Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
H. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ. Дорогой Сергей Сергеевич,
Июля 1930 г., Москва Дорогой Сергей Сергеевич,
совсем не знал что и думать — 2 месяца от Вас ни слуху ни духу! Вдруг сегодня получил посылку и несказанно обрадовался. Правда, сознаюсь, ожидал лучшего — думал, что квинтет будет, ну, да, так и быть, помирюсь и с «Капричьей» Стравинки 1. Еще первая часть туда сюда — нерв есть, Adagio уже хуже, — что-то вроде сонатного, а финал просто непристойность. Это Минкус какой-то; не говоря о том, что это балетность самая неприкрытая, но ведь и пошлость безоглядная! Все Стравинские последние выкрутасы спасает то, что, будучи обсосаны технической выдумкой (так называемым мастерством — по-моему, и в этом небольшим), они зияют отсутствием эмоциональности и благодаря этому — скучны, но не противны. Каприччио же уже скользнуло чуть в эмоцию. Может быть, это лишь мое первое впечатление, тем более, что от предчувствия грозы, я себя сегодня весь день скверно чувствовал, но боюсь, что данных мало для изменения моего мнения. «Вещи в себе»2 по-прежнему тянет играть не раз и не два, хотя они и написаны в очень суровой манере. Вхожу во вкус даже B-dur’ной середины первой! Получили ли Вы мое письмо с иеремиадами, квартетными темами и т. п.? Может быть, не получили и оттого молчите? Хотя я склонен думать, что молчание Ваше больше связано с работой, и потому мирюсь. Изо всей современной музыки только Ваша меня радует, как подлинное творчество и более неожиданное и новое, чем все нарочитые «новости» Стравинского (почему мне в 1-й части его Каприччио чуется что-то веберовское?). В каком положении квартет? Я все-таки нашел два квартета in H — один у Н. Афанасьева (ископаемое, того, чья «Волга») и у В. Ширинского (моего ученика) 3. Какая все-таки свинья Ваш Пайчадзе, что не продает Ваших партитур! Между прочим, я очень рад, что не послал в РМИ симфоньетту свою. Хотя она и превосходно теперь звучит (недавно ее опять играли) 4 и имеет хороший успех, но все же оставляет чувство некоторой досады, что не достаточно смело и ярко (в смысле известного «модернизма») сделана. И это чувство не только у меня, но и у некоторых моих приятелей. Так что я перестал жалеть. Нового ничего не пишу. Был у Вас в этом году какой-нибудь сезон? Что из Вашего исполнялось? Может быть, пришлете какой-нибудь проспектик. Между прочим, не вышла ли мал[енькая] партитура «Болеро» Равеля — там есть интересные вещи, и мне бы очень хотелось взглянуть. Я сейчас не знаю, как обернется дело с квартирой — быть может, я недели через <стр. 337> две перееду, так что пишите мне пока на адрес «Музсектора Госиздата», Неглинный проезд, д. 14. Но все-таки пишите. Обнимаю Вас. Сердечный привет Лине Ивановне. Всегда Ваш Н. Мясковский 18/VII 1930. Москва А потом мой адрес будет: Сивцев Вражек, д. 4, кв. 11. С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ Июля 1930 г., Париж 5, rue Valentin Haüy, Paris XV, France 24 июля 1930
Дорогой Николай Яковлевич. Вы правы, оба Ваши письма от 16 мая и 18 июля я получил, не отвечал же, увязнув в работе. 12 июля написал несколько слов Держановскому 1, прося его передать Вам привет и извинения. Зато кончил четвертую симфонию (с финалом пришлось повозиться), переложил в две руки Дивертисмент, а сейчас вот-вот придушу квартет: осталось доделать разработку и репризу первой части, вторая же часть (Скерцо) и третья (Andante) готовы. Центр тяжести в третьей, медленной части, которая и заканчивает квартет. Конечно, пока все это еще эскизы, хотя в большинстве случаев точные. Закончив первую часть, отложу всю вещь в шкаф на несколько месяцев, а затем пересмотрю и напишу партитуру, это будет, вероятно, вопрос недели. Очень обрадовался, получив от Вас материалы Ваших квартетов. В первом мне больше всего понравились две темки из середины Andante. Меньше понравилась тема вступления и начало скерцо: к последнему рисунку Вы не раз возвращаетесь (пятая симфония, вторая «Причуда»). Во втором квартете Вы напрасно ругаете свой материал: он очень симпатичный, а кадриль из третьей части и вовсе задорная. В Каприччио Стравинского Вы совершенно верно угадали веберовский дух: об этом духе мне говорил сам автор, когда сочинял. О маленькой партитурке «Болеро» наведу справку, и если она вышла, или как только выйдет, пришлю. Также скоро пришлю Вам двуручное переложение моего Дивертисмента, которое оказалось очень играбельным. Его, не в пример прошлым вещам, издательство решило напечатать молниеносно. Что касается до переложения квинтета, то оно давно награвировано и прокорректировано, но Пайчадзе забыл его напечатать, вероятно, потому, что не рассчитывает на его продажу. Ничего интересного в Париже этой весной не играли, так что даже нельзя составить Вам никакого проспектика. А что это все-таки за марши, которые Вы сочинили? Вероятно, выйдут клавиры — непремен- <стр. 338> но пришлите. Затем, верно ли я понял, что Вы мне, может быть, пришлете клавир и партитуру десятой?2 Неужели они вышли? Ну, конечно, тогда обязательно пришлите. Си-минорная тональность, вероятно, оттого не свойственна квартету, что тоника находится как раз под толстой струной виолончели и альта, а потому, так сказать, пропадает целая септима для глубины основного тона. Поэтому, сочиняя квартет в си миноре, надо прежде всего задумать его так, чтобы не чувствовалась пропажа этой септимы. В остальных же отношениях тональность такая же удобная, как и самый популярный для струнных вещей ре мажор! Не берите с меня примера и пишите поскорей. Мы пока еще в городе, но если уедем на дачу, то письма будут пересылаться аккуратно. В половине октября мечтаю приехать в Москву недели на три-четыре и пока оберегаю этот период от заграничных ангажементов. Я все-таки не понял, что Вы сделали со своей симфоньеттой: привели ли ее в окончательный вид, или отложили это до следующего прослушания. Крепко обнимаю Вас. Сердечный привет от жены.
Ваш С. Пркфв |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы