Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я- МЯСКОВСКОМУ



Ноября 1923 г., Париж

Париж, 13 нояб. 1923

 

Дорогой Николай Яковлевич.

На днях играл в Париже 3 «Причуды»1, которые были приняты очень хорошо. Эберг полагает, что они будут отлично расходиться в продаже. № 6 не успел выучить, так как в печати долго держали ноты, — но буду играть ее при следующем случае. №№ 2 и 3 я не очень люблю и играть, вероятно, не буду.

Приехав в Париж, с гневом узнал, что Ваш гонорар почему-то до сих пор не был Вам переведен. На днях он будет выслан Вам в фунтах из Лондона.

С 5-й симфонией тоже тут наглупили: почему-то продержали в издательстве и не передали Кусевицкому. Теперь он уехал в Шотландию, но я перед отъездом успел сыграть ему «Причуды», чрезвычайно понравившиеся ему, и очень основательно поговорить о Ваших симфониях: 5-й и 7-й.

Пятую он недурно помнит (Вы играли ее ему в России), и она нравится: седьмой он был крайне заинтересован. Результат: он обещает сыграть одну в Париже в мае, другую в Америке будущей осенью (он подписал контракт в Бостон). Вследствие этого, очень хорошо бы, чтобы я получил фирхендиш 5-й к концу декабря. Нет ли у Вас хотя бы корректурного экземпляра? В конце декабря и Кус[евицкий], и я будем в Париже, тогда бы я ему поиграл — для пущего вразумления.

Вообще, если бы у меня было четырехручное переложение, я поиграл бы и другим дирижерам: им ведь надо вдалбливать — самим некогда.

Что касается 7-й, то постарайтесь создать копию партитуры и пришлите ее тоже в Париж. Но, ради бога, не переписывайте сами. С другой стороны, посылать, не имея дубликата, — безумие.

Адресовать все ноты следует:

Мне, Musique Russe, 3, rue de Moscou, Paris, 8e. Пока унимаюсь. Писал Вам в начале октября из Ettal’я. С тех пор от Вас ни духу. Напишите мне к 1 декабря в Ettal.

Крепко целую Вас.

Ваш С. Пркфв

<стр. 176>

H. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ

Ноября 1923 г., Москва

 

Дорогой Сергей Сергеевич,

был и обрадован и огорчен, получив Ваше письмо aus Paris,—значит, Вы не получили моего довольно основательного письма, пущенного к Вам около конца октября.

Там я писал Вам о разных вещах, между прочим, об исполнении полого ряда Ваших опусов на выставках общества «Книга», устраивавшихся Держановским. Для сведения повторю, что игралось: «Бабушкины сказки» — дважды (Игумнов), 1-я соната, 2-я и 3-я сонаты, 4-я соната, виолончельная баллада, скрипичный концерт (очень недурно, неким Мильштейном; после этого значительно потускнел тут же сыгранный эффектный концерт Шимановского). «Мимолетности», новые бальмонтовские — совершенно гениальные — романсы (Колосова и Ламм) и, наконец, 3-й концерт (Миронов — молодой и Игумнов), ах, еще — 4 танцевальные пьески (Нейгауз), — но это было сыграно уже несколько позже, еще забыл — еврейская увертюра (Игумнов, С. В. Розанов и молодой русский квартет) —дважды. Вот, кажется, и все. Популярность Ваша прямо непристойна,— Вы забили даже московских кумиров — Рахман[инова], Метнера. Игумнов бредит Вашими изделиями, даже Гольденвейзер начал воспринимать, ну, а про молодежь я, конечно, и не говорю. Но зато в другом месте Вам не повезло — сидящая в издательстве цензура, неизвестно точно из каких побуждений, вероятно, из страха религиозной пропаганды, наложила запрет на продажу «Семеро их» — не совратились бы мы в идолопоклонство! Немножко смехотворно, но все же очень неприятно, так как мы готовили голоса и думали протолкнуть где-нибудь их исполнение. Держановский все же надеется устроить небольшое суррогатное исполнение на закрытых выставках— с солистом и хором, но под 2 фортепиано. Мне это мало улыбается, но лучше как-нибудь, чем никак. Между прочим, не могли бы Вы сообщить мне найденные Вами в них опечатки (я попрошу внести поправки в доски и выверю партии).

Недавно пробовали играть в 8 рук «Алу и Лоллия» — здорово выходит, но, к сожалению, В. М. Беляев сделал пока только 1 ½ части 1. Сообщение Ваше об исполнении щеночков очень меня порадовало — в особенности, если это Вам, действительно, нравится, с чем я никак не могу примириться. Из них я люблю только 1-ю, Quiet’y и последнюю Fis-dur’ную, но ценю только последнюю. Пришлют мне хоть сколько-нибудь авторских? — Если соблаговолят — то прямо бандеролью на дом.

О четверорукой 5-й симфонии я уже сказал Держановскому — он возьмет из магазина и пошлет, но только я проглядел, что Вы дали парижский адрес, и боюсь, что ноты уже укатили в Этталь. Если нет— исправлю. Партитуру 7-й мне уже скопировали. Я сейчас сижу над корректурой. Могу послать ее Вам — тоже в Париж? Я в ней что-то разо-

<стр. 177>

чаровался — немного нудно изложена побочная партия в 1-й части, очень вязко гармонически и густо и неподвижно инструментально. Попытаюсь сделать четырехручку, хотя у меня очень как-то мало остается времени после учеников, обязательных концертов и издательской канители, которой я все еще принужден заниматься.

Между прочим, если Кусевицкому понадобится вполне внешне приличный экземпляр партитуры моей 5-й, он ведь может его получить из берлинского магазина «Книги» — там это должно быть. Мои здешние благоприятели больше всего увлекаются моей 6-й канителью и, пожалуй, в смысле возможности внешнего успеха, они могут оказаться правы — в ней есть некоторая внутренняя убедительность и даже эффектность, но мне как-то она уже чужда стала и совершенно нет желания ее пропагандировать, хотя для того же Кусевицкого она, быть может, куда выигрышнее, чем 7-я, которая, в конце концов, все же производит экстравагантное впечатление, несмотря даже на скромность и робость моих приемов. Впрочем, если действительно Кус[евиц кий] серьезно может сыграть 7-ю, то, конечно, я с восхищением приму это, так как здесь мне ничего не удается добиться — до сих пор не сыграна даже 4-я2, которую я ценю, во всяком случае, больше, чем общедоступную 5-ю!

Пока всего лучшего. Да, восстановили Вы партитуру Вашею 2-го концерта? Есть ли партитура и голоса скрипичного концерта дли исполнения? А 3-й концерт имеется в прокатном виде? Я полагаю, что наша молодежь — Мильштейн и Миронов смогут быть двинуты на симфоническую эстраду.

Ну, всех благ и успехов.

Ваш всегда Н. Мясковский

22/XI 1923. Москва


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь