Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ. 5, rue Valentin Haüy, Paris XV, France.
Ноября 1931 г., Париж 5, rue Valentin Haüy, Paris XV, France. 9 ноября 1931 Дорогой Николай Яковлевич. Давно Вам не писал, но зато первый экземпляр фортепианных пьес послал Вам. Надеюсь, что Andante квартета не показалось трудным, так как мне хочется, чтобы оно было у Вас в «репертуаре». Это Andante совсем не такое мрачное — мрачным сделали его исполнители, растянувшие, судя по минутации, сообщенной Держановским, всю пьесу до чрезвычайности (Andante должно длиться 8¼ минут). Этим объясняется и общность в движении, примеченная Вами между первыми двумя частями. При правильных темпах она и в голову не придет. Сейчас я кончаю корректировать партитуру квартета, которую смогу послать Вам во второй половине декабря. <стр. 367> Присылка клавира Вашей первой симфонии доставила мне много удовольствия, и я не раз самостоятельно проигрывал ее, вспоминая Павловск, Асланова и пр. и постоянно вправляя глаза, вывихнутые от выворачивания на две страницы сразу. Квартет тоже очень мил и ловко сделан. По стилю он родственен Вашей первой сонате. Но что за бетховенская замашка издавать три квартета под одним опусом, к тому же написанных разновременно! Как это не пришло Вам в голову издать под одним центральным опусом все десять симфоний? Чрезвычайно интересуюсь Вашим новым сочинением. XI симфония или вещь под особым названием? Если Вашу симфоньетту захотят сыграть в Париже, то куда надлежит обращаться за материалом, сдают ли его в Вене напрокат? Когда выйдут остальные два квартета? Grand Opéra приступила наконец к репетициям моего балета. Дабы потрафить Вашей склонности думать, что всякий человек, несколько лет проведший вне родины, становится малограмотным, балет будет называться «На Днепре», но не потому что «У Днепра» звучит не по-русски (см. «У лукоморья»), а оттого, что в Opéra нашли «Sur le Borysthène» звучнее, чем «Au Borysthène». И, хотя для меня «У Днепра» кажется все-таки более симпатичным, склоняясь перед авторитетом Opéra и Вашим, я решил уступить. Асафьев сообщил мне отмеченные Вами ошибки, за которые я Вам страшно признателен, так как они оказались важными, и я успел внести их в корректуру. Какой все-таки у Вас феноменальный глаз, «рысий», сказал бы Достоевский. В отместку я хотел выудить что-нибудь в присланных Вами нотах, но это не так просто. На случай второго издания сообщаю Вам то, что попалось, однако это все ошибки второстепенные, не меняющие музыки. В клавире симфонии: стр. 30, последний такт — лучше поставить бекар к re ; стр. 35 — цифра 43 не на месте; стр. З5, 9-й такт — нужна лига между двумя re ; стр. 44, 4-й такт — не нужен бекар к do ; стр. 46, 5-й и 6-й такты — не нужны бекары к fa ; то же на стр. 47; стр. 54, 4-й такт с конца — октаву левой руки надо подвинуть вправо; квартет: 1-й такт после цифры 3 — не хватает 1/8 паузы у первой скрипки. Вышел скрипичный концерт Стравинского1, ловко сделанный, но будто суховатый; я Вам все-таки его пришлю. Приветствую Ваше склонение к двуручным клавираусцугам. Если Вас заинтересуют какие-нибудь заграничные издания — дайте знать, и я с удовольствием пришлю Вам. Крепко обнимаю Вас и надеюсь, что здоровье Ваше восстановилось вполне. Сердечный привет от жены, также Валентине Яковлевне. Ваш С. Пркфв
Чем кончилась атака, которую повела «Говорит Москва» против Ас[социации] прол[етарских] музыкантов? 2 <стр. 368> H. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ Ноября 1931 г., Москва 15/XI 1931. Москва
Дорогой Сергей Сергеевич, только что получил Ваше письмо и немедля строчу ответ, так как как раз занялся корреспонденцией — иначе сильно бы задержался, ибо лень моя стала феноменальной. С того времени, что я не служу нигде и безвыходно сижу дома, я и дома-то провожу время преимущественно лежа. Самочувствие мое оставляет желать много лучшего, кажется, я даже пойду к доктору! Ваши пьесы1 я получил уже с неделю тому назад и, сознаюсь в своем преступлении перед Вами,— до сих пор никому их не показывал, не то из ревности, не то из боязни, что попросят Дать, и я не сумею отказать. От Andante таю и играю его на дню раз по пяти, так что скоро совсем научусь, хотя вторая тема — с большими растяжениями — все еще не дается — выразительно. Музыка ужасно западающая, даже царапающее место перед репризой. Между прочим, почему оно здесь? Ведь это нечто из «Огн[енного] ангела» — очень истерическое. Сколько помню, там есть аналогичное место и на тех же нотах, только 8 выше (не помню точно, так как у меня нет клавиров ни «Ог[ненного] анг[ела]», ни «Игрока»). Откуда Вы взяли премилое Scherzino? — я его не знаю, а в то же время что-то знакомое в нем чувствую. Меньше других пьес я остаюсь доволен последней, а почему и сам не знаю. Мне словно жаль первой редакции Scherzo, да и конец у меня совсем не выходит. Но опасаюсь, что в надлежаще концертном исполнении это будет самая эффектная пьеса. Вообще, опус вышел лихой, но «Красавицу» я, верно, буду играть «как таковую», хотя здесь многое, особенно в тональном плане, свежéе. Мне не терпится получить партитуру квартета. Я хочу посмотреть, как там все сделано. Между прочим, не думаете ли Вы, что как стилистический прием не очень выгодно для ясности рисунка, что широкие ходы в теме сопровождаются такими же в сопровождении, хотя, правда, это способствует большой компактности целого — нет ощущения мелодии с аккомпанементом; неужели так у Вас и в оркестровой редакции? Трудновато. Что это Вы писали как-то о клавире симфоньетты? Всю имели в виду или только скерцо? Неужели умный Пайчадзе так и не выпустит клавир квинтета?! Если пришлете мне также что-нибудь чужое — буду очень благодарен. Я сейчас, сидя дома, конечно, часто скучаю и начал опять побренкивать на рояле. Стравинского давайте всегда. «Псалмопевный» клавир не выходил?2 Что меня интересует? Конечно, по старой памяти, Равель, от которого я сильно отстал — последнее, что у меня было, это «Болеро» и соната для скрипки3. Кроме того, мне, как завзятому коллекционеру, нужны сочинения презираемых Вами Метнера и Глазунова. Ни 6-го, ни 7-го квартета4 последнего я так и не имею, а Метнер, говорят, разрешился опять опусом из Пушкина (ка- <стр. 369> жется, op. 52) и романтической сонатой5. Но ведь Вы не станете мне их посылать! А «Межд[ународная] книга» ничего не выписывает больше. Кстати, Симфоньетту мою с материалом должны получить из Вены, так как они от «Книги» получили кучу экземпляров. Спасибо Вам большое за выуженные ошибки — я убедился, что никакой глаз от них не спасает. Я ухитрился, сам корректируя, пропустить в партиях 2-й скрипки 1-й симфонии целую строку! Квартет № 2 должен уже выйти. Квартет № 1 — наиболее сложный, но, оказывается, отлично и даже виртуозно звучащий (мне его начерно сыграли), только завтра сдаю в печать. Почему один опус? — да только потому, что я их буквально и один присест писал, а № 3 присоединил, так как его больше девать некуда было, а я его совсем не менял, так что нового опуса он не заслужил. Также и 3 сюиты я пустил в один опус, потому что весь материал их был сочинен буквально в один день — залпом. А потом, не все ли равно? То, о чем я Вам писал — 11-я симфония. К сожалению, не оркеструю, так как очень озабочен поисками материала для № 126, который висит на шее с контрактом и сиречь — с известной содержательной установкой, что особенно затрудняет дело. Две части уже намечены, а для 3-й, главной по существу,— не могу ничего хорошего найти. Атака «Говорит Москвы» кончилась... полным разгромом Радиоцентра. Ассоц[иация] пролет[арских] музыкантов должна была победить и победила, так как покушение было организовано явно негодными средствами. Обнимаю Вас. Сердечный привет. Н. М. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы