Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


H. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ. На этих днях постараюсь выслать Вам «Когти» Пермитина и голоса моего квартетика



Апреля 1932 г., Москва

Дорогой Сергей Сергеевич,

на этих днях постараюсь выслать Вам «Когти» Пермитина и голоса моего квартетика. «Когти» в неважном виде, но, к сожалению, их в продаже больше нет, пришлось изъять из знакомых рук мой летний экземпляр. Ваше письмо — с описаниями абендов* прошлого столетия и жанровых сценок с Глазуновым делает сенсацию. Я с удовольствием его цитирую, хотя и полон «благоговения», в частности, перед Метнеровским «высоким искусством», и т. п. Надо сознаться, что в характеристике творчества Метнера последнего периода Вы без промаха бьете и цель: для того чтобы этими изделиями наслаждаться, надо, если не навсегда, то хоть временно впадать в маразм; со мной это изредка случается, и тогда я полощусь в теплой ванне «последнего Метнера». К счастью, я могу принимать противоядие. Одно из них — Ваш квартет. Несмотря на академичность (формы, конечно) первой части, он мне чрезвычайно нравится, a Andante то и дело становится навязчивой идеей («Durch alle Töne tönet»** и т.д.), как, например, сегодня ни с того ни с сего все утро, пока я часа три бродил по Москве, оно мне звучало до того, что я даже пел его, рискуя попасть под автомобиль от полной невменяемости. Замечательная вещь. Только увидев ноты, я мог разобраться, до чего Рот-квартет в нем мало понял, особенно дне первые части. В сущности, 2-я часть у них совсем не получилась, хотя ноты были играны безукоризненно. Почему Вы не хотите ставить метроном? Это все-таки может ориентировать.

Не так давно Нейгауз в своем концерте сыграл Rondo (Красавицу) — я бы не сказал, что очень хорошо, как-то слишком выпячивая и так довольно обильные форшлажные арпеджии и не совсем интересно градируя темпы — заключительное meno mosso всегда выходило комкано (я его играю всегда по клавиру, мне там больше нравится, чем с арпеджиями; эти последние вносят сюда излишнюю суетливость). Между прочим, Нейгауз жалуется, что получил только 3 пьесы, а как раз Andante нет. Я ему рекомендовал купить в «Книге», где ноты были, но боюсь, что он по лени опоздал. Почему Вы ему не послали всего? В конце концов, из всех пианистов он один отважился играть, хотя бы и один номер из этого опуса. С величайшим нетерпением буду ждать новейших Ваших изделий. Где, между прочим, застрял «Днепр»? Вы спрашиваете, что мне из нот хотелось бы достать? Но у меня такое впечатление, что на «Западе» разучились писать значительную музыку, а делают только побрякушки. Концерт Равеля1 я иначе назвать никак не могу — он страшно проигрывает при близком знаком-

* вечером — от der Abend (нем.).

** «Сквозь все звуки звучащие» (нем.)—первая строка эпиграфа (из Ф. Шлегеля) к Фантазии для фортепиано (C-dur, op. 17) Р. Шумана.

<стр. 379>

стве. В конце концов, «музыку» делает только Прокофьев, да еще Стравинский достаточно занимателен. «Псалмы»2 его когда-нибудь в каком-нибудь виде выйдут? Я сейчас интересуюсь двоеручием оркестровых вещей Дебюсси — нет ли «Ноктюрнов», «Имажей» (то есть Жиг, Иберия, Рон де Прэнтан) и «Моря»?3 Не печатается ли где-нибудь Юлий Крейн? Или он вполне растворился в парижской суете? Мне ужасно досадно, что нельзя достать партитуры Ваших симфоний, хотя бы Классической. П. А. Ламм жаждет сделать струнное переложение, — а не с чего. Я бы даже тряхнул стариной и сварганил бы что-нибудь. Хотя, правда, за мной долг в виде II части 3-й симфонии. Но сознаюсь — не могу справиться, ничего не выходит. Я чего-то в ней не улавливаю. Вероятно, надо бы услышать сперва. Сейчас я кончил возню с обеими своими симфониями и мог бы опять поломать голову над Вашей музыкой. Симфонии мои получились не так плохо, как мне казалось. «Октябрьская» — 12-я, конечно, несколько банальна, но иначе и быть не могло, когда ищешь и знаешь наверно, что еще не находишь искомое. 11-я же, кажется, удалась. В 8 рук она звучит недурно4. Общее мнение, что это лучшая моя симфония. Я в этом сомневаюсь, так как там есть и излишняя простота (Andante) и некоторая суховатость от преувеличенной чеканности.

В заключение несколько слов о Глазунове. Письма его я не видел (верно, оно было по старому адресу или на Музгиз, что одинаково скверно, так как я летом там не был вовсе, а теперь бываю очень редко). Но «Кар[ельскую] легенду» кто-то летом уже искал для Глазунова, получил и должен был отправить. Это мне сообщил Юровский. Найти еще экземпляр очень трудно — его нигде больше пет. А при всех наших трансформациях (в частности, юргенсоновской нотопечатни больше нет, она больше года как переведена в другое место и склад тоже реформирован) едва ли удастся что-либо разыскать иначе как случайно. При оказии все-таки спросите его, получил ли он все же партитуру и обижается на меня только за безответность, или действительно, не имеет партитуры. Что я к нему достаточно почтителен, ясно хотя бы из того, что он только благодаря мне получил копию рукописи «Покаянный плач Тангейзера»5, так как Беляева в то время в Москве не было, и копию делал из любезности Сергей Сергеевич Попов, которого Глазунов, между прочим, в свое время знал и который весьма сетует, что А[лександр] К[онстантинович] не хочет ему прислать хотя бы 7-й квартет в виде любезного отмаш’а. Я поиски «Карельской канители» не прекращу. В крайнем случае, остается за мной.

Между прочим, если увидите или услышите, что вышли его виолончельный концерт6 и метнеровские плохие сонаты ор. 53 («Грозовая» и «Романтическая») —обязательно снабдите меня этим добром.

Что за слухи ходят по Москве о Ваших письмах на имя наркома просвещения т. Бубнова и, вообще, о Ваших московитских планах? Вы действительно к нам собираетесь? Мне говорил об этом что-то наш новый директор консерватории т. Шацкий. Если бы здесь для Вас

<стр. 380>

нашелся пье-да-тер*, было бы восхитительно иметь Вас в среде советских музыкантов. Только боюсь, что все это бредни.

Обнимаю Вас. Поздравляю с наступающей годовщиной 41-летия. Привет Лине Ивановне.

Сердечно Ваш Н. Мясковский

4/IV 1932. Москва


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь