Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


По характеру действия финалы делятся на два основных вида: статичные и динамичные.



Статичный финал - наиболее распространенный вид финала. Он с успехом применяется в массовых спортивных выступлениях любого мас­штаба. Характерной для него является фиксация на непродолжительное время построенной участниками композиции в виде массовой пирами­ды, мозаичного рисунка, тематического построения и пр. Именно таким действием часто выражается идея финала отдельного эпизода, а то и пред­ставления в целом. Иногда в подобные финалы вводятся простые легкие конструкции. Так, например, для построения больших массовых пира­мид используются легкие фанерные или дюралевые щиты-площадки раз­личной формы (круглые, квадратные, прямоугольные). Удерживая их на плечах или вытянутых вверх руках, участники могут построить много­ярусные пирамиды различной формы и высоты.

Статичные финалы, как правило, не продолжительны. Часто они про­ходят без музыки, но почти всегда начинаются провозглашением здра­виц, а заканчиваются скандированием лозунгов и аплодисментами учас­тников финала.

169

Динамичный финал с точки зрения разработки сложнее статично­го. Он характерен для массовых спортивно-художественных представле­ний крупного масштаба. Такие финалы обычно включают несколько дей­ствий участников, логически связанных между собой определенной иде­ей. Причем эти действия всегда развиваются с нарастающей силой как в художественном, так и в эмоциональном плане. Динамичный финал по времени продолжительнее статичного. В отдельных случаях он может длиться несколько минут. Естественно, что такие финалы всегда сопро­вождаются музыкой, которая должна соответствовать теме и характеру происходящего действия, отличаться высокой эмоциональностью и си­лой звучания.

Вспомним, например, финал праздника открытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Главной идеей представления, как уже отмечалось, была мысль: " Молодежь, будьте бдительны: настоящее и будущее планеты Земля в Ваших руках! ". Эта мысль проходила через все эпизоды представления и прозвучала заключительным аккордом в финале, как наказ молодежи, как их клятва.

Всего в этом финальном действии, которое строилось на основе зак­лючительного спортивного эпизода, принимало участие около 16000 че­ловек. Темой заключительного выступления студентов физкультурных вузов страны и членов сборных команд страны по спортивной и художе­ственной гимнастике, акробатике и прыжкам на батуте были слова из " Оды спорту" Пьера де Кубертена: " О, спорт! Ты - наслаждение! Ты вер­ный и неизменный спутник жизни! ".

Финал представления состоял из двух частей. В первой из них полу­чала дальнейшее развитие тема выступления спортсменов. Музыкой, красками, образным действием эта часть создавала настроение радости и счастья жизни на Земле. Каждый из делегатов и гостей Фестиваля буд­то бы сердцем прикасался к этой красоте и гармонии, наслаждался счас­тьем жизни, ощущал свою причастность к происходящим событиям.

Звучала бессмертная музыка П.И.Чайковского " Вальс цветов" из ба­лета " Щелкунчик". И мгновенно оживала многотысячная масса участни­ков финала. Огромный голубой шар, образующий центр композиции, начинал медленно раскрываться и превращался в " цветок". Откинувши­еся в стороны пять серебристых лепестков открывали шарообразную кон­струкцию, на которой 300 девушек (финальный номер) в золотистых ко­стюмах начинали выполнять очень красивые, под стать музыке, поточ­ные упражнения. Задаваемые ими импульсы движения, словно волны, расходились по арене стадиона.

Упражнения подхватывали студенты институтов физкультуры (1600

170

человек), которые в финале образовали тематический рисунок - эмблему фестиваля " ромашку". В центре ее и находился " земной шар", превра­тившийся во время упражнений в " цветок".

Далее упражнения продолжала специально подготовленная для фи­нала группа девушек (900 человек) с трансформирующимися предмета­ми - гирляндами-гармошками, расположенная вокруг " ромашки" в виде цветного контура. Изменяя цвет гирлянд в процессе выполнения упраж­нений, участницы окрашивали этот контур то в вишневый, то в серебря­ный, то в золотой цвета.

Таким образом, центром финальной композиции была огромная эмб­лема Фестиваля, занимающая всю центральную часть поля. Оставшееся пространство арены занимали знаменосцы (400 человек), расположен­ные на углах зеленого поля в виде цветных " клумб", и девушки фониру-ющей группы (1500 человек), принимавшие участие в прологе, которые здесь, в финале, создавали своим рисунком определенный фон для эмб­лемы Фестиваля. Часть девушек фонирующей группы выстраивала ог­ромный ромб, в который вписывалась " ромашка". При этом стороны ром­ба, образованные тремя линями участниц, как бы отсекали от " ромашки" группы знамен на углах поля. Девушки, стоявшие в построении " ромб", выполняли упражнения с большими надувными мячами белого цвета. Остальные девушки фонирующей группы выполняли упражнения с ши­рокими голубыми лентами. Они располагались в две линии вокруг зна­менных клумб на углах поля и по внутренней стороне беговой дорожки вдоль каждого сектора, а в центре секторов создавали построения в виде " клумб" (см. рис. 61).

Действие на поле поддерживалось участниками художественного фона (9000 человек). На протяжении всей первой части финала, пока звучал " Вальс цветов", на художественном фоне возникали красочные орнамен­ты и букеты из разных цветов. В целом такая масштабная тематическая композиция, олицетворяющая молодежь планеты, создавала образ радо­сти, счастья и мира на Земле.

Затем полная лирики и красоты первая часть финала переходила во вторую - контрастную, выражающую решимость молодежи, ее непрек­лонную волю.

Мощно звучала песня композитора А.Н.Пахмутовой " Пока не поздно", ставшая своеобразным эмоциональным манифестом молодых, их голо­сом протеста. Вторая часть финала как бы предупреждала молодежь пла­неты, что красотой нужно не только любоваться, не только мечтать о ней. Красоту нужно сохранить и защитить, за нее необходимо бороться. Пока не поздно, молодежь должна отвести кровавый меч войны, занесенный

171

над красотой, над самой жизнью.

Представим себе, как разворачивалось это действие на поле стадио­на. На художественном фоне возникает огромный Земной шар. Прекрас­ная наша планета в ореоле солнечных бликов кажется хрустальной. И поэтому особым смыслом наполняются слова песни: " Пока планета еще жива, Пока о солнце мечтают весны, На жизнь предъявим свои права, Пока не поздно,

пока не поздно. Земля как сердце

у нас в груди, Здесь наше небо

и наши гнезда. Еще не поздно ее спасти, Еще не поздно,

еще не поздно".

Кажется, будто вместе с участниками Фестиваля сама планета проте­стует против войны. На припев песни на фоне земного шара силуэтами возникают лозунги и призывы к действию. " Рядом, рядом

радость и беда, Надо, надо

твердый дать ответ. Солнечному миру -

Да! Да! Да!..."

На фоне Земного шара появляется парящий белоснежный голубь. "...Ядерному взрыву -

Нет! Нет! Нет! ".

На фоне Земного шара появляется перечеркнутая крест-накрест чер­ная атомная бомба.

Под песню, двумя большими разноцветными лавинами движутся по беговой дорожке навстречу друг другу участники танцевальной сюиты " Фестивальная перекличка континентов" (2000 человек). Представляя молодежь всех континентов Земли, они несут в поднятых руках тысячу объемных макетов атомного ядра.

Силуэт планеты на художественном фоне светится красивым голу­бым сиянием, отчего еще острее воспринимаются слова песни:

" Все злее атом

и все страшней,

Все ближе ужас разрывов грозных, Еще немного ночей и дней, И будет поздно,

и будет поздно... Планета крикнет: " Укрой меня От этой тучи,

от смертоносной. Укрой от грозной волны огня, Пока не поздно,

пока не поздно". И снова на припеве планета Земля будто обращается к молодым: " Рядом, рядом

радость и беда,

Надо, надо

твердый дать ответ. Солнечному миру -

Да! Да! Да!..."

На голубом фоне планеты появляются смеющиеся детские лица и сло­во " Мир" на разных языках. Ядерному взрыву -

Нет! Нет! Нет! "

На фоне Земли появляется ладонь, словно преграда атомной войне, и слово " Нет".

Последний куплет песни превращается в мощную молодежную ма­нифестацию. Дирижеры, стоящие на специальных тумбах против каж­дой трибуны, втягивают в общий хор всех участников праздника.

Красивым серебристым свечением окружена планета на художествен­ном фоне. Мощно звучат голоса молодых: " Неужто завтра

замрут моря. Умолкнут птицы,

застынут сосны. Уже не сможет взойти заря И спросит небо: " Неужто поздно? " Так поклянемся,

что мы спасем И это небо в надеждах

звездных, Спасем планету -

наш добрый дом,

МАССОВЫЕ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

173

Пока не поздно,

пока не поздно..." На последние слова куплета из каждого атома, поднятого в руках уча­стников, вылетает белый голубь. Тысяча голубей заполняют небо над ста­дионом. Молодежь планеты как бы заявляет: " Земле нужен только мир­ный атом! Люди Земли, защищайте мир! ".

Как клятва молодежи звучат слова припева, которые подхватывает весь стадион:

" Рядом, рядом,

радость и беда, Надо, надо

твердый дать ответ Солнечному миру -Да! Да! Да! Ядерному взрыву -

Нет! Нет! Нет! "

На художественном фоне возникает картина, символизирующая ин­тернациональную дружбу молодежи - Земной шар и вокруг, словно за­щищая его собой, стоят, крепко взявшись за руки, представители всех пяти континентов. А затем вновь загорается яркими живыми буквами главный девиз фестиваля: " За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу! ". В едином порыве подхватывают его участники праздни­ка открытия XII Всемирного фестиваля. Все начинают аплодировать и скандировать: " Мир! Дружба! Фес-ти-валь! ", " Мир! Дружба! Фес-ти-валь! "...

Как видно из приведенного примера, замысел финального действия решается через рисунок построения участников, музыку, действие и ху­дожественное оформление.

Рассматривая вопросы разработки композиционно-постановочного плана, обратим особое внимание на рисунок. Финальный рисунок отли­чается от других своей масштабностью и монументальностью. Он часто, особенно в крупных представлениях, выходит за границы сценической площадки (футбольного поля стадиона) на виражи и беговую дорожку арены, а в отдельных случаях даже на трибуны, занимая проходы, вход­ные люки, верхние обходные дороги и пр.

Разработка финального рисунка имеет свои особенности. Если при разработке рисунка любой другой части композиции, постоянно стоит задача дальнейшего продолжения и развития действия, то при разработ­ке финального рисунка подобной проблемы не существует. В массовом спортивно-художественном представлении финалом основное действие

174

завершается. В связи с этим появляются более широкие возможности как в выборе самого финального рисунка, так и в приемах, способах его разработки. Это объясняется тем, что в финальном рисунке впервые при разработке композиционно-постановочного плана, расстанов­ка участников не связана с исходным построением для массового номера. Для режиссера-постановщика при разработке финала глав­ным становится не продолжение и развитие действия, а логическое, достойное замысла, его завершение.

Другая особенность финального рисунка и построения финала связана с огромным количеством его участников. Многотысячная масса требует очень четкой организации ее действий на поле, осо­бенно в момент построения финального рисунка.

Опыт показывает, что разработку финального рисунка целесообраз­но производить в следующей последовательности:

1) Определить рисунок построения финала в зависимости от замыс­ла.

2) Определить роль и место в этом рисунке основной массы участни­ков, задействованных в финале.

3) Разработать наиболее рациональный переход основной массы уча­стников иредфинального действия (эпизода) в финальный рисунок.

4) Определить порядок введения остальных групп участников, задей­ствованных в финале.

Разберем построение финального рисунка на примере уже знакомой нам композиции, где основным предметом для выполнения упражнений массового номера были фонирующие флажки. В финале этого эпизода было задумано построить тематический рисунок " звезда", а в центр ри­сунка ввести специально подготовленный финальный номер - поточные упражнения на конструкции. Конструкция имела форму цилиндра диа­метром 3 м и высотой 5 м. На ней располагались четыре яруса для учас­тников, выполнявших поточные упражнения, а сверху - ровная площад­ка, на которой акробаты выстраивали финальную пирамиду.

Предфинальное действие этого эпизода заканчивалось в построении " большие круги" (см. с. 140, рис....). В четырех больших кругах, расцве­ченных фонирующими флажками, проходил вставной спортивный но­мер - выступление сильнейших акробатов.

Зная рисунок построения участников в предфинальном действии - " боль­шие круги", и определив рисунок построения финала - " звезда", остается решить главную задачу, а именно: разработать переход из предфинального рисунка в финальный, одновременно продумав вопрос введения в компо­зицию финального номера - поточных упражнений на конструкции.

175

Характерной особенностью построения финального рисунка является то, что наряду с уже известными способами, такими как " составление рисунка по частям", " расстановка участников по контуру рисунка", здесь могут использоваться и другие способы и приемы, что обусловлено спе­цификой самого финала как части композиции, завершающей действие. Режиссер-постановщик теперь не должен заботиться о продолжении дей­ствия (уход участников может быть выполнен из любого рисунка пост­роения) и, следовательно, для него не важно, каким способом будут рас­ставлены участники в финальном рисунке. Главное - организованно, бы­стро и по возможности красиво построить этот рисунок. Иначе говоря, здесь важен конечный результат. В связи с этим выбор пути перехода в финальный рисунок не может быть ограничен какими-то определенны­ми рамками, как это имеет место при разработке любой другой части композиции, а является производной творческих возможностей и опыта режиссера-постановщика.

Возьмем, например, прием прямого действия, применяемый при раз­работке композиции массового номера. Построение тематического ри­сунка с помощью данного приема в любой другой части композиции про­сто недопустимо, т.к. после этого продолжать действие будет очень слож­но. При разработке же финального рисунка этот прием дает определен­ный эффект, позволяет хорошо организовать само действие и ввести фи­нальный номер.

Пример. Построение финального тематического рисунка " звез­да" приемом прямого действия (исполняется как массовое упражне­ние).

Звучит музыка построения финала. На фанфарное начало этой музы­ки участники, стоящие в построении " большие круги", разбегаются в исходное построение массового номера (32 х 32 человека). Ниже дей­ствия участников описаны по «восьмеркам» (т.е. показано, что выполня­ется на каждые восемь счетов).

I

1 -2 - участники, стоящие в колоннах, из которых выстраивается тема­тический рисунок, подходяг друг к другу, как показано тонкими линиями на рис. 62;

3-8 - бегом смыкаются в плотные колонны, как показано на том же рисунке жирными линиями;

II

1-8 - продолжают смыкаться и выравниваться в этих колоннах. Одно­временно в центр поля, в образовавшийся проход, начинают вносить кон­струкцию. Вместе с ней входят участники финального эпизода;

176

Ш

1 -2 - поворот участников, стоящих в колоннах, лицом друг к другу, а в центральных колоннах - от центра поля;

3-8 - схождение участников в колонну по четыре, как показано на рис. 62 стрелками, и поворот к центру и средней линии поля. Конструк­ция устанавливается в центре поля. Одновременно участники, стоящие в 1, 2, 3 и 30, 31, 32 колоннах, делятся в каждой колонне пополам и разбе­гаются на углы поля, где образуют круги (по 48 человек), как обозначено на том же рисунке;

IV

1-8 - все выравниваются. Одновременно на верхнюю площадку кон­струкции входят акробаты; затем и остальные участники финального номера начинают заполнять конструкцию;

V

1-8 - участники продолжают заполнять конструкцию. Вокруг конст­рукции выстраиваются два круга ( 64 и 128 человек);

VI

1 -8 - выравниваются центральные круги. Колонны (лучи звезды) под­ходят к кругам в центр поля (см. рис. 63);

VII

1-6 - выравниваются колонны (лучи звезды); заканчивается заполне­ние конструкции;

7-8 - поворот участников, стоящих в колоннах, чтобы построить лучи

звезды;

VIII

1-4 _ построение лучей звезды расхождением, как показано стрелка­ми на рис. 63;

5-8 - выравнивание всех участников, стоящих в тематическом пост­роении " звезда" и готовность к выполнению упражнений финала.

Таким образом, в приведенном примере построение тематического рисунка " звезда", а также введение в него финального номера - поточ­ных упражнений на конструкции - выглядит как хорошо организованное массовое действие, рассчитанное точно на музыку.

Говоря о масштабе, подобная композиция больше характерна для финала эпизода. Главный финал, т.е. финал представления, как правило, значительно массовее по количеству участников и масштабнее с точки зрения заполнения арены стадиона. Тематический рисунок, выстроен­ный участниками предфинального эпизода специально для главного фи­нала, становится здесь только центром общей композиции. Все осталь­ные участники финала расставляются вокруг в нужном рисунке, занимая

 

177

Рис. 62. Схема начала построения финального тематического рисунка «Звезда» приемом простого действия

Рис. 63. Схема окончания построения финального тематического рисунка «Звезда»

178

 

пустые места на поле, а если необходимо, то и на виражах, секторах, бего­вой дорожке и пр. При этом важно соблюдать следующее правило: расста­новку производить по частям рисунка, обязательно сохраняя коллективы участников каждого эпизода. Перемешивать участников в какой-либо час­ти рисунка не рекомендуется, поскольку это затруднит подготовку финала на репетиционных площадках, а также проведение сводных репетиций глав­ного финала.

Правильная расстановка участников в финальном рисунке га­рантирует организованное, быстрое и даже красивое его построе­ние. Как показывает практика, наиболее выгодным и эффективным способом построения финального рисунка является способ симмет­ричного введения участников по частям рисунка. Рисунок при этом выстраивается как бы волнообразно, начиная от центра, и посте­пенно заполняя всю арену стадиона. Наибольший эффект получа­ется, когда построение финального рисунка осуществляется участ­никами бегом и симметрично из двух входных ворот, расположен­ных слева и справа от центральной трибуны.

Для примера, допустим, что рассмотренный выше финальный рису­нок " " звезда" должен быть центром композиции главного финала. В этом случае остальные участники финала вводятся на поле одновременно с построением тематического рисунка " звезда". Например, на начало вто­рой «восьмерки» выбегают симметрично с двух сторон знаменосцы (по 200 человек) и строят на углах зеленого поля знаменные клумбы (по 100 человек), а на концовку третьей «восьмерки» участники массового номе­ра 1, 2, 3 и 30, 31, 32 колонн бегом выстраивают вокруг этих клумб круги (по 48 человек в каждом). Еще не успели как следует выровняться знаме­носцы и участники в кругах, как на четвертую «восьмерку» выбегает сле­дующая " волна" участников и строит широкие прямые полосы (по 3 ше­ренги в каждой), отсекающие знаменные клумбы от центра поля. На пя­тую «восьмерку» выбегает новая " волна" участников и симметрично за­нимает сектора арены стадиона. На седьмую «восьмерку» выбегают все остальные группы участников, выстраиваясь в рисунок на виражах каж­дого сектора и беговой дорожке. Таким образом, с окончанием музыки заканчивается и построение финала.

Нередко заполнение участниками беговой дорожки происходит не­посредственно во время финального действия. Благодаря этому усилива­ется впечатление динамичности финала, особенно если эти участники выполняют при этом какое-нибудь заданное действие (выпуск воздуш­ных шаров, голубей и т.п.). Этим может быть поставлена эффектная за­вершающая точка всего представления.

179

Очень редко, но в практике бывают случаи, когда финальное действие одновременно становится и уходом участников с места действия. Конеч­но, такой вариант может быть осуществлен только, когда речь идет о финале отдельного эпизода.

Примером такого построения финала может служить уже знакомый нам эпизод " Мы - покорители космоса! ". В этом эпизоде после оконча­ния вставного номера, где на специальных снарядах, поднятых на круг­лых площадках с помощью лестниц на пятиметровую высоту, демонст­рировалась специальная физическая подготовка космонавтов, происхо­дило перестроение. Из лестниц участники выстраивали на поле пять кон­туров " космических ракет". В центре каждой " ракеты" на вытянутых вверх руках держалась круглая площадка, на которую входил спортсмен, обла­ченный в костюм космонавта, скафандр. Под марш " ракеты" начинали движение по полю. " Космонавты", стоящие на них, разворачивали ог­ромные красные стяги с надписями: " На Луну", " На Марс", " На Венеру", " На Юпитер", " На Меркурий". Расходясь в разные стороны, " ракеты" покидали пределы арены, словно беря старт к планетам солнечной сис­темы.

Однако главная задача ухода - быстро и организованно, не нарушая общего темпо-ритмического рисунка представления, эвакуировать учас­тников с места действия. При этом композиция ухода тесно связана с рисунком финала представления и зависит от количества, размера и рас­положения входных ворот на арене стадиона.

По своему рисунку уход может быть симметричным или асим­метричным (относительно центральной трибуны). При симметричном построении ухода участники покидают поле в двух противоположных от центра направлениях; при асимметричном - все участники уходят в од­ном или нескольких направлениях. Движение при этом может осуществ­ляться либо кратчайшим путем прямо по зеленому полю к выходным воротам, либо по беговой дорожке в обход поля. Все зависит от компози­ции начала следующего по порядку эпизода представления, если речь идет об отдельном массовом эпизоде.

Уход обычно осуществляется в сомкнутых колоннах. Перестроение участников из финального рисунка в сомкнутые колонны для ухода дол­жно быть предельно простым и выполняться очень быстро и организо­ванно. Количество таких колонн определяется композицией финала и числом выходных ворот.

Например, для ухода имеется только двое ворот, расположенных сим­метрично слева и справа от центральной трибуны. Чтобы перестроить участников описанного выше эпизода из финального построения " звезда"

180

н сомкнутые колонны для ухода, достаточно разделить рисунок вертикаль­но па две симметричные равные части и перестроить участников в колон­ны. В результате с каждой стороны от центра, где находится конструкция финального номера, может получиться по три разных ( в зависимости от выполняемой в финале роли) группы участников.

Первая группа - участники, стоящие в лучах " звезды". Они могут пе­рестроиться в колонны для ухода, например, смыканием к 18-й линии точек по вертикали. Получится по одной колонне в построении 10 х 32 человека слева и справа от конструкции.

Вторая группа - участники, стоящие в кругах вокруг конструкции. Перестраиваясь, они могут образовать с каждой стороны по две колонны 4x16 человек каждая. Их удобнее расположить слева и справа от колонн первой группы.

Третья группа - участники, выполнявшие упражнения на конструк­ции. Мужской состав этой группы должен остаться у конструкции для выноса ее с поля. Женский состав, спустившись с конструкции, может образовать две колонны с каждой стороны в построении 5x10 человек каждая. Их целесообразно поставить в затылок колонн второй группы участников.

В результате этого перестроения, которое выполняется бегом одно­временно всеми участниками финала, образуются две большие колонны, стоящие по обе стороны от конструкции лицом к воротам для выхода. Фронт каждой колонны - 20 человек. Если ширина ворот позволяет, то участники покидают поле в этих построениях все одновременно, а если нет, то сначала выходят участники первой группы, затем - второй и тре­тьей. Конструкция выносится сразу за пределы арены. В случае, если размеры ворот не позволяют этого сделать, то ее кратчайшим путем вы­носят с поля и ставят на место, специально отведенное для нее на арене.

У нас в стране наиболее удобным стадионом для проведения массо­вых спортивно-художественных представлений пока остается Главная арена Центрального стадиона в Лужниках. Она имеет семь полноценных входных ворот, удобно расположенных вокруг арены.

Очень сложно, порой просто невозможно осуществить массовую по­становку на стадионе, который имеет только одни входные ворота на арену. Опыт показывает, что для подготовки и проведения полноценной массовой постановки на арене требуется, как минимум, двое входных ворот шири­ной не менее 10-12 м. и высотой 5-6 м. Однако и в этом случае осуществить постановку не просто, особенно, когда речь идет о главном финале пред­ставления, где количество участников может превышать 10 тысяч человек.

Обычно в таких случаях, чтобы уход не показался зрителям слишком

181

серым и затянутым, перестроение в сомкнутые колонны и сам уход учас­тников финала выполняются на фоне или под прикрытием какого-либо хорошо организованного красочного действия. Чаще всего для этой цели привлекают знаменосцев, количество которых зависит от замысла режис­сера-постановщика. На практике выяснено, что оптимальной для стади­она является группа из 400 знаменосцев.

Многие режиссеры-постановщики очень умело используют знаменос­цев в своих композициях. Вводя их в действие в начале и сохраняя на арене до конца представления, они с их помощью решают многие задачи монтажа и художественного оформления отдельных эпизодов и представ­ления в целом.

Как правило, в финале опытные режиссеры располагают группы зна­меносцев либо на углах зеленого поля, либо на виражах по внутренней бровке беговой дорожки, либо в центре каждого сектора. Уход в этом случае начинается с движения знаменосцев. Двигаясь в колонну по од­ному навстречу друг другу по внутренней бровке беговой дорожки, они постепенно, словно занавесом, с двух сторон закрывают поле. Одновре­менно с движением знамен уходят с арены участники, стоящие на бего­вой дорожке, расходясь от центра в свои ворота.

Знаменосцы своим рисунком движения и цветом сразу же привлека­ют внимание зрителей. В свою очередь, участники финала, продолжая аплодисментами приветствовать зрителей и скандировать лозунги, ори­ентируются на действия знаменосцев и начинают готовиться к уходу. Например, они перестраиваются в сомкнутые колонны только тогда, ког­да знаменосцы сойдутся у центральной линии и полностью закроют их с двух сторон поля, а начинают движение на уход - лишь когда знаменос­цы, выполнив прочес, начинают расходиться в разные стороны в направ­лении своих ворот.

Таким образом, введение хорошо организованного и красочного дей­ствия (знаменосцев) организует и сам уход участников с арены. Рисунок движения знаменосцев, его строгая симметричность, точность и яркость становятся доминантой в восприятии зрителями действия в целом, что делает уход участников представления более интересным и эмоциональ­ным.

Хорошо известно, что человек не может сделать того, чего он себе не представляет. Так и режиссер не в состоянии поставить массовое спортив­но-художественное представление на стадионе, если у него отсутствует

182

сценарно-режиссерский замысел постановки в форме мысленного пред­ставления им конечного результата своей работы. Это мысленное пред­ставление постановки формируется у режиссера постепенно, каждый раз уточняясь при разработке сценарного плана и композиционно-постано­вочного плана.

Формулировка темы и идеи массовой постановки, поиск поста­новочного решения и его воплощение в плане-сценарии и компози­ционно-постановочном плане фактически представляют собой ре­жиссерский сценарий массового спортивно-художественного пред­ставления на стадионе. Это всегда итог огромных интеллектуальных и физических, творческих усилий режиссера-постановщика. Но тем не менее это лишь начало работы по подготовке представления, ведь речь все время идет только о предрепетиционном периоде. После разработки и утверждения плана-сценария и композиционно-постановочного плана начинается кропотливая работа по насыщению режиссерского сценария конкретным содержанием. Запись музыкального сопровождения, поста­новка массовых упражнений на музыку, поиск цветовой гаммы представ­ления, разработка эскизов костюмов, картин художественного фона и карточек участников, символики и текстов для электротабло и дикторов, наконец, разработка реквизита, конструкций, а также подготовка репети­ционных площадок и организация экспериментальных сборов с участ­никами - вот далеко не полный перечень фронта работ, который должна выполнить главная режиссерско-постановочная группа в предрепетици-онный период подготовки представления.

Главный режиссер-постановщик, все члены режиссерско-постано-вочной группы, как правило, мечтают об успехе представления, прилага­ют для этого все усилия. Но здесь, как и в любом большом деле, нужно помнить старую истину: если фундамент непрочен, то и зданию грозит разрушение. Если слабо разработан сценарно-режиссерский замысел, не­грамотно составлены план-сценарий и композиционно-постановочный план, то практически невозможно успешно провести и все подготови­тельные работы, и саму постановку массового спортивно-художествен­ного представления на стадионе. Это указывает на важнейшее значение всех тех вопросов, которые были рассмотрены в данной главе.

Вопросы для повторения:

1. Что такое композиционно-постановочный план представления?

2. Сравните графический, фотомакетный и смешанный методы раз­работки композиционно-постановочного плана представления.

3. В чем суть приемов обратного действия, прямого действия и возврата к исходному построению при разработке композиционно-постано­вочного плана представления? В каких случаях применяется каждый из них?

4. От чего зависит выбор исходного построения участников массо­вого номера? Какое значение имеет исходное построение участников для разработки композиционно-постановочного плана?

5. Какие приемы и почему должен использовать режиссер при раз­работке разных частей эпизода?

6. Какие существуют приемы составления рисунков построения уча­стников? В каких случаях применяется каждый из них?

7. Какие факторы влияют на выбор рисунков построения участни­ков в массовом номере?

8. Каковы особенности технологии разработки композиции массо­вого номера с групповым предметом?

9. Как, меняя продолжительность фрагментов массового номера, режиссер может направленно формировать его темпо-ритмический ри­сунок?

10. Что такое спортивно-хореографическая композиция? Каковы ее функции в представлении?

11. Как решается задача взаимодействия участников массового и встав­ного номеров эпизода?

12. Каковы особенности технологии разработки композиционно-по­становочного плана финала представления?

ГЛАВА 6

ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР

И ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА\


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь