Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности разработки массового номера
Массовый номер - центральный номер эпизода, где главный герой-масса выполняет роль солиста. Успех массового номера определяется умением режиссера-постановщика использовать в полной мере возможности главного действующего лица - массы участников в решении своего замысла. При этом замысел и его постановочное решение во многом зависят от уровня физической подготовленности участников, их двигательной культуры в целом. С этим связано и использование в массовых композициях различных по форме, цвету и характеру предметов. Известно, что композиции, выполняемые с индивидуальным предметом и, особенно, без предмета, требуют более высокой культуры движений участников. Ведь здесь точность и согласованность действий массы зависят от каждого конкретного участника. Не случайно, наибольший успех подобные композиции имеют тогда, когда их выполняют гимнасты высокой квалификации. Применение в композиции группового предмета значительно снижает требования к уровню двигательной подготовки участников. Это объясняется, во-первых, тем, что групповой предмет как бы связывает несколько участников между собой, заставляя каждого выполнять движения в заданном темпе и ритме. Во-вторых, сам групповой предмет, его величина, форма, цвет и т.п. отвлекают внимание зрителей от участников, оставляя незамеченными допускаемые ими погрешности в движениях. Вот почему при недостатке времени и сравнительно низкой двигательной подготовленности участников выгоднее отдавать предпочтение групповому предмету. Композиция массового номера отличается от всех других частей эпизода. Построения и перестроения, являясь, как всегда, основой композиции, в массовом номере приобретают дополнительное значение. Здесь они органически связаны с главным действием участников - массовыми упражнениями и составляют часть их содержания. Последнее, естественно, сказывается на характере самих построений и перестроений, их рисунке, а также 143 амплитуде передвижений участников при перемене рисунка. Рисунков построений участников в массовом номере может быть бесчисленное множество. Задача режиссера-постановщика - найти такие, которые в полной мере отвечали бы его замыслу. На выбор рисунка построения в массовом номере оказывают влияние следующие обстоятельства: а) состав и принадлежность выступающего коллектива (например, для спортсменов-воинов целесообразно использовать прямолинейные рисунки построений, четкие и быстрые перестроения участников, напоминающие строевые приемы, а для фонирующей группы девушек больше подойдет закругленность линий в рисунках построений, мягкость и воздушность переходов в перестроениях); б) вид массового упражнения (специфика вольных, поточных и пи-рамидковых упражнений требует определенного характера строя и, следовательно, соответствующего рисунка построения участников); в) предмет, с которым выполняются массовые упражнения, его форма, цвет, конструкгивные возможности и пр. Например, успех упражнений с гимнастической палкой во многом зависит от того, насколько полно режиссер выявит постановочные возможности этого предмета и использует их для воплощения своего замысла. Стоит, скажем, представить, что в руках у участников не гимнастические палки, а " сабли", как сразу в воображении появится совершенно новое по смыслу действие - " бой на саблях", которое, в свою очередь, потребует соответствующего рисунка построения участников. В композиции массового номера очень важно обеспечить простоту и логичность переходов от одного рисунка построения к другому. Каждый новый рисунок должен как бы вытекать из предыдущего, не нарушая общей гармонии массовых упражнений. Количество построений и перестроений в массовом номере зависит от замысла и составляет обычно не менее 5-6, включая исходное построение. Основным приемом разработки композиционно-постановочного плана массового номера является прием прямого действия, в соответствии с которым режиссер-постановщик разрабатывает композицию начиная с исходного построения и до конца номера. Этот прием позволяет находить наиболее рациональные переходы из одного рисунка построения в другой, а главное, органически связывать построения и перестроения с основным действием участников - массовыми упражнениями. Здесь же решается задача монтажа массового номера со следующей частью эпизода. 144
Познакомимся на типичных примерах с технологией разработки композиционно-постановочного плана массового номера. Пример 1. Композиция массового номера с групповым предметом. Рассмотрим композицию массового номера уже знакомого нам эпизода " Мы - покорители космоса! ". Структурной единицей построений и перестроений здесь является групповой предмет - лестница. Исходное построение участников (см. рис. 31) имеет форму, близкую к квадрату. В нем четко просматриваются 6 колонн участников по 10 лестниц в каждой и 10 шеренг по 6 лестниц. Расстановка лестниц в исходном построении (интервал и дистанция по 6 м) такова, что дает возможность участникам свободно передвигаться с групповым предметом в любом направлении и выполнять различные по форме и характеру упражнения. Композиционно-постановочный план этого массового номера в схемах выглядит следующим образом: 1) Начав массовые упражнения с лестницами в исходном построении, каждые две смежные колонны затем смыкаются между собой, образуя новый рисунок, названный " сомкнутые колонны" (см. рис. 42). 2) Выполнив упражнение в рисунке " сомкнутые колонны", участники захождением флангов в каждой паре лестниц создают рисунок в виде углов - " самолеты" (см. рис. 43). 3) Из рисунка " самолеты", не нарушая темпа выполнения упражнения, участники перестраиваются в новое построение " ромбы" (см. рис. 44). Для этого все четные пары лестниц в каждой колонне изменяют угол между собой в обратном направлении и соединяются с нечетными. 4) Каждые четыре лестницы, строящие " ромбы", соединяются между собой в центре и начинают вращаться словно лопасти вертолета. Этот рисунок так и назван - " вертолеты" (см. рис. 45). 5) Из рисунка " вертолеты" участники с лестницами разбегаются в исходное построение с разворотом лестниц на 90° и образуют рисунок " вертикальные линии" (см. рис. 46). 6) Выполнив упражнение в построении " вертикальные линии", участники перестраиваются в следующий рисунок - " горизонтальные линии" (см. рис. 47). Для этого каждые две лестницы захождением левого фланга выходят на свое место в горизонтальной линии (всего 5 горизонтальных линий по 12 лестниц в каждой). 7) В заключение выполняется финальное построение массового номера " звезды" (см. рис. 48). Для этого рисунок " горизонтальные линии" делится на три равные части по 20 лестниц в каждой (см. рис. 47 - широ-
145 Рис. 40. Построение тематического рисунка «Ромашка» способом составления рисунка по частям из исходного построения участников Рис. 41. Схема построения тематического рисунка «XII» из исходного построения участников Рис. 42. Построение «Сомкнутые колонны» кий пунктир). Затем в первой и третьей группах лестницы делятся еще на две равные части по 10 в каждой (показано на том же рисунке тонким пунктиром). Получается пять групп лестниц. Для построения " звезды" каждая группа лестниц выполняет свой рисунок перестроения, выходя кратчайшим путем на свое место в тематическом рисунке. Анализируя данный пример, необходимо отметить следующие моменты. Во-первых, каждый групповой предмет должен иметь свой порядковый номер, а каждый рисунок в композиции - свое название. Это облегчает разработку композиционно-постановочного плана и способствует взаимопониманию между режиссером и участниками во время репетиций. Во-вторых, при выборе рисунков построений необходимо учитывать постановочные возможности выбранного группового предмета. Например, для композиции с таким громоздким предметом, как пятиметровая лестница, требуются простота и четкость рисунков ггостроений, их строгая прямолинейность. В-третьих, в композиции массового номера должны решаться задачи монтажа со следующей частью эпизода. В рассмотренном примере перестроение участников из рисунка " горизонтальные линии" в финальный рисунок массового номера - " звезды" является в то же время и переходным перестроением к следующей части эпизода, раскрывающей особенности специальной физической подготовки летчиков и космонавтов. Таким образом, проблема монтажа в данном случае решена, как и весь массовый номер, приемом прямого действия. В других случаях это может быть решено иначе. Пример 2. Композиция массового номера с индивидуальным предметом или без предмета. Для технологии разработки композиционно-постановочного плана массового номера с индивидуальным предметом или без предмета характерно изменение структурной единицы. Если в начале композиции структурной единицей построения рисунка является каждый участник или небольшая группа, то, по мере развития действия, эта структурная единица, как правило, увеличивается: режиссер-постановщик при переходе к каждому новому рисунку объединяет участников во все большие группы. Познакомимся с композиционно-постановочным планом массового номера, выполняемого с индивидуальным предметом - фонирующим флажком. Каждый его участник имеет два двухцветных флажка (красно-желтый и бело-голубой) с вшитыми с обеих сторон палочками-древками. Размер флажков 75 х 60 см, т.е. они несколько больше, чем те, которые применяются на художественном фоне. Исходное построение участников 32 х 32 (всего 1024 человека). 149
1) Выполнив массовые упражнения с фонирующими флажками в исходном построении, где использовались в основном цветовые возможности предметов, участники, не нарушая действия, перестраиваются в новый рисунок - " 'вертикальные линии" (см. рис. 49). Для этого каждые четыре смежные колонны сливаются в одну. В итоге получается 8 колонн по 128 человек в каждой. При разработке этого перестроения основной структурной единицей является участник. Режиссер должен каждому участнику, стоящему в исходном построении, найти место и указать путь движения в новое построение " вертикальные линии". На рис. 49 показан оптимальный вариант этого перестроения на примере четырех колонн (все остальные участники должны действовать так же). 2) Рисунок " вертикальные линии" позволяет режиссеру показать зрителям очень оригинальные поточные упражнения " винт", которые особенно эффектны, когда выполняются именно с фонирующими флажками. Закончив это упражнение, участники перестраиваются в новый рисунок - " пунктиры" (см. рис. 50). Для этого каждая колонна из 128 человек делится на 8 равных частей по 16 человек в каждой. Затем эти группы перестраиваются в колонну по два и одновременно смыкаются к своим направляющим. Получается в каждой колонне по 8 отдельных построений - " пунктиров" - 64 единицы. Таким образом, режиссер-постановщик выходит на новую структурную единицу построений и перестроений, которая теперь состоит из 16 человек. Количество единиц уменьшается в 16 раз (64 вместо 1024). 3) В построении " пунктиры" участники продолжают выполнять упражнения с фонирующими флажками, сложенными пополам, только переворачивают их на другие цвета (желтый и белый). При выполнении упражнений каждые четыре " пунктира" разворачиваются на 45" и получается рисунок " квадраты" (см. рис. 51). Каждая сторона квадрата состоит из двух линий по 8 человек, всего в квадрате задействовано 64 участника. В наружной и внутренней линиях квадратов участники стоят спиной друг к другу и выполняют упражнения, основанные на асимметричных движениях цветными флажками. Как видно, на данном этапе структурная единица построений и перестроений снова изменяется в сторону увеличения (64 человека), количество же единиц соответственно уменьшается до 16. 4) Из " квадратов" участники перестраиваются в концентрические окружности - " клумбы" (см. рис. 52). Внутреннюю окружность образуют 28 человек, наружную - 36. В этом рисунке участники выполняют упражнения раскрытыми и сцепленными между собой по кругам фонирующими флажками. Цвет " клумб" изменяется за счет переворота флаж 150 ков. Завершается этот фрагмент построением в центре каждой " клумбы" трехъярусной пирамиды из числа участников, стоящих во внутренних кругах (нижний ярус - 6 человек, средний - 3, верхний - 1). 5) Выполнив упражнения в " клумбах", участники перестраиваются в новое построение " большие крути" (см. рис. 53). Для этого каждые четыре " клумбы" объединяются так, чтобы из их внутренних окружностей образовалась одна малая окружность в новом рисунке (28 х 4=112 чел.), а из наружных - большая окружность 36 х 4=144 чел. Диаметр окружностей: внутренней -18 метров, наружной - 24 метра. Таким образом, на поле появляется рисунок, в котором только четыре единицы построения участников по 256 человек в каждой. Далее в " большие круги", образованные участниками массового номера, входят сильнейшие акробаты и выполняют сольные упражнения. Так осуществляется переход от массового номера к спортивному выступлению. Технология разработки композиции массового номера без предмета аналогична приведенной выше. Однако конечный результат здесь еще в большей степени зависит от возможностей участников, а именно: их физической подготовленности, двигательной культуры и мастерства в выполнении сложных гимнастических и акробатических упражнений (шпагатов, переворотов, стоек на голове и на руках, сальто, акробатических пирамид и т.п.) или же простых, но оригинальных по форме движений в нужном темпе и ритме при идеальной согласованности действий всей массы. Обобщая практический опыт, а также приведенные выше примеры разработки композиционно-постановочного плана массового номера, можно сделать следующее заключение. Несмотря на огромное разнообразие рисунков построений участников массового номера, их возможно свести к двум основным разновидностям: рисунки прямолинейного и рисунки дугообразно-кругового характера. Следовательно, композиция массового номера строится либо целиком на прямолинейных рисунках построения ( как в примере 1), либо на дугообразно-круговых, либо на тех и других одновременно ( как в примере 2). Главными вехами композиции массового номера всегда являются построения, в которых происходят определенные, заранее планируемые действия участников. Переменой рисунков, т.е. перестроениями, осуществляется развитие основного действия номера - массовых упражнений. Рисунки построений фактически делят массовый номер на отдельные фрагменты, органически связанные между собой перестроениями. 151 Рис. 49. Перестроение из исходного построения в «Вертикальные линии» Рис. 53. Построение «Большие круги» 153 В связи с этим встает вопрос о соразмерности фрагментов, а также темпо-ритмическом рисунке и продолжительности массового номера в целом. Практика показывает, что умелым распределением времени показа действий участников в каждом фрагменте можно добиться нужного временного восприятия номера в целом. Например, у зрителей создается впечатление замедленности действия, даже затянутости номера, если каждый последующий фрагмент по времени больше предыдущего. И наоборот, постепенно уменьшая продолжительность фрагментов, можно создать впечатление ускорения темпа развития действия. Однако всегда следует помнить, что успех массового номера, главным образом, зависит от содержания отдельных его фрагментов и композиционного решения в целом. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы