Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Апреля 1932 г., Лондон. С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ



Апреля 1932 г., Лондон

Лондон, 16 апр. 1932

Дорогой Ник[олай] Яковлевич,

на обороте внутренность аэроплана, на котором я летел сюда из Парижа. Перед отъездом отправил Вам симфонию с хором Стравинского1. По возвращении в Париж напишу подробнее. Обнимаю.

С. Пркфв

 

Квартет Ваш забрал Pro Arte, — очень хороший брюссельский ансамбль.

С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ

Мая 1932 г., Париж

5, rue Valentin Haüy, Paris XV, France.

12 мая 1932

Дорогой Николай Яковлевич.

Чтобы оправдаться в долгом молчании, позвольте сначала перечислить посланное Вам за этот период: открытка из Лондона, симфония с хором Стравинского, вещи Крейна, Пуленка и Риети. Пьесы Крейна средневатого сорта, но Вы ведь ими интересовались; Пуленк же и Риети посланы Вам взамен несуществующих в природе двуручных переложений «Ноктюрнов», «Имажей» и «Моря» Дебюсси. Скоро надеюсь прислать мои поступившие уже к граверу сонатины, которые, льщу себя надеждой, подойдут для Вашего репертуара. Согласно Вашего приказа выставил в них метроном.

Слухи о предстоящем приезде в Москву основаны на моей переписке с некоторыми лицами из Наркомпроса, которая ведется официальным путем через парижское полпредство. Работа рисуется в виде просмотра сочинений теоретиков выпускного курса: для этого я приехал

* pied à terre (франц.) — временное жилище, пристанище.

<стр. 381>

бы осенью на несколько недель и затем на такой же срок весной для просмотра новых работ, вытекших из первого приезда. Весь вопрос, согласятся ли руководящие лица на такое мое шатание, но я думаю, что студенты могли бы извлечь пользу1. Конечно, подобный проект им ни за что не пришел бы мне в голову, поскольку Вы учили уму-разуму молодых консерваторских композиторов: у Вас на этот счет и больше опытности, и больше терпения. Но после того как Вы написали о Вашем уходе из консерватории, этот план показался возможным. Сейчас я с интересом слежу за всеми переменами на музыкальном фронте.

Спасибо большое за присылку «Когтей»: пока я прочел лишь несколько глав, они чрезвычайно хороши. Партитуру и материал Вашего квартета я вручил бельгийскому ансамблю Pro Arte, пользующемуся отличным именем в западной Европе. Они уехали в Америку и собирались во время турне разучить Ваш квартет, с тем, чтобы с осени включить его в свой репертуар.

Партитура Классической симфонии, кажется, имеется у Асафьева, но он хранит ее под семью замками, поклявшись не выпускать из рук Все же, думаю, для Вас он может сделать исключение, а я буду чрезвычайно рад, если Вы или Ламм переложите ее для осьминога; только, пожалуй, слишком мало останется для каждого щупальца! А почему бы Ламм не переложил сюиту из «Шута»?2

Страницу Вашего письма, посвященную Глазунову, я прочел лично его степенству, ловко замещая слишком сочные выражения, вроде «Карельской канители», более благопристойными. Глазунов взял адрес, собирался Вам написать и обещал послать 7-й квартет С. С. Попову.

Крепко обнимаю Вас. Очень рад, что Вы, в конечном счете, остались довольны Вашими новыми симфониями, а то Вы ужасно стонали вначале, чему я, впрочем, верил только из вежливости. Еще раз обнимаю.

Ваш С. Пркфв

Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ

Мая 1932 г., Москва

 

Дорогой Сергей Сергеевич, я, конечно, по существу свинья, поскольку ничего не написал Вам, несмотря на непрерывно получавшиеся толчки. Все, о чем Вы мне пишете, я исправно получил. Большое спасибо. Стравинский мне понравился1 (относительно, конечно) в двух первых частях — в них есть характер и эмоциональность, да и материал занимателен; последняя часть, быть может, в хоре и производит впечатление; но уже очень бедна по мыслям и ординарна в своих псалмодиях; возможно, что Es-dur’ный хор заключительный имеет некоторым шарм, но и то с большой натяжкой. Крейн, конечно, среден, лучше —

<стр. 382 >

«Танго»2. У Риети есть и свежесть, и кровь, но довольно однообразные приемы3. Пуленк — забавная хрестоматия от Рамо до Стравинского4. Какой-то дневник неугомонного путешественника по всем страницам музыкальной культуры. Но живо, забавно и с темпераментом (в особенности, средина первой части). Хоть и шут гороховый, но талантливый! Между прочим, на днях обнаружил, что Ваша информация чуть расходится с действительностью — увидел двоеручие дебюссистских «Ноктюрнов» (всех трех) и в обработке Самазейля. Кажется, их у нас собираются контрафакцировать. Думая о программах концертов будущего года, я натолкнулся на мысль: нельзя ли исполнить фортепианный концерт Равеля (как достать материал?) и Ваши — увертюру op. 42 (для большого оркестра), Дивертисмент и 2-й концерт? Что Вы скажете по сему поводу? Мне бы еще хотелось 3-ю симфонию, но боюсь, что здесь никто не справится с нею. Есть предположение, что будет дирижировать сезоном (в консерватории) Коутс. Особенного тут ничего нет, но среднее качество исполн[ения] все-таки достигнуто будет. Не знаю, впрочем, насколько все эти предположения реальны. Быть может, в таком же роде как и переговоры с Вами. Я что-то не очень верю в возможность достижения каких-либо решений. Идея Вашего класса мне кажется очень приемлемой, — но лишь как идея. Действительность дает очень мало предпосылок для успешного воплощения ее. Дело в том, что как-то так сложилось, что «теоретики выпускного курса» есть лишь весьма смутное понятие сейчас. Я знаю состав учащихся и боюсь, что такого материала, какой мог бы работать по Вашему методу, теперь у нас еще нет. Пожалуй, было бы осуществимо, если бы к этой группе был бы придан еще ассистент, который на основе Ваших осенних директив смог бы направлять студентов в подготовке их весенних работ. К сожалению, при краткости нашего курса (4 года) и недостаточной подготовленности принимаемых на 1-й курс, студенты «выпускные» еще далеко не умеют работать без регулярного руководства. Но мне лично план Ваш чрезвычайно улыбается — это может до крайности освежить и встряхнуть нашу не только педагогическую, но и творческую атмосферу. Я думаю, Ваш класс будет ломиться просто от любознательных. Мой личный уход из консерватории все еще как-то не удается. Начальство встречает все мои попытки в штыки, придавая им окраску саботажа, абсолютно не желая верить моим словам, когда я говорю, что педагогику ненавижу, любой «теоретик» принесет на моем месте в 100 раз больше пользы, что я как преподаватель выдохся, что я, наконец, стар и хочу хоть остаток своей жизни немного посочинять и к тому же я, действительно, органически болен, и больше всего беспокойства мне причиняют уши, боли в которых и периодические расстройства слуха почти не прекращаются. Все это — словно об стену горох! Какое-то ведомственное тщеславие — имя, мол. У Глазунова аппетит сильно вырос. Я получил от него письмо5, где он спрашивает не только о «Карелии», но еще об органной фуге6, и вообще о материалах и т. п. «Легенду» я ему уже послал, больше

<стр. 383>

ничего разыскать не удалось. Написал и письмо. Хозяйство музыкальное у нас сейчас сильно запуталось — ужасно трудно что-либо выяснить.

Как хорошо было бы, если бы Вы все-таки к нам приехали. Сейчас буду с жадностью поджидать Ваши сонатинки хотя бы. Почему бы Ламму не переложить сюиту из «Шута»? Он, я заметил, как-то не очень любит сюиты; даже начатую и не конченную Беляевым Скифскую он не доделал, а не хватает только 4-й части! На Классич[ескую] он очень зарится. Боюсь, что Асафьев не даст партитуры. Попробую ему написать, тем более, что жду его приезда сюда.

Не помню, когда Вам писал. Кажется, уже после того с симфониями моими произошло недоразумение. Проиграв их в 8 рук, я обнаружил, что как раз лучшая—11-я оказалась с дефектами. Спешно пришлось досочинять огромный кусок в разработке финала, конечно, особенно ценного уже не получилось. Со стороны, быть может, и не заметно, но я весьма чувствую неловкий клин — несколько механического порядка. 12-ю мне скоро удастся проверить: 1 июня ее сыграет Коутс с оркестром Большого театра7. Между прочим, Коутс хочет где-то за границей наиграть на пластинку мою симфоньетту. Говорят, что нужно будет какой-то контракт заключить. Как это делается? лично или через издательство, поскольку эта вещь напечатана, а нашим представителем за границей является Univ[ersal] Edition; или это относится к области права «исполнения», на которую права издателей не распространяются.

Вам не приходилось с этим иметь дело? Где Вы летом?

Обнимаю Вас крепко.

Ваш Н. Мясковский

18/V 1932

 

Спасибо за квартет и вырезку. Симфоньетта, кажется, хочет пробиться в свет!

Н. М.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь