Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иогическая мудрость: махасамадхи



«В новом перерождении человек станет тем, о чем он думал во время своей смерти», — утверждал Лахири. Год от года миллионы людей умирают, нисколько не задумываясь о том, как следует расставаться с телом. Опытные йоги, для того чтобы осознанно покидать материальную оболочку, прибегают к технике, известной под названием махасамадхи. В связи с этим Йогирадж предписывал осознанный выход через Кутастху как залог освобождения от будущих воплощений. По его словам, это осуществляется через выполнение пранаямы или перенос энергии в Кутастху и затем выполнение омкар-крийи в момент разлучения с телом.

До нас дошли многочисленные описания опыта махасамадхи, оставленные разными мастерами. Кабир говорил: «Тот, кто умрет в Рамадваре, никогда не родится снова». Рамадвар («дом Бога») — это звезда Кутастхи. Йог, видевший звезду Кутастхи в момент смерти, становится махатмой («великой душой»); это почетный титул святого человека.

В действительности каждый из нас является частью Единого Духа, или Бога. Три тела, составляющие человеческое существо, заперты в ловушке пространства и времени. Эти тела сохраняют воспоминания и преставления об обособленности нашего существования. При правильном выполнении маха-самадхи уничтожается как физическая оболочка, так и то, что ее порождает, и тем самым пресекается всякая возможность возвращения в этот мир. Главная цель йоги достигнута. Мы входим в трансцендентное состояние и пребываем в нем вечно.

 

 

ПОСВЯЩЕНИЕ

В СЕДЬМУЮ КРИЙЮ

Уроки 32 и 33

 

 

УРОК 32. БЕЗМОЛВНАЯ

МИКРО-ТРИБХАНГА-КРИЙЯ

Человек способен совершить все,

что только пожелает.

Шьяма Чаран Лахири

 

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: микро-самантрак, первый этап шестой омкар-крийи, первый этап седьмой крийи, седьмая крийя I, ОК-6-1.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: трибханга-тхокар-крийя.

Седьмая крийя — заключительная часть стандартного набора техник, созданного Лахири. Она представляет собой усовершенствованную пятую крийю и включает два этапа: 1) микро-трибханга безмолвная и 2) микро-трибханга мантрическая. В рамках данного урока мы рассмотрим только безмолвный вариант. Задача данной практики — полностью стабилизировать энергию Кундалини.

В этих техниках используется воображаемая фигура, называемая микро-трибхангамурари. По сути, она имеет ту же форму, что и Трибхангамурари, но отличается очень малым размером и размешается в каждой чакре. Ее следует представлять себе величиной около двух с половиной сантиметров.

Выполнение

1. Перед началом практики выполните нави-крийю, крийя-пранаяму и 12 циклов тхокар-трибхангамурари (третий этап пятой омкар-крийи).

2. Поднимите язык в кхечари-мудру и сконцентрируйтесь на Бхрумадхье.

3. Сделайте полный вдох до комфортного состояния продолжительностью в пять секунд, поднимая прану из Муладхары в Аджню. Задержите дыхание и подождите несколько секунд, пока энергия не стабилизируется в этой чакре. Удерживайте энергию в Бхрумадхье на протяжении всего упражнения.

4. Не переставая удерживать дыхание, при помощи «зеркала» Аджни направьте взгляд вниз в Муладхару. Визуализируйте чакру как горизонтальный диск диаметром около 2, 5 сантиметров с изображенной на нем уменьшенной копией пути Трибхангамурари (см. рис. 47).

5. Направьте внимание из точки 1 на задней стороне чакры в точку 2 на передней, как будто шариковой ручкой с нажимом проводите прямую линию. Затем с таким же умственным нажимом вернитесь из точки 2 в точку 1, но на этот раз обводя линию Трибхангамурари. Время на выполнение этого действия не ограничивается. По мере движения внимания по пути Трибхангамурари совершайте микродвижения позвоночником (сначала вперед, затем влево, вправо, снова влево, вправо и, наконец, в центр).

6. Повторите шаги 4—5 в Муладхаре в общей сложности три раза.

7. Выполнив три повторения в Муладхаре, расслабьтесь и без усилия выдохните, позволяя пране вернуться в первую чакру.

8. Повторите шаги 2 — 7 в Свадхиштхане.

9. Повторите шаги 2 — 7 в Манипуре.

10. Повторите шаги 2 — 7 в Анахате.

11. Повторите шаги 2 — 7 в Вишудцхе.

12. Повторите шаги 2 — 7 в Бинду.

13. Повторите шаги 2 — 7 в Медулле.

14. Повторите шаги 2 — 7 в восьмой точке пути Трибхангамурари.

15. Повторите шаги 2 — 7 в девятой точке.

16. Повторите шаги 2 — 7 в десятой точке.

17. Повторите шаги 2 — 7 в одиннадцатой точке.

18. Повторите полный цикл упражнения (шаги 2 — 17) в общей сложности 12 раз.

19. После выполнения 12 циклов медитируйте на свет Кутастхи.

Примерное расписание занятий

Техника

Уровень

1 2 3 4 5 6 7 8

Основное расписание (количество циклов)

Нади-шодхана* 3 3 3 3 3 3 3 3
Уджайи-пранаяма* 3 3 3 3 3 3 3 3
Талабья- крийя 50 50 50 50 50 50 50 50
Маха-мудра 3 3 3 3 3 3 3 3
Нави-крийя 4 4 4 4 4 4 4 4
КП-1 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24
КП-2 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24
КП-3 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24
Тхокар- крийя 12 12 12 12 12 12 12 12
Микро-трибханга I 36 72 108 144 180 216 252 288
Трибханга безмолвная 25 25 25 25 25 25 25 25
Ментальная крийя от 24 от 24 от 24 от 24 от 24 от 24 от 24 от 24

Перед сном

Маха-мудра 3 3 3 3 3 3 3 3
Крийя с коротким дыханием 12 12 12 12 12 12 12 12
Йони-мудра 1 1 1 1 1 1 1 1

* Факультативно.

Что дальше?

Посвятите практике микро-самантрака, или первому этапу седьмой крийи, шесть месяцев, затем переходите ко второму этапу.

Йогическая мудрость: ЮГИ

Лахири принадлежит довольно простое и весьма неожиданное толкование учения о югах (То есть о космогонических эпохах (сапскр. юга). Сатья-югу иногда называют Крита-югой. — Прим, ред.), изложенного в Бхагавадгите:

В Сатья-югу люди владеют Кутастхой — внутренним «Я».

В Трета-югу видят Кутастху.

В Двапара-югу достигают счастья через практику крийи.

В Кали-югу проходят посвящение в крийю (Ману-самхита, 1: 86.).

Изначально под югами понимали всего лишь единицы измерения времени, но в более поздних текстах они рассматривались уже как периоды расцвета и упадка человеческих добродетелей. Относительно недавно свое толкование смены юг предложил Свами Шри Юктешвар в книге «Святая наука», впервые увидевшей свет в 1894 году. Несколькими годами раньше была опубликована работа Йогираджа Шьямы Чарана Лахири «Ману-самхита, или комментарии к Законам Ману», однако неизвестно, знал ли Шри Юктешвар о ее существовании, — он ни разу не упоминал ее, и его собственный труд содержит в корне отличный и крайне спорный взгляд на проблему. В частности, он делает три весьма сомнительных утверждения:

1. Продолжительность юг измеряется в земных годах, а не в годах богов.

2. Процесс смены юг связан с предварением равноденствий (прецессией). Хотя длительность периода предварения равноденствий, согласно последним вычислениям, составляет 25 772 года, Юктешвар уверяет, что это число есть результат ошибки в расчетах и на самом деле период прецессии длится ровно 24 000 лет. Такое расхождение в цифрах мыслитель объясняет попеременным ускорением и замедлением вращения Земли.

3. Предварение равноденствий обусловлено вращением Солнца вокруг некой еще неизвестной звезды.

Первое спорное положение Юктешвара состоит в том, что в Законах Ману продолжительность юг исчисляется якобы не в годах богов, но в годах людей. Один божественный год, как известно, равен 360 земным годам. В предложенной ниже таблице показана разница между системой Юктешвара и общепринятыми представлениями и вычислениями, содержащимися в поздних индийских текстах.

Юга Продолжительность в общепринятом представлении Продолжительность в представлении  Шри Юктешвара
Кали 432 000 1200
Двапара 864 000 2400
Трета 1296 000 3600
Сатья (Крита) 1 728 000 4800

В оригинальном тексте Законов Ману (ок. 1500 г. до н. э.) действительно сразу бросается в глаза неоднозначность в обозначении единиц времени, поэтому вполне естественно, что Юктешвар пришел к таким заключениям. Далее приводится фрагмент первой главы Законов (Пер. С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. — Прим. ред.):

65. Солнце отделяет день и ночь — человеческие и божественные; ночь [предназначена] для сна живых существ, день — для совершения дел.

66. У предков день и ночь — месяц, но разделенный на две половины: темная — день для совершения дел, светлая — ночь для сна.

67. У богов день и ночь — [человеческий] год, опять разделенный надвое: день — период движения Солнца к северу, ночь — период движения к югу.

68. Теперь выслушайте вкратце, каков размер ночи и дня Брахмы и веков.

69. Сказали, [что] четыре тысячи лет [составляют] век Крита; сумерки, предшествующие ему, [имеют] столько же сотен [лет], сумерки последующие — столько же.

70. В другие три [века] с их сумерками — предшествующими и последующими — тысячи и сотни уменьшаются на единицу [в каждом случае].

71. Эти двенадцать тысяч [лет], только что упомянутые как сумма четырех [человеческих] веков, называются веком богов.

72. Да будет известно, что сумма тысячи божественных веков — один день Брахмы, столько же — ночь.

73. Те [лишь, которые] знают, что святой день Брахмы оканчивается по [прошествии] тысячи веков [богов] и ночь такова же, [суть именно] люди, знающие, [что такое] день и ночь.

В стихе 69, как мы видим, действительно не указывается, о каких именно годах идет речь.

Поскольку Законы Ману легли в основу более поздних писаний, затрагивающих тему юг, предположение Юктешвара о том, что указанные промежутки времени измеряются в земных годах, а не божественных, кажется прочно обоснованным.

С практической точки зрения, если юги связаны с упадком и подъемом духовных качеств человека, то временные промежутки протяженностью в миллионы лет не имеют для нас никакого значения, ибо история человечества охватывает несоизмеримо более короткий срок. Но даже если предположить, что люди появились на Земле гораздо раньше того времени, на которое указывают данные археологии, новейшая история свидетельствует о том, что типы мышления и цивилизации сменяют друг друга намного более быстрыми темпами. И может оказаться, что 24 000 лет — это слишком много.

Теперь рассмотрим следующее утверждение Шри Юктешвара, согласно которому предварение равноденствий связано со сменой юг и продолжительность цикла прецессии на самом деле составляет не 25 772 года, а ровно 24 000 лет. 7% — разница более чем ощутимая. Мы не наблюдаем настолько значительного замедления вращения Земли, происходящего, по словам мыслителя, во время восходящей фазы смены юг, которое могло бы нивелировать разницу в числах. Вращение Земли действительно замедляется. Средняя продолжительность дня за прошедший век увеличилась на 17 миллисекунд. Если допустить, что Земля замедляется линейно, значит, день за 12 000 лет увеличился чуть более чем на две секунды. Но как бы то ни было, продолжительность года измеряется не в днях, но в периодах от солнцестояния до солнцестояния. Даже если бы скорость вращения Земли снижалась на 1% в год, продолжительность года не изменилась бы, потому что она определяется отнюдь не долготой дня, а радиусом орбиты. Для того чтобы гипотеза Юктешвара была истинной, необходимо, чтобы наша планета то удалялась от Солнца, то приближалась к нему каждые 24 000лет. Такое предположение противоречит фундаментальным законам физики и данным всех лабораторных и естественных наблюдений, проводившихся испокон веков, но Юктешвар и не выдвигает его для объяснения своей теории.

Рассматриваемая гипотеза несостоятельна даже сточки зрения элементарной логики. А все дело, возможно, в том, что Шри Юктешвару, по его собственному признанию, совершенно не давалась наука и он бросил колледж из-за трудностей на первом же году изучения физики, решив после этого, что занятия астрологией больше подходят его темпераменту.

Итак, у нас остается три возможных варианта объяснения: 1) продолжительность юг на 1% больше, чем ошибочно указано в Законах Ману; 2) смена юг никак не связана с предварением равноденствий; либо 3) изложенное в Законах Ману представление о югах ошибочно. До того как Шри Юктешвар написал •Святую науку», ученые никогда не проводили параллели между предварением равноденствий и югами — откровенно говоря, потому, что даже в древности было известно, что прецессии происходят намного быстрее, чем смена юг, полный цикл которой длится несколько миллионов лет.

И третье спорное положение Юктешвара заключается в том, что юги, предварение равноденствий и духовное состояние человечества связано с движением нашего Солнца вокруг некой еще не обнаруженной звезды. (Есть мнение, что этим «Центральным Солнцем» является звезда Альциона, находящаяся на расстоянии 400 световых лет от нас.)

Здесь следует внести ясность. Науке еще только предстоит открыть эту звезду; и если она вообще существует, она должна находиться намного дальше от Солнца, а период обращения, соответственно, быть гораздо больше, чем 24000 лет. Кроме того, гипотетическое светило непременно представляет собой коричневый карлик, а следовательно, обладает очень слабой гравитацией. Впрочем, гравитация этой звезды и не может быть сильной, так как в противном случае мы бы уже давно ее обнаружили.

Однако гвоздем в гроб теории Юктешвара станет не то, что такой звезды не существует, а тот факт, что она никоим образом не может быть причиной предварения равноденствий. Уже с давних пор прецессию рассматривают как следствие притяжения Солнца, Луны и в незначительной степени других планет Солнечной системы. Это представление является общепринятым с момента выхода в свет монументального труда Исаака Ньютона «Начала» (1687). Когда на крутящееся тело перестают воздействовать внешние силы, оно продолжает вращаться в прежнем направлении, а его ось всегда будет направлена в одну и ту же точку пространства. Чтобы наблюдать это явление, запустите волчок. Когда ось наклонится, вы заметите, что он начнет прецессировать, то есть описывать верхней точкой небольшие круги. В случае с волчком прецессия объясняется силой земного тяготения. Аналогичным образом прецессия земной оси вызвана гравитацией Солнца и Луны. Не существует иной силы, обусловливающей рассматриваемое явление. И это единственное, в чем у нас нет никаких сомнений.

Поэтому, если гипотетическая звезда все-таки оказывает заметное влияние на прецессию земной оси, следовательно, ее гравитационное воздействие на Землю составляло бы по меньшей мере некоторую долю воздействия со стороны Солнца и Луны. Однако из наблюдений мы знаем, что это не соответствует действительности — достаточно посмотреть на приливы и отливы. К тому же выводу мы придем, рассматривая орбиты планет Солнечной системы. Солнце вращается вокруг ядра галактики с орбитальным периодом, равным 250 миллионам лет. Существуют также мнения, что мы вертимся вокруг витка Галактики или некоего «Центрального Солнца», такого как Альциона, но это бы не осталось незамеченным, поскольку для того, чтобы совершить один оборот за 24 000 лет, нам пришлось бы двигаться со скоростью, равной десятой части скорости света.

Таким образом, ни одно из предположений, выдвинутых Шри Юктешваром и другими мыслителями, не может объяснять наблюдаемое явление прецессии, которое, очевидно, обусловлено гравитационным воздействием со стороны Солнца и Луны. Идея Юктешвара, что мы то приближаемся к ядру галактики, то удаляемся от него, ни в малейшей степени не подтверждается наблюдениями. Третье положение его теории не просто нелогично, но и противоречит всем фундаментальным законам физики и результатам тщательных многовековых наблюдений. Окончи Юктешвар курс физики, он бы понимал это не хуже нас.

Но, быть может, гипотеза Юктешвара о югах верна хотя бы отчасти? Да. По-видимому, более вероятно, что продолжительность юг исчисляется все-таки тысячами лет, а не миллионами. Но попытка астролога увязать юги с предварением равноденствий, безусловно, несостоятельна, и не только в силу отсутствия временной шкалы, но и просто потому, что это нарушило бы обоснованные физические законы. Такое предоположение идет вразрез не только с фундаментальной наукой, но и с элементарной логикой и простыми наблюдениями, которые может провести каждый, просто запустив юлу, заглянув в любительский телескоп или измерив уровень приливов и отливов.

Но если предположение Юктешвара о попеременном приближении и удалении Солнечной системы от места Брахмы неверно, то чем же в таком случае объясняются периоды расцвета и упадка человеческой добродетели? С точки зрения науки, это явление всецело определяется воздействиями, которым человечество подвергается на протяжении всей своей истории. По мере того как научно-технический прогресс облегчает борьбу за выживание, люди скорее глупеют, нежели умнеют. В Законах Ману учение о югах приводится для того, чтобы ответить на вопрос: «Почему человек становится менее духовным? Почему он становится более материальным? ». А истинная причина заключается, скорее всего, не в скрытом, незримом излучении, исходящем из центра галактики, а в развитии технологии и сельского хозяйства, в результате которого человек все меньше полагается на свой внутренний голос. Теперь людей занимают логические обертки материального мира. В былые времена мы доверяли интуиции, которая указывала нам пору охоты и жатвы, ныне мы прибегаем к календарям и расчетам, чтобы управлять потоком воды. Сейчас приходится кормить больше ртов и меньше времени остается на размышление над духовными вопросами. Когда-то интуиция была необходимостью, теперь же, в эпоху материального изобилия, она стала роскошью.

В заключение зададимся очень важным для нас, крийя-йогов, вопросом: имеет ли цикличная смена эпох хоть какое-то значение? Отпущенный нам срок земной жизни настолько мал, что ответ очевиден: нет, не имеет. Конечно, понятие повторяющихся юг позволяет человеку почувствовать себя немного увереннее в непостоянном, изменчивом мире, и именно для этого оно вводится в Законах Ману. Однако крийябану не пристало стремиться к этому чувству, наслаждаться им. Он должен интересоваться лишь тем, что служит исполнению садханы. И здесь мы видим, насколько гениально Лахири истолковывает учение о югах. Только крийя есть истина, все остальное — ложь. Не верьте ничему вне вас самих, даже если оно рядится в мантию свами и провозглашает себя аватарой.

 

УРОК 33.

МАНТРИЧЕСКАЯ

МИКРО -ТРИБХАНГА – КРИЙЯ

 

 

Я — Махадева, первопричина.

Шьяма Чаран Лахири

 

 

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: микро-самантрак; второй этап шестой омкар-крийи; второй этап седьмой крийи; седьмая крийя II; ОК-6-2.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: безмолвная микро-трибханга-крийя.

После того как энергия Кундалини поднимется, мы стабилизируем ее в чакрах при помощи мантрической микро-трибханга-крийи. Данная техника похожа на безмолвную микро-трибханга-крийю с тем отличием, что на этот раз в каждой точке пути Трибхангамурари мысленно произносится соответствующий слог мукти-мантры. Кроме того, здесь требуется более глубокая концентрация внимания по сравнению с первым этапом и не совершается никаких физических движений. При правильном выполнении рассматриваемое упражнение также является чрезвычайно эффективным средством повышения уровня осознанности.

Выполнение

1. Сначала выполните крийя-пранаяму, нави-крийю и 12 циклов трибханга-тхокар-крийи.

2. Поднимите язык в кхечари-мудру.

3. Сделайте полный вдох до комфортного состояния продолжительностью в пять секунд, поднимая прану из Муладхары в Аджню. Задержите дыхание и подождите несколько секунд, пока энергия не стабилизируется в этой чакре. Удерживайте энергию в Бхрумадхье на протяжении всего упражнения.

4. Не переставая удерживать дыхание, при помощи «зеркала» Аджни направьте взгляд вниз в Муладхару. Визуализируйте чакру как горизонтальный диск диаметром около 2, 5 сантиметров с изображенной на нем уменьшенной копией пути Трибхангамурари (см. рис. 48).

5. Как и в безмолвной микро-трибханга-крийе, следуйте по изображенной на диске линии Трибхангамурари, но теперь в каждой из 12 точек мысленно проговаривайте соответствующий слог мукти-мантры (Ом- На-Мо-Бха-Га-Ва-Те-Ва-Су-Де-Ва-Йя). Выполняйте это действие с глубокой концентрацией внимания и не спешите. Звучание каждого слога производит в чакрах более сильную энергетическую пульсацию, чем на первом этапе седьмой крийи. Все перемещение должно занимать около 12 секунд. Не забывайте удерживать энергию в голове и сохраняйте полную неподвижность.

6. Повторите шаги 4—5 в Муладхаре в общей сложности три раза.

7. Выполнив три повторения в Муладхаре, расслабьтесь и без усилия вы дохните, позволяя пране вернуться в первую чакру.

8. Повторите шаги 2—7 в Свадхиштхане.

9. Повторите шаги 2—7 в Манипуре.

10. Повторите шаги 2—7 в Анахате.

11. Повторите шаги 2—7 в Вишуддхе.

12. Повторите шаги 2—7 в Бинду.

13. Повторите шаги 2—7 в Медулле.

14. Повторите шаги 2—7 в восьмой точке пути Трибхангамурари.

15. Повторите шаги 2—7 в девятой точке.

16. Повторите шаги 2—7 в десятой точке.

17. Повторите шаги 2—7 в одиннадцатой точке.

18. Повторите полный цикл упражнения (шаги 2—17) для начала 12 раз, затем каждую неделю увеличивайте число повторений на 12, пока оно не достигнет 144.

19. После выполнения необходимого количества циклов медитируйте на свет Кутастхи.

 

Примерное расписание занятий

Т ехника

Уровень

 

 1  2 3 4  5  6  7  8

Основное расписание (количество циклов)

Нади-шодхана* 3 3 3 3 3 3 3 3 Талабья-крийя 50 50 50 50 50 50 50 50 Маха-мудра 3 3 3 3 3 3 3 3 Нави-крийя 4 4 4 4 4 4 4 4 КП-1 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 КП-2 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 КП-3 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 Тхокар-крийя 12 12 12 12 12 12 12 12 Микро-трибханга безмолвная 36 72 108 144 180 216 252 288 Микро-трибханга мантрическая 25 25 25 25 25 25 25 25 Ментальная крийя от 24 от 24 от 24 от 24 от 24 от 24 от 24 от 24

Перед сном

Маха-мудра 3 3 3 3 3 3 3 3 Крийя с коротким дыханием 12 12 12 12 12 12 12 12 Йони-мудра 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата начала занятий                

* Факультативно.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь