортник. На месте чудесной находки люди поставили небольшую деревянную церковь Пресвятой Богородицы. Со временем у неё начали селиться монахи-отшельники, сооружая неподалёку пещеры на склонах холмов для проживания и постоянных молитв. Впоследствии здесь собственно и возник небольшой монастырь. Его назвали Молчанской Рождества Богородицы пустынью. Однако монастырь, который развивался, в 1592 году был сожжён крымскими татарами. Выжившие монахи в следующем году (по другим данным — только в 1605 году) во главе с игуменом Пафнутием, переселились в Путивль, где преобразовали монастырское подворье в монастырь. Бывшая пустынь перешла во владение нового монастыря, а позже превратилась в его пасеку. Несмотря на частые набеги татар и в дальнейшем, монастырь продолжал существовать и был одним из оплотов православия на землях Речи Посполитой. После игумена Илии Молченская Печерская пустынь стала самостоятельным Путивльским Молченским монастырём. После прихода большевиков к власти было уничтожено, в том числе и большое число православных святынь, памятников изобразительного искусства и литературы, а нередко их авторов и заодно и лиц, оказавших сопротивление действиям по уничтожению культурного и духовного наследия. Не обошли эти события Молченскую Софрониевскую пустынь.

15 февраля 1919 (на Сретение) в монастырь прибыла комиссия Путивльского ревкома с небольшим отрядом красноармейцев, задачей которых было любым способом получить монастырские сокровища. Однако что-то им помешало осуществить свой замысел в этот день, и они решили отложить контрибуцию ценностей на следующий день. А тем временем монахи за ночь смогли спрятать все драгоценности, а один из послушников даже совершил нападение на одного из солдат и пытался отобрать оружие, за что поплатился жизнью. Утром же к стенам монастыря сошлись местные крестьяне, которых позвали монахи, чтобы встать на его защиту. Большевикам пришлось временно отступить от запланированного. Однако уже в начале 1920-х годов советская власть закрыла Софрониевский монастырь. Судьба монахов была трагической: кого выгнали, а некоторых убили или отправили в ссылку. Возрождена обитель в 1999 году.

[458] Молченской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Путивля, женский монастырь Конотопской епархии. По преданию, название монастыря произошло от иконы, которая явилась на болоте Молче. Сам же Путивльский монастырь возник как подворье Софрониево-Молченской мужской обители. Есть сведения, что уже в 1519 году в черте Путивльской крепости находился двухэтажный храм, принадлежавший древней Софрониево-Молченской пустыни и был ее подворьем. B конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Относительно невысокие стены имели три яруса бойниц. Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: “В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля…” В 1591-1593 г.г., после разорения татарами Софрониевой пустыни монастырское подворье в Путивле обращается в самостоятельный мужской монастырь, став оборонным и религиозным центром города Путивля. В начале 1920-х годов монастырь был разорен и разграблен, в огне пожара погибла обширная библиотека и иконостас. Монастырь в 1925 году был упразднен. Братские корпуса, храмы, хозяйственные здания использовались под ремесленное училище, детский дом, склады, затем был завод радиодеталей военно-промышленного комплекса. В 1992 году монастырь был возвращен Церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.

С 1997 года по решению Синода Украинской Православной церкви был изменен статус монастыря, он стал женским.

[459] http://h.ua/story/202801/ со ссылкой на хранящееся в Путивльском краеведческом музее донесение игумена Мануила Святейшему Синоду

[460] Журналы Священного Синода от 7 марта 2018 года. Журнал № 8, http://www.patriarchia.ru/db/text/5158123.html

[461] То самое германское племя, которое мы на манер современного немецкого языка называем «готами», хоть славянская транскрипция больше отражает реальное самоназвание этого вымершего народа (в их языке существовали звуки, аналогичные тому, что дает английское буквосочетание «th» или греческие буквы «δ» и «θ», дающие, соответственно, межзубный звук, несколько напоминающий русское «д» (как в английском «this») и межзубный звук «ф» (как в английском «thing»). В начале нашей эры жили на южном побережье Балтийского моря и по нижней Висле. Передвигаясь с конца II в. на юго-восток, достигли в 1-й половине II в. Северного Причерноморья.

Влияние более высокой культуры скифо-сарматских племён и городов Северного и Западного Причерноморья (захваченных готами около 260) ускорило развитие готских племён. Готы в союзе с другими племенами совершали опустошительные вторжения в пределы Римской империи, вынужденной уступить им Дакию.

В VI в. готы приняли христианство в форме арианской ереси (проповедник Ульфила Готский). Готы делились на остготов (жили в низовьях Днепра) и вестготов (в низовьях Днестра), окончательно обособившихся после того, как гунны в 375 разгромили союз племён во главе с остготским королём Эрманарихом.

[462] Мизия (др.-греч. Μυσία, лат. Mysia) — в древности — область в Малой Азии, на территории современной Турции. Занимала всю северо-западную часть полуострова, между Пропонтидой и Геллеспонтом (пролив Дарданеллы) на севере, Эгейским морем на западе, Лидией на юге, Фригией и Вифинией на востоке. Считалась владением мифического родоначальника Атталидов героя Телефа. Это была горная страна с относительно малым числом городов. Название Μυσία, по Страбону, происходит от лидийского названия бука (μυσός; ср. «Буковина»), который обильно произрастал в районе мизийского Олимпа (ныне — гора Улудаг).

[463] Весьма возможно, что здесь имеет место путаница, ведь Доростол – это славянская транскрипция названия древнего Дуросторума на Дунае, основанного в 106 году нашей эры – ныне город-порт Силистра, расположенный на северо-востоке Болгарии. Мизия, как было написано, это провинция в Малой Азии. Впрочем, такое же название ныне имеет одна из общин в той же Болгарии, но расположена она на западе стране – очень далеко от Силистры. Возможно, имелась в виду Мёзия (лат. Moesia, греч. Μοισία, болг. Мизия, серб. Мезија) — историческая область между Нижним Дунаем и Балканскими горами, населённая фракийскими племенами (мёзы, геты, бессы и др.). В настоящее время территория Мёзии принадлежит в основном Болгарии, некоторые её части — Сербии и Румынии. «Доростол» как раз входил в ее состав…

[464] Сремски-Карловци (Сремски(е) Карловцы, серб. Сремски Карловци, нем. Karlowitz, хорв. Srijemski Karlovci, венг. Karlóca, тур. Karlofça, рум. Carloviţ) — город в Воеводине, входящей в состав Сербии (север страны), в регионе Срем, расположенный на берегу реки Дунай, в 8 км от Нови-Сада.

[465] Кесария Каппадокийская – ныне Кайсери (тур. Kayseri, греч. Καισάρεια/Кесария Каппадокийская) — город в центральной части Турции, административный центр вилайета Кайсери, у северного подножия вулкана Эрджияс. В древние времена был известен как Кесария Каппадокийская, Цезарея, Мазака и Евсевия. Был резиденцией каппадокских царей. Затем, после обращения Каппадокии в римскую провинцию (8 год), переименована Тиберием в Кесарию и служила местом чеканки римских монет в Азии. Была центром распространения христианства. После разделения Каппадокии на провинции при императоре Валенте, Кесария стала столицей Cappadociae primae. В IV веке местную кафедру занимал святитель Василий Великий.

Захвачен турками-сельджуками в 1080 году. В течение более чем 200 лет входил в состав Румского султаната. Присоединён к Османской империи в 1515 году. До геноцида армян[2] город был населён в основном армянами; так, по данным 1813 года армяне составляли более 60 % населения города[2], и в его окрестностях насчитывалось 34 армянских села[2]. Во второй половине XIX в, в Анатолию прибыло значительное количество черкесов, переселившихся с Западного Кавказа (историческая Черкесия), после поражения в Кавказской войне.

[466] Из 16 древних городов под названием Антиохия[1][2] (от имени Антиох, др.-греч. Ἀντίοχος — Противостоящий ) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте (др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Антиохия-на-Дафне, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Антиохия Великая, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции, на границе с Сирией, у Средиземноморского побережья). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. 11:26).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь