Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сценарно-режиссерский замысел
Первоосновой любой творческой деятельности, в том числе художественной, является замысел, в котором автор четко программирует конечный результат. Зарождение замысла и его воплощение, т.е. весь творческий процесс создания художественного произведения, зависит не только от личности автора, но и от специфики того или иного жанра (вида) искусства, и в каждом случае осуществляется по определенной технологии. В настоящее время разработать сценарно-режиссерский замысел массового спортивно-художественного представления труднее, чем его поставить. Объясняется это возросшим уровнем культуры и ожиданий зрителей, уровнем самого жанра, специфичностью выразительных средств, а главное - сложностью творческого процесса создания сценария. Мы часто говорим: " придумать эпизод". Замысел постановки называем " задумкой". Человеку, неискушенному в художественном творчестве, все это кажется делом очень простым. В действительности все гораздо сложнее. Вот, например, что пишет по этому поводу Б.А.Покровский: «" Режиссер хорошо придумал" - часто слышатся комплименты в адрес той или иной поставленной сцены. Могу заверить, что придумать ничего путного и мало-мальски образного нельзя. Правильнее сказать: придумалось как бы само собой. А это результат большой, всесторонней сознательной деятельности. Очень плохо, когда наш брат-режиссер насилует разум в придумывании чего-то оригинального» 1. Тот, кто по-настоящему занимается творчеством, знает, сколько нужно приложить воли, упорства, труда, бессонных ночей, чтобы " придумалось как бы само собой". Не случайно Л.Н.Толстой говорил, что только тот может творить, кто способен к усидчивому, настойчивому труду, к " страшной работе", как он называл творчество писателя. Известно, что только в состоянии особого напряжения, подъема творческих сил и спо
88 собностей человека приходит желанная гостья творческого процесса -вдохновение. «Психологически вдохновение - это полное сосредоточение внимания на предмете творчества с эмоциональным " по1ружением в него", с полной отдачей и отвлечением от всего остального, максимальное обострение сознания, максимальная ясность его. В момент вдохновения наиболее ярко проявляется одна из важнейших психологических особенностей творческого процесса - совместная работа воображения, мышления, чувствования....Образы, созданные воображением творца, сами становятся источником эмоционального подъема, источником новых чувств. Но вдохновение не " дар божий", а прежде всего результат правильно организованного длительного и кропотливого труда. " Вдохновение - награда за каторжный труд" - вот что говорил об этом Илья Ефимович Репин» '. Организовать творческий труд - не простая задача. Дело здесь не только в соблюдении режима труда, усидчивости и кропотливости в работе. Огромное значение имеют профессиональные качества автора, его знание мельчайших особенностей жанра, опыт сценарной и постановочной деятельности. Приступая к созданию массового представления на стадионе, режиссер-постановщик должен найти ответы на три вопроса, которые в основном определяют конечный результат постановки, а также конкретизируют направление творческого процесса: 1. Что я буду ставить? 2. Как я буду ставить? 3. С кем я буду ставить? Ответ на первый вопрос включает идейно-тематическую основу представления и его жанр. Второй вопрос раскрывает постановочное режиссерское решение представления в целом и отдельных его эпизодов, художественное и музыкальное оформление. Третий касается участников представления (количество, пол, профессиональный состав, принадлежность к организациям, уровень подготовленности и пр.), а также возможностей использования так называемых вставных номеров, различных по содержанию, характеру и жанру. Являясь результатом коллективного труда, массовые представления на стадионе требуют высокой ответственности и самостоятельности в творческой деятельности каждого члена режиссерско-постановочной фуппы. Поэтому определение ее состава (главный художник, музыкальный руководитель, главный балетмейстер, режиссеры-постановщики отдельных эпизодов и номеров) становится еще одним делом первостепен- З.Г. Сочнева. Когда приходит вдохновение. «Советская культура», № 92 (5412) от 14 ноября 1980 г._ 89 ной важности для главного режиссера-постановщика. Решение всех названных вопросов на стадии рождения сценарно-ре-жиссерского замысла приводит к единству все элементы, все узлы того необычайно сложного художественного произведения, каким является массовое спортивно-художественное представление на стадионе.
4.1.1. Идейно-тематическая основа сценарно-режиссерского замысла. Тематика массовых спортивно-художественных представлений на стадионе, как правило, тесно связана с жизнью страны, ее прошлым и настоящим, важнейшими событиями в области внутренней и внешней политики, достижениями, юбилейными датами, проведением крупнейших международных форумов, включая Олимпийские Игры, Всемирные фестивали молодежи и студентов, Универсиады и т.п. Таким образом, если говорить о выборе темы для массового спортивно-художественного представления на стадионе, то в этом нет проблемы. Тема всегда конкретна, т.к. отражает определенные события в жизни общества. Проблема в другом - в глубине решения отражаемых в теме событий. А здесь уже в силу вступают особенности жанра, требующие очень масштабного образного раскрытия темы. Важно, чтобы сама тема массового спортивно-художественного представления была адекватна возможности ее образного решения и отражала бы наиболее существенные, масштабные события и явления в жизни общества. Практика показывает, что чем масштабнее взятая тема, тем активнее участвует главный герой представления - масса - в ее образном решении. Если тема отражает определенные жизненные явления, события, факты, то идея - это их авторская оценка, главная мысль, позиция автора, пронизывающая все эпизоды и номера, являющаяся как бы стрежнем, благодаря которому представление становится единой, логически законченной композицией. В массовом спортивно-художественном представлении может раскрываться несколько тем, но идея всегда должна быть одна. Идея и темы неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу представления. Возьмем, к примеру, праздник открытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В нем раскрывались три темы: антиимпериалистическая солидарность молодежи мира; борьба молодежи за мир против атомной войны; интернациональная дружба молодежи планеты. Все эти темы были выбраны сценаристами праздника не случайно. Они составляли девиз фестиваля в Москве: " За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу". Главной же мыслью авторов, пронизывающей все эти темы и связывающей воедино все эпизоды, явилась идея: " Молодежь, будьте бдительны: настоящее и будущее планеты Земля в Ваших руках! ". Массовые спортивно-художественное представления на стадионе тяготеют к широким обобщениям темы и ее образному решению, а логика развития действия, расстановка эпизодов и номеров, отбор содержания осуществляются в основном на уровне идеи представления
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы