Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я- МЯСКОВСКОМУ. Июля 1932 г., Сарк



Июля 1932 г., Сарк

Sark, 8 июля 1932

 

Дорогой Ник[олай] Як[овлевич], пишу Вам из игрушечного королевства, ибо такие еще существуют на белом свете: это маленький островок в Ламанше, под покровительством Англии, но имеющий собственную королеву, правящую 600 жителями и сидящую во дворце, что на обороте, охраняемом 6-ю пушками. Так было в XVI веке, так по недоразумению осталось до сих пор. Островок живописен, климат мягкий, и многочисленные туристы уменьшают его средневековый характер.

Обнимаю Вас, завтра отправляюсь обратно в Париж.

Ваш С. Пркфв

H. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ

Июля 1932 г., Москва

Дорогой Сергей Сергеевич,

заехав на пару дней в Москву, получил Вашу открытку из Сарка. Не мог все же выяснить, получили ли Вы мое длиннющее письмо по поводу сонатин и воркотни из-за названия нового сочинения для фортепиано с оркестром.

Зайдя к Держановским, нашел сонатины с вставленными бекарамм на до (но не понял, чьим почерком) в Andante 2-й из них. Я, кажется, доехал уже до понимания обоих финалов. Вообще, обе сонатины меня продолжают восхищать, ни на одну секунду не утомляя. Вчера 2-1 сонатиной я пронял даже К. С. Сараджева, которому, как я заметил, Ваш новый стиль не очень понятен. Между прочим, при чувствительном разыгрывании Andante 2-й сонатины я наткнулся на одно место, которое сильно меня смутило; нет ли тут опечатки: стр. 7, такт 14, фигурка на 2-й восьмой

<стр. 388>

верное ли это до? Я его не заметил, играя всегда ми, но, быть может, это так и нужно, хотя очень неловко для моих пальцев? Если будете мне писать, пишите простым письмом (пока), так как заказное некому принимать, а простое просто опустят ко мне в ящик.

Что случилось с «У Днепра»? Клавир его вышел или так же заморожен, как в свое время двурукий квинтет? Мне почему-то вдруг очень захотелось его вспомнить.

Павел Ламм от огорчения, что не может достать никакой из Ваших партитур симфоний, взял и переложил в 8 рук старую симфоньетту. Я очень рад. Вам это показываться, конечно, не будет.

Чем кончились Ваши переговоры с консерваторией через Наркомпрос? Здесь упорно твердят, — что Вы будете преподавать, и Вас превосходно во всех отношениях обставят; но боюсь, что о всех этих планах Вы узнаете последний, когда уже не сможете располагать временем. Планируются и Ваши концертные участия и т. д. Пролетарские композиторы тоже вдруг воспылали надеждами на благотворность Вашего приезда и весьма к Вам благожелательно настроены. Не знаю, надолго ли.

Для меня же Ваш приезд — утешение величайшее.

Всего доброго. Обнимаю Вас крепко.

Ваш Н. Мясковский

20/VII 1932. Москва

Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ

Июля 1932 г., Москва

Дорогой Сергей Сергеевич, пишу по небольшому, но довольно спешному делу. Д. М. Мелких года два тому назад написал очень удачный квартет для 4-х деревяшек (в 3-х, кажется, частях) 1. Музгиз в свое время отказался его печатать, найдя слишком модернистичным и сумбурным. Последнее, конечно, неверно. Модернизм тоже только кажущийся, ибо сочинение сделано вполне стильно. Недавно оно было через ВОКС послано для исполнения в Интернациональном] фестивале, но опоздало к сроку. Ансерме, бывший в жюри, очень жалел, найдя квартет чрезвычайно удачным, и обещал его исполнить помимо фестиваля. Я вместе с автором обращаюсь к Вам с вопросом — не могло бы его издать Рос[сийское] муз[ыкальное] изд[ательство]? И если да, то на каких условиях? Если не РМИ, то, быть может, Беляевское? Вы Глазунова не видаете летом? Обнимаю Вас.

Ваш Н. Мясковский

23/VII 1932

<стр. 389>

С. С. ПРОКОФЬЕВ — H. Я. МЯСКОВСКОМУ

Июля 1932 г., Париж

5, rue Valentin Haüy, Paris XV, France

27 июля 1938

Дорогой Николай Яковлевич.

Оба Ваших заказных, от 18 июня и 20 июля, а также открытку получил. Спасибо за интересный обзор сонатин; я тоже предпочитаю средние части, но в Andante второй считаю первую тему гораздо удачнее, чем вторую. За финал первой сонатины должен слегка заступиться: он труднее, но имеет свойство улучшаться при повторном проигрывании. Что это Вы налетели на меня за «постноватый в вертикальном отношении» стиль? Ведь на то они и сонатины, чтобы быть одноэтажными! Как странно, что Сараджев, в свое время бывший живчиком, противится моей новой манере. Вот и Асафьев пишет: «у нас не ценят лиризации твоего творчества последней поры». В чем же дело? — ведь мелодика это то, что легче всего лезет в душу, а форма изложении самая понятная...

Объясните мне причины противления.

За четыре бекара против четырех до поклон и благодарность. Я заставил внести в полтысячи экземпляров на складе, а также на доску. На стр. 7, в до-мажорной фигурации это так-таки есть до, а не ми. Я, можно сказать, включил вдохновенную деталь, а Вы приняли ее за опечатку.

О квартете для деревянных духовых Мелких я сообщил в РМИ, но там сейчас об этом не хотят и думать, так как предложенный товар не ходкий, а фамилия автора мало известна за границей. К Глазунову я не обращался, потому что в их лавочке вовсе затор: Вы не можете себе представить, какой сейчас кризис у всех здешних музыкальных издательств. Я вошел в постоянное жюри нового камерного общества в Париже, «Тритон», которое с осени открывает свою деятельность; так же меня пригласили рекомендовать вещи для другого подобного общества, «Серенада». В первую голову мне хочется, чтобы сыграли Ваш квартет (с канканом), поэтому прошу Вас прислать еще партитурку, а то присланную раньше бельгийские квартетисты увезли и Америку вместе с материалом. Может быть, Мелких мог бы послать мне копию своей рукописи? Если его ансамбль ответит вкусу вышеозначенных обществ, ее удастся сыграть в Париже. В случае успеха, пожалуй, и РМИ сможет переменить свой взгляд.

Какой все-таки жеребец этот Коутс: до старости будет скакать через все темпы напролом. Меня возмущает, как он обработал Вашу Двенадцатую. Недавно он в Лондоне наиграл весь «Стальной скок» для граммофона, но в некоторых частях закатил такие абсурдные скорости, что я сам не понял, какую музыку воспроизводит диск, и как раз сегодня обращаюсь в Лондон, прося пустить в продажу «Стальной скок» не полностью, купируя загнанные части. Я очень интересовался

<стр. 390>

исполнением Вашей XII симфонии, но ни Держановский, ни другие не догадались написать о нем. По счастью, мне попался номер «Советского искусства» со статьей об исполнении1, и из этой статьи я смог профильтровать некоторое впечатление, именно, что вещь значительная и чрезвычайно ясно изложенная. Поздравляю Вас и буду ждать ноты. Пока не поздно — постарайтесь заставить награвировать четырехручное переложение партитурно.

Мой приезд в Союз становится все более очевидным, но, как Вы и угадали, все более кратковременным: 18—19 ноября играю в Варшаве2, приеду в Москву 21-го, а уеду около 5 декабря, так как 11-го симфонический в Париже3, а затем Америка. Преподавательская причина поездки замещается концертной, хотя постараюсь не загружаться и сыграть раз или два в Москве и столько же в Ленинграде4. Как бы хотелось, чтобы в этот период была сыграна одна из Ваших симфоний! Очень пикантно Ваше сообщение о перемене настроений Пролетарских музыкантов по отношению ко мне и о их надеждах на «благотворность» моего приезда. Мне трудно отсюда судить, но по скудным данным, которые я собираю здесь, они, конечно, имеют право на влияние, при условии некоторого выпрямления их линии.

Крепко обнимаю Вас. Мы, кажется, скоро уедем на юг, но Вы пишите на Париж, откуда и простые и заказные будут пересылаться мне немедленно.

Ваш С. Пркфв


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь