Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Прабодхананда и Пракашананда
В пояснении к третьей главе Мадхья-кханды “Чайтанья-Бхагаваты” Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада сделал следующее замечание: “Санньяси и наставник учения майявады, Пракашананда в ходе своих обсуждений Веды рассекал на части божественное тело Господа. Порой несведущие утверждают, что этот Пракашананда - никто иной, как Прабодхананда, живший на берегу реки Кавери младший брат Венкаты Бхатты. Подобная ложная вера нашла свое отражение и в сахаджийском произведении “Бхакта-мала”, и даже в исследованиях множества современных авторов” (Гаудия-бхашья, Мадхья-кханда, 3.37). Замечания, высказанные здесь Сарасвати Тхакуром, полностью соответствуют истине. К примеру, Ашутош Деб сообщает в своем словаре о Прабодхананде как о “вайшнаве-философе, первоначальное имя которого было Пракашананда Сарасвати. Чайтанья Дева дал ему имя Прабодхананда”. Подобным же образом и Харидас Дас пишет в своей “Гаудия-вайшнава-абхидхане”: “Распространено мнение, что Прабодхананда - вайшнавское имя, пожалованное Пракашананде... Из последнего стиха “Радха-раса-судха-нидхи” со всей очевидностью следует, что некогда Прабодхананда был санньяси и сторонником учения майявады”. На это мы бы могли возразить, что слова, на которые ссылается здесь Харидас Дас, майавадарка-тапа-сантапта (“обжигаемый палящим солнцем имперсонализма”), нельзя считать однозначным подтверждением прошлой приверженности Прабодхананды имперсональному мировоззрению. Указанный стих вовсе не доказывает, что некогда Прабодхананда был майявади. Ввиду крайней противоположности преданности учению имперсонализма, Махапрабху и Его последователи в полную меру своих возможностей боролись с этим учением, и, вполне разделяя этот дух, Прабодхананда прославляет свойство Махапрабху быть спасителем самых падших, обращая наше внимание на то, сколь далеко простирается милость Господа. Спасение Господом Сарвабхаумы Бхаттачарьи и Пракашананды Сарасвати превзошло даже подвиг, явленный при освобождении таких грешников, как Джагай и Мадхай.
“Введение” Сарасвати Тхакура к “Чайтанья-чандрамрите” Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур в своем “Введении” к изданной в Чайтанья Матхе “Чайтанья-чандрамрите” приводит великолепный очерк жизни Прабодхананды Сарасвати. Ощущая себя неспособными сколько-нибудь улучшить его описание, мы просто воспроизведем его здесь на благо читателя: Шрирангам известен как место пребывания множества вайшнавов сампрадаи Шри. Не секрет, что вайшнавы этого направления очень строго следуют своей практике, и по этой причине смарта-брахманы по всей Южной Индии находят весьма затруднительным жить в деревнях, где их множество. В то время, когда Шрирангам посетил Махапрабху, он почитался святым местом и был населен исключительно вайшнавами сампрадаи Шри. Именно по этой причине Махапрабху и признал Шрирангам самым благоприятным местом для соблюдения четырехмесячного обета, вследствие чего, проповедуя о Кришне, и провел это время в помещениях храма Ранганатх. Три брата - Тирумалаи, Венката и Прабодхананда - в то время совсем недавно переехали в Шрирангам из Майсора; по происхождению они были не тамильцами, но выходцами из Андхра- или Уттар-Прадеш. Господь был настолько милостив к этой брахманской семье, что провел в их доме все четыре месяца сезона дождей. Известно, что вайшнавы Шри-сампрадаи преданы поклонению Лакшми-Нараяне, но, по благословению Махапрабху, в семье Бхатта развился вкус к кришна-расе. У среднего брата, Венкаты, в то время был пятилетний сын Гопал, впоследствии прославившийся как один из шести Госвами. Разговор Господа с Венката Бхаттой описан в девятой главе Мадхья-лилы “Чайтанья-чаритамриты”, и, хотя мы ничего не знаем о Тирумалаи, мы можем полагать, что он, как и его братья, был всецело предан Шри Чайтанье Махапрабху. В преданности Шри Чайтанье никто бы не смог сравниться с младшим братом, Прабодханандой. Именно благодаря его чистым, безукоризненным наставлениям сын Венкаты, Гопал Бхатта, стал впоследствии великим ачарьей школы Гаудия-вайшнава, а сам Прабодхананда занимает исключительно высокое место среди остальных последователей Чайтаньи Махапрабху. В своей “Гаура-ганоддеша-дипике” Кави Карнапур пишет о нем как о воплощении гопи Тунгавидьи, “Хари-бхакти-виласа” сообщает о нем как о гуру Гопала Бхатты Госвами, исключительно дорогом Господу Чайтанье, что же касается “Бхакти-ратнакары”, то она посвящает ему следующие слова: “Каждый прославлял достоинства Прабодхананды, удостоенного титула “Сарасвати”, под которым он прославился среди людей. Обладающий всей полнотой божественности Всевышний Господь Шри Кришна Чайтанья был столь дорог Прабодхананде, что ни наяву, ни даже во сне тот не знал ничего, помимо Господа. Прабодхананде была свойственна великая отреченность; подобный воплощению нежности и любви, он обладал исключительно красивой внешностью и был прекрасным поэтом и, кроме того, был весьма сведущ в пении, игре на музыкальных инструментах и танце; каждый испытывал радость, внимая звукам его речи - таковы некоторые из безграничных достоинств Прабодхананды Сарасвати” («Бхакти-ратнакара», 1.149-153).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы