Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Йогасаны для современного человека



 

Современный человек окружен огромным количеством всевозможных «достижений цивилизации», назначение которых — создание физического комфорта и получение чувственных наслаждений. Он работает в кондициони­руемом помещении, спит на толстом поролоновом матрасе, перемещается только на автомобиле, развлекается в кинотеатрах и ночных клубах, употреб­ляет снотворное, транквилизаторы и прочие медицинские препараты для того, чтобы быть в состоянии противостоять негативному влиянию современной жизни, чтобы хоть на время обрести покой и получить столь необходимый его психике отдых. Но вместо покоя, отдыха и счастья он чувствует лишь неуклон­но возрастающее физическое, психическое и эмоциональное напряжение. Сов­ременный человек не в состоянии защитить себя от фрустрирующего влияния современного общества. А существует ли вообще способ освободиться от этого влияния? Да. С помощью йоги. Практикуя йогасаны, человек может избавить­ся от таких недугов, вызванных современным «цивилизованным» образом жизни, как запоры, ревматизм, закрепощение суставов, беспокойство и нерв­ное напряжение. Те, кто регулярно практикуют асаны, имеют значительно больше сил и энергии противостоять выдвигаемым жизнью проблемам. Се­мейные и общественные взаимоотношения автоматически становятся более гармоничными.

В наш век научных открытий и изобретений, когда существует такое огром­ное количество технических средств для привнесения комфорта в жизнь чело­века, кажется неправдоподобным, что лишь немногие люди имеют возмож­ность радоваться и наслаждаться жизнью, а между тем — это факт. Огромное количество людей имеют большие доходы, тем не менее жизнь их бедна и бесцветна. Они невосприимчивы к радостям жизни и полагают, что счастье — это лишь воспоминания детства. Практика асан поможет избавиться от подоб­ного «безжизненного» существования. Ваше восприятие жизни значительно расширится, вы будете с легкостью вникать в проблемы других людей, посте­пенно начнете ощущать себя частью всемирного человеческого братства.

Люди, занимающиеся преимущественно умственным трудом, смогут зна­чительно повысить эффективность своего мышления и развить способность проникновения в суть рассматриваемых вопросов; их ум будет функциониро­вать четко и ясно. Люди, занимающиеся физическим трудом, смогут поддер­живать себя в хорошем состоянии и снимать все напряжения и стрессы, нако­пившиеся в течение дня.

В последние годы огромное количество людей, особенно молодых, пытаясь хоть как-то упорядочить свою жизнь и привнести в нее некий смысл, прибега­ют к помощи наркотиков, ЛСД, гашиша и пр. Для таких людей йога (сюда же относятся и асаны) — великолепный способ привнести новый смысл в свою жизнь. Возможности наркотиков ограничены, к тому же они разрушительно действуют на организм, в то время как систематическая практика йоги приво­дит к окончательной реализации.

 

История и мифология

 

История йогасан как физической, психической и духовной культуры уходит своими корнями в глубины веков. О них говорится в древнейшем из ныне известных человечеству литературных произведений — Ведах, которые содер­жат мудрость достигших реализации риши и мудрецов тех времен. Но некото­рые исследователи полагают, что наука йоги возникла гораздо раньше, чем даже Веды.

Во время археологических раскопок остатков древней цивилизации в Хараппе и Мохенджо-Даро (сейчас эти территории принадлежат Пакистану), было обнаружено множество статуэток, изображающих Бога Шиву и Парвати (его жену) в различных йогасанах. Эти руины остались после цивилизации, период расцвета которой приходится на доведические времена, — задолго до того, как на индийском субконтиненте появилась цивилизация ариев.

Согласно традиции и древним писаниям принято считать Шиву основопо­ложником йоги. Он создал асаны и обучил им свою первую ученицу — Парва­ти. Утверждают, что первоначально было разработано 8 400 000 асан, соответ­ствующих 8 400 000 уровням сознания, каждый из которых прорабатывается индивидуумом в течение одного перевоплощения, прежде чем он получит освобождение от цикла рождений и смертей. Эти асаны символизируют собой эволюционный процесс — от простейших форм жизни до человека, пол­ностью познавшего как свое Я, так и строение Вселенной. При этом полагалось, что, выполняя эти асаны, человек может пройти все стадии перевоплощения в течение одной жизни, эволюционируя от одного уровня сознания к другому.

В течение веков асаны модифицировались великими риши и йогами, их число уменьшалось, и в настоящее время известно всего несколько сотен йогасан. Из них только восемьдесят четыре имеют подробное описание и лишь около тридцати рекомендуются для практики современному человеку.

Шива рассматривается как некий символ — образ, в котором воплотилось высшее сознание. Когда душа человека освобождается от привязанности к материальному миру, он достигает состояния чистого сознания. Парвати рас­сматривается как мать всей Вселенной. Она — воплощение высшей мудрости. Милостью ее человек становится свободным (мукта) и объединяется с выс­шим сознанием. Говорят, что она из любви и сострадания к своим детям подарила им свое тайное знание в виде тантра-шастр. Она олицетворяет собой материнский аспект — огромную энергию, находящуюся внутри каждо­го из нас в спящем состоянии. Эта энергия (шакти) известна также как кундалини.

Слово тантра происходит от сочетания двух слов: «таноти» («расшире­ние») и «траяти» («освобождение»). Таким образом, тантра — это наука, указывающая путь расширения сознания и освобождения его от присущих ему ограничений; йога же — это ветвь тантры. Мы не можем отделить йогу от тантры. Обе они происходят от Шивы и Шакти. Сознание и материя не могут быть разделены — они сопутствуют друг другу в точности как огонь и его тепло.

Тантра — это путь духовного развития для обычных людей, освобождения их от страданий и привязанностей материального мира, причем, следуя этому пути, человек имеет возможность наслаждаться всеми земными радостями. Тантра требует от человека прежде всего определить пределы и потенциальные возможности его тела и разума. Далее тантра предписывает определенные техники для расширения мирского сознания до божественного, а затем — до чистого, освобожденного сознания. Различные асаны, пранаямы, мудры и бандхи практикуются для очищения тела, разума и сознания. Очевидно, что все эти техники йоги берут свое начало в тантре.

Первым исторически зафиксированным адептом асан был великий йог Горакхнатх. В те времена наука йоги не была популярна, и Горакхнатх обучил асанам лишь своих ближайших учеников. Йоги того времени жили вдали от общества — в горах и лесах, где они вели жизнь отшельников и аскетов, получая от окружавшей их дикой природы все необходимое для жизни. Учи­телями этих йогов были животные, поскольку последние жили естественной жизнью и были свободны от мирских проблем и болезней. У зверей не было ни докторов, ни лекарств, природа была их единственным целителем. Многие техники йоги были изобретены благодаря изучению жизни обитателей леса. Стоит ли удивляться тому факту, что йога является такой естественной и эффективной системой лечения болезней?

В наше время йога начала распространяться по всему миру, это учение быстро становится всеобщим достоянием. Многие врачи и ученые настоятель­но рекомендуют занятия йогой. Передовые люди понимают, что йога является всеобщим достоянием, а не привилегией святых и аскетов, отрекшихся от мира и погрузившихся в уединение.

 

Классификация асан

 

В нашей книге мы разделили асаны на несколько основных групп. Нет необходимости выполнять все асаны без исключения, да это, по-видимому, и невозможно для современного человека, свободное время которого сильно ограничено.

Асаны разделены на три группы: для начинающих, людей средней подго­товки и опытных практикующих.

 

Упражнения для начинающих должны выполняться теми, кто никогда не занимался йогасанами, кто в силу каких-либо причин ослаблен либо болен и не может выполнять более трудные практики. Эта группа состоит из элементар­ных упражнений, предназначенных для подготовки тела и разума к асанам и медитативным позам. Эти упражнения ничуть не менее эффективны, чем асаны для опытных практикующих, кроме того, они очень полезны для укреп­ления физического здоровья. В эту группу вошли две серии паванмуктасаны, предмедитативные и медитативные асаны.

 

Упражнения для людей средней подготовки состоят из асан, которые могут быть довольно трудны для людей, выполняющих без малейших затруднений практики для начинающих. При выполнении этих асан требуется гораздо большие уравновешенность, сосредоточенность и координация движений с дыханием. В эту группу включены такие асаны, как йога-мудра, комплекс сурья-намаскара и др.

 

Упражнения для опытных практикующих предназначены для тех людей, которые хорошо управляют своими мышцами и нервной системой и в совер­шенстве овладели асанами среднего уровня. Приступая к практике асан этой группы, не следует проявлять нетерпение и излишнюю активность. Эти асаны предпочтительнее выполнять под руководством опытного инструктора.

Асаны подразделяются также на динамические и статические.

 

Динамические асаны это упражнения, выполнение которых требует энергичных движений тела. Эти практики (фактически гимнастические уп­ражнения) в данной книге мы будем рассматривать как асаны, хотя слово «асана» означает «устойчивое (неподвижное) положение». Цель этих асан сос­тоит не в развитии мышц практикующего и не в придании ему гимнастической гибкости, а в расслаблении его мышц и суставов, а также в улучшении цирку­ляции застоявшейся в разных частях тела крови. Они укрепляют кожу и мыш­цы, интенсифицируют работу легких, выделительной системы и улучшают перистальтику. Они особенно полезны для начинающих. Динамические асаны включают в себя такие серии, как сурья-намаскара, паванмуктасана, динами­ческие варианты пашчимоттанасаны, бхуджангасаны и др.

 

Статические практики выполняются либо с незначительными движени­ями, либо вообще без движений; нередко тело остается в одном положении в течение нескольких минут и более. Эти асаны мягко массируют мышцы, внут­ренние органы и железы, а также расслабляют нервные ткани во всем теле. Они приводят разум в спокойное состояние и подготавливают практикующего к высшим ступеням йоги, таким, как медитация. Некоторые из них особенно эффективны для отвлечения сознания от объектов чувств. Другие подготавли­вают тело к медитативным техникам, вырабатывая в нем устойчивость и неподвижность. Во время практики этих асан дыхание, как правило, замедля­ется, а практикующий сосредотачивает свое внимание на определенной части тела (в зависимости от выполняемой асаны). Почти все асаны в этой книге относятся к этому классу, включая такие, как ширшасана, сарвангасана, пашчи-моттанасана и др.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь