Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Января 1932 г., Прага. С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ



Января 1932 г., Прага

Прага, 11 янв. 1932

Дорогой Николай Яковлевич.

Сегодня будем с Малько разыгрывать 3-й концерт, а затем он — Скифскую. Все время вспоминаем Вас. По возвращении в Париж напишу Вам подробно, а также пришлю только что вышедший концерт Равеля (не одноручный, а двуручный) 1.

Обнимаю.

Ваш С. Пркфв

С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ

Января 1932 г., Париж

5, rue Valentin Haüy, Paris XV, France.

25 января 1932

Дорогой Николай Яковлевич.

Получили ли Вы мою открытку из Праги, где Малько и я довольно мило выступали совместно, а затем немало беседовали. У него наст-

 

* с медными духовыми инструментами — производное от немецкого обозначения инструментов: Blech (Blechinstrument) и Bläser (Blasinstrument).

<стр. 373>

роение бодрое, и ангажементы имеются. Порадовал он меня, сообщим, что уже пять раз играл Ваше Лирическое концертино1 с неизменным успехом. По возвращении из Праги я выступил здесь с III концертом, затем повторил сыгранное осенью Andante из квартета, переделанное на струнный симфонический состав. Кроме того, местный дирижер продирижировал первым парижским исполнением симфоньетты2, партитуpa и голоса которой только что вышли из печати. Симфоньетта, не смотря на среднее исполнение, звучала мило и пришлась по вкусу слушателям, так что, я надеюсь, она теперь частично заменит Классическую симфонию, слишком за последнее время заигранную. Хотя Вы слышали симфоньетту в Москве и, кроме того, у Вас, кажется, осталась предыдущая ее редакция, а потому Вам все книги в руки, для того, чтобы сравнивать и в результате в деликатных выражениях поносить, четные части, — все же я думаю, что при последующих прослушиваниях Вы мне их, может быть, простите. Конец скерцо действительно куцеват, но нельзя же в самом деле во всех пяти частях строить длинные коды!

Получили ли две бандероли с нотами, и как Вам понравился концерт Равеля? Последний заявил, что, сочиняя его, он имел в виду воскресить славную традицию Моцарта и Сен-Санса в смысле виртуозного подхода к концертирующему инструменту. Но, во-первых, выбранные им композиторы сами были не без промахов в этом отношении, а во-вторых, своим заявлением Равель никому очков не втёр, ибо известно, что концерт свой он сначала задумал для собственных маленьких средств, но по дороге выяснил, что и того он не сыграет; после этого он стал утруднять фортепианную партию. В результате получился весьма утлый пианизм, но, разумеется, очаровательные звучности в смысле комбинации фортепиано с оркестром, которые настолько искупили дело, что, если не смотреть в ноты, казалось, будто фортепианная партия всерьез концертантная. При первом исполнении концерт имел чрезвычайный успех. Это был один из немногих в Париже случаев, когда зал был до того полон, что желающим отказывали. Между прочим, пикантно, что наверху 5-й страницы тема смахивает на первую сонату Метнера3, а на 20-й странице — чистый Рахманинов (в оркестровой звучности это впечатление еще усиливается).

Другая новинка, опера Мийо «Максимилиан»4, оказалась полной сценической и музыкальной неудачей. Не упомню такого единодушного неодобрения. Я не большой поклонник Мийо, но у него встречаются интересные изобретения, правда, чаще идущие от головы, чем от музыкального чутья. Однако здесь не было и этого: какая-то лопнувшая шина.

Наконец, слышал я симфонию Онеггера 5, хотя это и не такая новинка, ибо ее уже полтора года назад Кусевицкий играл в Бостоне. В ней, в заключении, мелькает кое-что очень милое, родственное его же виолончельному концерту6, но есть скучные страницы, а начало финала откровенно адресуется к «Пульчинелле» Стравинского.

<стр. 374>

Посланное Вам трио Маркевича7 не лучшая вещь, но я пришлю еще какой-нибудь его клавир. Квартеты Глазунова достал, но позвольте сначала самому проглядеть их, а затем вышлю Вам. Если Вас не затруднит, то, может быть, Вы мне пришлете продолжение романа Фадеева «Последний из удэге»8. Я купил здесь эту книжку, но когда дочитал (и с интересом) до конца, то оказалось, что это лишь конец первой книги. Появилось ли продолжение?

Мне очень грустно, что Вам досаждают семейные неприятности, но неудачам с новыми симфониями не очень доверяю, так как Асафьев после поездки в Москву писал, что НЯМ киснет, но музыку пишет хорошую, светлую и бодрую. Книгу Асафьева о русской музыке9 я получил и показывал ее здесь кое-кому. Кажется, из Парижа будут заказы на нее. Держановскому передайте, пожалуйста, что я благодарю его за театральные переговоры и по его совету в Михайловский театр написал. Контракт с Большим театром на возобновление «Апельсинов» будет, очевидно, подписан на днях, так как возражений с обеих сторон не встречает.

Крепко обнимаю Вас. Лина Ивановна шлет Вам сердечный привет, также Валентине Яковлевне, к чему присоединяюсь и я.

Ваш С. Пркфв


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь