Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сольные и групповые номера в композиции массовых спортивно-художественных представлений
Сольные и групповые (вставные) номера в массовых спортивно-художественных представлениях имеют свои особенности. Решая вполне определенные самостоятельные задачи, связанные с воплощением идейно-тематической основы замысла, они в то же время находятся в прямой зависимости от композиционного решения эпизода в целом. Успех их в равной мере зависит как от собственного содержания и исполнительского мастерства участников, так и от того, насколько умело они вмонтированы и показаны в общей композиции эпизода вместе с участниками массового номера. В зависимости от решаемых задач сольные и групповые номера в массовых спортивно-художественных представлениях делятся на две группы: нетематические и тематические. Главной задачей нетематических номеров является показ достижений в спорте или искусстве, а тематических - воплощение в действии средствами спорта и искусства определенной авторской мысли сценарно-режиссерско-го замысла. Казалось бы нет ничего проще для режиссера, чем показать высокое мастерство спортсменов или представителей искусства. Ведь как те, так и другие, всегда готовы к этой роли. Однако, как только возникает задача показать их на стадионе, да еще в одной композиции с участниками массового номера, сразу встает вопрос: как это сделать? Мастерство акробатов, например, можно показать просто на поле стадиона, вписав их в определенный рисунок построения участников массового номера, т.е. в условиях, привычных и для спортсменов, и для зрителей. Но можно и по 154 другому, например, как это было сделано в уже знакомом нам эпизоде " Мы - покорители космоса! ". В этом эпизоде акробаты и гимнасты выполняли упражнения на круглых металлических площадках, поднятых с помощью лестниц на пятиметровую высоту. А это было уже ново, интересно, оригинально. Другой вопрос: как на стадионе показать фрагмент всем известного классического балета " Лебединое озеро"? Вначале многим казалось кощунством выводить балет, да еще прославленного Большого театра, на стадион. Теперь мнение изменилось. Ушел в историю праздник закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, но видевшие это представление до сих пор с благодарностью вспоминают именно эпизод балета, оставивший яркий след в истории стадионных праздников не столько самим балетным искусством (фрагмент из 2-го акта балета в сокращенном виде специально для стадиона был поставлен Ю.Н.Григоровичем), сколько масштабным, стадионным образным решением эпизода в целом. В нем приняли участие 80 ведущих артистов балета страны и 10936 физкультурников. Таким образом, при разработке вставных номеров в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе перед режиссером-постановщиком всегда стоит очень сложная проблема подачи номера. Анализ лучших массовых постановок показывает, что эта проблема решается режиссерами двумя основными путями: ■ введением в номер оригинальных конструкций, необычных гимнастических снарядов или специально придуманных для этой цели предметов, которые с начала используются в упражнениях участников массового номера, а затем - в сооружении конструкций для вставного номера; • использованием возможностей участников массового номера в подаче вставных номеров. Практикой установлено, что первое направление предпочтительно в подаче спортивных номеров, а второе - номеров искусства. Например, в выступлениях гимнастов Центрального института физической культуры и спорта и Ленинградского института физической культуры им.П.Ф.Лесгафта на крупных Всесоюзных праздниках в течение ряда лет применялись оригинальные конструкции, так называемых, высотных гимнастических снарядов: брусья пятиметровой высоты, гимна-пические бревна, поднимающиеся на три метра над землей, перекладины семи-десятиметровой высоты, да еще в комбинации с русскими каче-I я ми или гимнастическими кольцами в каче. С помощью качелей или колец гимнасты совершали полеты, точно попадая в вис на высотные перекладины, и, выполнив на них достаточно сложные упражнения, со- 155 скакивали вниз на брезент, натянутый участниками массового номера. Большой успех имело выступление сильнейших гимнастов страны на празднике открытия Игр XXII Олимпиады в Москве. Здесь использовались конструкции, объединившие в единый комплекс несколько гимнастических снарядов: перекладину, брусья разной высоты, коня с ручками. На поле было установлено 24 таких конструкции, которые можно было нажатием специального рычага трансформировать из одного гимнастического снаряда в другой. Это вносило элемент неожиданности и выглядело очень эффектно. Таким образом, подача вставных номеров, особенно спортивных, часто связана с дополнительным выносом на поле различных конструкций, снарядов и т.п. Все это создает определенные трудности для режиссера в разработке композиции и сохранении темпо-ритмического рисунка эпизода в целом. Поэтому особый интерес вызывают массовые выступления, в которых основной предмет, выбранный для участников массового номера, позволяет одновременно решить и проблему подачи вставного номера. Это и интереснее, а главное - значительно дешевле. Вспомним еще раз выступление армейских спортсменов на празднике открытия II Спартакиады, с которым мы познакомились, когда шел разговор о замысле эпизода. Успех здесь был связан, прежде всего, с предметом - фанерным кубом. Вставной номер - выступление сильнейших акробатов Вооруженных Сил - решался в этой композиции просто и оригинально. Участники массового номера, выполнив упражнения с кубами, связывали их между собой в пять больших и прочных площадок, которые затем поднимали и держали над головой на вытянутых руках. Высота площадок получалась около 2, 5 метров. На центральной площадке акробаты исполняли сложные акробатические прыжки, а на четырех боковых площадках - акробатические пирамиды. Всего в этой части эпизода было занято 60 спортсменов и 1872 участника массового номера. Подобная подача вставных, особенно спортивных номеров, выполняемых фактически на уровне трюка, пусть даже не всегда сложного и рискованного, но обязательно оригинального и необычного, является специфической особенностью массовых спортивно-художественных представлений на стадионе. Не простым делом является разработка тематических вставных номеров, раскрывающих определенные смысловые задачи сценарно-режис-серского замысла. Как показывает практика, подобные номера в массовых спортивно-художественных представлениях решаются средствами как спорта, так и искусства. На празднике открытия II летней Спартакиады Дружественных Армий, проходившим на Центральном стадионе г.Киева в 1969 году, был, например, поставлен спортивный номер, который образно раскрывал одно из событий того времени: первый выход человека в открытый космос, выполненный на орбите космического корабля " Восход-2" космонавтом А.А.Леоновым. Интересна была подача этого тематического спортивного выступления. Во-первых, на поле дополнительно не вносилось никаких конструкций. Использовались только те предметы, с которыми выполнялись упражнения массового номера (пятиметровые дюралевые лестницы - 96 штук и дюралевые макеты ракет - 24 штуки высотой 5 метров и диаметром 0, 55 метра). С каждой лестницей работало 5 участников, а с макетом ракеты - 10 человек. Всего в массовом номере было задействовано 720 человек. Важно отметить, что предметы (каждую ракету и четыре лестницы) можно было соединить между собой в единую конструкцию. Во-вторых, в этом номере удачно использовался эффект внезапности. Неожиданно для зрителей ракеты с помощью лестниц " взлетали" вверх и из них появлялись гимнасты, исполнявшие роль космонавтов. Впрочем, и сам переход на космическую тему был неожиданным. Дело в том, что задача предшествующего массового номера заключалась в демонстрации мощи и могущества Вооруженных Сил страны, имеющих на вооружении такое грозное оружие, как ракеты. Эта идея передавалась посредством действий участников с громоздкими металлическими предметами, а также музыки. Массовый номер шел на финал 5-й симфонии П.И.Чайковского. С окончанием этой очень мощной и торжественной музыки все ракеты внезапно отрывались от земли (поднимались на лестницах) и, зависнув в горизонтальном положении, как бы начинали свой страшный полет к цели. И вдруг снова неожиданность. Возникала лирическая мелодия песни композитора Д.Д.Шостаковича о первом космонавте Ю.А.Гагарине " Родина слышит" и одновременно с этим открывались люки всех ракет и из их появлялись 24 гимнаста. Такая резкая перемена темы выводила зрителей на мысль, что это грозное оружие - ракеты - в нашей стране служит не для войны, а для защиты мира и прогресса человечества. Что же касается гимнастов, то они, используя специальные поручни в верхней части " горизонтально летящих ракет", выполняли сложные и рискованные гимнастические упражнения. Перед зрителями как бы повторялся подвиг А.А.Леонова, но ставший теперь доступным для многих (см. рис. 54а, 546). Следующий пример также связан с выступлением колонны армейских спортсменов, но уже на празднике открытия III Спартакиады в 1963 году в Лужниках. Тогда впервые в истории массовых представлений было 157 задумано сбросить на стадион группу парашютистов. С точки зрения уровня мастерства спортсменов-парашютистов не было никаких сомнений, что они смогут выполнить задачу. Постановщиков волновало другое, а именно: под каким предлогом это сделать, как преподнести это действие зрителям. Конечно, можно было пойти на самый простой вариант, т.е. показать выброску парашютистов на стадион как обычный спортивный номер, например, с задачей, кто точнее приземлится в заданную точку. Однако, учитывая офомную популярность в те годы достижений и событий, связанных с покорением космоса, пришло решение посвятить этот номер именно космической теме. Несмотря на то, что к тому времени в космосе побывал только второй человек в мире (космонавт Г.С.Титов), всем очень хотелось ускорить события по завоеванию космоса. Все ждали новых подвигов. Учитывая это общее настроение народа, было решено как бы опередить реальные события и вместе со всеми зрителями и участниками помечтать о полетах на другие планеты и, в частности, на Луну. В итоге родился следующий замысел: в прологе эпизода запустить ракету с шестью космонавтами " на Луну", а в финале сбросить шесть парашютистов, но теперь уже в роли космонавтов, как бы побывавших на Луне, выполнивших задание, а сейчас благополучно возвратившихся на Землю. Таким образом получалось, что " запуск шестерки космонавтов на Луну" и возвращение их с парашютами на Землю становилось стержневым действием эпизода в целом. Для воплощения этого замысла специально была изготовлена ракета из аэростатной ткани (высота - 12 метров, диаметр - 2, 5 метра).Ракега наполнялась гелием, имела особые подкрылки для стабилизации положения во время полета и в хвостовой части была снабжена необходимыми пиротехническими средствами, символизирующими при запуске и полете работу двигателей. Пусковая площадка сооружалась с помощью двух предметов, с которыми затем - уже после запуска ракеты - выполнялись упражнения массового номера. Один предмет - щит из 10-миллиметровой фанеры размером 1 х 1, 2 м. С каждой короткой стороны щит имел по две металлические скобы в виде крюков. Одна поверхность щита была стального цвета, другая - красная. Всего было задействовано 256 таких щитов, с каждым из которых работала группа участников из 4-х человек. Другой предмет - металлическая лестница длиной 5 метров и шириной 0, 6 метра. С одной стороны лестницы имели наварные металлические стаканы, с помощью которых их можно было соединять между собой. Всего использовалось 80 лестниц из расчета по 5 участников на каждую. 158 При построении пусковой площадки каждые четыре лестницы соединялись друг с другом и образовывали 20-метровые опоры. Всего получалось двадцать таких опор. Участники держали их ребром на плече. В то же время участники со щитами заходили между лестницами и накладывали щиты сверху на лестничные опоры. С помощью крюков щиты связывали все опоры в единую очень прочную площадку, которая опиралась на плечи участников с лестницами и поддерживалась участниками, работающими со щитами (см. рис. 55). Пусковая площадка располагалась в центре поля стадиона. Она состояла из двух сегментов (20 х 10 м. каждый) с расстоянием между ними 6 м. В этот промежуток заезжала специально оборудованная грузовая автомашина с горизонтально лежащей на специальном подвижном желобе ракетой. Встав в центре, ракета медленно поднималась в вертикальное положение для пуска. При этом всем становилась видна яркая надпись на корпусе ракеты: " На Луну". Затем 6 космонавтов, торжественно приветствуя зрителей, поднимались один за другим к входному люку ракеты и как бы входили в нее (см. рис. 56). Фактически же, поднявшись по трапу, они спускались в специально оборудованный в желобе трюм, а оттуда - в кузов автомашины, прячась под брезентом. После " посадки космонавтов" машина покидала поле, а готовая к старту, вертикально стоящая ракета оставалась на пусковой площадке, поддерживаемая специальными тросами. Вся подготовка к старту, т.е. выезд ракеты, " посадка космонавтов", отъезд автомашины, осуществлялась на песню композитора О.Фельцма-на " У нас еще до старта 14 минут". Запуск производился по всем правилам. Подавались специальные команды, делался отсчет времени, включался в записи мощный рев двигателей при взлете. А если учесть, что при этом срабатывали пиротехнические средства самой ракеты, то создавалось полное впечатление настоящего пуска. Пока ракета, оставляя огненно-дымовой след, медленно уходила в высь неба, участники с лестницами разбегались вправо и влево на фланги поля, а участники со щитами выстраивались в центре арены в построении 16 х 16 щитов, т.е. происходила подготовка к началу массового номера с лес- шицами и щитами. После такого очень мощного и запоминающегося тематического начала-пролога, задающего тему эпизода, прыжки парашютистов в финале воспринимались как " возвращение космонавтов с Луны". Тем более, что " космонавты" и парашютисты были одеты в одинаковые костюмы оранжевого цвета и головные уборы, похожие на скафандры (см. рис. 57). 159 Сложность этого трюка, а иначе его не назовешь, заключалась в том, что прыжки с парашютом производились не на свободное футбольное поле стадиона, а были точно завязаны с финальным действием двухтысячной массы участников, находившихся в это время на поле. Таким образом, своевременное и точное приземление парашютистов-" космонав-тов" в центр финального построения становилось обоснованным по смыслу и совершенно понятным для зрителей завершающим действием с точки зрения как тематического, так и пластического решения эпизода. Что касается номеров искусства, то их включение в массовые спортивно-художественные представления на стадионе диктуется в большинстве случаев решением тематических задач. Хотя, если вспомнить праздник закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, то классический балет, цирк, хореографический номер преподносились гостям и участникам Фестиваля в Москве, как памятные подарки - сувениры. Однако и здесь каждый номер имел свой смысл и свое решение. Так, в основе подачи фрагмента из балета " Лебединое озеро" лежало образное решение. Цирк подавался как яркий, красочный дивертисмент, состоящий из каскада очень сложных и разнообразных трюков, исполняемых на арене и в воздухе выдающимися цирковыми артистами, а хореографический номер " Русский сувенир" - как ожившая лубочная картинка с выставки. Наиболее частой гостьей в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе является хореография. Объясняется это ее широкими возможностями в решении различных тематических задач. Оставили свой след в истории жанра блестящие хореографические сюиты и номера, поставленные в разное время такими известными мастерами, как И.А.Моисеев, Р.В.Захаров, М.С.Годенко, И.М.Шаповалов и др. " Цвети, наша молодость", " Дружба народов", " Времена года", " За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу" - вот темы только некоторых массовых хореографических постановок, которые ярко продемонстрировали тематические возможности танца на стадионе. Увлечение в конце 70-х - начале 80-х годов юбилеями городов, проведение в связи с этим масштабных стадионных праздников, поставило перед режиссерами-постановщиками новые задачи, связанные с художественным воплощением исторических фактов и современных событий жизни городов-юбиляров. Опыт постановки таких крупных праздников, как 1500-летие г.Киева (1982 г.) и 2000-летие г.Ташкента (1983 г.), показал огромные возможности в решении этих задач, так называемых, спортивно-хореографических композиций, которые с полным основанием можно считать массовыми одноактными народными балетами. Каждая такая композиция имела свою драматургию, героев, действующих лиц, для нее специально создавалась музыка. Спортивно-хореографическая композиция " Навеки вместе! " (главный балетмейстер К.Василенко, композитор К.Доминчен) состояла из трех картин: " Былина о Киеве", " Колокола братания", " Три наций великих, три народа". В ней принимало участие более 2000 человек (действующие лица - Ярослав Мудрый и Богдан Хмельницкий со своими свитами, основатели города: Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь, а также 700 профессиональных и самодеятельных танцоров и 1500 физкультурников). Художественный фон, располагавшийся на трибуне стадиона, включал еще 10000 человек. Спортивно-хореографическая композиция " Восточная легенда" (главный балетмейстер И.Исмаилов, композитор А.Мансуров) рассказывала об основных этапах истории Ташкента, дружбе узбекского народа с русским. Композиция состояла из трех частей: " Древний Восток", " Великая борьба", " Разбуженный Восток". В ней приняли участие 400 танцоров самодеятельных коллективов г.Ташкента, более 2000 девушек-физкультурниц и художественный фон на трибуне в количестве 6000 человек. Практика показывает, что как бы интересно и оригинально ни был задуман сам вставной номер, он может не получиться, если режиссер-постановщик не знает, что при этом делать с участниками массового номера, находящимися на поле стадиона. Поэтому увязка действий участников вставного и массового номеров является для режиссера важнейшей задачей в решении общего замысла эпизода. Здесь должны быть учтены и различная степень подготовленности участников, и наиболее логичное их взаимное расположение, и вопросы выделения из массы главного действующего лица, т.е. участников вставного номера. А если еще учесть, что многие вставные номера связаны с использованием различных конструкций и спортивных снарядов, то весьма существенными становятся и вопросы монтажа с другими частями представления. При разработке композиционно-постановочного плана режиссер-постановщик, выделяя в общей композиции участников вставных номеров, должен также точно определить роль и задачи участников массового номера. Именно в этой части эпизода роль участников массового номера резко меняется: из главного действующего лица они превращаются во второстепенное, уступая роль солиста участникам вставных номеров. При этом, несмотря на то, что количество участников массового номера, может в десятки, даже в сотни раз превышать число солистов, они должны располагаться в общей композиции и действовать так, чтобы, с одной стороны, не отвлекать внимание зрителей на себя, а с другой - в меру дополнять солирующую группу, создавая тем самым общую гармонию действий на поле. Роль участников массового номера в подаче вставных номеров в принципе похожа на роль фонирующей группы в массовых спортивно-художественных представлениях. Действуя на втором плане и создавая фон для вставного номера, участники массового номера, как правило, имеют очень простые построения, как по рисунку, так и по композиционному решению. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы