Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ. Пользуюсь моим двухдневным возвращением в Париж, чтобы ответить на Ваше письмо от 1



Января 1934 г., Париж

5, rue Valentin Haüy, Paris XV, France

15 января 1934

Дорогой Николай Яковлевич.

Пользуюсь моим двухдневным возвращением в Париж, чтобы ответить на Ваше письмо от 1 января, полученное мною в Милане.

В Париже к советской музыке предъявляются требования несколько иные, чем в Москве: в Москве требуют прежде всего бодрости, В Париже же в советскую бодрость уже давно поверили, но часто выражают опасения, что позади нее нет глубины содержания. За это надо извинить французов, так как их знакомство с советской музыкой началось с «Завода» Мосолова1. И вот тут-то Ваша тринадцатая и призвана восполнить получившийся пробел. «Болт» Шостаковича исполнять в Париже как раз нежелательно, так как он родственен упадочным настроениям запада, что еще отметил Ансерме во время своего пребывания в Москве. Поэтому от Шостаковича я хочу или третью симфонию, или фортепианный концерт.

Итак, если возможно, поскорее пришлите партитуру тринадцатой, а я Вам к половине февраля сообщу, в какую форму выльется концерт и надо ли присылать голоса. Ваш второй квартет объявлен в Ливерпуле

<стр. 416>

на 19 января, в исполнении International String Quartet2. Думаю, что это дело Манжо. В Ливерпуле же на днях исполнялась Ваша симфония (Малько?), но не знаю которая3. <5-я!> * Во Фиуме (Италия, на границе Сербии), где я только что давал концерт, есть приличное камерное общество, которое заинтересовалось Вашими квартетами, так что сегодня посылаю им ноты.

В Милане я выступал с Шерхеном, очень прилично продирижировавшим Скифской сюитой и пятым концертом. Весной он будет в Москве, и мы с ним договорились, что он продижирует одной из моих программ, в Радио, со включением третьей симфонии, если не поступит возражения со стороны Гусмана. Напишите мне, что за директорские перемены произошли в Московской и Ленинградской филармониях. Что за люди стали во главе? Шерхен говорил, что во время его последнего пребывания с ним велись переговоры о взятии в его руки Московской филармонии. Он на это шел, но ставил некоторые условия, которые дали бы ему возможность повысить квалификацию оркестра. Разумеется, для [оркестра]** Московской филармонии чрезвычайно нужна крепкая и авторитетная рука, для поднятия его из того жалкого состояния, в котором он находится, и, пожалуй, Шерхен для этого пригоден. Напишите мне Ваше мнение, стоит ли его поддерживать в этом направлении.

«Международная книга», наконец, договорилась с парижским издательством, и первая партия нот на днях отправится в Москву, для продажи на советские деньги. Ваши «Причуды» будут включены в нее. Сообщите интересующимся.

Крепко обнимаю Вас. Сердечный привет от Лины Ивановны.

Ваш С. Пркфв

 

Держановский пишет, что Москва спала на концерте Кларка. Какой он глупый: вклеил-таки Делиуса и Эльгара! С Walton’ом или со стариком Пёрселем дело могло бы обойтись приличней.

Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ

Февраля 1934 г., Москва

Дорогой Сергей Сергеевич, вчера на Ваше имя поехала партитура 13-й симфонии. Голоса в работе, даже если они не понадобятся. Что касается Шостаковича, то дело обстоит так: я думаю, что придется остановиться на 3-й симфонии, хотя это очень трудное в исполнитель-

* <5-я!> — приписка рукой Н. Я. Мясковского.

** [оркестра] — вставка рукой Н. Я. Мясковского.

<стр. 417>

ском смысле сочинение и, кроме того, в конце очень неважный хор. Все же там есть интересные штуки. С концертом же трудно что-нибудь сделать; он его постоянно играет, а другой экземпляр в печати. Все же Атовмян обещал уловить момент между исполнениями и снять с концерта копию, боюсь только, что это запоздает. А не мог бы Париж выписать автора? Тогда дело сильно облегчилось бы. Ваше дело с квартетом «Комитас», кажется, приходит к благополучному разрешению, и я думаю, что они во время будут в Лондоне. Ими получены приглашения и от Манжо, и от Лондонского радио. Мой квартет они играют превосходно, — хотя состав их переменился, но даже к лучшему, так как теперешний 2-й скрипач (прежний утонул этим летом) почти не уступает первому1. Квартет Мосолова2 они учат со скрежетом зубовным, может быть, они могли бы сыграть что-нибудь другое из современно русского-советского?

У Вас какие-то сведения о филармониях мне не вполне ясные. Сколько я знаю, во главе их не произошло никаких изменений: в Moскве — Райский, в Ленинграде — Оссовский; правда, в Ленинграде есть какая-то Легран, но Оссовский ведет все художественные дела. С Шерхеном при переговорах вышла довольно нередкая у нас ерунда. Откуда-то прошел слух, что Клемперер прислал телеграмму с предложением своих услуг. Слух этот не был проверен, а переговоры с Шерхеном, шедшие вполне удовлетворительно, были замяты! Клемперер, конечно, оказался чьей-то выдумкой. Так что, я думаю, если бы Вы поддерживали Шерхена, то это было бы не плохо. Хотя, сознаюсь, мне лично он не так уж нравится, и думаю, что мы могли бы получить лучшего дирижера из германских изгнанников. Шерхен, видно, отличный оркестровый педагог, но весьма не всеобъемлющ как артистическая величина. Ему больше всего удается музыка современно-конструктивного характера. В классике он весьма посредствен, в эмоциональном сдержан больше, чем хотелось бы. Скифскую он мог сделать хорошо, а вот 3-ю симфонию — не знаю. Почему Вы не хотите дать 2-ю? 13-го мы будем играть всю ее в 8 рук. Что-то получится!? Завтра Фительберг будет играть мою 10-ю симфонию3; несмотря на ее грузность и непрактические трудности, я от нее не отрекаюсь — она может отлично и вполне убедительно выходить, хотя она и не доходчива. Фитель знает музыку больше на глаз и по основным линиям, но и то что-то получается. Я думаю, эту симфонию можно было бы без особой боязни играть даже в Париже.

Удается Вам между Вашим неуёмным концертированием работать над виолончельным концертом? 4

Всего доброго. Обнимаю Вас. Сердечный привет Лине Ивановне.

 

Ваш Н. Мясковский!

6/II 1934. Москва

<стр. 418 >


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь