Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сценарно-режиссерский замысел представления
Очень трудно описать словами творческий процесс рождения замысла представления, поскольку в каждом случае это происходит по-разному. До определенного момента этот процесс типичен и вполне объясним, особенно когда речь идет о работе над тематическим материалом постановки. Режиссеру приходится " пропускать через себя" огромное количество материала, найденного при изучении литературных источников, музейных экспозиций и архивных документов, извлеченного из рассказов очевидцев, просмотров кинофильмов и видеозаписей, анализа опыта прежних постановок. Правда, качество переработки всего этого материала, а также конечный результат творческого процесса, выраженный в щенарно-режиссерском замысле и постановке, у каждого автора будут различными. Здесь уже вступает в силу личность самого автора - его опыт и талант. Зарождение замысла в одних случаях происходит очень быстро и безболезненно: он как бы сам собой вытекает из изученного материала. В других случаях, что бывает гораздо чаще, - мучительно долго. Автор перерабатывает десятки различных вариантов решений, которые каждый раз чем-то его не устраивают. И вдруг происходит чудо (чудо, потому что оно необъяснимо): автору сразу, в один момент становится ясным и понятным, что нужно делать. Иногда появлению этого чуда способствует, 95 казалось бы, мелочь - кем-то высказанная мысль, прочитанная фраза, даже сказанное отдельное слово, а может быть, увиденный предмет или его необычная форма и т.п. Очевидно, это происходит потому, что автор долгое время существует в материале постановки, буквально живет ею. Мозг все время перерабатывает материал в поисках решения. И, наконец, наступает такой момент, когда необходим лишь малый, но очень точный толчок мысли, чтобы все выстроилось так, как долгое время оказывается хотел и искал автор. К.Г.Паустовский очень образно сравнивает возникновение замысла с молнией: " Замысел - это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи, и в них из густого электрического настоя рождается первая искра-молния. Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень. Замысел, так же как и молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотичный мир рождает молнию-замысел... Если молния - замысел, то ливень - это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов..." 3. Творческая работа над замыслом всего представления и разработкой отдельных эпизодов имеет свою специфику. Если в поиске замысла представления главная задача - найти режиссерский ход, способный увязать между собой все взятые для решения темы, то в эпизодах первостепенным всегда остается вопрос о том, как постановочно решить конкретную тему. В основе режиссерского хода массовой постановки на стадионе всегда лежит идея, которая, находя свое отражение в отобранном содержании и образном решении, связывает все эпизоды в единое художественное целое. Большие трудности испытывает постановщик, когда тематика отдельных эпизодов требует изменения времени действия. Наряду с эпизодами сегодняшнего дня, в постановке бывают необходимы эпизоды исторического характера. Их появление должно быть оправдано логикой переходов от эпизода к эпизоду (связок). При этом важно, чтобы действие всегда воспринималось с позиции сегодняшнего дня. Иначе зритель будет дезинформирован и то, что происходит на поле стадиона, будет ему не понятно. Историческая тематика в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе обычно преподносится зрителям как воспоми 96 нание или рассказ о прошлом, идущий из настоящего времени. А это всегда требует образного решения. Здесь режиссеру очень важно найти ход, чтобы войти в этот созданный им образ и выйти из него, не нарушая времени и логики развития действия в целом. Разберем это на примерах. Очень интересно шел творческий поиск сценарно-режиссерского замысла праздника открытия VIII Спартакиады (1983 год). Ранее уже отмечалось большое разнообразие тем, поставленных перед режиссером-постановщиком при получении социального заказа на представление. Из всех тем особенно сложной для решения оказалась тема, связанная с 40-летием Победы в Великой Отечественной войне. Во-первых, до празднования этой знаменательной даты оставалось еще два года и зритель был недостаточно готов к ее восприятию, а во-вторых, это единственная из всех тем представления, события которой происходили почти сорок лет назад. Эти обстоятельства делали данный эпизод одним из центральных в творческом поиске сценарно-режиссерского хода. От его решения по существу зависел успех всего представления. Содержание эпизода и его образное решение были найдены сравнительно быстро. Этому способствовала песня композитора О.Фельцмана на слова Р.Рождественского " Баллада о красном знамени". Довольно быстро определилось и пластическое решение эпизода. Но большие трудности возникли в поисках режиссерского хода. Вопрос о том, как перейти к этому эпизоду, как связать его с последующими, вызвал много различных мнений и споров. Все решила песня композитора М.Блантера " Катюша". Созданный в песне образ девушки, получивший огромную популярность до войны и, особенно, в военные годы, помог решить эту сложную задачу. Образ Катюши - простой русской девушки - олицетворял женскую верность, вселял в бойцов силы в борьбе с врагом, посягнувшим на их Родину, их дом, их любимых. Самое грозное оружие того времени - реактивные минометы - тоже назывались " катюшами", а их смертельные залпы - " приветами от Катюши". Выбор пал на этот образ еще и потому, что песня сохранила свою популярность до наших дней и поют ее почти на всех языках мира. Последнее имело немаловажное значение в принятии решения, так как в VIII Спартакиаде принимали участие и зарубежные спортсмены. Когда решение было принято, встал вопрос о том, как ввести образ Катюши в действие. Ведь для того, чтобы он вызвал соответствующие ассоциации, зрителей нужно было подготовить к его восприятию. Тогда впервые в истории подобных форумов образ Катюши был утвержден в качестве талисмана VIII Спартакиады. Как всякий талисман, Катюшу стали активно рекламировать задолго до начала праздника открытия. Появились соответствующие плакаты, сувениры, значки, в спортивных изданиях печатались специальные рубрики от имени Катюши. А в дни Спартакиады в " образе Катюши" работали многие девушки в сфере обслуживания. «Катюши» встречали гостей и спортивные делегации на вокзалах и в аэропортах, обслуживали в ресторанах, гостиницах и т.п. Так родился замысел подачи военного эпизода, который, в свою очередь, оказал влияние на общее решение постановки в целом. Он получил название " Помните, это было на свете! ". После определения этого главного эпизода все остальные выстроились достаточно быстро. В окончательном варианте в композицию вошло девять эпизодов, которьге расположились в следующей логической последовательности: 1 эпизод - " Вся страна - это наш стадион"; 2 эпизод - " Здравствуй, праздник дружбы, молодости, здоровья - VIII Спартакиада! "; 3 эпизод - " Помните, это было на свете! "; 4 эпизод - " Берегите мир! "; 5 эпизод - " Спорт и труд рядом идут! "; 6 эпизод - " Нам - 60"; 7 эпизод - " Все флаги в гости к нам"; 8 эпизод - " Гори огонь Спартакиады - огонь мира и дружбы! "; 9 эпизод - " Не дадим взорвать планету! ". Рассмотрим взаимосвязи военного эпизода (3) с предшествующим и последующим. Второй эпизод - " Здравствуй, праздник дружбы, молодости и здоровья - VIII Спартакиада! ", - рассказывая о событиях сегодняшнего дня, вместе с тем наводил зрителей на воспоминания о Великой Отечественной войне, подготавливая восприятие эпизода " Помните, это было на свете! ". А эпизод " Берегите мир! ", раскрывая тему мира и счастливого детства, вновь возвращал зрителей из военных лет в сегодняшний день. Теперь-попробуем представить себе, как это все происходило на стадионе, что видели зрители. В данном случае нас интересует не весь праздник, а только военньгй эпизод (3), поскольку выше речь шла только о нем, его пластическом решении и связях со смежными эпизодами. Первый эпизод являлся экспозицией ко всему представлению. Очень массовый, красочный, создающий праздничное настроение, он продолжался ровно столько, сколько звучала песня композитора А.Пахмутовой на слова Добронравова " Вся страна - это наш стадион". Песня дала и название эпизоду, так как ее содержание полностью соответствовало теме, которая пластически в нем раскрывалась. Физическую культуру и спорт - в быт народа, физическая культура и здоровье человека неотделимы друг от друга - вот лейтмотив данного эпизода. С началом песни арена стадиона активно заполнялась участниками представления. Это были знаменосцы с красными флагами расцвечивания (400 чел.), знаменосцы с флагами ДСО и ведомств (200 чел.), девушки-спортсменки ДСО " Спартак" (1120 чел.), которьге были одеты в костюмы всех цветов радуги. В руках у девушек были платки под цвет костюмов размером 100 х 120 см. Вся эта масса участников, пока звучала песня, выполняла красочные перестроения и упражнения на поле стадиона. Художественный фон, расположенный на восточной трибуне (6000 чел.), в этом эпизоде выполнял важную роль. Чередуя цветовые каскады с тематическими картинами, рассказывающими о введении новых форм занятий физическими упражнениями и массовых спортивных соревнований, таких как " День лыжника", " День бегуна", " День пловца" и пр., он вел смысловую партию эпизода. Заканчивалась песня. Знаменосцы занимали свои места на углах зеленого поля и на секторах в виде разноцветных знаменных клумб. Девушки останавливались на зеленом газоне в построении прямоугольника (по фронту 40 и в глубину 28 человек). Так заканчивался первый эпизод. Второй эпизод начинался позывными нашей Родины и боем Кремлевских курантов. На художественном фоне появлялось изображение Спасской башни Кремля. Девушки, стоящие на поле, перестраивались в пять лучей, идущих со стороны художественного фона через все поле к беговой дорожке у центральной трибуны. Под бой курантов, который повторялся дважды, от звезды Спасской башни Кремля по всему экрану фона расходились, словно волны, цветовые блики. С окончанием боя курантов на художественном фоне ггоявлялось огромное лучистое солнце. Причем лучи его точно совпадали с пятью лучами, образованными девушками на поле стадиона. Получалась грандиозная картина, занимающая всю арену стадиона. Торжественно звучала первая часть песни " О Родине" композитора И.Дунаевского, и все оживало. На художественном фоне по лучам начинали двигаться желтые блики, которьге переходили и на поле стадиона по лучам, образованным девушками (у каждой в руках вместо цветного платка появлялась широкая шелковая лента желтого цвета). Одновременно со стороны художественного фона по четырем проходам между лучами солнца начинали торжественно двигаться в направлении центральной трибуны четыре группы девушек (по 60 человек). В них зрители узнавали образ Катюши - талисман Спартакиады. Впереди каждой группы шли девушки с хлебом и солью. Подойдя к беговой до
99 рожке перед центральной трибуной, Катюши низким поклоном приветствовали зрителей, как бы приглашая их на праздник. В это время девушки, изображавшие лучи солнца, строили на поле огромную цифру " VIII", а на художественном фоне появлялась эмблема VIII Спартакиады. Так начинался эпизод " Здравствуй, праздник дружбы, молодости и здоровья - VIII Спартакиада! ". Далее действие развивалось очень стремительно. Звучала всем знакомая мелодия песни " Катюша" в специальной обработке для этого эпизода. На вступление девушки, стоящие в цифре " VIII", быстро перестраивались и образовывали через все поле огромную яркую радугу. С началом главной темы в музыке на художественном фоне появлялась в окружении берез на берегу озера красивая девушка с русой косой и голубыми глазами - Катюша. В центре поля начинался задорный русский танец в исполнении 240 девушек - Катюш. Девушки-спортсменки, создающие рисунок радуги, аккомпанировали танцу, используя цветные платки. Создавалась очень красочная, радостная, праздничная атмосфера. В разгар танца характер музыки вдруг резко менялся. В мелодии слышались угрожающие аккорды, вой реактивных установок. На художественном фоне вместо девушки Катюши на мгновение появлялось изображение реактивной минометной установки " катюши", чьи трассирующие снаряды словно пронизывали экран фона. Красочная радуга на поле мгновенно _ становилась красной, как будто освещенной заревом военных пожаров. Это девушки изменяли цвет своих костюмов, а вместо цветных платков в руках у них возникали красные косынки. На художественном фоне снова появлялась та же девушка - Катюша, но уже в военной форме регулировщицы. Одновременно и на поле в композицию танца входила девушка в военной форме с красным и белым флажками в руках - Катюша-регулировщица. Создавалось впечатление, что она вступала в действие, спустившись с экрана фона. С ее появлением сразу изменялся характер танца, превращаясь в танец регулировщиц. В руках у всех девушек возникали импровизированные регулировочные флажки (платки, снятые с головы). Участницы, стоящие в радуге, быстро перестраивались в пять больших красных колонн-квадратов. В каждой колонне они стояли очень близко друг к другу, сплоченно, и только в такт музыке взметались вверх над квадратами красные косынки. Заканчивался танец, и девушки-Катюши покидали поле. Оставалась только одна: Катюша-регулировщица в военной форме. Продолжая танцевать, она действительно начинала управлять движением на поле. Красные квадраты, передвигаясь по ее указанию, постепенно на глазах у зрителей выстраивали в центре поля огромную красную звезду - символ 100 сплочения и воинской славы. Звучала песня О.Фельцмана " Баллада о красном знамени". Так начинался третий эпизод " Помните, это было на свете". В песне три куплета. На каждый из них со стороны художественного фона, слева и справа от звезды синхронно двигались по одному боевому знамени. Их торжественно проносили солдаты роты почетного караула. Впереди каждого знамени - офицер с обнаженной шашкой, слева и справа от знаменосца - ассистенты, а сзади эскорт из шести солдат с карабинами в положении " на плечо". Солдаты несли знамена медленно, парадным шагом, высоко поднимая ноги при движении. При подходе к беговой дорожке перед центральной трибуной знаменосцы останавливались, а солдаты эскорта опускали оружие в положение " к ноге". Так на каждый куплет проходило два боевых знамени. При этом на художественном фоне каждый раз появлялась новая картина, выполненная в виде фриза в красно-синем цвете. На фризах изображались боевые подвиги советских солдат. Во всех композициях картин присутствовало боевое Знамя. Заканчивался третий куплет. Все шесть боевых знамен и сопровождающий их эскорт выстраивались на переднем плане у береговой дорожки слева и справа от звезды. Звучал финал песни" ..." Это было со страной, Значит было с нами... Помните, Помните, Это было на свете! "... В это время солдаты, сопровождающие боевые знамена, брали оружие " для встречи справа на караул". Из ворот на беговую дорожку выезжала боевая машина пехоты, на которой в окружении эскорта развевалось легендарное Знамя Победы. Этим знаменем, пробитым пулями и осколками, была поставлена победная точка в Великой Отечественной войне. Оно же появлялось и на художественном фоне - огромное, победоносно развевающееся, напоминая всем о великом подвиге советского народа, совершенном почти 40 лет тому назад. На коду песни над звездой в центре поднимался на специальной площадке солдат с девочкой на руках (монумент Вучетича " Солдат-освободитель" ). Красная звезда постепенно окрашивалась в желто-золотистый цвет, превращаясь в звезду Героя (у девушек, построивших звезду, появлялись желтые ленты-шарфы). Этот образ как бы подчеркивал и беспредельный героизм, и, в то же время, гуманность наших Вооруженных Сил, освободивших Европу от фашизма. Так заканчивался третий эпизод. 101 Звучала песня композитора А.Островского " Пусть всегда будет солнце! ". С двух сторон на стадион выходили дети. Двигаясь по беговой дорожке, они подходили с двух сторон к монументу, как бы отдавая дань великому подвигу своих дедов. Это было началом четвертого эпизода " Берегите мир! ". Он раскрывал тему мира и счастья на земле. Одновременно в нем проводилась мысль о том, что счастье детей, да и всех людей на земле, может быть нарушено в любую минуту. Страшная угроза нависла над человечеством - атомная война. И если ее развяжут, то жизнь на земле будет уничтожена. Планете нужен мир. Но за него надо бороться. Силам агрессии необходимо противопоставить силы, способные спасти человечество от катастрофы. И в этом эпизоде снова появляются солдаты, цель которых - защитить мир. Режиссерски эта мысль была решена следующим образом. В конце эпизода, в самый разгар действия, когда дети радостно играли и танцевали вместе со своими любимыми героями сказок и фильмов, на художественном фоне внезапно возникала молния, пронзая красочную радугу, которая до этого была на экране. Раздавались раскаты грома, умолкала на полуфразе музыка. Танец мгновенно прекращался. Дети от страха приседали, обхватив руками головы и словно стараясь укрыться от опасности. В полной тишине появлялся звук, напоминающий назойливый комариный писк. На экране фона карикатурно изображался движущийся слева направо " поджигатель войны" с атомной бомбой в руках. Эта сцена длилась всего 5-6 секунд. Затем звучала всем знакомая мелодия " Песни о Советской Армии" композитора Б.Александрова. На художественном фоне справа налево (навстречу поджигателю) начинали появляться огромные, во весь экран буквы красного цвета, составляющие слово " МИР". Перед этой силой поджигатель не мог устоять и кувырком катился с экрана. Одновременно на беговую дорожку выходила рота солдат под красным боевым знаменем. Дети, как только возникала мелодия песни и появлялись солдаты, сразу вскакивали на ноги и радостно приветствовали своих защитников. Самые маленькие (5-6 лет) не выдерживали и бежали к идущим четким строем солдатам. Строй ломался. Солдаты брали детей на руки и под гром аплодисментов покидали стадион. Следом за ними уходили все дети, принимавшие участие в эпизоде. А на художественном фоне продолжало сиять всеми цветами радуги слово " МИР". Такое постановочное решение приведенных выше эпизодов давало возможность легко перейти к другим темам представления. Ведь для того, чтобы славно трудиться, строить новую жизнь, учиться, заниматься 102 спортом и т.п. нужен прочный мир. Поэтому появление далее таких эпизодов, как " Спорт и труд - рядом идут! " и др. выглядело вполне обоснованным. Таким образом, выстраивая представление поэпизодно, режиссер-постановщик все время думает о связи эпизодов между собой как в смысловом, так и в пластическом отношении. Что касается пластического решения представления, то здесь значительную роль сыграла действующая на поле от начала и до конца представления фонирующая группа девушек. На примере представленных выше эпизодов праздника открытия VIII Спартакиады можно рассмотреть конкретные проявления всех функций фонирующей группы. В первом эпизоде " Вся страна - это наш стадион" фонирующая группа в действии на поле выполняла главную роль - роль солиста. Во втором эпизоде " Здравствуй, праздник дружбы, молодости и здоровья VIII Спартакиада! " - уже второстепенную, собственно фонирующую роль. Поэтому и действовала она в этом эпизоде на втором плане, способствуя более яркому показу солирующей группы девушек, исполнявших танец " Катюш". В то же время выстроенная фонирующей группой огромная красочная радуга вместе с танцующими девушками создавала образ светлой и радостной мирной жизни. Далее фонирующая группа принимала активное участие в переходном действии - танце " Катюш-регулировщиц", - которое выводило на третий эпизод " Помните, это было на свете! ". В нем фонирующая группа строила в центре поля красную звезду и вместе с ротой почетного караула, боевыми знаменами, картинами художественного фона, Знаменем Победы, а главное с песней " Баллада о красном знамени" способствовала созданию героического образа народа в Великой Отечественной войне. Одновременно фонирующая группа значительно укрупняла этот эпизод, делая его решение именно стадионным. На конкретных примерах мы разобрали целый ряд особенностей творческого процесса рождения и воплощения сценарно-режиссерского замысла массового спортивно-художественного представления на стадионе. Подведем некоторые итоги. 1. Работая над поиском сценарно-режиссерского замысла представления в целом, режиссер-постановщик обязан принимать постановочные решения и по каждому эпизоду в отдельности. Мысль постановщика - главная идея представления должна быть образно выражена в каждом эпизоде. Только такой принцип обеспечивает целостный образ представления, логичность развития действия. 2. В постановочном решении каждого эпизода должен быть найден смысловой, а если возможно, то и пластический переход от данного эпизода к следующему. 3. Режиссер-постановщик, выстраивая представление, должен четко придерживаться временных рамок, умело переводя действие из одного времени в другое и обратно. Эпизоды, связанные с прошлым, обычно строятся как рассказ или воспоминание, а эпизоды, направленные в будущее - как фантазия, игра, которую зритель должен принять. 4. Введение в действие фонирующей группы открывает для режиссера широкие возможности. Наряду с реализацией постановочных функций, о которых говорилось выше, наличие фонирующей группы значительно удешевляет постановку в целом, так как благодаря ей количество основных участников может быть существенно уменьшено. Глубина разработки отдельных эпизодов сценарно-режиссерского замысла, а затем и плана-сценария представления зависит, в первую очередь, от их места в идейно-тематическом плане постановки. В связи с этим уже на стадии создания общего замысла режиссер должен особенно тщательно продумать главные, ударные эпизоды, от которых зависит смысл постановки в целом.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы