Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии




Отрывок

 

Преданный: Один из стихов Шрилы Прабодхананды Сарасвати гласит:

ванчито 'сми ванчито 'сми, ванчито 'сми на самшайах

вишвам гаура-расе магнам, спаршо 'пи мама набхават

«Увы, я обманут, обманут и еще раз обманут! Любовь Шри Гауранги затопила всю вселенную, но к несчастью мне не довелось испытать даже легкого ее прикосновения».

Шридхар Махарадж: Здесь все предельно ясно. Этот стих выражает мировосприятие преданного. Чем больше проникаешь в природу безграничного, тем ничтожнее себя ощущаешь. Назовите это принципом относительности. Столкнувшись с чем-то великим, понимаешь, насколько ты сам ничтожен. Оказавшись на берегу океана, гигантской массы воды, ощущаешь себя песчинкой. Этот закон справедлив во всем. Столкнувшись с чем-то великим, будь то физические размеры, знание или любовь, естественно, ощущаешь собственную ничтожность.

Пуришера кита хаите муни се лагхиштха. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: «Я ничто, даже по сравнению с навозным червем». Мы неизбежно испытываем подобные чувства, столкнувшись с чем-то чистым и возвышенным.

Сам Махапрабху признается: «Я ничтожней насекомого. Моя жизнь, как жизнь насекомого, ничего не стоит, но Я продолжаю ее влачить».

на према-гандхо 'сти дарапи ме харау

крандами саубхагйа-бхарам пракашитум

вамши-виласй-анана-локанам вина

вибхарми йат прана-патангакан вритха

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 2.45)

«Предо Мною простерся океан милости и чистой любви, но Мне, несчастному, не досталось ни капли. Почему так случилось? Потому, что Я лицемер. Я не желал этой любви и не получил ее. Жизнь прожита впустую. Я соприкоснулся с чем-то прекрасным и бесконечным, но сам не позволил себе испить ни капли из океана милости и любви. Я — двуличная тварь, возомнившая себя великим. Я насквозь пропитан самомнением(пратиштхой). Даже понимая это, я не могу ничего с собой поделать. Погибаю в тщеславии. Заливаюсь слезами, чтобы показать другим свою Кришна-прему. Но это слезы лжеца, ибо по-прежнему люблю только себя и думаю только о себе. Я не избавился от мысли о собственной значимости. И пока ищу славы, мне не дозволят пригубить из океана милости и любви».

Чем ближе соприкасаешься с океаном нектара, тем больше ощущаешь себя ничтожней последнего ничтожества. Соприкоснувшись с сознанием Высшей Реальности, неизбежно понимаешь насколько ты сам низок. Это чистая правда, это закон природы, принцип относительности.

Поэтому из уст настоящих преданных всегда слышишь: «Повезло всем, кроме меня. Я не сумел воспользоваться возможностью испить из этого океана».

Нароттама дас Тхакур говорит: «Даже великие преступники Джагай и Мадхай удостоились спасения и испили этот нектар. Но, похоже, что я, Нароттама, один обойден стороной, меня не коснулась эта милость».

Любой, кто познал величие чего-то, понимает свою убогость. И в этом его собственное величие.

 

тринад апи суничена, тарор апи сахишнуна

аманена манадена, киртания сада харих

Тринад апи суничена, тарор апи сахишнуна — качество, необходимое преданному. Но эти чувства должны исходить из сердца. Говоря о собственной ничтожности, не ощущая себя таковыми, мы не соприкоснемся с Высшим Миром.

Поиск высшей цели начинается с признания собственной неспособности достичь этой цели и с желания начать новую жизнь. Когда ограниченное чувствует себя непригодным для встречи с Безграничным, это первый признак его пригодности. Кто думает, что представляет из себя нечто значительное, тот лишает себя возможности прикоснуться к Бесконечному.

Имя Господа — это Божественный Звук, Ему надо внимать смиренно. Следует всегда помнить, что смирение — качество, абсолютно необходимое на пути в Высший Мир, без него любые попытки будут тщетными. Тринад апи сунич — пойми, что ты ничтожнее последнего ничтожества, и стань смиреннее самого смиренного. Но это должно быть искренним чувством и стать частью твоей природы. Тарор апи сахишнуна — будь бесконечно терпелив. Остерегайся мысли: «Я провел в поисках годы, столетия и множество жизней, но так ничего и не нашел. Все напрасно, наверное, пора остановиться». Помните, вы ищите Безграничное. Оговаривая сроки или другие условия, вы претендуете на положение хозяина, что немедленно отбрасывает вас назад. От этого нужно отказаться с самого начала. Аманина манадена — наш злейший враг — чувство собственной значимости, желание быть признанным. Это пустое. Это нужно в себе изжить. Аманина — не ищите почестей для себя. Манадена — в отношениях с другими будьте честными, тогда аманина будет подлинным. Кто не почитает окружающих, тот непроизвольно ищет почестей для себя. Кто оказывает почтение другим и не ждет его для себя, тот достоин искать Центр, Безграничное, Абсолют, Говинду. Ученик будет подготовлен только тогда, когда он сможет отказаться от собственной значимости. Это необходимое условие для поиска Абсолюта. Считая себя великим, не увидишь подлинно великое. Поэтому настоящие преданные уничижают себя до предельной степени, что для обычного человека немыслимо.

Кавирадж Госвами, подаривший миру высшее понятие истины, говорит:

джагаи мадхаи хаите муни се папишта

пуришера кита хаите муни се лагиштха

мора нама шуне йеи тара пунйа кшайа

мора нама лайа йеи тара папа хайа

(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 5.205,206)

«Я хуже навозного червя. Джагай и Мадхай, считавшиеся до встречи с Махапрабху последними негодяями, по сравнению со мной — образцы благочестия. Мои прегрешения не приснятся вам даже в кошмарном сне. Только одно упоминание моего имени сделает вас грешниками и лишит всех добродетелей». Затем он продолжает: «Хуже меня нет никого, но милость Нитьянанды Прабху обладает невероятным исцеляющим действием. Он сделал для меня столько добра — призвал во Вриндаван и вручил Рупе, Рагхунатхе и Говинде. Я не достоин такой чести, но великодушие Нитьянанды не ведает границ».

Так он выражает признательность Нитьянанде Прабху: «Стыдно говорить о себе, но я вынужден делать это, иначе не смогу отблагодарить Нитьянанду Прабху за Его милосердие. Невзирая на мои грехи, Он подарил мне Вриндаван, Рупу, Санатану, Говинду, Махапрабху, Рагхунатха даса… Я перед Ним в неоплатном долгу. Он не ставил условий и не смотрел на мою непригодность. Он одарил меня несметными богатствами. Не раскрыв этой тайны, я оскорблю Его милость. Великий грешник, я признаюсь, что обрел бесценные дары милостью Нитьянанды Прабху».

Подобные чувства выражает и Шрила Прабодхананда Сарасвати: спаршо 'пи мама набхават — «Я свидетель чего-то необычного. Я вижу и чувствую, но не могу к этому прикоснуться».

Сама Радхарани признается: «У Кришны нет изъянов. Мне не в чем Его упрекнуть, но Он жестоко поступил с нами. Покинув Вриндаван, Он оставил нас умирать мучительной смертью, но я не вправе осуждать Его. Это моя игра в разлуке (дурдаива-виласа)».

Испытать союз в разлуке — особая привилегия. Внешне преданный страдает, а в глубине души испытывает запредельное блаженство:

бахйе виша-джвала хайа,

бхитаре ананда-майа

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 2.50)

Тот, кто действительно владеет чем-то ценным, никогда не признается в этом. Безграничное обладает особым свойством: кто обрел Его, тот не молчит об этом. Таково отношение негативного к Позитивному. Когда кто-то говорит: «У меня есть нечто», — значит, у него этого нет. Негативное не может претендовать на обладание чем-либо. Это право принадлежит Позитивному.

Негативное может лишь жаждать встречи с Позитивным и обозначать свою реальность естественными для себя негативными определениями. Негативное может только выразить глубину желания. Его положение в реальности определяется степенью ощущения собственной негативности и ничтожности. Чем более обделенными мы себя чувствуем, тем сильнее нас влечет к Позитивному, Прекрасной Реальности. Мы — негативное начало, наше богатство не в обладании, а в неимении. В перевернутом, материальном мире все наоборот — чем больше имеешь, тем прочнее твое положение. Но негативное не может претендовать на обладание чем-либо, оно может лишь желать приблизить к себе Того, Кто обладает. Чем сильнее желание и влечение негативного, чем больше оно осознает собственную несостоятельность и тем ближе оно к своему естеству. На обладание чем-либо может претендовать лишь Позитивное.

…………………………………….

Источник: http://sampradaya.ru/legacy/article1/brsm_a/1159-pokornost-i-sluzhenie.html

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь