Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ. Я очень рад был получить Ваше письмо, а то думал, что мое — к Вам пропало



Июля 1933 г., Москва

21/VII 1933. Москва

Дорогой Сергей Сергеевич,

я очень рад был получить Ваше письмо, а то думал, что мое — к Вам пропало. Согласно Вашему приказу я сегодня заходил в Союз к Атовмяну проверить насчет нот. Он меня уверил, что все уже удалось достать и на днях посылает. Но я не совсем твердо уверен в его словах, так как некоторых нот уже нет (распроданы и пока не возобновлены).

Гораздо более я раздосадован глупостью Пайчадзе, что за собака на сене! Почему Univ[ersal] Edit [ion] находит для себя выгодным, что клавир моей 6-й симфонии печатается у нас, поскольку они тяготятся 4-х ручиями; ведь очевидно, они поступают так, так как надеются, что это будет способствовать распространению партитур и исполнению симфонии.

Положение совершенно аналогичное и с Вашей такой трудной 3-й симфонией, которую теперь нельзя даже изучать, а согласитесь, что Вы не такой композитор, который не заслуживает изучения, а только должен служить коммерческим целям. А, главное, я слишком сильно сомневаюсь в широте коммерческого гения г-на Пайчадзе — он просто крохоборствует. Согласитесь, что судьба 2-й симфонии, валяющейся на складе, довольно показательная иллюстрация. Между прочим, пусть Пайч[адзе] распорядится прислать в «Международную книгу» напечатанный экземпляр 2-й симфонии (партитуру), а то Ламму не с чего делать переложение. Дивертисмент уже готов. Между прочим, наше авторское право таково, что разрешает перепечатывать сочинение, изданное за границей. Пока я сидел в городе, я очень мечтал, что получу Вашу скрипучую сонату, — но до сих пор ее нет. На днях я все-таки решил уехать на дачу. До сих пор меня держала работа, которую я изо всех сил торопился набросать. Сегодня я кончил эти эскизы и

<стр. 403>

могу немного отдохнуть и обдумывать еще кое-что1. Жаль только, что получилась какая-то дрянь; утешаюсь, что легко будет оркестровать, так как все (правда, кроме финала) думалось сразу оркестрово. Еще пока Вы были здесь, я набросал какое-то странное сочинение, которое долго не решался никому показывать, настолько я его сам не понимал, но все же оно оказалось лучше и более моим, чем последняя пятичастная преснятина; в той хоть одна часть (включающая в себя почти все элементы четырехчастной симфонии, кроме финала, который заменен репризой 1-й части) и хватит Вашей партитурной бумаги. Между прочим, для этой штуки каким-то стимулом послужила Ваша Симф[оническая] песнь, хотя ни в чем, конечно, нет сходства, так как Ваша гораздо своеобразнее по форме, да и весь материал моей был придуман еще в феврале, когда я болел. Очень меня интересует, что Вы предпринимаете для нас. Насчет исполнения Симф[онической] песни у нас — я не разделяю Вашего нежелания играть ее здесь. Мне чрезвычайно хочется ее слышать, и я думаю, она будет действенна, но из нее нельзя будет делать события определенного характера.

За Вашим отъездом здесь произошло одно крупное музыкальное событие: была оркестровая проба оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценск[ого] уезда»2. Надо сознаться — ошеломляюще здорово, хотя и мучительно временами. Оркестровка тоже необыкновенная, хотя также, как у Франсе, крикливая (трубы верещат беспрерывно).

Обнимаю Вас. Сердечный привет Лине Ивановне, то же и от сестрицы моей.

 

Ваш Н. Мясковский

С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ

Августа 1933 г., Париж

5, rue Valentin Haüy, Paris XV, France

23 августа 1933

Дорогой Николай Яковлевич.

Задержал немного ответ на Ваше письмо от 21 июля, потому что хотел предварительно повидать находившегося в отпуске Пайчадзе, дабы сообщить ему все Ваши ласковости в благодарность за подарок партитуры третьей симфонии (жест исключительного внимания с его точки зрения). Оставив в стороне эмоциональную сторону Вашего письма и моего разговора, — техническое возражение Пайчадзе состояло и том, что Универсаль и Музсектор имели договор о совместном издании, оттого и могли напечатать Вашу Шестую пополам, какового договора РМИ не имеет. Возникает следующий проект: в виду того, что у здешнего издательства скопляются на счету «Международной книги» суммы в советских рублях от проката моих сочинений в СССР, нельзя ли, чтобы клавир третьей симфонии был награвирован в мастерских Myз-

<стр. 404>

сектора1, оставаясь собственностью РМИ? Напечатать его можно было бы тоже в Москве, для чего из Парижа прислали бы приличную бумагу. Часть напечатанных экземпляров была бы затем послана в Париж, а другая осталась бы в Музсекторе или в «Международной книге» для продажи на советскую валюту. Если бы этот опыт удался, то можно было бы в дальнейшем распространить его и на некоторые другие вещи.

Ваши сообщения — языком герметическим — о новых Ваших сочинениях несколько прояснились после письма Держановского, который объявил, что Мясковский написал три новые симфонии. Хвастается он или это правда? По Вашему письму я насчитал только две. Кроме того, при свидании Вы проливали такие крокодиловы слезы о том, что ничего не выходит, что совершенно обманули меня. Я за это время успел лишь оркестровать Симфоническую песнь да сделать довольно много корректур. С моей советской вещью задержка не по моей вине — и осенью я не смогу привезти ее, максимум смогу о ней поговорить.

Осенние планы такие: в начале октября концерты в Латвии, Литве и Польше. В Москву предполагаю приехать 18-го. Концерты начнутся, кажется, с Ленинграда. В первых числах декабря надо будет уехать в Италию.

Вы правы, Атовмян пока прислал только подтверждение, что просимые мною ноты советских композиторов высылаются, но самих нот нету. Впрочем, в пакетах, присланных в издательство в счет покрытия проката привезенных мною в Москву материалов — мелькнул Ваш c-moll’ный квартет, партитура и голоса. Может, это для меня. Из Лондона мне пишут, что кроме исполнения его там в сентябре, предвидится также исполнение в Ливерпуле в январе. [...]

Я, кажется, оставил у Вас материал пятого концерта. Ввиду того, что печатание материала затягивается (я задержал корректуры), может статься, что мне этот материал понадобится для исполнения в Варшаве 13 октября. В таком случае я буду просить Вас прислать его в Варшавскую филармонию. Приложу, однако, все усилия, чтобы устроиться иначе и Вас не беспокоить.

Что с Асафьевым? Он не прислал мне ни одной строки со дня моего отъезда из Москвы, хотя я ему посылал открытки. Здоров ли он? Или казнит меня за неподобающие речи о «Пламени Парижа»?

Крепко обнимаю Вас.

Ваш С. Пркфв


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь