Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ. Вы меня чрезвычайно обрадовали своим письмом, а то я начал сильно беспокоиться
Мая 1930 г., Москва 16/V 1930. Москва
Дорогой Сергей Сергеевич, Вы меня чрезвычайно обрадовали своим письмом, а то я начал сильно беспокоиться, — что с Вами, где Вы, получили ли мои письма и т. д. Очень рад, что все благополучно, а из одного письма к Держановскому 1 узнал еще, что Вы, не успев ступить на европейскую территорию, опять помчались на какие-то концерты2. Надеюсь, что теперь сутолока Ваша кончилась, и Вы надолго засели за музыку. С нетерпением буду ждать «Вещи», квинтет, а также новинки. H-moll’ный (вероятно, тональность взята как небывалая?!) квартет меня безумно интересует. Так как Вы заведомо не впадете в Стравинского, то это должно получиться что-нибудь совсем небывалое. А главное, это-то мы наверняка услышим, а не так как симфонии Ваши — совсем нам недоступные, и чем дальше, тем, по-видимому, больше. Сейчас я совсем себе не представляю, как сложится в дальнейшем наша музыкальная жизнь, — но радужных предпосылок нет. Новинки играются почти исключительно по радио (благодаря, конечно, Держановскому), но как — это Вы должны помнить. Ваш концерт был еще блестяще обставлен, но и то,— что можно сделать с акустикой радиотеатра! А когда концерт идет в <стр. 331> студии, то, во-первых, туда не попадешь, а во-вторых, там уж акустики вообще нет никакой. Недавно там шла моя струнная симфоньетта 3 (наконец-то!), — несмотря на все мое внимание и учет условий я решительно не могу сказать, как она в итоге будет звучать и останутся ли те дефекты, которые мне показались, и при ином исполнении. Все же многое ретушировал, и думаю, что пьеса звучать в хорошем оркестре все же должна убедительно. И 1-я часть, и тема с вариациями, и, в особенности, финал звучали, как было задумано; немного разочаровала лучшая (медленная) вариация, но, кажется, я нашел верную редакцию. Все soli — звучали отлично. Из Ваших вещей там, за отсутствием каких-либо иных нот, играют только отрывки из «Апельсинов», да скрипичный концерт (недавно опять играл тот же Рабинович). Что касается дел Большого театра, то, конечно, Кубацкий никакую хорошую музыку в обиду не даст (он отличный музыкант). «Апельсины» идут. Гусман давно уже ушел. Недавно в Музсекторе получили программы концертов Стоковского, но отзывов еще нет. Очень забавны в этих программах поиски сюжета 10-й симфонии моей, причем перечислены все ихтиозавры русской литературы до Хераскова и Богдановича (!) включительно, а виновник происшествия — Пушкин — скромно упомянут в конце. Но я нарочно не упоминал о «Медном всаднике», чтобы наши умные критики вместо «душевного смятения» не стали искать одного лишь наводнения, что было бы нетрудно найти при том обилии нот, какое имеется в этой симфонии. У меня же перед глазами был главным образом рисунок А. Бенуа (помните, быть может? — бегущий Евгений, а за ним скачущий всадник), и всякие лирики и смятенные вопли. Если хотите, я Вам пошлю партитуру (быть может, и вместе с клавиром), из нее будет вполне ясно, что американцам эта симфония едва ли могла быть понятна. Последнее время я был очень занят (много работы в Музсекторе), кроме того, затеял писать марши для военного оркестра4 (настоящие красноармейские, а не просто так), ну и замучился с этой скучнейшей военной оркестровкой, которую решил делать сам. Сегодня, наконец сделал последний марш, и, кажется, вполне соответственно и требованиям, и исполнительским ресурсам. Квартетов до сих пор не удалось попробовать, так как «состав», для которого писал — стреножен (1-я скрипка вышла из строя), а другим он заклинал меня не давать 5. За один квартет не жалею, так как он очень трудный и будет звучать (если будет, конечно) только после выучки, ну, а другой такой, что и с листа бы пошел, и его мне особенно хотелось бы услыхать скорее. Темки я Вам приложу на листке. Ценного материала в них в общем мало, но получилось в целом складно и кое-что небезынтересно. Сейчас жду возвращения из Туркестана Шебалина. И если он сам не сделает Ваше скерцо, — попытаюсь опять за него приняться6. A партитура еще не вышла? Как только все будет готово — вышлю переложение Вам. Конечно, кромсайте его как хотите — ведь это же Ваше <стр. 332> детище. Финал меня также не совсем удовлетворяет, и его, наверное, можно сделать проще и доходчивее. Сейчас мне трудно, к сожалению, что-нибудь предпринимать, так как у меня нет партитуры. Обнимаю Вас. Сердечный привет Лине Ивановне. Ваш Н. Мясковский 1-й квартет: a-moll I часть:
Это вступительная тема, она же связующий фермент везде, где возможно ( ). Главная тема: Побочная тема: Дальше кое-что еще, но столь же простое: В I части другого материала нет. <стр. 333> II часть — очень трудное скерцо, скорей этюд. 1-я тема: 2-я тема: Средняя часть: III часть — нечто вроде монолога: Средние мотивчики: (8 ниже, конечно). <стр. 334> IV часть (Рондо): Главная тема, конечно, иначе изложена (разбито) 2-я немного непристойная темка: дальше зато она очень мило идет на фоне вроде 2-й темы скерцо (шорохи). 3-я тема — с мотивом из 3-й части: В общем, суховато и длинно.
2-й квартет: c-moll. Этот квартет по темам слабее, но теплее и как-то более крепко и залихватски вышел. I часть. Лейтаккорды: Главная тема: <стр. 335> 2-я тема: (есть еще мотивчики, но столь же незначительные). II часть. 1-я тема: есть еще пара мотивчиков, таких же простоватых, а средняя тема совсем тухлая. III часть (Rondo). 1-я тема: 2-я тема: 3-я тема: Это хотя и глазуновски, но очень хлестко вышло. <стр. 336> |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы