Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ. Все не мог собраться написать Вам — не то был в сплине, не то чем-то занят
Октября 1930 г., Москва 30/Х 1930. Москва Дорогой Сергей Сергеевич, все не мог собраться написать Вам — не то был в сплине, не то чем-то занят, а чем, всерьез и сам не знаю. Во всяком случае, не сочинением музыки. Эта бестия, видимо, надолго со мной распрощалась! Ну, <стр. 345> и бес с ней. Ваш Divertimento сперва меня восхищал старыми номерами (1 и 2), даже 2-м, который я находил (и нахожу) растянутым, но тем не менее превкусным. От двух последних пьес все время был в недоумении, пока, наконец, не взял себя за шиворот и не заставил сыграть их как следует — в темп, с акцентами и с темпераментом. И, о ужас, начали нравиться и даже восхищать, даже простенькие имитации в последней! Середина в этом номере мне сразу показалась восхитительной благодаря гармониям так ловко преобразившим старую тему. Вообще, опус Вам удался. А что такое 4-я симфония в сравнении с этой штучкой? Как Ваш берлинский радиоконцерт прошел? Хотя, правда, ничего ведь нельзя об этих вещах говорить по-настоящему — он был, верно, без публики? А как судят в конце концов о качестве таких концертов? Пресса что ли следит, или запоздалые голоса из эфирных жертв? На следующий день после Вашего берлинского концерта в Keнигсберге (тоже по радио) Шерхен играл мое «Концертино», вместе с симфонией Веприка 1 и какой-то пьесой Шостаковича. К сожалению, никаких сведений не имею ниоткуда. Здесь, в Москве, концертов настоящих нет. Какие-то случайные концерты дает Софил, но интереса в них — никакого. Персимфанс думает возобновить свою деятельность, но отнюдь не обновляя программы — 3-я да 5-я Бетховена и т. д.! Кое-что, но в очень скромном форме, затеяла консерватория: серии камерных и симфонических концертов в Малом зале. Из Вас стоит в программе: Евр[ейская] увертюра, Классич[еская] симфония, квинтет2 и, кажется, романсы. Хотя дирижируют ученики дирижерского класса, но руководит делом Сараджев. Из моего добра будут трепать опять же «Концертино». Что касается моих новых квартетов, то, связав себя со Страдивариусами3, я тем самым обрек себя на величайший пост, так как юноши эти до сих пор не собирались даже вместе, а один из квартетов просто трудный. Вы спрашиваете о третьем? Так это же старье консерваторское — на тему Грига (вариации); его как-то здесь года три назад сыграли4, и он, к моему удивлению, отлично звучал и произвел весьма приличное впечатление, так что я, немного его подравняв, сдал издательству. Вот и все. Ваша критика местечек из 10-й симфонии попадает в цель только однажды — это возле 19. Я сам знал, что это место очень формально, но так как это два такта, ведущие к вполне сильному месту и им поглощаемые, то они проходят вполне незамеченными, особенно в оркестре. 3 такта в фуге после 36 я слабыми вовсе не считаю, так как, во-первых, это просто интермедия, а, во-вторых, по приему это довольно не просто, ни по технике, ни по ритму (здесь двухдольность делается трехдольностью), а секвентность служит здесь только на пользу, сгущая напряжение к последнему проведению темы. Все это идет, между прочим, в диком темпе. О «Снегурочке» услыхал только от Вас! Я даже теперь этого не чувствую — хотя, действительно, ряд нот совпа- <стр. 346> дает —настолько здесь главная роль в гармонии и заключительном повороте темы вверх; ведь это же совсем разные миры! Даже М. Штейнберг не услыхал сходства, а только был заворожен гармонией h-moll в B-dur’e (или скорей наоборот). Хотя я на вид очень горячо защищаюсь, но на самом деле я не так ущемлен — ведь эта симфония так теперь от меня далека! Всего доброго. Крепко Вас обнимаю. Как балет Ваш?! Я таю от «Бл[удного] сына». Ваш Н. Мясковский P. S. «Межд[ународная] книга», кажется, дышит на ладан.
С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ Ноября 1930 г., Париж 5, rue Valentin Haüy, Paris XV, France. 9 ноября 1930 Дорогой Николай Яковлевич. Очень рад был Вашему письму, а то я уже начал запрашивать Вас открыткой о причинах сморцандо*. Вполне понятно, что большинство моих придирок по поводу X симфонии не попали в цель; я даже рад этому. Ведь придирался я после очень поверхностного рассмотрения партитуры; но раз Вы признали одно из замечаний, то позвольте на этот раз придраться уже к Вашей системе защиты. Вы пишете: «так как эти два такта ведут к сильному месту, то они проходят вполне незамеченными» или «такие-то три такта я слабыми вовсе не считаю, так как, во-первых, это просто интерлюдия...» Вывод: подходы и интерлюдии можно писать кое-как, авось не заметят. Это — попустительство, с которым надо бороться. Конечно, всякую вещь следует судить по сильным местам, а не по слабым. Но и слабых надо избегать, так как часто они прежде других колют глаза. <Перечел; фу, какая мораль! Глупо.> ** Я никак не думал, что вторую половину Дивертисмента так трудно играть. За 3-ю часть я особенно не стою; ее немного спасает оркестровка, но, в общем, она вместе с 1-й частью сделана на старый материал (а не 2-я и 1-я части, как Вы предположили в Вашем письме). 2-ю часть я, наоборот, считаю наиболее значительной во всем опусе. Не принимайте темп Larghetto слишком всерьез и попробуйте сыграть его на границе с Andantino — может быть, тогда оно не представится Вам таким растянутым. Я знаю, что растянутым Вам кажется кусок 23 до 28. Построен он так: основная тема разрублена на куски,
* замирания — от smorzando (итал.). ** заключенное в скобки— <> —приписка на полях. <стр. 347> между которыми вставлены интерлюдии из обрывков второй темы. Может быть, это объяснение прояснит Вам туманный кусок. Балет я сочинил, кроме одного номера, и оркестровал половину, но, кажется, интереснее будет дать его не в феврале, а в мае1, так как парижскому сезону свойственно замирать после Нового года и вновь расцветать весной. Так что я, по-видимому, скоро засяду за отделку квартета и за его клавираусцуг. Был я на концерте Рихарда Штрауса, но композитор махал как дохлая муха, да и в его музыке было столько несносного, что я не досидел до конца. Видел корректурный оттиск новой псалмопевной симфонии Стравинского: сурово, суховато, интересно технически. Mo родству, пожалуй, ближе всего к «Эдипу», но, слава богу, без уменьшенных септаккордов. В ближайшие дни я еду в Льеж и Варшаву2, вернусь к 25-му и буду поджидать Ваших строк ко дню возвращения. Как Ваша квартира? Обнимаю Вас. Сердечный привет от жены Валентине Яковлевне и Вам. Ваш С. Пркфв Как Держанулькин? |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы