Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Махабхарата. Книга Лесная. Сказание о беседах Маркандеи. Сказание о беседах Маркандеи



Стремясь к исполнению каждого своего желания, они престу-

пали границы (добра) и теряли веру.

21—31 После смерти, о Каунтея, судьба человека определяется его

делами в этой жизни. Где же сосредоточены дела мудреца и

невежды? Где (человек) пожинает плоды свох добрых и злых

деяний? Это твои вопросы. Выслушай же, какие тут (сущест-

вуют) установления. Каждый человек, тело которого изначаль-

но сотворено богом, совершает великое множество и добрых,

и злых поступков. На исходе своих дней он расстается с брен-

ным телом и тут же появляется на свет из (иного) чрева.

Нет промежутка меж (смертью и новым рождением). Собст-

венные деяния (человека) всегда вместе с ним, словно тень.

Они предопределяют для родившегося на свет счастливую или

горькую судьбу. Те, кто лишены ока мудрости, считают, что

живое существо связано установлением рока и не наследует

ни благих, ни дурных характеристик. Но это — стезя невежд17,

о Юдхиштхира! А теперь послушай о высочайшей судьбе

премудрых. Люди, которые предаются подвижничеству и пре-

взошли все науки, те, что строго соблюдают обеты и верны

истине, те, что усердны в служении наставнику, добры нравом

и чисты по рождению, те, которые милосердны, сдержанны,

деятельны и появились на свет из неоскверненного чрева, те

(люди), что обычно отмечены добрыми знаками, что смирили

себя, обуздав свои чувства, те, что по чистоте своей редко

страдают от болезней и живут беспечально, не зная тревог и

бед, — такие (люди), чье око — мудрость, едва появившись на

свет, и даже( до этого срока), еще находясь во чреве, и (по-

том), покидая его, осознают (связь) души своей и верховной.

Явившись (в этот мир), чтобы в действии проявить себя, они

возвращаются потом в обитель богов.

32 38 Одно получают люди от судьбы, другое от случая, а третье

(приходит к ним, как итог) их собственных деяний 18. Да не

усомнишься ты в этом, о царь! Услышь, о Юдхиштхира, луч-

ший из собеседников, какая есть об этом притча. Я считаю, что

наивысшего блага, какое есть у людей, один достигает в этом

мире, а не в ином, другой — в ином, а не в этом, третий — и

там, и тут, а четвертый (не достигает) ни там, ни тут. Те, что

владеют несметными богатствами, постоянно наслаждаются

жизнью, украшая (нарядами) тело. Для них, поглощенных

заботами о плотских наслаждениях, — (счастье) лишь в этой

жизни, но не в иной, о губитель сильнейших из недругов!

А кто старится телом, посвятив себя йоге, предаваясь умерщ-

влению плоти и чтению Вед, кто смирил свои чувства и печет-

ся о благе сущего, для того (счастье) не в этой жизни, но в

иной, о сокрушитель врагов! Кто превыше всего ставит дхар-

му и в назначенный час обретает богатство согласно дхарме,

кто берет себе жену и совершает жертвоприношения, для того

372

Сказание о беседах Маркандеи

(счастье) и в этой, и в следующей жизни. А те невежды, кото-

рые не проявляют усердия ни в учении, ни в подвижничест-

ве, ни в раздаче даров и (не заботятся) даже о том, чтоб по-

родить (себе подобных), несчастны и даже не порываются к

счастью. Для них его нет ни в этой жизни, ни в жизни иной.

Все вы необычайно доблестны, и мощь ваша удивительна. 39—41

Вы готовы к борьбе. Глубоко искушенные в знаниях, вы яви-

лись на землю из мира иного 19, чтоб исполнить волю богов.

Вы, герои, привыкшие к подвижничеству и самообузданию, к

добродетели и скитаниям, совершая великие подвиги и наи-

лучшим образом ублажая богов, святых мудрецов и усопших

предков, благодаря своим деяниям попадете в свой час на не-

бо — в высочайший приют праведников. Не сомневайся (в

этом), о Индра кауравов20, из-за того, что сейчас ты, достой-

ный лучшей участи, попал в такую беду.

Такова в книге «Лесная» великой «Махабхараты» сто во-

семьдесят первая глава.

ГЛАВА 182

В а й ш а м п а я н а с к а з а л:

Тут сыновья Панду сказали Маркандее, великому духом: 1—ДО

«Поведай — хотим мы услышать о могуществе лучших из

дваждырожденных». И достойный Маркандея, мощнопламен-

ный суровый подвижник, искушенный во всех шастрах, повел

рассказ: «Юный, прекраспый собою царевич из рода Хайхаев,

могучий завоеватель вражеских городов, отправился раз на

охоту. Бродя по заросшему травами и кустарником лесу, уви-

дел он невдалеке облаченного в шкуру оленя отшельника и,

подумав, что это лесной олень, убил его. Напуганный совер-

шенным злодеянием, с отчаянием в душе отправился лото-

соокий царевич к достойнейшим из Хайхаев и рассказал пра-

вителям о том, что случилось, о владыка земли! Услышав о

том, что (царевич) убил отшельника, питавшегося лишь ко-

реньями и плодами, увидев (его) своими глазами, те опечали-

лись. Всюду пытались они разузнать, кто он такой, и нако-

нец добрались до обители Таркшьи Ариштанеми. Там они оста-

новились, чтобы приветствовать великого душою отшельника,

стойкого в своем обете. Могучий духом мудрец принял их по-

чести, но они сказали (ему): „Мы недостойны, мудрец, твоего

гостеприимства. Грех на нас — мы убили брахмана".

Спросил их мудрый отшельник: „Как вы убили брахмана? 11—21

Скажите, где оп? Посмотрим же вместе, (сколь велика) мощь

моего подвижничества!" Они правдиво поведали ему обо всем

и пошли (с ним) туда, где (лежал) убитый отшельник, но не

лапши его. Устыдившись, они растерянно стали искать его,

373


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь