Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КОШКА И СОБАКА В РОЛИ ТЕРАПЕВТОВ



Прежде чем представить нашу анималотерапевтическую программу, необходимо поближе позна­комиться с ее главными действующими лицами — собакой и кошкой.

Чтобы глубже понять, почему из разнообразия домашних животных именно эта парочка впущена не только в дом, но и душу человека, обратимся к древним временам. Необычайно интересен путь возникновения и закрепления дружбы и сотрудни­чества между человеком и этими животными.

Существует много представлений и гипотез об одомашнивании собаки (К. Лоренц считает, что это было 50 тысяч лет назад и предок ее — шакал, Ю. Дмитриев склоняется к 20 тысячам лет назад и предком считает волка). Нам нет необходимости полемизировать по этому поводу, важнее понять, как это случилось.

Древний человек был очень беспомощен, пуг­лив и голоден. Подражая повадкам животных, осторожно подкрадываясь к добыче, он мог ос­таться без еды, потратив много времени в засаде. Удача не была частым спутником первобытного охотника, жизнь заставила изобрести лук и стре­лы вместо увесистой, но малоэффективной дуби­ны. Теперь можно было охотиться на расстоянии, но часто раненое животное убегало, оставляя об­радовавшегося было охотника «с носом».

В случае удачной охоты люди тащили добычу к месту стоянки, всласть пировали, а остатки еды, кости, шкуры выбрасывали неподалеку. По ночам на эти «остатки прежней роскоши» стали загля­дывать волки (или шакалы). Люди не считали их грозными зверями, не питались их мясом и поэто­му не возражали против подобной санитарно-гиги­енической чистки. Волки, в свою очередь, не ин­тересовались людьми, а вот подкормка, готовое питание их устраивали. Все чаще и чаще появля­лись незваные гости. Поначалу люди, вероятно, не очень уж радовались этому, но постепенно стали замечать, что, чувствуя приближение дикого зверя, их соседи становились беспокойными, бегали и рычали. Наблюдательный первобытный человек еще не был таким умным и прозорливым, как сейчас, но сообразил что к чему: вой волков — это сигнал опасности, предупреждение о необходи­мости защищаться или бежать что есть мочи. Много веков прошло, прежде чем человек понял, что лучшей кандидатуры на роль сторожа, охран­ника ему не найти.

Не жадничая, он стал специально класть у сво­его жилища куски мяса и кости, и животное все ближе и ближе подходило к человеку, слыша при этом нечто похожее на одобрение и приветствие. Наконец, испытывая чувство благодарности и ощу­щение честно заработанного куска, волк совсем близко подошел к человеку, лизнул его в лицо, заглянул в глаза, как бы спрашивая: «Что от меня требуется?» — познакомился с жилищем и семейством, поиграл с детьми и... на долгие вре­мена стал не только сторожем, но и преданным и верным другом рода человеческого. Полюбив и подчинившись требованиям, командам мужчины-хозяина, собака везде следовала за ним.


Необычайно чуткий нюх и слух, быстрые ноги были по достоинству оценены, собака преследова­ла добычу смело и самостоятельно. Когда «в плен» бралось много буйволов, кабанов, косуль и оленей, кроликов и птиц и не было возможности их бы­стренько съесть, человек загонял их за забор и откармливал «на потом», замечая, что, помимо мяса, некоторые дают молоко, яйца, помогают таскать тяжести — так зарождалось скотоводство (простите, что многовековые процессы описываю так примитивно), а собаке была отведена роль пастуха. Так как людей становилось все больше и больше и жили они в разных местах и условиях, то одни собаки совершенствовались в охотничьем искусстве, другие — в сторожевом, некоторых впу­стили в дом для интерьера и развлечений. Так появились различные породы, отличающиеся по внешнему виду, повадкам, характеру. Сейчас на­считывается свыше 400 пород, и на планете едва ли найдется много животных одного вида, на­столько внешне непохожих друг на друга. Всех их объединяют такие качества, как преданность, вер­ность, сообразительность, самоотверженность.

Оценив по достоинству эти качества собаки, люди во все времена отдавали ей дань уважения и свои симпатии.

У древних людей были священные амулеты и статуэтки собак — хранителей дома, защитников и охотников. В легендах и мифах передавались предания об их подвигах, закреплялся символи­ческий образ этого животного. Древние египтяне изображали на стенах храмов и гробниц божество Анубиса (бога умерших) с собачьей головой, собак бальзамировали и помещали в могилу вместе с хозяином, веря, что в загробном мире это суще­ство будет ему незаменимым помощником.

Мудрые египтяне отметили, что накануне раз­лива священного Нила на горизонте обычно появ­лялась яркая звезда, как бы предупреждая об этом явлении. В сознании людей образовалась связь между божественным предзнаменованием, звездой и собакой, которая своим лаем предупреждает об опасности. Поэтому звезда была названа Сириусом (гончий пес), а собака стала символом бдительно­сти.

Почитали собак и в античном мире. В Древней Греции боги-люди имели помощников-животных: собака помогала богине охоты, дочери Зевса Ар­темиде, богу-покровителю торговли и государствен­ных дел Гермесу, богине мрака и волшебства Ге­кате, богине садовых плодов Помоне.

В Римской империи аристократу по положе­нию необходимо было иметь собак. Их изобража­ли на монетах, доспехах, оружии, так как собачьи войска помогали римлянам одерживать победы. На пышных римских пирах собаки были почетны­ми гостями и свободно доедали оставшиеся на столах яства.


Александр Македонский высоко ценил боевые качества собак и после боев приказывал хоронить их с воинскими почестями.

Собаки помогали английским королям в воен­ных походах, испанским завоевателям покорять коренных жителей Америки, восточным бедуинам-кочевникам гнать стада. На Руси собак почитали и ценили. За кражу этого незаменимого в хозяй­стве животного полагался приличный штраф (на эти деньги можно было купить трех скакунов, или трех коров, или 30 овец!).

Собакам посвящались стихи и поэмы, сказки и художественные произведения, картины и па­мятники.

Тысячелетия идя рядом с человеком, собака настолько сблизилась с ним душевно, что иногда люди даже поражаются ее богатому эмоциональ­ному миру, способности понимать и чувствовать, а ее верность и самоотверженность могут быть примером нравственности и порядочности для некоторых людей.

Поле собачьей деятельности, полезной для че­ловека, огромно: собаки-военнослужащие, собаки-пожарные, собаки-спасатели, собаки-поводыри, собаки-артисты, собаки — помощники ученых и даже... собаки-терапевты!

 

 

А теперь поговорим о еще одном близком че­ловеку существе — домашней кошке.

Появилась она среди людей поздно, около пяти тысячелетий назад. Собака в это время уже вовсю хозяйничала вместе с человеком, воевала, пользовалась уважением и дружбой че­ловека. Ни в Азии, ни в Древней Греции, ни в Риме, ни в Европе о кошке не слышали. А она жила припеваючи в Древнем Египте. У нее были свои храмы, жрецы, свои кладбища, в ее честь устраивались всенародные празднества и гуля­нья, ее символический образ запечатлевался на гробницах, пирамидах, статуях.

 

Соперники египтян по завоеваниям персы, тон­ко уловив их «слабое» место — поклонение кош­кам, — однажды даже выиграли сражение, ко­щунственно привязав к своим щитам кошек. Египтяне в ужасе отшатнулись от яростно вопя­щих священных животных и бежали, не сопро­тивляясь.

 

За что же кошке достался такой почет и ува­жение?

Расцвет земледелия в Египте начался около пятого тысячелетия до нашей эры. Урожая было много, его тщательно хранили в амбарах, охраня­ли. Но на удивление, огромная часть зерна со временем «испарялась». Разбойные нападения и дерзкие ограбления совершали мыши, плодящиеся с неимоверной скоростью. Мышеловок египтяне не имели, вивисекцией не занимались, охота на мы­шей не приносила результатов. И тогда на помощь пришла кошка, став хранительницей амбаров и домашних припасов. Трудясь «не покладая лап», она завоевала звание усердной работницы, ласко­вой подружки, доброго духа семьи.

Кошка становилась предметом роскоши, в хра­мах, древнегреческих дворцах и римских аппар-таментах возлежали на подушках ожиревшие тол­стопузые коты и кошки, переставшие выполнять свои прямые обязанности. С принятием Европой христианства для кошки наступили черные вре­мена, ее обвинили в пособничестве черным дья­вольским силам и колдовству. Фанатики мучили и сжигали кошек на кострах — инквизиторы не могли принять ночной образ жизни, тягу к сво­боде и независимости кошачьего рода. Но мрак кончился, возродился разум и гуманизм, кошек снова стали жаловать, приглашать в богатые дома, холить и любить. О кошках писали трак­таты, многие великие испытывали к ним глубо­кую привязанность: В.Гюго, Э. Золя, Т. Готье, Э. По, М. Твен и многие другие восхищались муд­ростью, изяществом и своенравием маленького животного.

На Руси кошка всегда жила рядом с человеком, была символом достатка и благополучия. Она не была предметом поклонения, не пользовалась по­вышенным вниманием, избежала церковных гоне­ний, занимала в доме достойное место. С нее много спрашивали, но и многое прощали. В пословицах и сказках отражены поверья и приметы, связан­ные с кошкой: «Кот в дом — счастье в нем», «Кота убить — семь лет удачи не видать». В своде русских законов XIV века писали: «А кто собаку убьет или кошку — вины гривна, а собаку даст вместо собаки, а кошку — вместо кошки».

В настоящее время существует много кошачь­их пород. Они живут с человеком, связывая его с природой, даря радость общения, ласку и привя­занность к дому. Познав величие и гонение, сохра­нив гордость и независимость, кошка по праву считается другом человека. Медики считают, что кошка, находясь рядом с больным человеком, снижает кровяное давление, помогает восстановле­нию нервной системы после стрессов, инфарктов, во время депрессий.

 

Итак, собака и кошка, давние жизненные спут­ники человека, формируют его эмоциональный мир, способствуют обогащению поведенческих реакций, развивают интеллект и обогащают его личность.

Дети предпочитают кошек и собак всем другим домашним животным. В исследовании, посвящен­ном этому вопросу, мы совместно с Ю. Ю. Кряже­вой опросили 180 детей 4—10 лет. У 48% детей дома были животные: у 36% — собака, у 32% — кошка, у 12% — черепаха, у 9% — птички (попу­гаи, синицы), у 5% — хомячок, у 4% — рыбки, у 2% — свинка или белая крыса. Интересно, что на вопрос: «Хотел бы ты иметь домашнее животное и какое?» — 98% опрошенных ответили положитель­но. Те дети, у которых уже были домашние живот­ные, тоже отвечали на этот вопрос. 78% детей хо­тели бы иметь кошку, а 20% — собаку, 2% — че­репаху, питончика, ежа и других. На вопрос: «Почему именно кошку?» — дети в основном отве­чали так: «Она смешная, пушистая», «Веселая, любит играть», «Мягкая, добрая». Задавая вопрос «Почему именно собаку?» — слышали ответы: «Бу­дет меня от всех защищать», «С ней безопасно, она дом охраняет», «Веселая, будем вместе бегать на улице», «Будет меня слушаться».

Как видим, дети предпочитают кошку и собаку. Не всегда взятое в дом родителями животное от­вечает желаниям самого ребенка. Явным лидером для девочек и мальчиков на сегодняшний день является кошка — символ мягкости, женской доб­рожелательности, доброты и домашнего уюта. Мно­гим из опрошенных детей именно этого и не хва­тает в семье.

Собаку выбирают чаще робкие и застенчивые дети как символ самоутверждения, ощущения бе­зопасности и компенсации одиночества.

В исследовании 3. Л. Рыжковой была выявлена интересная особенность: оказывается, дети, имею­щие кошку (и девочки и мальчики), отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью, закрытостью. Те, у кого дома есть собаки, аккуратны, собранны, дис­циплинированны, общительны и склонны к лидер­ству, они зависимы от чужого мнения, открыты к взаимодействию. (Оценка качеств личности произ­водилась по проективной методике «Дерево».)

Можно предположить, что каждое животное, его манеры поведения и психологические особен­ности являются фактором формирования опреде­ленных черт личности у детей. Экспериментально-психологические данные в сочетании с историчес­кими сведениями об адаптивных особенностях собаки и кошки позволили использовать их и их символы в Программе «Ребята и зверята».

 



ДВЕ ПОЗИЦИИ ЖИЗНЕННОЙ

АКТИВНОСТИ

Кошка да баба в избе — мужик да собака на дворе. Русская пословица

В сознании людей сочетание «кошка и собака» ассоциируется с чем-то несовместимым, противо­речивым, противоположным. «Живут как кошка с собакой» — то есть постоянно ссорятся, недо­любливают друг друга, дерутся. Противоречия в их взаимоотношениях существуют в самом деле и обусловлены они многими факторами и, в частно­сти, противоположными позициями жизненной ак­тивности.

Из многовековой истории одомашнивания этих животных четко вырисовывается мужской склад поведения собаки: по роду своих занятий она хо­дила с мужчиной на охоту, добывала пищу, защи­щала жилище, охраняла и пасла скот, воевала. Кошка же — любимица женщины, домашней ра­ботницы, хранительницы съестных запасов, созда­тельницы домашнего уюта, защитницы от злых духов.

По способам проявления поведенческой актив­ности собака — преследующее животное, неспо­собное затаиваться и поджидать добычу, громкое, резкое, быстрое, привыкшее подчиняться коман­дам и четко их выполнять.

Напротив, кошка подстерегает свою добычу, хитрит, затаивается, осторожно подкрадывается, собирая силы, и внезапно набрасывается, полага­ясь на свою интуицию, ловкость и гибкость, ничьи команды не выполняет, действует самостоятельно,1 исходя из внутренних побуждений.

Для осуществления подобных способов поведе­ния у этих животных на протяжении длительного времени формировались морфологические призна­ки.

У собак великолепное обоняние, чуткий слух,] крепкий позвоночник, быстрые конечности, силь­ная мускулатура, тип дыхания, приспособленный к большим нагрузкам в преследовании врага.

Уши кошки с помощью тридцати различных мышц способны поворачиваться, как локаторы, и улавливать малейшие звуки. Необыкновенные глаза видят ночью благодаря способности зрачка из­менять свои размеры. Красивые усики обеспечива­ют тонкое обоняние. А хвост! Он чувствителен и подвижен, выдает настроение и очень удобен при лазании по деревьям и крышам. Даже коготки на лапках втягиваются в подушечку, обеспечивая бес­шумность. Но эти же коготки могут быть острыми и цепкими в случае обороны или нападения.

Привычки у собаки мужские: главное — делать дело, а не заботиться о своей внешности. Иногда можно и почесаться, но вылизывать себя — уволь­те! Ей абсолютно безразлично, чем от нее пахнет, иногда она любит поваляться во всякой гадости и тухлятине, воображая, что при этом прекрасна и уникальна.

Кошка чистоплотна и аккуратна, постоянно мо­ется и чистится, от нее ничем не пахнет, она не требует специального ухода.

По своему происхождению собаки — живот­ные, привыкшие жить в стае по определенным законам. Уже давно собака живет рядом с челове­ком, признала в нем вожака, в поведении навечно сохранились законы предков — рыцарское отно­шение к самкам и щенкам, ревностная охрана личной территории, подчинение более сильному.

Кошка никогда в стае не жила, она — живот­ное-одиночка, привыкшее к самостоятельности и независимости, ее поведение с сородичами непред­сказуемо, а собственную территорию она защищает бесстрашно и самоотверженно.

Жизненная сила кошки отличается высокой энергетикой. Она поразительно живуча, говорят даже, что у нее девять жизней: падая с немалой высоты, кошка остается невредимой, есть даже выражение «живуч, как кошка». Природа позабо­тилась о сохранении кошачьего рода: котята мо­гут появляться 3—4 раза в год. Без пищи они могут прожить достаточно долго; потеряв дом, они неплохо приспосабливаются к жизни в небла­гоприятных условиях.

Собачья жизнь во многом зависит от отноше­ния и характера хозяина. Одинокие собаки с тру­дом добывают пищу, быстро ослабевают, заболе­вают и гибнут. Способность к продолжению рода у собак значительно ниже.

О высокой привязанности кошки не к хозяину, а к дому говорит тот факт, что заблудившаяся кошка находит дорогу к дому через длительное время, в новом жилище ведет себя обособленно и неприветливо.

А вот заблудившихся собак, судя по газетным объявлениям, бывает значительно больше, и найти дорогу домой им часто бывает не под силу, а к но­вому хозяину они привыкают, хотя и не сразу.

Отношение человека к кошке более снисходи­тельное, чем к собаке. Иногда своим поведением она доставляет неприятности: что-то стащит, уро­нит, разобьет, напроказит, обдерет мебель, устро­ит громкий сольный концерт ночью. Но человек ей все прощает за ласковый взгляд, доверчивые объятия, мелодичное мурлыканье, хрупкую гра­цию и гибкий нрав.

По перечисленным особенностям поведения кошку условно можно отнести к животному
«женского типа». Женская и кошачья натуры имеют много общего: обе чувственны, игривы,
гибки, мягки, ловки, грациозны, предприимчи­вы, преданны дому, детям, чистоплотны, вынос­ливы, своенравны, непокорны, капризны, скрыт­ны и таинственны. Позицию животного «женско­го типа» мы обозначим как                                      пассивную активность — идущую от себя, а не как ответ на воздействие извне. У Э. Фромма есть подобное определение относительно поведения человека. Пассивность он определяет как невозможность
изменений через внешние воздействия, а пассив­ная активность — изменение поведения вопреки внешним воздействиям за счет внутренних по­буждений.

Как бы кошку ни заставляли сделать что-то, она поступит по-своему, иногда вопреки ожидани­ям окружающих. Сколько бы ни пытались вов­лечь закрытого, замкнутого ребенка в общение, это невозможно до тех пор, пока у него не появит­ся собственное внутреннее желание.

В этом плане позиция собаки, животного «муж­ского типа», противоположна и отмечается спо­собностью легко усваивать и выполнять нормы и требования, открытостью воздействиям извне, за­висимостью от окружающих. Такую позицию мож­но определить как активная активность.

Э. Фромм рассматривает подобное поведение че­ловека как активность, основанную на подчине­нии, зависимости от авторитета. Причина самой активности — команда извне, со стороны. Человек просто делает то, чего от него хотят. Его поведе­ние лишено спонтанности. Подобная активность активна, но не продуктивна для саморазвития. Собака не создает себя, ее создает хозяин. Боязли­вый, запуганный, нередко агрессивный ребенок не в состоянии помочь себе сам, даже если от него этого требуют родители и педагоги до тех пор, пока внешнее окружение не изменит свое отноше­ние к ребенку.

Эти позиции жизненной активности противопо­ложны и взаимодополняемы. Успешная адаптация животных разного типа — кошек и собак с про­тивоположными позициями жизненной активнос­ти — показывает равнозначную эффективность подобных способов поведения.

В характере и личностной структуре каждого взрослого и ребенка в различной степени пред­ставлены обе позиции жизненной активности. Одним людям свойственны такие механизмы, как четкое соблюдение норм и правил, выполнение требований окружения, готовность всегда помочь, зависимость от окружающих, «инициативное пре­следование цели» (А. Адлер). В психологии это напоминает понятия конформизм, экстраверсия, активный жизненный стиль, активная активность.

Другие люди автономны, независимы от окру­жающих, свободны от запретов, имеют свои взгля­ды, самодостаточны — похоже на нонконформизм, интраверсию, пассивный жизненный стиль, пас­сивную активность.

Люди с противоположными способами адапта­ции и позициями жизненной активности нормаль­но приспосабливаются к социуму и взаимодейству­ют с другими. Однако нередко случаются сбои, конфликты, возникают эмоционально-личностные проблемы. Привычные поведенческие механизмы перестают работать, и тогда противоположная позиция жизненной активности может скомпенси­ровать поведенческий дефицит. Помогая человеку, ребенку освоить другой способ адаптации, расши­рив его доступ к изменениям и ресурсам, можно разнообразить поведенческий репертуар человека через выбор альтернативных способов поведения.

В Программе «Ребята и зверята» учитывается положение о двух позициях жизненной активнос­ти, идеи о том, что домашние животные являются проекцией собственного Я и компенсируют некото­рые его подсознательные желания и стремления, выводы о высокой адаптивной способности собак и кошек и принципы постоянного стремления личности к развитию и совершенствованию.






ПРОГРАММА АНИМАЛОТЕРАПИИ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь