Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Махабхарата. Книга Лесная. Возможными драгоценными камнями, вижу я в его чреве. Сказание о беседах Маркандеи



И эти, и другие — великое множество гор, расцвеченных все-

возможными драгоценными камнями, вижу я в его чреве. По

пути, о владыка живущих, властитель мира, мне встречаются

всякие твари, какие только водятся на земле: львы, тигры, веп-

ри, змеи и прочие. В его чреве, о тигр средь мужей, владыка

живущих и властелин земли, я нахожу небосвод и вижу весь

сонм богов во главе с Шакрой и с ними — гандхарвов, апсар,

якшей и святых мудрецов, а также множество дайтьев и да-

навов, потомков Калаки, сыновей Синхики56 и других из тех,

что враждуют с богами. Словом, все, что я видел на свете жи-

вого и неживого, весь этот мир предстает предо мною, пока

я скитаюсь во чреве его, великого духом, поддерживая пло-

дами свои силы.

110—129 Более ста лет (странствую) я внутри его тела и не вижу

ему конца. Я постоянно в пути, тревоги одолевают меня, о

царь — владыка народов, но никак мне не выйти за пределы

(чрева) великого духом. Тогда вслух и мысленно я обра-

щаюсь, как должно, за покровительством к высочайшему богу,

исполнителю всех желаний, и вслед за этим, о царь, быстро,

как ветер, вылетаю из раскрытого рта того (бога), великого

духом, о достойнейший из живущих! И вот я вижу, о владыка

народов, тигр среди мужей, что на ветвях того же баньяна в

том же облике младенца сидит неизмеримо могучий Носитель

знака Шриватсы, вобравший в себя весь мир. Сверкающий,

лучезарный младенец, одетый во все желтое и отмеченный

знаком Шриватсы, о герой, с улыбкою говорит мне: «Скажи,

о Маркандея, высочайший из отшельников, хорошо ли ты от-

дохнул, живя в моем теле?» В тот самый миг я обретаю спо-

собность воспринимать все по-новому, отчего чувствую себя

просветленным и свободным. Я любуюсь беспредельным могу-

ществом (бога), мощь которого не измерить, и с почтением

бережно принимаю к себе на голову его славные стопы с мед-

но-красными подошвами и прекрасными розовыми пальцами.

Смиренно приблизившись к лотосоокому богу, душе всех жи-

вущих, я смотрю на него, покорно сложив ладони. Приветст-

вуя его сложенными руками, я обращаюсь к нему: «Хочу я

узнать, о бог, о тебе и об этом твоем удивительном таинстве.

Через рот я проник в твое тело, владыка, и во чреве твоем

увидал всю вселенную. В твоем теле, о бог, нашли приюѣ бо-

ги и данавы, ракшасы и якши, гандхарвы и демоны-змеи —

(весь) мир с тем, что движется и что неподвижно. Твоею, о

бог, милостью память о том, как я быстро, безостановочно

двигался внутри твоего тела, не покидает меня. Я хочу, о бе-

зупречный, узнать о тебе, лотосооком. Расскажи, почему, по-

глотив целиком этот мир, ты принимаешь обличье младенца?

Отчего весь мир находится у тебя во чреве, о не ведающий

упрека, и сколько времени, о гроза недругов, тебе суждено

386

Сказание о беседах Маркандеи

здесь находиться? Питая любовь к Брахме, хочу я услышать

от тебя подробный и правдивый (рассказ), о владыка богов

с глазами как лепестки лотоса! То, что я видел, могучий, —

величественно и непостижимо». И после того как я обращаюсь

к славному, лучезарному богу богов 57 с такими словами, луч-

ший из тех, что умеют вести беседу, поощряя меня, отвечает.

Такова в книге «Лесная» великой «Махабхараты» сто во-

семьдесят шестая глава.

ГЛАВА 187

Б о г с к а з а л:

Без сомнения, брахман, сами боги не знают точно, каков я. 1—2

Но я расположен к тебе и поведаю, как я создаю это. Ты по-

читаешь предков, святой мудрец, и, кроме того, попросил у

меня покровительства. Велик твой обет воздержания, потому

ты и видишь меня пред собою воочию.

Воду называют «нара», это я дал ей имя, но ведь вода— 3—14

это место, где я пребываю, оттого и зовусь я Нараяна 58. Я На-

раяна, о лучший из дваждырожденных, первопричина (бы-

тия), я — вечный и неизменный творец всех существ и их гу-

битель 59. Я — Вишну, я — Брахма, и я же — Шакра, власти-

тель богов; я — царь Вайшравана, и я — Яма, владыка усоп-

ших. Я и Шива, и Сома, и властелин живущих Кашьяпа. Я и

Дхатри, и Видхатри, о высочайший из дваждырожденных, я

и сама Жертва60. Огонь — это мои уста, земля — мои стопы,

луна и солнце — глаза, небосвод, ограниченный горизонтом, —

мое тело, а воздух — мой разум61. Это мною принесены многие

сотни обильных дарами жертв, и мне же приносят жертвенные

дары знатоки Вед во время жертвоприношения богам. Мне

приносят жертву, уповая на небеса, Индры среди кшатриев,

властвующие на земле62, а также вайшьи, стремящиеся по-

пасть в мир небес. Это я в образе Шеши 63 поддерживаю землю,

ограниченную четырьмя морями и украшенную (горами) Ме-

ру и Мандарой. Когда-то, о брахман, я принял вид вепря и

(клыком) с силой приподнял мир, тонувший в воде 64. Обратив-

шись огнем «Пасть кобылицы» 65, я выпиваю взволновавшиеся

воды, о лучший из дваждырожденных, и изливаю их вновь.

Моею волей в должном порядке появились на свет из уст моих

брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, из ног —

шудры 66. Ригведа и Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа про-

изошли от меня и в меня же уходят.

Смирившие душу подвижники-брахманы, стремящиеся к 15—25

освобождению, те, что считают (душевный) покой высочай-

шим благом и победили в себе страсть, гнев и ненависть, от-

решившиеся от мира безгрешные праведники, которым чужда

13* 387


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь