Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Группа асан повышенной сложности



Пурна-матсиендрасана (поза полного поворота спины)

 Курмасана (поза черепахи)

 Дханур-акаршан-асана (поза стрелка из лука)

 Вришчикасана (поза скорпиона)

 Маюрасана (поза павлина)

 Падма-маюрасана (поза павлина с лотосом)

 Хануманасана (поза бога Ханумана)

 Брахмачариасана (поза целибатов)

Мулабандхасана (поза сдавливания промежности)

 Горакшасана (поза йога Горакхнатха)

 Аштавакрасана (поза восьми дуг)

 Эка-пада-ширашсана (поза —нога за головой)

 Уттхан-эка-пада-ширшасана (поза — нога за головой стоя)

Дви-пада-ширшасана (поза — две ноги за головой)

Введение в пранаяму

Прана Апана Самана Удана Вьяна Упа-праны Вайю

Дыхание и жизненные процессы

Свара-йога

Связующая роль праны

Духовная практика и пранаяма

Правильное дыхание

Йоговское дыхание

Предварительные упражнения

Нади-шодхан-пранаяма (система психического очищения)

Шитали-пранаяма (охлаждающее дыхание)

Шиткари-пранаяма (дыхание с шипением)

Бхрамари-пранаяма (дыхание жужжащей пчелы)

Бхастрика-пранаяма (дыхание кузнечных мехов)

Капалабхати-пранаяма (очищение носовых проходов)

Уджджайи-пранаяма

Сурьябхеда-пранаяма (техника, пробуждающая жизненную энергию)

Мурчха-пранаяма (расслабляющая пранаяма)

Бандхи

Введение

Бандхи в сочетании с другими техниками йоги

Кумбхака (задержка дыхания)

Джаландхара-бандха (подбородочный замок)

 Джаландхара-бандха в положении стоя

Мула-бандха (промежностный замок)

Уддияна-бандха (брюшной замок)

Уддияна-бандха в положении стоя

 Маха-бандха (большая бандха)

Мудры

Введение

Гьяна-мудра (жест мудрости)

Чин-мудра (жест сознания)

Шамбхави-мудра (сосредоточение взгляда на точке между бровями)

Агочари-мудра или насикагра-дришти (сосредоточение взгляда на кончике носа)

Мандуки-мудра (мудра лягушки)

Бхучари-мудра (смотрение в пустоту)

Акаши-мудра (познание своего Я)

Тадаги-мудра (тренировка живота)

Бхуджангини-мудра (дыхание кобры)

Каки-мудра (клюв вороны)

Ашвини-мудра (мудра лошади)

Кхечари-мудра (языковый замок)

Йога-мудра (мудра духовного единства)

Прана-мудра (или шанти-мудра)

Випарита-карани-мудра (мудра в перевернутой позе)

Маха-мудра (большая мудра)

Маха-бхеда-мудра (мудра больших постижений)

Ваджроли-мудра (удар молнии)

Йони-мудра, или шанмукхи-мудра (мудра духовного источника)

Ноумукхи-мудра (закрывание девяти врат)

Пашини-мудра (согнутая мудра)

Тадан-крийя (пробуждение кундалини)

Введение в хатха-йогу

Джала-нети (промывание носа водой)

Сутра-нети (очищение носа жгутом)

Дхаути

Лагху-шанкхапракшалана (облегченный вариант)

Агнисара-крийя

Хрида-дхаути

Данда-дхаути (очищение с помощью стержня)

Вастра-дхаути (очищение с помощью матерчатого бинта)

Ваман-дхаути

Кунджал-крийя (процесс с использованием воды)

Вьягра-крийя (упражнение тигра)

Наули-крийя (массаж живота)

Джала-басти

Стхал-басти

Мула-глодхан (очищение корнем)

Капалабхати

Тратака (сосредоточение взгляда)

Психическая физиология йоги

Муладхара-чакра

Свадхтитхана-чакра

Манипура-чакра

Анахата-чакра

Вишуддха-чакра

Аджня-чакра

Бинду-висарга

Сахасрара

Нади

Заключение

Внутренняя среда человека

Эндокринная система

Оздоровление эндокринной системы посредством йоги

Система пищеварения

Дыхательная система

Сердце и кровеносная система

Кровообращение

Нервная система и мозг

Нервные каналы

Рекомендуемые программы занятий йогой

Выздоравливающие, инвалиды и пожилые люди Курсы для начинающих Общие курсы среднего уровня Курсы повышенной сложности

Алфавитный указатель болезней

Об авторе

 

Свами Сатьянанда Сарасвати родился 26 июля 1923 года в небольшом городке у подножия Гималаев, неподалеку от Алморы. Еще будучи ребен­ком, он демонстрировал экстраординарные способности, а первое духовное переживание случилось у него в шестилетнем возрасте.

Он получил благословение многих святых и садху, проходивших мимо его дома по пути в высокогорные районы Гималаев. Они пробудили в нем необык­новенно сильное стремление (чрезвычайно редкое в столь юном возрасте) к духовной самореализации.

В девятнадцать лет Свами Сатьянанда окончил среднее педагогическое учи­лище и, покинув дом, отправился на поиски своего гуру. В Ришикеше он встретился со Свами Шиванандой, который и стал его духовным учителем.

В течение 12 лет, проведенных Свами Сатьянандой в ашраме своего гуру, он проявлял такую невероятную активность в карма-йоге, что Свами Шивананда говорил о нем: «Этот чела (ученик) делает работу четверых». Свами Сатьянанда трудился как образцовый ученик — с раннего утра и до поздней ночи, — не гнушаясь никакой работы, будь то заготовка воды или исполнение обязан­ностей управляющего ашрамом. Служение своему гуру было его страстью и его радостью.

Хотя Свами Сатьянанда обладал необыкновенно острым интеллектом и был, по словам Свами Шивананды, разносторонним гением, его познания не были результатом наставлений и инструкций или прилежного посещения уро­ков в ашраме — они добывались напряженным трудом, постоянной и упорной работой над собой. В период своего ученичества он всегда следовал указанию, сделанному однажды его гуру: «Работай упорно — и ты очистишься. Не пы­тайся привнести свет извне; однажды он возгорится внутри тебя». Именно так и случилось: Свами Сатьянанда достиг просветления сознания, постиг великие тайны духовной жизни и сам стал великим авторитетом в области тантры, хатха-поги, кундалини-йоги и крипя-йоги.

Покинув ашрам своего гуру, Свами Сатьянанда принял жизнь паривраджа-ки (странника) и в течение последующих восьми лет обошел всю Индию, Афганистан, Бирму, Непал и побывал на Цейлоне. В этот период своей жизни он встречался со многими великими святыми и йогами, посвящая все свое время формулированию и совершенствованию техник йоги, которые могли бы облегчить страдания человечества.

В 1963 году его планы получили зримые очертания: в этот год он основал Бихарскую Школу Йоги с целью помочь как можно большему количеству людей на пути духовного развития. Но задолго до этого события желающие изучать йогу прибывали в Мунгер со всех концов Индии и из-за границы.

В1968 году Свами Сатьянандапредпринял большое путешествие по разным странам с целью популяризации древнего учения йоги и ее практических методов среди людей разных каст, верований, религий и национальностей. После этого он стал хорошо известен на всех континентах как выдающийся мастер йоги и тантры, наставник многочисленных духовных искателей, вдох­новитель многих ашрамов и центров йоги как в самой Индии, так и во многих других странах.

Многие просветленные души не обладают способностью действовать эф­фективно на материальном плане — в миру. Свами Сатьянанда не относится к ним: он с одинаковым успехом действует как в духовной сфере, так и в быту. Свою миссию он видит в том, чтобы сеять по всему миру семена духовности. Это основная цель его жизни, и поэтому Свами Сатьянанда так активно участ­вует в руководстве ашрамами и обучении учеников всевозможных рас и наций.

И хотя Свами Сатьянанда уже достиг космического сознания, он охотно обсуждает любые темы как обычный человек. Он обладает тонким понимани­ем древних текстов и имеет глубокие познания в современной науке, но не относится к тем мастерам, которые обучают своих учеников посредством фор­мальных методик и инструкций. Его метод обучения — прямая передача зна­ний и непосредственный контакт. В точности как когда-то он сам был исполнен мудрости своего гуру, Свами Сатьянанда готов передавать полученные им вселенские знания тем ученикам, которые в достаточной степени очистили свой разум, чтобы воспринять их.

 

Бихарская Школа Йоги

 

Бихарская Школа Йоги в Мунгере является домом Свами Сатьянанды Сарасвати. Она была основана в 1964 году с целью предоставить возможность как мирянам, так и саньясинам практиковать техники йоги под руководством квалифицированных инструкторов. Это уникальное учреждение с момента своего основания стало центром притяжения для огромного количества людей, заинтересованных в постижении древних писаний, содержащих учение йоги. В 1968 году в Школе были организованы специальные курсы инструкторов йоги для слушателей-европейцев. Таким образом, Школа превратилась во все­мирно известный международный учебный центр с большим количеством филиалов.

Ныне Бихарская Школа Йоги включает в себя ашрам Шивананды, являю­щийся ее колыбелью, и новый учебный комплекс, носящий имя «Ганга Даршана». Он построен на высоком холме с прекрасным видом на Ганг. Здесь, в живописной местности, среди роскошных садов и зеленых пятен чеков*, в центре величественной панорамы Ганга, учение йоги получило свое даль­нейшее развитие.

Техники интегральной йоги, преподаваемые в Школе, являются синтезом всего того, что требуется для развития человека как личности, имеющиеся в Школе краткие и длительные курсы базируются на индивидуальном подходе к каждому ученику, независимо от того, является ли он студентом многолетнего курса или прибыл сюда лишь на несколько дней. В Школе существуют отдель­ные курсы по крийя-йоге. Йога-терапию преподают свами, имеющие достаточ­ную квалификацию в медицине.

Важной частью учебного плана Школы являются курсы подготовки инс­трукторов йоги. Регулярно проводятся одномесячные курсы для всех желаю­щих, позволяющие прослушавшим их студентам обучать простейшим прак­тикам йоги членов своих семей или общин. Существуют и курсы большей длительности и сложности.

Бихарская Школа Йоги славится своей великолепной программой обучения саньясинов. Она была одним из первых заведений такого рода—посвящавших в саньясу и обучавших саньясинов.

 

*Чек — огороженный земляными отвалами участок земли, засеянный рисом. — Прим. перев.

В Школе существует также и программа обучения детей, проводятся специ­ализированные занятия для мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 18 лет.

Школа располагает Координационным Исследовательским Центром с боль­шой библиотекой, в которой собраны книги и другие информационные мате­риалы, содержащие большое количество публикаций по йога-терапии и ком­пиляции исследований в области медицины. Учреждения Центра расположе­ны в отдельных зданиях.

В Школе есть своя типография, укомплектованная современным оборудо­ванием. Здесь печатаются все публикации Школы. Весь штат сотрудников типографии полностью состоит из саньясинов и обитателей ашрама. Эти люди выполняют все издательские работы — от набора текста до рассылки готовых изданий.

Съезды, семинары, а также выездные циклы лекций, проводимые Школой, помогают распространять учение йоги как внутри Индии, так и за ее предела­ми. Бихарская Школа Йоги ежегодно организовывает многочисленные наци­ональные и международные конференции и симпозиумы, которыми руково­дит Свами Сатьянанда. Кроме того, специально подготовленные саньясины Школы проводят семинары и лекции в различных уголках как самой Индии, так и всего земного шара.

Дочерние ашрамы, управляемые подготовленными Свами Сатьянандой саньясинами, обслуживают группы индийских и иностранных слушателей. Эти ашрамы специализируются в йога-терапии и регулярно проводят лекции и практические занятия. Большинство дочерних ашрамов имеют все необхо­димые жилищные удобства и принимают студентов не только на краткосроч­ные, но и на долгосрочные курсы обучения. В ашрамах распространяется литература, издаваемая Бихарской Школой Йоги (некоторые из них имеют собственные типографии).

Саньясинам, руководящим дочерними ашрамами, приходится много путе­шествовать, так как они проводят лекции и практические занятия по много­численным просьбам предприятий, заводов, тюрем, школ, клубов, универси­тетов, правительственных и частных учреждений. Многие из ашрамов тесно сотрудничают с госпиталями и больницами, медицинскими колледжами и частными исследовательскими группами, с целью систематизации методов йога-терапии и их более широкого практического применения.

Предисловие

Асана Пранаяма Мудра Бандха (АПМБ) является квинтэссенцией учения, которое Свами Сатьянанда Сарасвати передает своим ученикам-саньясинам в Бихарской Школе Йоги. Цель этой книги — служить универсальным пособием всем изучающим и преподающим практики йоги любого уровня сложности.

Первое издание АПМБ вышло в 1969 году. Книга была составлена на основе лекций и практических занятий 9-месячного курса для инструкторов йоги, проводившегося в 1968 году. В 1973 г. этот труд был пересмотрен и полностью переработан. В новое издание были добавлены материалы трехлетнего (1970— 1973) курса для саньясинов. Это привело к увеличению объема книги более чем в два раза.

Настоящее издание было дополнено, усовершенствовано и подготовлено к печати ближайшими саньясинами Свами Сатьянанды с надеждой, что люди всего мира смогут извлечь для себя пользу — физическую, ментальную и духовную — из учения их гуру.

С момента выхода первого издания интерес к йоге необычайно вырос. В настоящее время эту книгу используют в качестве основного руководства ученики и инструктора, начинающие и адепты почти во всех ашрамах, центрах и школах йоги (как в Индии, так и за ее пределами). Изложенные в ней йогические практики нашли успешное применение во многих сферах деятель­ности: в медицине, образовании, предпринимательстве и др. Ученые и медики многих стран мира тщательно изучали изменения, возникающие в человечес­ком организме при регулярном выполнении упражнений йоги. В результате своих исследований они пришли к выводу, что асаны, пранаямы, мудры и бандхи являются мощным средством восстановления и укрепления здоровья, как физического, так и психического. В ближайшем будущем мы ожидаем резкого увеличения применения техник йоги во всех сферах деятельности человека.

АПМБ предназначена для всех интересующихся йогой, независимо от того, какие цели они преследуют: укрепление личного здоровья, достижение духов­ного просветления или работу во имя светлого будущего всего человечества.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь